Стравинский Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор
Игорь Фёдорович Стравинский русский композитор и дирижёр, родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец Стравинский, Фёдор Игнатьевич — российский певец польского происхождения, солист Мариинского театра. По версии некоторых украинских исследователей, род Стравинских происходит из Волыни на Украине.
С девяти лет Стравинский начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Стравинский брал частные уроки у Николая Андреевича Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками с Калафати Василием Павловичем. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией.
Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Дягилев Сергей Павлович, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность — «балет Жар-птица» 1910, «балет Петрушка» 1911 и «балет Весна священная» 1913.
С детских лет Игорь с увлечением занимался, как музыкой, так и живописью. Сохранившиеся рисунки говорят о несомненном даре в этой области.
Один за другим появлялись первые сочинения молодого композитора: “Симфония” (Си бемоль мажор), этюды для фортепиано, “Фейерверк”, “Фантастическое скерцо” и другие. В летний период семья Стравинских любила отдыхать и в имениях родных сестёр матери: “Печисках”, “Павловке”, “Устилугс”. В Печисках Игорь подружился со своей двоюродной сестрой и будущей женой Екатериной Носенко (1881-1839). Они обвенчались в январе 1906 года в Церкви Благовещения в Петербурге. Первую жену Игоря Фёдоровича Стравинского нежно боготворила вся семья, с неизменной любовью относясь к этой “исключительно сердечной женщине с её тихим шармом”. Она стала матерью четверых детей Игоря Фёдоровича: Фёдора (1907-1989), Людмилы (1908-1938), Святослава (1910-1994), Милены (1914). Старшие дети Стравинских Фёдор и Людмила родились в Петербурге (младшие - в Швейцарии, в Лозанне).
После женитьбы Игорь Фёдорович построил в Устилуге (Волынская губерния) дом по собственному плану. Он считал его “райским уголком для творчества”, отмечая примечательные особенности: “два больших камина с трубами и балконом”. Композитор перевёз туда свой рояль “Бехштейн” и особенно любил проводить здесь летние месяцы до 1914 года.
Игорь Фёдорович Стравинский прожил долгую жизнь, подойдя к своему 90-летию. Им написано большое количество сочинений разных жанров: балетов, опер, симфоний, кантат, инструментальных и вокальных произведений. Опубликованы его автобиограф и четыре книги: “Хроника моей жизни”, “Диалоги”. Он творил в разных странах: Швейцарии, Франции, Америке, став одним из признанных лидеров музыкального мира. Эволюция творческих периодов, отмеченных сменой стилевых манер, длилась десятилетиями. Но среди них - русский самый важный, тогда происходило формирование его как композитора. А ярчайшей кульминацией стали Дягилевские “русские сезоны” в Европе, когда во Франции состоялись премьеры его балетов: “Жар птица” (1910), “Петрушка” (1911), “Весна священная” (1913).
В работе над декорациями, костюмами принимали участие многие художники группы
“Мира искусства” А.Бенуа, А.Головин, Н.Рерих, Л.Бакст. Стравинский сотрудничал с талантливыми русскими балетмейстерами, танцовщиками, балеринами: М.Фокин, В.Нижинский, Б.Нижинская, А.Павлова, Т.Карсавина и другие. Это был триумф русского искусства!
Темы русской жизни продолжали питать творчество композитора и в дальнейшем, за рубежом, когда создавались такие сочинения, как: шуточные песни “Прибаутки”, весёлое скоморошье действо “Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана”, “История солдата”, читаемая, играемая и танцуемая (в Швейцарии он дебютировал и как дирижер).
То же мы наблюдаем и в сочинениях, создававшихся во Франции: комическая опера “Мавра”, хореографические сцены с пением и музыкой “Свадебка”...
В годы, когда он обратился к классическим традициям прошлого, став признанным лидером неоклассицизма (балете пением “Пульчинелла”, Симфония для духовых инструментов памяти К.Дебюсси, Октет, опера - оратория “Царь Эдип”, Симфония псалмов, балеты “Аполлон Мусагет”, “Поцелуй Феи”), и в более поздний (американский)период, когда использовал “серийную технику”, создал известные сочинения на библейские сюжеты (“Священное песнопение” в честь Святого Марка, кантата “Threni”, кантата-аллегория “Потоп” и другие), композитор не изменял своему “Я”. Как художник Игорь Стравинский всегда быстро схватывал всё новое, пропуская через свою “творческую лабораторию ”. Симптоматично, что и среди его близких друзей - творческий авангард, основоположники новых направлений в искусстве, моде.
