Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет поэта и славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. 1878г.
Автор: Репин И. Е.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
12:17 / 10.02.2015

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт

«Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства» 

Иван Сергеевич Аксаков русский поэт,  публицист, редактор-издатель, критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т. Аксакова, брат К.С. Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. В 1826–1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование.

После окончания петербургского Училища правоведения в 1842–1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847–1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия Жизнь чиновника (1843; опубликовано 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губернии до своего прошения об отставке в феврале 1851).

В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В. Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855–1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала).

Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с А.И. Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись...»), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858–1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим редактором журнала А.И. Кошелева «Русская беседа».

С этого времени Аксаков – ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» – всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию – придаток государственного аппарата – и распространяющей его привилегии «на все сословия».

Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861–1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф. Мамонтовыми и известным издателем К.Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).

В 1857–1878 Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны).

В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Ф.М. Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 – один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления).

Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872–1874 его председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф.И. Тютчева, автор биографического очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога, Поэтическая вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846–1850), оказавшей влияние на поэму Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

В 1860–1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России.

Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».

В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила – «общество», «народ самосознающий» – по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом.

«Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию.

Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».

Как поэт Аксаков И.С. сформировался в начале 1840-х гг., однако писать стихи он начал рано. Многие юношеские произведения Ивана Сергеевича до нас не дошли, сохранившиеся же свидетельствуют об известной оппозиционности автора существующему строю.

Его «мистерия в трех периодах» «Жизнь чиновника» (1843, опубликовано в 1861 в сборник «Русская потаенная литература XIX столетия»), содержащая выпады против чиновничества, широко распространялась в списках. Лирика его проникнута гражданскими мотивами, пафосом отрицания существующего порядка, где «царит бессмысленная Ложь» («Пусть гибнет все, к чему сурово...», 1849, опубликовано в 1859), «бездушной среды», где «воздух смраден и весь неправдой напоен» («Моим друзьям...», 1851, опубликовано в 1859). Поэтому некоторые стихи Аксакова воспринимались современниками как прямой призыв к борьбе с самодержавием, хотя сам автор от этого был весьма далек.
 
Для поэзии Аксакова характерны мотивы обличения дворянской интеллигенции, утратившей связь с народом, способной лишь «в роскошно убранной палате потолковать о бедном брате, погорячиться о добре» («Добро б мечты, добро бы страсти...», 1853, опубликовано в 1856).

Однако лирический герой Аксакова пассивен, близок к душевному разладу и отчаянию («Опять тоска! опять раздор!», 1853, опубл. в 1859). Полный сомнений и разочарований, он приходит к выводу, что «подвигов живых, блестящих жертв, борьбы великодушной пора прошла» («Усталых сил я долго не жалел...», 1850, опубликовано в 1856). Став активным проводником славянофильских идей, поэт вообще отказался от былого протеста против действительности. Его лирический герой предпочитает теперь честное исполнение государственной службы тому «далекому грому», который когда-то звал его на «жаркий бой».
 
Лирика Аксакова И.С. отличается декламационными интонациями, возвышенностью мыслей и чувств. Бытовые черты, жанровые сцепки и сюжетные зарисовки в ней встречаются очень редко («Очерк», 1845, опубликовано в 1846; «Дождь», 1846, опубликовано в 1888, и другие).
 
У Аксакова-поэта в основном преобладает лексика, соответствующая высокому гражданскому пафосу его стихов.
 
В середине 40-х гг. он обратился к жанру поэмы. Уже в «Зимней дороге» (1847), имеющей подзаголовок («Поэтическая вольность»), встре­чаются интересные наблюдения над народным бытом, картины крестьянской бедности и безысходной нужды. Однако поэма лишена художественной цельности и выразительности, основные герои ее — западник Ящерин и славянофил Архипов — во многом условны.

Попытку раскрыть основы крестьянской жизни Аксаков сделал в поэме «Бродяга», над которой он работал в 1846—50. Поэма, названная «очерком в стихах», осталась незаконченной. В основу ее сюжета Аксаков положил скитания беглого крестьянина Алексея, что давало ему возможность с эпической широтой показать самые разнообразные стороны народной жизни и быта.

В традициях «натуральной школы» Иван Сергеевич рисует бедственное положение крестьян, терпящих притеснения сельской бюрократии и чиновничества, артельных рабочих, ремесленников. В то же время он не видит основ­ного социального конфликта в деревне, а причины существующего зла усматривает в явлениях морального порядка.
 
Лучшие стихи Аксакова Ивана Сергеевича, отражающие поиски новых путей в жизни, проникнутые высоким гражданским пафосом, прочно вошли в историю русской литературы.

Умер Аксаков в Москве 27 января (8 февраля) 1886.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.