Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Шестикрылый Серафим (фрагмент). 1904 г.
Автор: Врубель М. А.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
07:21 / 11.11.2021

Печальный демон
В Государственной Третьяковской Галерее (помещение на Крымском валу) открылась масштабная выставка произведений Михаила Врубеля (1856-1910 гг.). Встречает нас хрестоматийная «Царевна - Лебедь», в которой заключена вся тайна Врубеля - тут и добрая сказка, и языческий демонизм, и жизнь, и слёзы, и любовь. Впрочем, на поверку - никакой магии.

«Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой» 

Михаил Лермонтов «Демон»

«Врубель для большинства людей, даже очень внимательно следящих за русской живописью, остаётся до сих пор загадкой», - сказал когда-то Александр Бенуа.

Прошло более ста лет, но споры не умолкают - по сию пору кому-то кажется, что Врубель - дутая величина, дилетант и, наконец, психически больной человек со склонностью к эпатажу.

Один из флагманов Серебряного века, Михаил Врубель оказался его могильщиком. Демон или - ангел? Конъюнктурщик, словивший дуновение века или же - уникальный творец, видевший все оттенки пространства и времени?

В нём два начала - дьявольское исступление и библейская умиротворённость. Эта нездоровая двойственность, в принципе, характерная для Ар Нуво, была присуща Врубелю, как никому из его коллег.

Художника поругивали за разрушение канона, тогда как Врубель подошёл к нему гораздо ближе, чем уныло-точные классицисты, умевшие закруглить подбородок Афине и пяточку - Ахиллесу.

«У Коровина я познакомился с Врубелем, - вспоминал Александр Головин, - Мне всегда казалось непостижимым, как люди не замечали удивительной «классичности» Врубеля. Я не знаю, каким другим словом можно выразить сущность врубелевского искусства».

На протяжении всего XX столетия Врубель то подвергался забвению, то входил в моду - так, он сделался актуален среди интеллигенции 1970-х г.

и альбом с репродукциями его картин занимал достойное место - рядом с поэзией вагантов, прозой Акутагавы и журналом "Америка", а признаваться в «непонимании» Врубеля было нельзя - оно приравнивалось к серости.

Неслучаен и анекдот, высмеивавший простонародный ум «пятизвёздочного» генсека: «- Что за художник? -Врубель. -В рубль? Хорошая картина и недорого!»

В детстве меня поразила иллюстрация к "Анне Карениной" - ополоумевшая мать выдёргивает из кровати полусонного ребёнка. Визит Анны к Серёже. Диковинная чёткость в трактовке образа - не ласковая нежность, а - истерика.

Художнику было всего двадцать два года, когда он это начеркал. Неужто гений?

Однако Бенуа так не считал: «Врубель не гений и он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности только чуждые ему сферы.

Врубель вечно “гениальничает” и только досадливо вредит этим своему чудному дарованию». В любом случае о нём всё ещё дискутируют.

В Государственной Третьяковской Галерее (помещение на Крымском валу) открылась масштабная выставка произведений Михаила Врубеля (1856-1910 гг.).

Встречает нас хрестоматийная «Царевна - Лебедь», в которой заключена вся тайна Врубеля - тут и добрая сказка, и языческий демонизм, и жизнь, и слёзы, и любовь. Впрочем, на поверку - никакой магии.

Всё - проза. Это - портрет жены художника - Надежды Ивановны Забелы. Оперная дива, чистейшее сопрано, вызывавшее трепет у суровых критиков, она явлена Царевной-Лебедью из "Сказки о Царе-Салтане" Римского-Корсакова.

Современники утверждали, что сходства с Надеждой Забелой здесь нет. В этом можно убедиться и теперь, глядя на фотографии певицы. Врубель написал иное - мечту о царевне, грёзу.

Ему удалось невозможное - отгадать великий секрет мифической героини. У неё - испуганные глаза, словно она только что была птицей, но вот уже - прекрасная девушка. Художник поймал её в момент превращения. Крылья -трепещут, и хрустальный венец полыхает в лучах заходящего солнца.

…Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в небогатой, но порядочной дворянской семье. Тут все служили государю, несли тяготы бытия, исполняли приказы.

Мать скончалась, когда Мишеньке не было и пяти лет - всем в доме заправляла мачеха, питерская немка по фамилии Вессель. К счастью, она оказалась добра, хотя и по-тевтонски холодновата. Будущий «демон» учился рисовать, листая картинки в шикарно иллюстрированных журналах.

Блестящая учёба в гимназиях (петербургской, потом - в одесской) и занятия в Обществе поощрения художников сформировали его знания, вкус, критический разум.

О карьере художника дворянский мальчик и не помышлял - его прочили в юристы. Профессия адвоката считалась модной, а барышни гадали: кто лучше в качестве жениха - офицер или присяжный поверенный?

Диплома он так и не получил - захлестнула богемная жизнь. Врубелю нравились актрисы, компании живописцев, громкие выставки, премьеры, концерты. И - литература.

Именно тогда-то он и нарисовал «Свидание Анны Карениной с сыном» - роман Льва Толстого наделал много шума. Будучи натурой, не склонной к тотальной праздности, Врубель поступил вольнослушателем в Академию Художеств и стал брать уроки у Павла Чистякова (его учениками были и Репин, и Суриков, и Серов).

Первые серьёзные штудии - под руководством академиста-ментора - выглядят совершенно «не по-врубелевски». Например, портрет сестры Насти - юная особа написана в профиль, с причёской a-la grecque. Опытная рука и хорошая прорисовка.

Начало самостоятельного «я» - реставрация Кирилловской церкви в Киеве, куда Врубель отправился по запросу профессора Адриана Прахова - историка, археолога и художественного критика.

Помимо этого, молодой художник должен был создать фрески и росписи, объединяющие византизм с Модерном.

Будущий певец "Демона" полноценно раскрылся в храмовой живописи, а в космически-запредельной Богоматери все узнавали профессорскую жену - Эмилию, сложным и болезненным отношениям с которой посвящён целый раздел выставки.

Прахова ценила талант Врубеля, но он желал видеть её своей Прекрасной Дамой и - небесною музой. Эта художественно-платоническая экзальтация пугала и нервировала жену профессора.

После рая - прямиком в ад. Зал трёх демонов - летящего, сидящего и поверженного. В конце XIX века эстетная молодёжь открыла для себя Михаила Лермонтова.

Он соответствовал настроениям - был хмур, насмешлив, не жаловал царя и - трагически рано погиб, успев снискать превеликую славу. Врубель создаёт иллюстрации к "Демону" - эта вещь, не являясь самой востребованной при жизни поэта, стала культовой на рубеже столетий.

Популярен демонизм, как таковой - неслучайно Тэффи высмеивала расхожий типаж - «демоническую женщину», которая на поверку оказывалась просто дурой.

Все жаждали мятежа супротив устоев и -Бога, а лермонтовский персонаж годился для этого наилучшим образом. Сам Врубель оправдывает героя: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

Эскизы, наброски, удачные и неудачные ракурсы - мы отслеживаем ту колоссальную работу, что проделал художник, ища своего Демона. «И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя», - утверждал ещё один кумир того поколения - Фридрих Ницше.

И врубелевский Демон всматривался в мастера! Но нет, злобно-печальный дух отвёл взор - ему всё невмочь. Алеет закат и плавится равнодушное светило. Этого Демона жалко. Типичная формула Серебряного Века - заметить человеческое в потустороннем и - потустороннее в человеческом.

Один из центральных экспонатов - портрет Саввы Мамонтова, негоцианта и мецената. Это он заказал Врубелю панно "Принцесса Грёза" для нижегородской выставки.

Тогда во всех театрах и - театриках ставили пьесу Эдмона Ростана "La Princesse lointaine" - буквально «далёкая принцесса», но в России это перевели, как «принцесса грёза».

Тема излюбленная - созерцание высшей красоты и - патетическая смерть. Врубель сотворил шедевр, но академики дружно разбранили и Грёзу, и позы, и глаза, и руки.