На его же достижения ориентировались многие последующие поколения композиторов. На всем, что он делал - “печать сильнейшей творческой личности”.
“Русский дух - считал Д.Шостакович, - неистребим в сердце этого настоящего, подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и истинно кровно с ней связанного”. А сам композитор утверждал: “Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский”.
Душа его “рвалась” на Родину, ведь именно о родном городе он писал: “Санкт-Петербург занимает такую большую часть моей жизни, что я почти боюсь заглядывать в себя поглубже, иначе я обнаружу, сколь еще много во мне связано с ним; но даже эти беглые воспоминания должны показать, что он дороже мне любого другого города в мире”.
Племянница композитора Ксения Юрьевна (дочь родного брата, архитектор по профессии) вспоминает, что готовясь к встрече знаменитого дяди в доме на Крюковом канале, во время его приезда на Родину в 1962 году, родственники находились в весьма затруднительном положении: их квартира уже была “коммуналкой”, а расстраивать Игоря Фёдоровича не хотелось. К счастью, “сохранились кое-какие вещи : бронза, книжные шкафы, фарфор, портреты и др., которые принадлежали его родителям”.
Возможно одну из тех вещей мы теперь можем увидеть в Краеведческом музее города Ломоносова маленький бронзовый кувшинчик, окантованный дубовыми листочками дар Ксении Юрьевны.
Благодаря литературному таланту и подвижнической деятельности Ксении Юрьевны были сохранены многие семейные реликвии, изучена родословная (до середины XVI столетия). Она же стала автором замечательной книги “О И.Ф. Стравинском и его близких”. Здесь по-новому высвечен человеческий облик композитора в кругу своей семьи, увиденный глазами очень близкого, родного человека.
Игорь Фёдорович вспоминал, что один из его друзей “имел обыкновение называть его “Мэтр из Ораниенбаума”. А на вопрос, заданный его коллегой и биографом Робертом Крафтом: “Как получилось, что Вы родились в Ораниенбауме?” композитор ответил: “...родители отправились туда за месяц до моего рождения, чтобы насладиться воздухом раннего лета, в приятном приморском местечке, раскинувшемся вокруг дворцов XVIII века”.
Действительно, эти места на берегу Финского залива необычайно живописны и имеют свою интереснейшую историю. Посетив в 1962 году Ораниенбаум, Ломоносов, очарованный композитор воскликнул: “Я никогда не представлял, что родился среди такой дивной красоты!”. К сожалению, дом, где он появился на свет, композитор увидеть не смог. На том месте, где когда-то стояла дача, не сохранившаяся до наших дней, позднее побывал сын Игоря Фёдоровича художник Фёдор Стравинский и взял горсть земли, чтобы положить её на могилу отца.
Ораниенбаумцы гордятся тем, что городу суждено было стать местом рождения прославленного композитора. В 1994 году Детской музыкальной школе Ломоносова было присвоено имя И.Ф.Стравинского. Среди почетных гостей этого знаменательного вечера 25-летия школы Е.А. Стравинская правнучка Ф.И.Стравинского (дочь Ксении Юрьевны) с мужем. Тогда было сказано немало тёплых слов и напутствий в адрес юных музыкантов города.
Знакомить детей с музыкой И.Стравинского, рассказывать о нём, его творчестве стало одной из важных задач, которая реализуется в разных формах. Школа находится в постоянном контакте с Петербургской консерваторией. уже восемь лет действует Филармония школьника “Консерватория детям”. Многие выдающиеся музыканты Петербурга, педагоги, аспиранты, консерватории, представители различных её факультетов дарят ломоносовцам своё искусство. И нередко в их программах звучит музыка И.Стравинского: вокальная, фортепианная, оркестровая. Здесь читаются лекции для детей, педагогов школы и тех, кто интересуется такими, к примеру, темами как “И.Ф.Стравинский и его окружение”, “Балеты Стравинского в постановке знаменитых хореографов”.
Гордостью современной художественной жизни города стала, рожденная в середине 90-х годов по инициативе школы, традиция проведения фестивалей Искусств “На родине И.Ф.Стравинского”, включающих широкий спектр разнообразных акций: конкурсы юных пианистов городов Северо-Запада России, спектакли для детей, выставки художников, экскурсии, методические семинары, концерты лауреатов конкурса и именитых гостей. Устроители фестивалей точно “попали” в суть важнейшей генетической особенности династии Стравинских, из поколения в поколение реализующих творческий потенциал в параллельных сферах художественной деятельности. И сегодняшние юные исполнители, и маститые музыканты Петербурга своё искусство посвящают композитору, ставшему одним из “властителей дум” в музыке.