Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Михайловский Златоверхий монастырь Киева
Источник: Яблоко - Российская объединенная демократическая партия
15:55 / 28.07.2014

Михайловский Златоверхий монастырь Киева (1108)
Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора

Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнерусский монастырей. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в середине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

Предполагается, что при церкви был учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.


С присоединением в 1654 году Киева к Российскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. В XVII-XVIII вв. после реконструкции в стиле барокко домонгольская церковь составляла среднюю часть главного монастырского храма; от неё сохранялись алтарные абсиды, часть стен и главный купол. Древние мозаики с XIX в. исследовались искусствоведами, а в 1888 году были расчищены и частично отреставрированы древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.


Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия", "Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.

В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Н. Е. Макаренко, Д. В. Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в июне 1937г. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.  
Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым.

В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (архитектор Юрий Лосицкий; официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.


На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.
Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.
15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.