Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Государственная Третьяковская галерея
Источник: Яндекс картинки
03:20 / 18.11.2015

Государственная Третьяковская галерея. Часть III
В 1985 году Третьяковская галерея была объединена с Государственной картинной галереей, располагавшейся на Крымском валу. Далее в 1986 году на правах отделов были присоединены московские мемориальные музеи: Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина

17 мая 1945 года, через неделю после праздника Победы, открылась новая экспозиция Галереи – более 2500 произведений. Яркими событиями жизни музея послевоенного десятилетия стали всесоюзные выставки произведений советских художников. Они проводились в 1946, 1947, 1949–1952, 1954 годах.

Монографические выставки знаменитых русских художников XVIII–XIX веков, организованные  в это же время, представляли богатый материал для изучения их творчества. В 1947 были подготовлены первые персональные выставки А.К. Саврасова и А.Г. Венецианова, в 1948 – И.И. Шишкина, в 1949 – К.П. Брюллова, в 1952 – П.А. Федотова, в 1955 – Ф.И. Шубина и К.А. Савицкого. В 1956 году выставка произведений А.А. Иванова по-новому открыла его многим зрителям.

Событием  1956–1957 годов стала Всесоюзная выставка произведений М.А. Врубеля, впервые показавшая творчество мастера во всем многообразии: помимо станковой живописи из собрания Галереи и музеев других городов и частных коллекций на ней были представлены малоизвестные рисунки последних лет жизни художника, майолика, эскизы монументально-декоративных росписей.

В мае 1956 года широко отмечалось столетие Третьяковской галереи. В связи с этим юбилеем в 1955-1957 годах была произведена достройка  зала  А.А. Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Интерес москвичей, гостей столицы и иностранных туристов к собранию Галереи был велик. За 1955 год ее посетило 1 300 000 человек, проведено 10 000 экскурсий и лекций для взрослых и 3 500 экскурсий для школьников.

Посетители Галереи порой не представляют, что экспозиция – это только видимая часть айсберга. В залах может демонстрироваться лишь небольшая часть коллекции. Поэтому Третьяковская галерея стала организовывать передвижные выставки, чтобы познакомить со своим собранием другие города страны. На такие выставки отправлялись подлинные произведения живописи известных мастеров.

На протяжении 1960–1970-х годов значительно пополнилась экспозиция произведений конца XIX – начала ХХ века, а также советского искусства. Уже в 1957 году все 18 залов советского искусства подверглись перевеске. В последующие годы расширилась экспозиция послереволюционного десятилетия. Она отразила сложную картину исканий в искусстве 1920-х годов. Помимо творчества представителей АХРР (Е.М. Чепцов), продолжавших традиции реализма художников-передвижников, были показаны произведения мастеров других направлений – прежде всего ОСТ (Д.П. Штеренберг, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов) и группы "Четыре искусства".

Галерея начала устраивать выставки, посвященные искусству конца XIX – начала ХХ века. В научных отделах изучалось творчество художников объединения "Бубновый валет"  П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, еще недавно обвинявшихся в формализме.

Важное значение имели выставки художников объединения "Мир искусства"  А.Н. Бенуа (1970–1971), М.В. Добужинского (1975), К.А. Сомова (1970). Это были первые посмертные выставки этих мастеров в нашей стране. Большое общественное внимание вызвали юбилейные выставки Н.К. Рериха (1959–1960), В.А. Серова (1958–1959, 1965), В.Э. Борисова-Мусатова (1972–1973), М. Чюрлёниса (1975), М.Ф. Ларионова (1980).

В 1960–1980-е годы значительно активизировалось изучение древнерусского искусства. По решению бюро Всемирного Совета Мира была организована выставка "Андрей Рублев и его время" (1960), которая явилась значительным событием художественной жизни. Выставки "Северные письма" (1964), "Ростово-Суздальская школа живописи" (1966–1967), "Живопись домонгольской Руси" (1974) представили достижения искусствоведения в этой области.

Было продолжено исследование искусства XVIII – первой половины XIX века. Состоялись выставки "Федор Рокотов и художники его круга" (1960), выставки произведений П.А. Федотова (1965), А.П. Антропова (1966), Ф.П. Толстого (1973), А.Г. Венецианова (1980), О.А. Кипренского (1982–1983). Настоящим открытием малоизвестных имен и целых областей искусства стали выставка "Портрет петровского времени" (1973), организованная совместно с Русским музеем, и "Неизвестные и забытые портретисты XVIII – начала XIX века" (1975).

В 1966 году в залах музея была развернута необычная выставка-исследование, посвященная истории создания картины В.И. Сурикова "Боярыня Морозова".

