Александро-Невская Лавра в честь Святой Троицы
Первый монастырь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I, осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февраля 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. монастырь, приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского монастыря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося монастыря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы.
Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для которых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту которого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. К 1727 г. монастырь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756–1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены южные, в 1760–1773 гг.— северные линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е. Старов, устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль монастыря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.
Одной из основных целей создания А.-Н. м. по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников др. обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования монастыря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 — 1 иеромонах, в 1715 — 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел — во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен А.-Н. л. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, А.-Н. м. стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования С.-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами А.-Н. м. являются С.-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода А.-Н. м. был церковно-административным центром столицы. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
К сер. XVIII в. А.-Н. м. стал центром духовного просвещения епархии. 31 дек. 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в котором император требовал от монашества социально активного и «полезного» для общества служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в А.-Н. м. духовного учебного заведения для формирования «ученого братства» — русского ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 окт. 1721 г. распоряжением архим. Феодосия в А.-Н. м. была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.— в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиак. Никодима (Пученкова) и архим. Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых свт. Ростовского Димитрия (Туптало). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую ДА, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. По Высочайшему указу от 13 дек. 1719 г. при А.-Н. м. была создана С.-Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иером. Гавриила (Бужинского) о победах рус. армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в монастырь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая б-ка, а с 1910 г.— древлехранилище. В 1913 г. в А.-Н. л. были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих.
Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения А.-Н. л. насчитывали 13 090 десятин, капитал исчислялся 3 млн. р., значительная его часть тратилась на благотворительность. С 1714 г. в лавре существовала богадельня, куда определялись отставные военные. Лавра содержала дом призрения и Исидоровское женское епархиальное училище. В годы первой мировой войны насельники А.-Н. л. оборудовали и отправили на фронт передвижной лазарет, в самой обители также был открыт лазарет. Число братии в нач. XX в. составляло от 130 до 150 чел. А.-Н. л. принадлежал открытый в 1908 г. Серафимо-Антониевский скит в местечке Зареченье Лужского уезда.
Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии А.-Н. л. все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи св. блгв. кн. Александра и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака — в музее Эрмитажа. С сент. 1922 по окт. 1923 г. лавра принадлежала обновленцам (см. Обновленчество), с окт. 1923 по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть — обновленцам, в 1928–1931 гг. часть храмов принадлежала РПЦ, часть — иосифлянам. В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен заключены договоры с прихожанами отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений.
В 1957 г. Свято-Троицкий собор А.-Н. л. был передан РПЦ, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей С.-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская церковь. Летом 1995 г. С.-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым и. о. наместника А.-Н. л. был назначен епархиальный духовник архим. Кирилл (Пачис), в окт. 1996 г. наместником стал архим. Назарий (Лавриненко). 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апреля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства С.-Петербургской епархии, города и руководства ЦНИИ «Прометей», которому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений РПЦ. Фактически же к нач. 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, которые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митр. С.-Петербургского Владимира (Котлярова). 18 апр. 2000 г. митр. Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность РПЦ всех зданий лавры.
К 2000 г. в лавре проживал 21 человек братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При А.-Н. л. действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками А.-Н. л. являются: Св. Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 ноября), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 ноября — день преставления, 30 августа и 21 мая — 1-е и 2-е перенесения мощей).
Храмы и кладбища А.-Н. л. 1) Свято-Троицкий собор, строительство которого началось в 1719 г. по проекту архит. Т. Швертфегера, в 1753–1755 гг. был разобран, т. к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И. Е. Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 авг. 1778 г. состоялась закладка собора С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, а 30 авг. 1790 г.— освящение собора и перенесение в него мощей св. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской ц. обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л. Пинкетти, И. А. Акимовым и Я. Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 г. заново П. С. Титовым по эскизам акад. Ф. Г. Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф. И. Шубиным. 16 авг. 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского р-на и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения.
2) Двухэтажная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенная в 1717–1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в сев.-вост. углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского мон-ря в Благовещенскую ц. были перенесены мощи св. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церкви был освящен 30 авг. 1724 г. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиеп. Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и гос. деятелей (А. М. Голицына, А. А. Безбородко, И. И. Панина, А. В. Суворова, И. И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.
3) Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный Духовский корпус, в котором была устроена и в 1822 г. освящена церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До нач. XX в. храм был усыпальницей государственных и церковных деятелей, в т. ч. С.-Петербургских митрополитов: Михаила (Десницкого), Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского). Свято-Духовская церковь была закрыта последней в лавре — в янв. 1936 г. и передана в распоряжение Смольнинского райсовета; в ней разместился аэроклуб и физкультурное общество «Спартак». В 1949 г. Духовский корпус был возвращен епархиальному управлению, но в нач. 60 гг. вновь отобран. К 2000 г. в церкви находилась станция переливания крови.
4) Симметрично Благовещенской церкви, завершая с юго-вост. стороны Феодоровский корпус, расположена церковь св. блгв. кн. Феодора Ярославича. Освящена в 1770 г., верхняя — во имя св. блгв. кн. Феодора Ярославича; нижняя — во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1840 г. перестроена и освящена заново, верхняя — во имя свт. Николая Чудотворца; нижняя — во имя блгв. кн. Феодора. С 1806 г. до нач. XX в. нижняя церковь служила усыпальницей членов грузинских царских фамилий, скончавшихся в С.-Петербурге. С алтарной стороны Феодоровской церкви по проекту Г. И. Карпова в 1889 г. была пристроена усыпальница митр. Исидора (Никольского), освященная 6 октября 1891 г. как придельная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота. Постановлением Ленсовета от 2 сент. 1931 г. Феодоровская церковь была закрыта и передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до нач. 2000 г. в помещении Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей».
5) Ц. во имя Михаила Архангела в архиерейском доме, построенном на зап. стороне монастыря в 1758 г. по проекту М. Д. Расторгуева. В 1819 г. после надстройки дома состоялось переосвящение церкви во имя Михаила Архангела. В нач. 20-х гг. XX в. была закрыта. До нач. 2000 г. в ней размещался ЦНИИ «Прометей». В 1767 г. архиеп. Гавриил (Петров) освятил в настоятельских покоях келейную церковь во имя Всех святых.
6) Крестовая церковь в честь Успения Пресв. Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас — работы С. В. Постемского, роспись храма — П. С. Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился ЦНИИ«Прометей».
7) Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящена в 1896 г. митр. Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архитектором Л. П. Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище.
8) Над Св. вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И. Е. Старова. 12 января 1904 г. в ней был открыт латыш. приход, настоятелем которого стал свящ. Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в октябре 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена РПЦ.
На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими русскими скульпторами: Ф. И. Шубиным, И. Г. Остеррайхом, Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, М. И. Козловским, М. Г. Крыловым, И. П. Витали. Старейший из петербургских некрополей — Лазаревский свое название получил от каменной ц. во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской ц. над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства гр. Н. П. Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской церкви построена трапезная Лазаревского храма, 18 августа 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д. Н. Шереметева храм был перестроен по проекту архит. Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я. Ф. Яковенко. Лазаревская церковь стала семейной усыпальницей графов Шереметевых. Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана обществу «Старый Петербург», в 1932 г.— Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых русских фамилий, деятели XVIII в.: соратники Петра I Г. П. Чернышёв, С. Ф. Мещерский, П. Ф. Балк-Полев, а также Ф. М. Апраксин, И. Ю. Трубецкой, И. И. Шувалов, М. В. Ломоносов.
В 1823 г. было основано Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери, выстроенной в 1873 г. по проекту архит. Н. П. Гребёнки на пожертвования братьев Д. М. и Н. М. Полежаевых; под церковью находится семейный склеп жертвователей. 9 мая 1931 г. постановлением президиума Ленсовета церковь была закрыта и передана райотделу связи, в 1935–1937 гг. в ней находилась почта, к 2000 г.— научный отдел Музея городской скульптуры. На Тихвинском кладбище похоронены выдающиеся деятели рус. культуры: М. И. Глинка, Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, И. А. Крылов, Ф. И. Стравинский, С. П. Боткин и др. Большинство памятников 2-й пол. XIX в. были снесены в 1935–1939 гг., впоследствии по проекту архит. Е. Н. Сагдлера на месте Тихвинского кладбища был создан некрополь мастеров искусств.
В вост. части лавры расположено Никольское кладбище с церковью свт. Николая Чудотворца, построенной в 1871 г. на средства купца Н. И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Церковь была закрыта 10 дек. 1932 г. После реставрации и освящения с мая 1985 г. в ней служатся ранние литургии.
Е. В. Белякова (Православная энциклопедия, Т. I.)