Майков Василий Иванович (1728-1778), поэт
Василий Иванович Майков русский поэт, родился в семье капитан-поручика Семеновского полка (в 1749—1751 — командир полка) И.С. Майкова. 10 марта 1740 был принят в Академическую гимназию и в 1742 записан в Семеновский полк. В январе 1743г. на основании указа 1742г., разрешавшего дворянам первоначальное обучение дома, возвратился в ярославское поместье. Достаточного образования, по-видимому, так и не получил. По свидетельству современников, Майков не знал иностранных языков и позднее, обращаясь к стихотворным переложениям произведений иноязычных авторов, пользовался подстрочными переводами, сделанными для него друзьями.
В 1747 Майков приезжает на службу в полк. В столице получили развитие его литературные и театральные интересы. К 1750-м гг. относится знакомство М. с А.П. Сумароковым, И.П. Елагиным, И.И. Мелиссино. Сближение с актерами Ф.Г. Волковым и И.А. Дмитревским состоялось еще в Ярославле: отец Майкова лично знал Волкова и поддерживал его домашний театр, а Майков посещал имение отца во время неоднократных отпусков. О близком характере дальнейших отношений Майкова и Волкова свидетельствуют его «Стихи на смерть Ф.Г. Волкова» (1762).
25 декабря 1761г. Майков в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве. Он устанавливает связи с поэтами, группировавшимися вокруг журналов «Полезное увеселение» (1762), «Свободные часы» (1763), которые М.М. Херасков издавал при Московском университете, и публикует там свои первые поэтические опыты: эклогу «Цитемель», басню «Собака на сене», духовную оду «На Страшный Суд», а также «Превращения Овидиевы» (стихотворное переложение из «Метаморфоз»). В эти же годы Майков издает отдельно ряд торжественных од, посвященных Екатерине II; одну из них в мае 1763г., во время посещения Екатериной II Ростова и Ярославля, он от имени ярославского дворянства подносит императрице.
Первый литературный успех пришел к Майкову после выхода в свет его ироикомической поэмы «Игрок ломбера» (1763), пародировавшей высокий стиль эпохи классицизма. Поэма высмеивала распространившуюся среди русского дворянства страсть к карточной игре. Возможно, замысел возник под влиянием «Мастерской игры в ломбер» К.-Ф. Гоммеля («Das Veisterstuck in Lomber, ein Heldengedicht», 1742). Майков выпускает затем сборник «Нравоучительные басни» (1765. Ч. 1—2), где, следуя примеру Сумарокова, широко использует народные сказки и анекдоты в качестве сюжетных источников и обильно вводит в текст пословицы и поговорки. С баснями Сумарокова басни Майкова сближает также подчеркнутая ориентация на просторечную фразеологию. В 1767 Майков издает свободное переложение стихами сочинения Фридриха II «Военная наука. Из книги “Беспечный философ…”», которое прозой с французского языка перевел для него А.И. Бибиков.
В 1766—1768гг. Майков занимал должность товарища московского губернатора; в 1768 переселился в Петербург и принял участие в работе Комиссии нового Уложения. К придворным празднествам в октябре 1768г. по случаю успешного оспопрививания императрице и великому князю Павлу Петровичу Майков сочинил драматический пролог «Торжествующий Парнас», разыгранный на сцене Придворного театра. Успех помог Майкову обеспечить постановку на той же сцене своей первой трагедии «Агриопа». К этому же времени относится создание Майковым трагедии «Фемист и Иеронима» (изд. 1775), источником которой послужила повесть «История о княжне Иерониме…». Майков использовал общую сюжетную схему повести, сохранил имена главных действующих лиц, но полностью изменил ее смысл. Сыграло свою роль то, что пьеса создавалась в обстановке начавшейся в 1768 русско-турецкой войны: положительными героями трагедии стали греки, восставшие против турок-поработителей. В 1773 г. трагедия была намечена к постановке на сцене Придворного театра, но из-за внезапной смерти актрисы Т.М. Троепольской представлена не была. Обе трагедии Майкова были высоко оценены в «Опыте словаря» (1772) Н.И. Новикова, в журнале которого «Трутень» Майков поместил «Стихи А.А. Беклешеву на смерть брата его…» и «Стихи пример-майору Ю.Б. г.Бибикову».