Галереей отмечался также столетний юбилей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1971–1972 годах было проведено много юбилейных выставок: "Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Реконструкция", "Передвижники в Государственной Третьяковской галерее", "Портретная живопись передвижников", "Бытовая живопись передвижников", "Пейзаж передвижников", "Рисунок и акварель передвижников".

Значительными были и монографические выставки советских художников М.В. Нестерова (1962–1963) и К.С. Петрова-Водкина (1966), к столетию со дня рождения И.Э. Грабаря (1971), к 125-летию со дня рождения Ф.А. Васильева (1975). Выставки отметили имена К.Ф. Юона (1976), В.В. Рождественского (1978), М.Б. Грекова и П.Д. Корина (1982). Важным явлением стали выставки работ художников-современников Д.А. Налбандяна (1981), В.Е. Попкова (1982).

Начиная с середины 1960-х годов заметное место заняли выставки графики, такие как "Рисунок, акварель, пастель и гуашь конца XIX – начала ХХ века" (1963), "Советская станковая графика (1917–1945)" (1964), "Русская акварель конца XVIII – начала XX века" (1966–1967). Графическое наследие И.Е. Репина было показано в 1969–1970 годах. Графику Н.В. Кузьмина посетители Галереи увидели в 1972 году,  В.И. Сурикова, Т.А. Мавриной и В.А. Милашевского – в 1973, Д.И. Митрохина – в 1974, П.В. Митурича – в 1978, Д.А. Шмаринова – в 1982.

Интерес к отдельным темам и жанрам искусства привел к созданию тематических выставок: "Труд в произведениях советских художников" (1971), "Автопортрет в русском и советском искусстве" (1976–1977), "Интерьер в творчестве русских и советских художников XIV–ХХ веков" (1980). Москвичам и гостям столицы в дни Олимпиады 1980 года была показана выставка "Москва в русской и советской живописи".

К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Необходимость расширения стала первостепенной задачей не только Галереи, но и правительства страны.

К середине 1980-х годов стала очевидной необходимость расширения Третьяковской галереи. Реконструкция существующих и строительство новых зданий Галереи в Лаврушинском переулке во многом связаны с именем директора Ю.К. Королева (1929–1992).        

Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские.

Затем в 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и другие), основанная на идее сохранения его исторического облика.       
В 1989 году был сооружен новый корпус с южной стороны от основного здания, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здесь в 1992–1994 годах проходила выставка шедевров из коллекции ГТГ. В этом же здании сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.

Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века), который был восстановлен, освящен и утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее.

Строительство в Лаврушинском переулке затянулось. Изменение политической и экономической ситуации в стране создавало трудности с финансированием крупномасштабного проекта, реализация которого заняла почти десять долгих лет вместо планируемых пяти. За успешное выполнение этого задания в 1995 году директор Галереи Ю.К. Королев (посмертно) и авторский коллектив были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

Процесс реконструкции зданий в Лаврушинском переулке совпал с реорганизацией музея. В 1985 году Третьяковская галерея была объединена с Государственной картинной галереей, располагавшейся на Крымском валу. Далее в 1986 году на правах отделов были присоединены московские мемориальные музеи: Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина. Так было образовано Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".

В январе 1986 года Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке была закрыта для посетителей. В депозитарий перенесли произведения искусства XII – начала ХХ века из экспозиции и старого запасника. В здание на Крымском валу для экспонирования и хранения были перевезены произведения живописи, графики и скульптуры, созданные после 1917 года.

История здания на Крымском валу довольно сложная. В прошлом на берегу Москвы-реки у Крымского моста планировалось построить различные "эпохальные" сооружения: в 1930 году – Дворец искусств, в 1936 году А.В. Щусев начал строить Академию наук СССР, в начале 1950-х И.В. Жолтовский предлагал выстроить новый Дом Союзов. В декабре 1956 года в ознаменование столетия Третьяковской галереи было принято решение о строительстве на этом месте нового здания, куда предполагалось перевести все коллекции Галереи. Расположение недалеко от дома в Голутвине, где в 1832 году родился П.М. Третьяков, представлялось удачным.

Но в 1959 году решением правительства проектируемое здание было закреплено за вновь созданной Государственной картинной галереей СССР. Новый проект, выполненный в мастерской имени И.В. Жолтовского (архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, М. Круглов и другие), был утвержден в 1964 году. Строительство, начатое в 1965 году, превратилось в типичный  советский  долгострой  и  было  завершено  в конце 1970-х.

Здание, задуманное как продолжение Нескучного сада и Центрального парка в сторону Кремля, было решено как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Отсюда его относительно небольшая высота и значительная протяженность вдоль набережной, сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа.

Гигантские выставочные площади (более 12 тысяч квадратных метров), несколько протяженных анфилад, большие залы, предусматривающие возможности разнообразных пространственных трансформаций, единое сквозное решение вестибюля и лестничных маршей, огромные окна, открывающие эффектные панорамы на Кремль, Москву-реку и парк – все это таило интересные экспозиционные возможности.

