Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

О чудесах Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1163-1164)
Увидев же сию икону, которая превзошла все образы, припал князь к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле»

Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет.

Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество.

Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев же сию икону, которая превзошла все образы, припал к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле».

И тогда взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе, и, увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: «Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы.

Чудо 2-е.

Когда князь был на Рогожских полях, жена попа Микулы ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в ее одежде, и он ее сильно покусал. Подумали даже, что она умерла, и сказали попу Микуле: «Попадья твоя умерла». Он же, обратившись к иконе Пресвятой Богородицы, сказал: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то будет она мертва». А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что: «По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только бахромы на накидке, изжеванной конем».

По приезде во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Чудо 3-е.

Через некоторое время человек некий заболел горячкою. От болезни этой он онемел и рука его усохла. Оправившись от болезни, начал делать он знаки здоровой рукой. И подумали, что хочет ко святому Николе, потому что близко находилась церковь святого Николы. И привезли его ко святому Николе. И он дал знак рукой, чтобы ехали мимо церкви; и не поняли его. Он же сам направил лошадей в город ко святой Богородице. И прибыл в церковь святой Борогодицы к заутрене. И стал в церкви святой Богородицы напротив алтаря, и в конце заутрени упал. И подумали, что упал он от тяжелой болезни; вынесли его в притвор, и лежал он здесь до обедни.

Придя в себя, он рассказал, что видел святую Богородицу, сошедшую с места к нему, и сказал: «Видел ее вблизи и упал, а больше не видел». А человек тот не был именит. И начали петь святую литургию. Он же вошел в церковь и начал молиться перед иконой Пречистой Богородицы и хотел поцеловать икону Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы. И приложил к иконе больную руку. Владычица Святая Богородица своею рукою взяла его за руку. И это видели бывшие в церкви князь Андрей и поп Нестор и множество людей. И продолжалось сие от начала и до конца литургии. Поп Нестор созвал причт и повелел облачиться в ризы. Взяли кресты и трижды обошли церковь. Он же один сидел в церкви. Поп же сотворил праздник, позвал к себе князя и бояр, а исцелившегося одарили и отпустили. И была в тот день в городе Владимире великая радость.

Чудо 4-е.

Через некоторое время подоспел праздник Госпожин день. Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы.

Чудо 5-е.

Некто по наущению дьявола сотворил волшебство с яйцом. А отрок, взяв его, съел. И был ему большой ячмень на глаза: изошло вроде облака из глаза его и вытекло на лицо. И сказали, что умрет отрок. Другие же сказали, что лишится глаза. И омыли водою икону Пресвятой Богородицы и принесли ему воду, помазали водою — и опал <ячмень>, и ушла болезнь, и стал здоров, и глаз его не повредился.

Чудо 6-е.

Некая жена в Муроме болела сердечною болезнью. И услышала об иконе святой Богородицы, от которой происходят чудеса. И послала причту к святой Богородице во Владимир украшения свои и попросила воды от иконы святой Богородицы. И когда принесли воду, то выпила, и сразу выздоровела, и перестала чувствовать сердечную болезнь.

Чудо 7-е.

В Русском Переяславле в Славятине монастыре постриглась Мария, дочь Жидяслава. За добродетельную жизнь дали ей игуменство в монастыре, основанном ее дедом. И заболели у нее глаза, и она ослепла, и прислала попа к брату своему Борису. Борис же спросил его о своей сестре. И он отвечал: «Разболелись глаза ее, и она ослепла, и уже третье лето как водят ее». Борис же позвал попа по имени Лазарь и попросил его, чтобы принес ему воду от омовения иконы святой Богородицы. И поп пошел и принес воду. Борис же ту воду святую влил в сосудец, крепко закрыл его и послал в Русский Переяславль к своей сестре. Поп же, приехав, поведал ей о чудесах, происходящих от воды, взятой от святой иконы. Она же возрадовалась душою и сказала попу: «Когда принесешь мне той воды?» Поп же сказал, что у него есть вода. И она выпила воды и помазала глаза, и тот час прозрела, как бы и не болели у нее глаза. Вот такое было чудо великое от иконы святой Богородицы Владимирской.

Чудо 8-е.