С марта 1770г. Майков занимает должность прокурора Военной коллегии, где служит под начальством графа З.Г. Чернышева. Одновременно он избирается в состав распорядительного комитета Вольного экономического общества. Членство в обществе совпало с попыткой Майова завести в 1771г. в Москве полотняную мануфактуру, оказавшейся безрезультатной из-за чумной эпидемии.
Период петербургской жизни Майкова отмечен наибольшей творческой активностью. В литературной полемике конца 1760-х-начала 1770-х гг. Майков неизменно выступал на стороне поэтов сумароковского направления, проявив себя мастером стихотворной пародии и талантливым сатириком. Блестящим образцом бурлескной сатиры нового типа явилась поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Следование традициям бурлескных поэм П. Скаррона сочетается в ней с использованием элементов травестийной поэзии, представленной поэмой Н. Буало «Налой» («Lе Lutrin»; автограф незавершенного стихотворного переложения Майковым последней песни «Налоя»). Поэма Майкова была полемически направлена против поэта-одописца В.П. Петрова и пародировала выпущенный им в 1770г. перевод первых шести песен «Энеиды» Вергилия. Рассказ о фантастических похождениях ямщика Елисея в сочетании с травестированным изображением древнегреческих богов пародийно соотносится с отдельными эпизодами «Энеиды», одновременно заключая в себе довольно прозрачные едкие насмешки над особенностями поэтического стиля Петрова. Отражение в поэме литературной борьбы 1760-х гг. сочетается с острой социальной сатирой, направленной против винных откупов, которые приносили вред экономической жизни России. То, что мстителем откупщикам в поэме является ямщик, представитель социальных низов, способствовало активному насыщению поэмы материалами национального фольклора. «Елисей» положил начало традиции русской ироикомической поэмы и имел огромный успех у современников (переизд. 1788).
В начале 1770-х гг. Майков осуществляет стихотворное переложение (по подстрочнику В.И. Бибикова) трагедии Вольтера «Меропа» (опубл. 1775), которое сыграло определенную роль в формировании традиции русской тираноборческой драматургии. Примерно к этому же периоду относится попытка Майкова создать крупное эпическое произведение — историческую поэму «Освобожденная Москва» на сюжет из эпохи Смутного времени. Замысел завершен не был, сохранилось только вступление и начало песни 1. Интерес Майкова к истории объясняется, по-видимому, его творческими связями с Сумароковым, посвятившим тем же событиям трагедию «Димитрий Самозванец» (1771). Центральной идеей поэмы Майкова должно было стать утверждение на русском престоле династии Романовых.
В Петербурге Майков продолжает поддерживать связи с кружком Хераскова, публикуя в журнале «Вечера» (1772) свои басни, загадки и продолжение стихотворных переложений из «Метаморфоз» Овидия. Комическая опера Майкова «Любовник колдун» (опубл. анонимно, 1779; безосновательно приписывалась Н.П. Николеву) шла на сцене в Петербурге в 1772 и имела успех. Музыкальное оформление оперы строилось на использовании мотивов русских народных песен. В 1773 Майков выпускает сборник «Разные стихотворения» (Ч. 1—2). Ч. 1 составили «Оды духовные»; ч. 2 — «Оды торжественные».
Сохранились известия об особом интересе к творчеству Майкова, который проявил Д. Дидро во время своего пребывания в Петербурге (сентябрь 1773г. — май 1774г.): в числе приобретенных им в России и вывезенных во Францию изданий было четыре книги Майкова. В мемуарной литературе содержатся сведения о том, что Дидро просил петербургских литераторов, в частности А.И. Бибикова, перевести ему отрывки из произведений Майкова, как наиболее самобытного из русских поэтов: незнание иностранных языков спасало Майкова, по мнению Дидро, от необходимости подражать европейским авторам.