Объединение Третьяковской и Картинной галерей и закрытие основного здания в Лаврушинском переулке "переадресовало" посетителей в помещение на Крымском валу. Перед зрителями открывалась основная экспозиция – широкая картина творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы. Кроме того, развернулась интенсивная выставочная деятельность.

Выставка произведений из собрания Арманда Хаммера (1986) пользовалась необычайной популярностью; администрации Галереи пришлось ввести двухчасовые сеансы для ее посещения. В 1987 была показана выставка произведений Д.Г. Левицкого, организованная ГТГ и Русским музеем при поддержке других музеев СССР. А потом наступило время выставок художников русского авангарда: К.С. Малевича, В.В. Кандинского, Л.С. Поповой (все – 1989), П.Н. Филонова, Эль Лисицкого (обе – 1990).

В 1991 году прошли выставки "Шагал в России", "Русский модерн", в 1992 – "С.И. Мамонтов и русская художественная культура", выставки А.И. Куинжди, В.В. Верещагина, в 1994 – В.Е. Татлина, И.Е. Репина и В.Д. Поленова.

Активная научная, просветительская, выставочная работа музея, а также стремление поддержать один из крупнейших музеев страны в непростое историческое время вызвали решение Президента Российской Федерации о присвоении Государственной Третьяковской галерее статуса особо ценного объекта национального наследия России.

В апреле 1995 года была открыта для посетителей обновленная экспозиция классического русского искусства в основном здании в Лаврушинском переулке. Правда, первый официальный показ Галереи состоялся ранее, осенью 1994 года. После реконструкции экспозиция во многом сохранила традиционный маршрут и расположение материалов, но было и нечто новое: создание разделов, посвященных скульптуре  XVIII – первой половины ХIХ века и рубежа ХIХ–ХХ веков.

Шесть залов были специально оборудованы для размещения графических работ. Получили особое дизайнерское оформление залы иконописи. Открылась в Галерее "Сокровищница", где демонстрируются изделия из благородных металлов и драгоценных камней: произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.

Застройка внутренних дворов дала возможность создать новые залы для произведений К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для произведений М.А. Врубеля. Главным в этом зале оказалось огромное декоративное панно "Принцесса Греза" (1896), поступившее в Галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР.

Казалось бы, какие еще находки могут поразить любителей искусства? Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля поступило огромное пятиметровое полотно И.Е. Репина "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" (1886). Это произведение было написано по "высочайшему" заказу;  включенное в экспозицию, оно дополняет представление об индивидуальности мастера.

Подлинной находкой явилось приобретение Галереей в 1960–1970-е годы двух самых ранних жанров В.Г. Перова. За картину "Приезд станового на следствие" художник в 1857 году получил малую серебряную медаль  Академии художеств. А картина "Сцена на могиле" (1859) издавна считалась утерянной.

Многие коллекционеры, имеющие разный статус и общественное положение, дарили Галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции из частных собраний. Галерея устраивает выставки приобретенных и полученных в дар сокровищ национальной культуры. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых.

Так, знаменитая картина  В.М. Васнецова  "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896) поступила в Галерею в 1908 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великой княжны Марии Павловны.

Ленинградский коллекционер Мира Константиновна Басевич в 1930–1960-е годы собрала прекрасную коллекцию произведений художников конца XIX – начала ХХ века. В 1961 году она подарила Галерее замечательные работы А.Н. Бенуа, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина, Н.К.Рериха, М.С. Сарьяна. В их числе была картина "Купание красного коня" (1912).

Собрание Константина Георгиевича Костаки было хорошо известно и в России, и за рубежом. Он подарил Галерее в 1977 году огромную коллекцию, в которой были такие шедевры, как "Портрет М.В. Матюшина" (1913) работы К.С. Малевича, "Суд народа" (1934) С.Б. Никритина, "Кувшин на столе. Пластическая живопись" Л.С. Поповой, "Спасские ворота"  В.Е. Татлина, "Головы. Симфония Шостаковича" (1927) П.Н. Филонова, "Ландыши" (1916) М.З. Шагала.

Николай Сергеевич Аржаников – коллекционер, крупный ученый в области аэродинамики, доктор технических наук, профессор. В 1984 его жена Анна Алексеевна и дочь Ирина Николаевна Аржаниковы передали в дар Третьяковской галерее 10 произведений русских художников конца XIX – начала ХХ века. Среди них есть работы исключительные по высокому мастерству исполнения. Таким является натюрморт С.Ю. Судейкина "Цветы в глиняной вазе" (начало 1910-х).