Главное, что это понравилось заказчику. Мамонтов благоволил к Врубелю, понимая в искусстве чуть больше профессионалов. Портрет насыщен эмоциями - тут всё живо и пламенно. Предприниматель словно бы на секунду отвлёкся от расчётов и мыслей - тут и настигла его кисть художника.

Знакомство с Надеждой Забела - игра случая и тоже, благодаря Мамонтову. Она была примой-сопрано его Русской частной оперы и потому судьба распорядилась так, чтобы художник встретил музу.

На экспозиции даны роскошные свидетельства того брака - Надежда предстаёт в нарядно-дорогих платьях и - в древнерусских уборах, на фоне торжествующей сирени и - в образе Морской Царевны.

Он писал даже не её саму (как и в случае с Лебедью, портретное сходство - минимальное), а любовь к ней. Это было потрясающее по силе, глубокое чувство. Биографы подчёркивают, что сначала Врубель воспламенился от звука её голоса, а потом уже пришла волнующая страсть к женщине.

Отдельным пунктом - врубелевская сценография, которую он создавал для мамонтовской оперы и - костюмы по его эскизам. Античность, библейские темы, итальянский ренессанс - всё переосмысливается в те годы.

Не гнушался мастер и декоративно-прикладного искусства. На излёте «века железного» родился сплав художества и ремесла.

В Германии процветал Deutscher Werkbund - объединение художников, архитекторов, мастеров и - предпринимателей, ставивших себе целью развитие немецких промыслов. Британское движение Arts & Crafts имело те же задачи, но с большим уклоном в эстетизм - у истоков стояли прерафаэлиты.

В России был основан Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Подмосковное Абрамцево сделалось «точкой сборки» этого движения.

Врубель - постоянный гость в усадьбе. Вот - майоликовые статуэтки "Египтянка" и "Девушка в венке", фигурки сказочных и античных героев. А ещё - камины, блюда, эскизы мебели.

На фоне причуд Модерна с его французской, чуть развратной томностью, затеялась его противоположность - неорусский стиль, что принято относить к национальной ветви Модерна и, тем не менее, то была явная антитеза генеральной линии Ар Нуво.

Русские художники с воодушевлением расцвечивали мир былинной праистории. Камин "Микула Селянинович и Вольга" - буйство красок и языческого экстаза. Декоративное блюдо "Садко" для кузнецовской мануфактуры - фантастическое созвучие воды и золотого света.

Полотно "Прощание Морского Царя с Волховой" - любование славянской легендой, которая ничуть не тусклее, чем античные сказания. И даже греческий "Пан", сатир выглядит, как отечественный Леший - он по лесу нас крутит, но если надо - укажет дорогу.

Гений и помешательство - если не близнецы, то чаще всего родные братья.

Не избегнул сей чаши и Михаил Врубель - последние годы жизни он содержался в скорбном доме и, хотя на его спасение Мамонтов направил колоссальные средства, безумие прогрессировало (имена его докторов впечатляют - Сербский, Бехтерев, Усольцев).

Последней знаковой картиной был "Шестикрылый Серафим", в коем больше от его демонов, чем от верховного ангела. Бесы победили?

На выставке можно увидеть некоторые рисунки, сделанные в психиатрическом узилище. Иногда брезжил свет выздоровления, и мастер возвращался к нормальной жизни, творчеству, друзьям и выставкам, но болезнь проявляла коварную изворотливость.

Валерий Брюсов так описывал свою встречу с художником: «Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Вошёл неверной, тяжёлой походкой, как бы волоча ноги. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

У него было красноватое лицо; глаза - как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!»

Врубель скончался в 1910 году. Надежда Забела, не мыслившая себя вне супружества, пережила мужа всего на три года. «Врубель идеально выражал свою мысль; он был «идеален» по своей природе.

Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал. Я не умею иначе выразить свое мнение о творчестве этого изумительного мастера», - сказал о нём Головин безо всякой зависти - гениям никто не завидует. Очень уж страшны их личные демоны.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.