Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Поэт Валерий Яковлевич Брюсов. 1913г.
Автор: Малютин Сергей Васильевич
Источник: Яндекс картинки
02:29 / 15.02.2015

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), поэт
Брюсов переводил зарубежных символистов и подражал им. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» 

Валерий Яковлевич Брюсов русский поэт-символист, прозаик, переводчик, критик, литературовед. Глава московской ветви символизма. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. Дед с материнской стороны А.Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Отец Брюсова, сын разбогатевшего крестьянина, занимался самообразованием, слушал лекции в Петровской сельскохозяйственной академии, любил читать и сам пробовал заниматься литературой. Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни).

В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. По собственному признанию, рано начал сочинять, но к поэзии обратился только в гимназии под влиянием однокашников. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, до Лескова...» (до того он увлекался историей и естественными науками).

Первые стихотворные опыты Брюсова были вдохновлены Н.А. Некрасовым, а позже М.Ю. Лермонтовым и популярным в то время С.Я. Надсоном, сочетавшим гражданские мотивы с романтическим духом. Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии.

Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой, изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). Его литературные интересы становятся более разнообразными. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д.С. Мережковским и К.М. Фофановым. В это же время впервые знакомится с поэзией французских символистов П. Верлена, А. Рембо и С. Малларме, которые определят в дальнейшем его литературные вкусы.

Он начинает переводить символистов и подражать им. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Брюсов посвящает себя служению «новому искусству» и записывает в дневнике: «Что ни говорить... будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!».

В 1893 Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сперва на отделение классической филологии, а затем на историческое. В университете, кроме классических дисциплин, изучал философию (в частности, теорию познания Г.В. Лейбница, повлиявшую в дальнейшем на его эстетические взгляды).

В 1893 вышла статья Д.С. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", ставшая манифестом русского символизма. В 1894–1895 Брюсов вместе с другом А.Л. Миропольским выпустил три сборника "Русские символисты". Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А.Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний.

Подражание в данном случае не было простым эпигонством, оно позволяло осваивать новый поэтический язык, прививать формальные новшества западных образцов русскому стиху. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства».

Стихотворение "Осеннее чувство" (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны...) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, "Самоуверенность" (Золотистые феи в атласном саду...) играло метафорами на манер Рембо, а "Творчество" (Фиолетовые руки на эмалевой стене...) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т.д. Сборники должны были создать иллюзию существования целого направления символистской поэзии в России.

Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Русские символисты подверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Символизм в России был признан существующим. Но Брюсова окрестили «декадентом», и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.

Одновременно с третьим выпуском "Русских символистов" Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов "Chefs d´oeuvre" (Шедевры, 1895). В 1896 выпустил вторую книгу стихов "Me eum esse" (Это – я, датировано 1897). В этих книгах, несмотря на их эпатажность, уже видны основные приемы творчества Брюсова: лейтмотивы, самоцитаты и повтор названий; объединение стихотворений в циклы для их тематической организации; игра культурными ассоциациями, когда образ творится за счет уже известных, привычных читателю образов и форм.

Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии; тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера; тема личности и истории; «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти; лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны, и Верлена, с другой.

Книга "Tertia Vigilia" (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом "Любимцы веков", посвященным истории и месту личности в ней.

Сборник "Chefs d´oeuvre" открывался подциклом "Полдень Явы" из цикла "Стихи о любви", пронизанным декадентскими настроениями, атмосферой душной эротики. В сборнике "Me eum esse" за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл "Видения", в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала.

В "Любимцах веков" и в подобных циклах из других сборников (Баллады в "Urbi et Orbi"; "Правда вечная кумиров" в "Stephanos"; "Правда вечная кумиров" и "Приветствия" в книге "Все напевы"; "Властительные тени в Зеркале Теней" и т.д.) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху.

Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи, и Христу, и Адонису, и демонам» (из письма И.И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. При этом само движение временного потока оказывалось возможным благодаря усилиям отдельной воли, сильной и яркой личности.

Два следующих сборника, "Urbi et orbi" (Городу и миру, 1903) и "Stephanos" (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. По-новому определяется и его взгляд на творчество. В "Urbi et orbi" в стихотворениях "Работа" и "В ответ" (цикл "Вступления") Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом.

Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Не случайно обратился он и к теме ежедневного труда, продолжавшей тему города: "Здравствуй, жизни повседневной" / Грубо кованная речь! / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. / Путь труда, как путь иной… ("Работа"). Новый поэтический предмет требовал нового языка. Стихотворения "Фабричная", "Сборщиков", "Девичья" и др. из цикла "Песни" окрашены разговорными интонациями и фольклорным звучанием.

В "Stephanos" поэт еще пристальнее вгляделся в реальность. Цикл Современность посвящен событиям русско-японской войны и первой русской революции. Книга Urbi et orbi произвела сильное впечатление на современников, в частности, на молодого А. Блока. А апокалипсическое видение поэмы Конь Блед (Stephanos) было созвучно настроениям «младших» символистов. Однако эти новые темы не стали определяющими для Брюсова, они вошли в его поэзию наравне с уже существующими.