Нина Александровна Арнинг – певица, работала на радио и в кино. Подаренные ею в 1980 году произведения находились в коллекции ее мужа Казимира Федоровича Арнинга – юриста, близкого друга И.С. Остроухова. В экспозиции представлена картина А.Я. Головина "Умбрийская долина".

Известный живописец и график Татьяна Алексеевна Маврина принесла в дар Галерее коллекцию икон, а также свою работу "Портрет А.Ф. Софроновой с дочерью" (1938).
Сергей Николаевич Горшин собирал пейзажи. Традиционное представление о том, что И.К. Айвазовский только маринист, не совсем точно. Есть еще и "сухопутный" Айвазовский. К кругу подобных произведений относится и картина из собрания С.Н. Горшина "Овцы на пастбище" (1850-е).

Собрание солиста Большого театра знаменитого баритона П.М. Норцова и его жены З.В. Норцовой, хотя и не было обширным, имело много первоклассных работ русских художников второй половины XIX века. Среди них "Пейзаж. Степь" (1890–1895) А.И. Куинджи.

Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории Вера Георгиевна Дулова была увлеченным собирателем. В ее коллекции находились произведения К.П. Брюллова, В.Д. Поленова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, Л.В. Туржанского, С.Ю. Жуковского, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха. Со многими художниками – И.Э. Грабарем, А.В. Лентуловым, В.И. Яковлевым, П.В. Вильямсом – она была лично знакома. Лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений) Вера Георгиевна завещала Третьяковской галерее. Среди них "Домик в провинции. Весна" (1878) А.К. Саврасова.

Пополнение коллекции музея происходит также благодаря Обществу Друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих музею благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе – в приобретении произведений искусства.

В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет Государственной Третьяковской галереи, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М. Лужков. В декабре 1998 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу была открыта первая часть новой экспозиции "Искусство ХХ века", охватывающие период от рубежа веков до послевоенного времени, от предавангардных течений и авангарда до соцреализма. В мае 2000 года последовало завершение экспозиции: от середины 1950-х годов до конца 1990-х, от "оттепели" до современности. Таким образом, сегодня в залах Галереи впервые полно представлена панорама русской культуры прошлого столетия.

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

В рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» открылась выставка «Шедевры Музея Орсе», на которой было представлено 55 произведений второй половины XIX – начала ХХ века из прославленного парижского собрания. Юбилею Третьяковки был посвящен и проект «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею», состоящий из нескольких частей: одноименной выставки на Крымском Валу и экспозиции из собрания Государственного Русского музея «Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века» в Лаврушинском переулке.

Выставка в здании Нового Манежа с интригующим названием «Третьяковская галерея открывает свои запасники»; выставки «Скульптура в дереве. ХХ век», «Эрик Булатов. Вот», «Александр Иванов. К 200-летию со дня рождения», прошедшие в здании Галереи на Крымском Валу; международный проект «Уистлер и Россия», осуществленный в Инженерном корпусе ГТГ – вот лишь неполный перечень мероприятий, подготовленных сотрудниками музея с мая 2006 по май 2007.

Но, пожалуй, центральным событием, приуроченным к юбилейным торжествам, стало открытие новой экспозиции «Искусство ХХ века» в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу. К маю был осуществлен первый этап реэкспозиции, включающий залы 1–13 (искусство 1910–1920-х годов) и залы 39–42 (экспериментальный раздел новейших течений).

Через год были открыты залы 14-38. Таким образом, в мае 2007 года зрителям был предложен новый полный вариант экспозиции «Искусство ХХ века». Главный акцент теперь сделан на разнообразии стилевых направлений в живописи ХХ века.

Беспредметность и неоклассика 1910-х годов, монументализм и камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х составляют выразительный контраст и обогащают представление о художественном процессе и эволюции мастеров в советское время.

Впервые в одном ряду с произведениями советских художников 1930-х – 1950-х показаны работы художников русского зарубежья.

Далее представлены самые известные произведения официального искусства сталинского времени, собранные в одном экспозиционном пространстве.

Следующая историческая эпоха – от "оттепели" до "перестройки" – представлена тремя крупными разделами. Первый посвящен развитию реалистической традиции в новых условиях. Второй – творчеству художников, обратившихся к языку авангарда и европейской традиции. Третий – новым идеалам и новому языку искусства "шестидесятников". Последние десятилетия стали временем многообразия художественных поисков.

Завершает новый вариант экспозиции зал, предназначенный для сменных спецпроектов.

Юбилей, сопровождавшийся столь развернутой программой мероприятий, вышел за пределы стен галереи, стал заметным событием для всей страны и в особенности – для столицы. Специальный – юбилейный сайт Третьяковской галереи позволяет ознакомиться подробнее с праздничной культурной программой.

Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас более 170 тысяч произведений.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.