Асафьев Борис Владимирович (1884-1949), композитор
В консерватории был соучеником С.С. Прокофьева и Н.Я. Мясковского. С 1914 постоянно выступал в периодической печати, общей и музыкальной. В 1919–1930 работал в ленинградском Институте истории искусств, с 1925 профессор Ленинградской консерватории.
Пережил ленинградскую блокаду. С 1943 работал в Москве, руководил сектором музыки московского Института истории искусств, в 1948 был избран председателем Союза советских композиторов.
Наиболее яркими в творческой жизни Асафьева стали 1920–1930-е годы, когда он создал масштабный цикл работ о русской музыке: "Симфонические этюды" (1922), "Письма о русской опере и балете" (1922), "Русская музыка от начала XIX столетия" (1930), монографии и статьи о Глинке, Мусоргском, Чайковском, Глазунове и др.
В 1941–1943, находясь в блокадном Ленинграде, Асафьев написал обширный (и до сих пор полностью не опубликованный) цикл работ Мысли и думы, где обобщил свои наблюдения над русской музыкой в контексте русской жизни, отечественной культуры и истории. Большой интерес представляет также цикл очерков Асафьева о русской живописи (издан в 1966).
Личный друг Прокофьева, Асафьев стал одним из первых пропагандистов его творчества еще в дореволюционный период; в конце 1920-х годов написал первую работу о И.Ф.Стравинском. Будучи одним из самых активных членов ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, посвятил ряд статей творчеству современных западных композиторов, в том числе Альбану Бергу, Паулю Хиндемиту, Эрнсту Кшенеку.
Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование "Музыкальная форма как процесс" (книга 1 – 1930, книга 2 – 1947), где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как «искусство интонируемого смысла». Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.
Композиторское наследие Асафьева очень велико: 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям.
Большая часть сценических произведений написана на сюжеты из русской классической литературы (балеты по Пушкину Бахчисарайский фонтан, Кавказский пленник, Барышня-крестьянка, балет по Лермонтову Ашик-Кериб, опера по Лермонтову Тамбовская казначейша и др.).
Наибольшей известностью пользовался балет "Пламя Парижа" (1932), где использованы мелодии эпохи Французской революции и произведения композиторов той эпохи. Асафьев инструментовал оперу Мусоргского Хованщина по полному авторскому клавиру, восстановленному П.А. Ламмом (1882–1951); способствовал постановке оперы Мусоргского Борис Годунов в авторской редакции (Ленинград, 1928; впервые после премьеры в 1874), сделал новую редакцию неоконченной оперы А.Н. Серова "Вражья сила" и т.д.
Музыковедческие работы Асафьева представлены в пятитомнике "Избранные труды", а также в выходивших в разное время сборниках его статей, в переизданиях опубликованных при жизни книг и др., однако полностью музыковедческое наследие Асафьева до сих пор не издано.
Умер Асафьев в Москве 27 января 1949.