К этому моменту Брюсов – уже признанный «вождь» московских символистов, глава издательства «Скорпион», редактор журнала «Весы». Он был известен не только как поэт, но и как критик, переводчик (Ш. Бодлера, П. Верлена, М. Метерлинка, Э. Верхарна, Р. Гиля и др.), теоретик перевода (Фиалки в тигеле, 1905).

В 1907–1908 в журнале «Весы» публиковался его роман Огненный ангел. Это яркий пример символистской прозы, где сквозь исторический план Германии 16 в. проглядывают конфликты, характерные для начала 20 в., исследуются сознание и подсознание современника, но в то же время поднимаются проблемы природы зла в мире, возможности спасения для человека и сохранения собственного «я».

После закрытия «Весов» Брюсов в 1910–1912 заведовал литературно-критическим отделом журнала «Русское богатство», печатал статьи в новом символистском журнале «Аполлон». Брюсов выступил и как драматург: ему принадлежат драма Земля (1904, опубл. 1907), «психодрама» Путник (1911), трагедия Протесилай умерший (1913).

Важен вклад Брюсова в теоретическое обоснование символизма и творчества в целом. Начиная с брошюры "О искусстве" (1899) и статьи "Истины", "Начала и намеки" (1901), он постоянно развивал свою эстетическую теорию. От представления об искусстве как средстве общения он пришел к идее искусства как «постижения мира иными, не рассудочными путями» ("Ключи тайн", 1904; "Священная жертва", 1905).

Однако «постижение тайн» Брюсов не связывал с мистикой, чем противопоставил себя многим символистам. В статье «О речи рабской», в защиту поэзии (1910) он выступил с критикой «младших» символистов, считавших поэзию формой «теургизма», религиозного служения. Брюсов же провозглашал искусство (и в частности, символизм) сферой свободного взаимодействия смыслов, не подчиненной ни науке, ни общественности, ни религии.

Из поэтических сборников в эти годы вышли "Все напевы" (1909), "Зеркало теней" (1912), "Семь цветов радуги" (1916), готовилась к печати "Девятая камена". Поэтическое качество этих книг уступает более ранним сборникам, хотя автору еще казалось, что он находится в творческом поиске. Новые темы принесла Первая мировая война и связанный с ней патриотический подъем. Затем, побывав на фронте в качестве военного корреспондента и увидев реальность войны, Брюсов убедился в ее бессмысленности и создал ряд антивоенных стихотворений, не имевших, впрочем, большого резонанса.

Более значимым гражданским поступком Брюсова стал выпуск антологии армянской поэзии (1916) в тот момент, когда армянский народ подвергся жестокому геноциду. Брюсов выступил как переводчик и редактор тома, побывал в Ереване и встретился с армянскими писателями. Был удостоен звания народного поэта Армении. С 1962 в Ереване проводятся филологические Брюсовские чтения.

Октябрьская революция явилась для Брюсова важным поворотом как в жизни, так и в творчестве. Приняв новую власть, он стал главой Комитета по регистрации печати (1917–1919), заведующим московским библиотечным отделом при Наркомпроссе (1918–1919), председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (1919–1921).

В 1920 вступил в РКП(б). Взяв на себя роль воспитателя нового поколения поэтов, в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ). Просветительская деятельность не ограничивалась чтением лекций. Он публикует статью "Вчера, сегодня, завтра русской поэзии", где намечает пути развития литературы; создает историко-литературную антологию "Сны человечества", попытавшись представить «все формы, в какие облекалась человеческая лирика».

В "Сны" вошли как переводы Брюсова из латинских и армянских поэтов, так и стилизации, воспроизводящие различные стихотворные формы от алкеевой строфы до японской танки. В это же время работает над проблемами стиховедения (книга "Опыты" по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам, 1918; статья "Звукопись Пушкина", 1923).

Формальные эксперименты отразились на поздних поэтических сборниках Брюсова: "Последние мечты" (1920), "В такие дни" (1921), "Миг" (1922), "Дали" (1922) и "Mea" ("Спеши", 1924, опубликовано посмертно). Здесь даются образцы «научной поэзии», которая привлекала его еще с 1900-х (ее изобретателем был французский поэт, корреспондент Брюсова, Р. Гиль). Таковы стихотворения "Мир электрона", "Мир N измерений", "Явь" (Meа). Хотя поздние стихи из-за излишней усложненности оказались непонятны современникам и не повлияли на развитие поэзии, они интересны как демонстрация возможностей русского стихосложения.

Обширное наследие Брюсова очень разнообразно. Кроме поэтических и прозаических произведений, свое значение сохраняют многочисленные переводы из античной, французской, английской, немецкой, итальянской и др. поэзии. Его критические статьи являются важным материалом для понимания литературной ситуации рубежа 19–20 вв. Его исследования поэзии 19 века и работы по стиховедению внесли серьезный вклад в русское литературоведение.

Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924 году.
 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.