Возвышение при дворе Г.А. Потемкина привело к отстранению от дел покровителя Майкова З.Г. Чернышева. Майкову пришлось оставить службу и летом 1775г. вновь переехать в Москву. Здесь 22 июня 1775г. он избирается членом Вольного Российского собрания при Московском университете и участвует в издававшихся собранием «Трудах…». Пребывание в Москве двора по случаю заключения мира между Россией и Турцией было отмечено устройством народных празднеств и фейерверков. Майкову было поручено составить в стихах и прозе описание «разных увеселительных зрелищ» и «увеселительных огней» на Ходынке 16 июля 1775г.; ему же принадлежит ряд надписей к торжественным иллюминациям. Все эти сочинения, написанные по официальному заказу, были тогда же напечатаны отдельной брошюрой.
15 сентября 1775г. по именному указу Майков был пожалован чином бригадира и получил должность главного члена в Конторе Мастерской и Оружейной палаты. Это назначение носило характер почетной награды и не было связано со сколько-нибудь значительными служебными обязанностями. В Москве устанавливаются дружеские отношения Майкова с молодыми писателями М.Н. Муравьевым и Д.И. Хвостовым, возобновляется тесное личное общение с Сумароковым, которому Майков посвятил два программных стихотворения — «Ода о суете мира» (1775) и «Ода о вкусе» (1776). В последнем Майков открыто объявляет себя последователем творческих установок Сумарокова, называя его своим учителем. В то же время в понимании общественной природы человека Майков расходился с Сумароковым. Он был сторонником теологического в своей основе объяснения духовного бытия человека, видя в успехах человеческого разума подтверждение концепции гомоцентризма. Известен факт спора Майкова с Сумароковым по этим вопросам в сер. 1770-х гг. На смерть Сумарокова Майков сочинил надгробную надпись (1777).
Особый эпизод в биографии Майкова составляет его увлечение масонством, которому способствовало общение с Херасковым и его окружением. Масонские идеи отразились на творческих поисках Майкова, о чем свидетельствуют его переложения псалмов 41 («Им же образом желает…») и 135 («На реках Вавилонских…») (Вечера. 1772. Ч. 1). Известно о посещении Майковым в 1773—1774гг. масонской ложи «Урания». Об авторитете Майкова в кругах русских масонов свидетельствует тот факт, что в 1775г. он исполнял обязанности секретаря Великой Провинциальной ложи. В 1776 Майков вступает в масонскую ложу, организованную князем Н.Н. Трубецким; тогда же он вводит в ложу И.Е. Шварца. Тесное сближение с масонами приводит Майкова к сотрудничеству в журнале Новикова «Утренний свет» (1777). Сочинения Майкова, печатавшиеся в этом журнале (оды «Счастие», «Ищущим премудрости» и др.), разрабатывают темы нравственного самосовершенствования, братской любви, основанной на масонском понимании религии.
Последний этап творчества Майкова отмечен своеобразным индифферентизмом его идеологической позиции. Написанная им в 1777г. комическая опера «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (тогда же поставленная в Москве) содержит идиллическую картину взаимной любви и согласия помещиков и крестьян. Не лишено вероятности предположение П.Н. Беркова о том, что опера явилась переработкой более ранней пьесы Майкова «Аркас и Ириса», написанной на открытие московского публичного воксала в 1776 (автор музыки — И.И. Керцелли). К 1777г. относится и создание Майковым одноактной «драмы с музыкою» «Пигмалион или Сила любви» (опубл. 1779; возможно, образцом послужила одноименная пьеса Ж.-Ж. Руссо, которая была представлена на сцене Московского театра уже после смерти Майкова. Сохраняя дружеские отношения с Н.И. Новиковым, Майков сотрудничает в его журнале «СПб. учен. вед.» (четыре стихотворных надписи к портретам русских писателей и художников XVIII в. — 1777г. Май).
В отзывах современников постоянно подчеркивалась оригинальность творчества Майкова, которого Н.И. Новиков причислял к «числу лучших наших стихотворцев». Позднее, защищая Майкова от критических нападок А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева, достоинствами его ироикомической поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» восхищался А.С. Пушкин.
В начале 1778г. Майкова вызвали в Петербург, где ему была предложена должность герольдмейстера. Майков принял предложение, но, вернувшись по делам в Москву, заболел и скоропостижно умер. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урожденная Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.
По материалам Ю.В. Стенник