Слово о князьях (1175)
Неделя восемнадцатая после дня всех святых
Слово о князьях
Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, — пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде! Как святые Борис и Глеб претерпели от брата своего старшего не только лишение власти, но и смерть. Вы же и слова единого от брата старшего стерпеть не можете, за малую обиду вражду смертоносную воздвигаете, помощь от поганых принимаете на свою братию. Некогда израильтяне, рати ожидая халдейской на Иерусалим, послали в Египет к фараону просить помощи, чтобы халдеи не попленили Иерусалима.
Тогда Бог послал пророка к израильтянам и велел сказать им: «За то, что вы не уповали на Бога, создавшего вас, но всю надежду возложили на египтян, — халдеев я от вас отведу, но в плен будете взяты египтянами: от тех, на кого уповаете, и погибнете». Так и было. Павел-апостол спрашивает: «Разве нет среди вас, братья, ни одного верного, кто мог бы рассудить вас, что идете вы на суд перед неверными?» А евангелист Иоанн говорит: «Кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, — лжец тот».
И сам Господь сказал: «О том, что вы мои ученики, узнают все, если любовь иметь между собою будете». Познайте, князья, свое величество и честь свою. Князя деда имеете святого Владимира, который к Богу привел тысячи тысяч и тьмы тем душ праведных! Вспомните и о том, каких братьев имеете — великих чудотворцев Бориса и Глеба! Им подражайте и следуйте, их примером научитесь! Когда Сатана посеет вражду между братьями, помяните этих святых, — как предпочли они лучше смерть принять, чем держать вражду против брата. Кто из вас обиду стерпит и первый мира будет искать, тот равную с ними награду от Бога получит.
Еще скажу вам притчу о том, что не в чужой земле приключилось. Давыд Святославич, сын Святослава Ярославича, брат святых Бориса и Глеба, — Давыд этот ни к кому не имел вражды. Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял. Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братии своей. Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал. Когда крест кому целовал, крепко держал слово. Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил.
Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему. В великой тишине княжил он. Когда же порешил Бог взять душу его от тела, епископ Феоктист, видя, что князь — недолго он болел — уже преставиться хочет, повелел петь канон кресту, — и вдруг верх терема расселся, и ужаснулись все. Влетел в терем голубь белый, сел князю на грудь. И князь испустил душу, голубь невидим стал. А терем наполнился благоуханием. И после вечерни понесли князя в святой Спас. Появилась звезда и стала над крестом.
Когда перенесли князя в построенную им церковь Бориса и Глеба, — звезда перешла от Спаса к церкви мучеников святых. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, назад вернувшись в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едном месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.
Видите, дети мои, как Бог и здесь, на земле, прославляет угодников своих, исполняющих повеления его. Такие чудеса творил он: ангел Божий в образе голубином явился, терем благоуханием от тела наполнился, явилась звезда, с небес пришедшая, и над телом стала, солнце повелением Владыки нашего зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб. Какую славу получит он на небесах!
Может, кто скажет, что князь Давыд жены не имел? Но он и детей имел. Блаженный Никола Святоша был сын его, и еще два сына было у него. Или скажет кто, что дома не имел он, потому заповедь Господню и исполнил? Не раз слышал я, как невежи некие говорят: «С женою-де и с детьми своими спастись невозможно». Этот князь не один дом имел, а много — всей земли Черниговской был он князем. А заповедь Господню исполнил, в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал он.
Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами своими! Вострепещите, восплачьте пред Богом, — Бог отымет славу за единое злопамятство! Да поможет вам Бог и да не отпадете вы, все это слышавшие, от славы, уготованной тем святым братьям, день убиения которых мы нынче поминаем и чудеса которых явны очам нашим. Прославим же их, возвеличим и воспоем хвалу им. Приди, Давид песнотворец, и воспой: «Радуйтесь, праведные, о Господе!» Скажи, Соломон: «Праведные живут вечно, и в Господе награда их».
А вот и сам Господь прославляет святых этих, говоря: «Праведники просветятся, как солнце, во славе отца своего. Где же я буду, там и они будут со меною». Где Христос с Отцом на престоле, там и эти святые с архангелами непрестанно поют у престола песнь ангельскую: «Свят Отец, свят Сын и пресвятой Дух во едином Божестве, всегда и во веки бесконечные!»
Комментарий:
«Слово ο князьях» — литературный памятник второй половины XII века. Β рукописях «Слово» иногда называется и так: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на пренесение <мощей> святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочии не враждуют на братию свою».
«Слово» действительно приурочено ко дню церковной памяти князей Бориса и Глеба (2 мая) и представляет собою «торжественную» проповедь в честь и похвалу этих очень почитаемых на Руси святых.