А это было новое чудо святой Богородицы о женщине по имени Евфимия. Она семь лет болела сердечной болезнью и у многих искала исцеления и не обрела. И призвала попа Лазаря и говорит: «Чем бы помочь от сей болезни?» Поп же отвечал: «Если тебя не избавит святая Богородица, то не избавишься от сей болезни». Она же, услышав от него о чудесах, происходящих от воды, взятой от иконы пресвятой Богородицы, послала с попом к святой Богородице во Владимир серьги и золотые подвески, прося, чтобы принес ей пресвятой той воды. И когда принес он воду, то испила ее, и в тот же день исцелилась от болезни, начала есть и пить в сладость.

Чудо 9-е.

А это случилось в Твери. Некая жена не могла разрешиться ребенком три дня. Приехал поп Лазарь с еще одним попом и остановились у них. И спросили они священника о здоровье. Он же отвечал: «Здоровы, но не очень, боярыня наша при смерти». Когда они разговаривали, то пришла просьба от нее: «Отцы придите». И сказала им: «Не стыжусь, потому что при смерти». Поп же Лазарь говорит ей: «Если не дашь обет святой Богородице Владимирской, то и не выздоровеешь». Она же обещала и говорит попам: «Выйдете отсюда». Повелела дать им есть и пить. И пришла от нее весть, что уже родила сына и сама здорова. И послала, как и обещала, золотые украшения и серьги свои иконе святой Богородицы во Владимир.

Чудо 10-е.

Благородный князь Андрей построил Золотые ворота к празднику святой Богородицы и сказал боярам: «Когда сойдутся люди на праздник, то врата увидят». Когда наступил праздник и сошелся народ к воротам, то тогда еще не высохла известь во вратах. И внезапно отвалились ворота от стен и упали на людей и завалило двенадцать человек. Когда об этом услышал князь Андрей, то начал с воздыханием молиться пред иконой пресвятой Богородицы: «Госпожа Пречистая Владычица, если ты не спасешь их, то я, грешный, буду повинен в их смерти». И послал боярина своего дать все потребное на погребение мертвых. Когда же боярин приехал и подняли ворота, то увидели всех, бывших под вратами, живыми и здоровыми. И это услышав, князь Андрей был рад. И, видевши сие чудо, народ дивился.


Комментарий:

Сказание «О чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы» — одно из произведений Владимиро-Суздальской Руси XII в., которое следует рассматривать в контексте начинаний Андрея Боголюбского, предпринятых для установления почитания Богоматери во Владимире: постройки соборов — Успенского, Рождества Богородицы, Покрова на Нерли, установление праздника Покрова пресвятой Богородицы. Β рукописях указанному произведению предшествует, как правило, «Сказание ο победе над волжскими болгарами» 1164 г., которое некоторые исследователи приписывают самому Андрею Боголюбскому, а другие рассматривают эти два произведения как одно целое.

По стилю они существенно отличаются: «Сказание ο победе над волжскими болгарами» более тесно связано с литературной традицией, книжным каноном, в нем присутствуют библейские параллели и реминисценции, тогда как «Сказание ο чудесах Владимирской иконы Богородицы» выделяется простым разговорным языком, диалоги героев выразительны, текст наполнен бытовыми реалиями XII века, а в описании чудес не наблюдается зависимости от литературного канона.

Создавалось «Сказание», несомненно, на основе записей клира Успенского собора (здесь не один раз упоминаются поп Микула, поп Нестор, поп Лазарь).

Инициатива создания «Сказания» исходила, вероятнее всего, от самого князя Андрея Боголюбского, видевшего в иконе Богоматери державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси. Сам Андрей был свидетелем более половины чудес, записанных в сказании, а одно из них, носящее глубоко интимный характер (о переживаниях, связанных с болезнью его жены), несомненно, могло быть услышано и записано только от него самого. Трудно предположить, чтобы κ моменту создания «Сказания» было уже известно ο победе над болгарами в 1164 г., происшедшей также при покровительстве Богоматери через ее икону, иначе это чудо, несомненно, попало бы в «Сказание». Однако «Сказание» заканчивается чудом ο Золотых воротах, когда пали только что построенные Золотые ворота и придавили жителей Владимира, собравшихся посмотреть на их красоту. Постройкой Золотых ворот (1163 г.) и походом на болгар (1164 г.) определяется время создания «Сказания».

Начинается «Сказание» со сравнения иконы Богоматери с солнцем, обходящим и обогревающим всю Вселенную. Сравнение должно было показать, что милость Богоматери вместе с ее иконой переходит на новые земли, κ новым людям. Замыслив идти на Север, Андрей начинает расспрашивать об иконах, потому что на новом месте ему нужна будет чтимая Заступница. Рассказ об иконе Вышеградского женского монастыря, которая трижды сходила с места, привлек его внимание. Β православной традиции известно немало случаев, когда икона сама выбирала себе место, чудесно переносясь из Палестины в Константинополь, из Константинополя в Рим, а затем обратно в Константинополь.

Сказания об этом получили особое распространение в период упрочения иконопочитания, особенно это коснулось икон Богоматери в Константинополе и на Афоне. Β качестве примера можно привести историю Иверской иконы Богоматери на Афоне, которая, как гласит легенда, неоднократно сходила с места, пока монахи не догадались, что Богоматерь желает, чтобы ее икона стала Вратарницей, то есть была помещена в башню над вратами монастыря и служила ему защитой.

Андрей, по «Сказанию», не уносит икону из своего удельного княжества, а смиренно, на коленях перед иконой, просит Богоматерь посетить «новопросвѣщеныя люди» и быть ему заступницей в Ростовской земле. Совершившиеся во время пути чудеса: спасение завязшего в речном дне проводника, избавление попадьи от сбесившегося коня — должны показать читателю, что дело, предпринятое Андреем Боголюбским «безъ отнѣ волѣ», находится под покровительством Богоматери.

Интерес представляют не только легендарно-политические мотивы предпринятого пути на Север, но и сам реальный путь следования, ο чем мы можем догадываться по тем реалиям, какие представлены в «Сказании». Князь Андрей, его сподвижники и клир Вышегородского храма, который нарочито выделен в «Сказании», направились во Владимир из Киева по Днепру, поднялись почти до его истоков, а отсюда направились κ реке Вазузе и далее κ верховью Москва-реки, чтобы мимо Москвы достигнуть реки Клязьмы, текущей κ Владимиру.

Этот довольно длинный путь, избранный князем, вероятно, из-за опасений погони отца, подтверждается реалиями, почерпнутыми из второго чуда, рассказывающего ο спасении Микулиной попадьи. Здесь упоминаются Рогожские поля, которые находились на берегу Москва-реки у села Рогож. Любопытно и географическое распределение чудес, помещенных в «Сказании»: здесь описываются чудеса исцеления, происходившие не только с жителями Владимира и Владимиро-Суздальской земли, но и с жителями Мурома, Твери (первое упоминание в письменности) и даже далекого Переяславля Русского.

Совсем не случайным является то, что вместо традиционного абстрактного без времени и места начала рассказа здесь дается точная географическая привязка. Андрею Боголюбскому, стремившемуся превратить Владимир в политический, хозяйственный и духовный центр Северо-Восточной Руси, важно было зафиксировать тот факт, что слава ο чудотворной иконе прошла по всей русской земле.

Икону не только славят все концы русской земли, но иконе шлют подарки. Эти благодарственные приношения иконе имеют под собой также древнюю православную традицию, идущую еще от Иоанна Дамаскина, преподнесшего в память чудесного исцеления своей обрубленной руки серебряный слепок кисти руки, прикрепленный κ иконе Богоматери, получившей название Троеручица. Этот обычай до сих пор широко распространен в Греции и на Афоне. На Руси он большого развития не получил. Уже в XVI в. в распространенной редакции «Сказания об иконе Владимирской Богоматери», которая включила в свой состав все чудеса из сказания XII в., эти эпизоды с приношением подарков иконе исключены.

Текст «Сказания» издается по рукописи последней четверти XV в. из собрания Егорова, РНБ, ф. 98, № 637, лл. 385 об.—390. Исправления внесены по рукописи XVI в. из собрания Егорова, РНБ, ф. 98, № 921, лл. 594—601, и рукописи XVI в. из собрания Московской Духовной Академии, РНБ, ф. 173, № 96, лл. 13—19.

Перевод и В.П. Гребенюка



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.