Β центре внимания автора, однако, не Борис и Глеб, вероломно убитые родным братом Святополком Окаянным, не прошлое, а современностъ. Церковный праздник явился для автора только поводом, чтобы начать речь ο злобе дня.
Основная тема «Слова» — современные княжеские усобицы, княжеские братоубийственные войны, раздирающие единство Русской земли. Автора глубоко печалит тот факт, что князья постоянно нарушают ими же установленный порядок, по которому младшие князья подчиняются старшим в роде, а старшие строго выполняют свои обязанности по отношению κ своим вассалам — младшим князьям.
Β нарушении этого порядка, освященного именами Бориса и Глеба (О политическом содержании культа Бориса и Глеба в Древней Руси см.: Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе ХІ-ХІІІ вв. — ТОДРЛ, т. Χ. Μ. — Л., 1954, с. 87—90), автор усматривает основную причину всех современных ему неурядиц на Руси.
Он обращается κ князьям с горькими упреками. Младшие князья даже малой обиды не хотят стерпеть от старшего: тотчас же начинают войну «смертоносную» и даже накликают на Русь половцев, рассчитывая с их помощью расправиться с «братией».
Автор «Слова» призывает князей одуматься, не враждовать между собою, не пользоваться услугами иноземцев в своих корыстных расчетах, вспомнить свое «величество» и свою «честь» — славное прошлое своего рода и то высокое место, какое занимают они как самим Богом поставленные правители Русской земли.
Желая указать князьям на пример, достойный всяческого подражания, он рассказывает «притчу» ο покойном князе черниговском Давыде Святославиче. Β изображении автора «Слова» Давыд Святославич (ум. в 1123 г.) — высокий образец идеального князя-правителя. Β «великой тишине» княжил он в Чернигове. Старший в роде, он никогда не обижал младших князей, ни с кем не враждовал, всегда крепко держал раз данное слово. За его праведность и миролюбие Бог его и наградил, как не награждал и святых. Β доказательство этого последнего утверждения автор напоминает князьям чудесные обстоятельства кончины Давыда Святославича — не лишенную поэзии легенду ο его смерти.
Для тех, кому нарисованный им высокий идеал показался бы хорошим, но не осуществимым в практике повседневной жизни, автор «Слова» счел полезным дать особое разъяснение: чтобы творить добрые дела, жить в мире и любви, совсем не обязательно от всего отрешиться; «заповедь Господню» исполнить можно и в миру, владея «домом», с женою и детьми. Только невежи могут думать, что добро — удел отшельников. Зло ничем не может быть оправдано.
Небольшое по объему «Слово» написано в лучших традициях избранного автором жанра. Β композиционном отношении оно построено очень четко; обрамляется вступлением и заключением, «высокая» риторика которых подчеркивает важность и серьезность темы. Большое место в «Слове» занимают повествовательные эпизоды, обнаруживающие руку искусного мастера краткого рассказа.
Β научной литературе высказывалось предположение, что «Слово» было написано в 1175 году по поводу конфликта между черниговским князем Святославом Всеволодичем и его двоюродным братом князем новгород-северским Олегом Святославичем (Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово ο князьях» κ определенной хронологической дате. — Древности. Труды Археографической комиссии имп. Московского Археологического общества, т. I, вып. З. М., 1899, стлб. 491—510). Так это или не так, сказать трудно: в тексте «Слова» нет указания на конкретные имена. Не исключена возможность, что «Слово» обобщает факты — имеет в виду не какой-либо один определенный эпизод из истории феодальных войн XII века, а многие.
Β той своей части, где автором сурово осуждаются княжеские усобицы, «Слово ο князьях» перекликается по содержанию со «Словом ο полку Игореве».
Перевод «Слова ο князьях» сделан по тексту, изданному X. М. Лопаревым по рукописи XV в., РНБ, собр. Погодина, № 1024 («Слово похвальное на пренесение мощей святых Бориса и Глеба». Неизданный памятник литературы XII века. Сообщение X. Лопарева.— Памятники древней письменности, т. ХСѴIII, 1894, с. 15—18). Отсутствующее в этом списке вступление, восполненное И. Π. Ереминым по другим спискам «Слова», изданным X. М. Лопаревым, опускается. Β перевод, сделанный И. П. Ереминым, внесены некоторые уточнения.
Комментарии составлены И.П. Ереминым. См.: Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков. М., ГИХЛ, 1957, с. 330—333. Β комментарии внесены отдельные изменения в соответствии с принципами данного издания.
Перевод И.П. Еремина