Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Источник: Яндекс картинки
02:22 / 18.11.2015

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Русская живопись
К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества И.Е. Репина

Коллекция живописи России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится на хранении Отдела Старых мастеров, Отдела личных коллекций, Галереи искусства стран Европы и Америки и в Мемориальной квартире С. Рихтера. Собрание Отдела личных коллекций включает произведения русской живописи с конца XV до конца ХХ в и художников "русского зарубежья".

Русская живопись в собрании отдела Личных коллекций

Древнерусская живопись представлена иконами из собраний Т.А. Мавриной и М.И. Чуванова. Замечательный график и художник детской книги Т.А. Маврина собрала коллекцию икон XVI в. московской, новгородской школ, а также «северных писем». Жемчужина этого собрания – небольшая по размеру икона «Битва суздальцев с новгородцами» XVI в. Собрание старообрядческих икон М.И. Чуванова складывалось на протяжении многих лет, когда владелец был старостой старообрядческого Рогожского прихода в Москве.

Время создания этих икон, отличающихся особой иконографией, охватывает широкий период – с конца XV до XIX века. Среди них есть иконы, исполненные на высоком художественном уровне – «Спас в Силах» конца XV в., «История Тихвинской иконы Богоматери» конца XVI – начала XVII в., «Воскрешение Лазаря» и минейные иконы XVII в., «Благовещение у кладезя» XIX в.

Обширное собрание И.С. Зильберштейна, включающее около ста картин русских художников конца XVIII – начала XX в., занимает центральное место в экспозиции отдела. Живопись конца XVIII в. представлена произведениями В.Л. Боровиковского «Портрет графа П.А. Толстого» и С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях озера Неми», живопись первой половины XIX в. – работами В.А. Тропинина, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, А.В. Тыранова, А.Г. Венецианова и редкого художника для музейных и частных собраний И.З. Летунова.

К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества И.Е. Репина – «Украинка», «Вид села Варварина», «Летний пейзаж», «На охоте». Живописные работы мастеров «Мира искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева дополняют одну из лучших в России коллекций графики художников этого объединения.

Собрание русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX в., созданное С.В. Соловьевым, включает в себя, главным образом, поздние работы ряда крупнейших художников середины – второй половины XIX в.: В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, а также произведения участников объединения «Союз русских художников» – С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева.

В собрании находятся редкие для частной коллекции крупноформатные произведения. Среди них – полотно «Дуэль», относящееся к позднему периоду творчества И.Е. Репина, один из вариантов картины В.Д. Поленова «Христос», морской пейзаж Н.Н. Дубовского. Представляет интерес «Портрет Н.Ф. Юсупова» кисти Н.П. Богданова-Бельского.

Небольшая по количеству, но чрезвычайно значительная по качеству произведений коллекция работ русских художников начала ХХ в. из собрания И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского дает емкое представление об искусстве этого периода, называемого «серебряным веком». В собрании представлены произведения художников, связанных с символистским направлением в русской живописи — Н.К. Рериха, А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, Н.П. Ульянова, мастеров круга «Голубой розы» — П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С. Сарьяна.

Работы русских художников, созданные в первой половины ХХ в., составляют коллекцию А.Н. Рамма, - произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, П.П. Переплетчикова, С.Ю. Жуковского, О.Э. Браза, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой. Значительное место в собрании занимают женские портреты и натюрморты В.В. Лебедева, пейзажи и натюрморты французского периода Р.Р. Фалька, ленинградские пейзажи и портреты Н.И. Альтмана.

Произведения Р.Р. Фалька и В.И. Шухаева представлены в мемориальном собрании С.Т. Рихтера.

Отдел обладает крупнейшим в мире собранием работ художников А.М. Родченко и В.Ф. Степановой – лидеров русского художественного авангарда первой трети 20 века, широкий диапазон деятельности которых включает живопись, оригинальную и печатную графику, коллажи, работы для театра, пространственные конструкции, рекламные плакаты, производственный дизайн, экспериментальную фотографию.

Художественное наследие этих мастеров, представленное в музее, отражает основные периоды и эволюцию их творчества – от стилистики символизма через абстрактно-геометрическую живопись, графику и скульптуру к конструктивизму.

В экспозиции Отдела находится и наследие русских художников середины – второй половины ХХ в.: Д.М. Краснопевцева и других.

Д.М. Краснопевцев – художник-«шестидесятник», чье искусство развивалось независимо от официального искусства социалистического реализма, представитель «метафизического направления» в живописи. Экспозиция зала наследия Д.М. Краснопевцева передает атмосферу мастерской художника, которая была особым пространством, предназначенным для творчества и созерцания.

В мастерской на равных соседствовали античные сосуды, икона XVI века «Спас мокрая борода», медные образки, посеребренный шандал, ржавая корабельная цепь, морские раковины, глиняные сосуды, книги, сухие букеты, собственные картины. В своих выдуманных натюрмортах-метафорах художник всегда изображал предметы из своего необычного собрания.

Коллекция И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского

В начале 2004 года в музей личных коллекций поступило собрание русской живописи и графики начала XX века, завещанное Инной Витальевной Корецкой (1921 -2004), филологом, много лет проработавшей в Институте мировой литературы Академии наук СССР, специалистом по истории русской журналистики начала XX века  и творчеству поэтов-символистов. Начало коллекции было положено в конце 1940-х годов мужем Инны Витальевны – Борисом Васильевичем Михайловским (1899 - 1965), известным литературоведом и искусствоведом, профессором МГУ, знатоком литературного процесса периода символизма.

Это небольшое по объему, но значительное по качеству собрание – своего рода миниатюрный музей, который дает целостное представление об искусстве серебряного века. Состав его свидетельствует не только об отменном вкусе его владельцев, но и о научности примененного ими подхода в процессе формирования коллекции.

В собрании представлены произведения художников «Мира искусства» - А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Рериха, А. Головина, К. Богаевского, Н. Ульянова, мастеров «Голубой розы», связанных с символистским направлениям в русской живописи, - П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, М., Сарьяна, а также К. Юона и А. Кравченко.

Просты и реалистичны по духу акварельные пейзажи А. Бенуа Берег моря в Бретани и Часовня в Бретани, написанные летом 1906 года в период его жизни в приморском местечке Примель, которое он называл «божественным». К периоду путешествия по Италии в 1911 году относится работа М. Добужинского Уголок Неаполя, о котором художник позже вспоминал, сравнивая этот южный итальянский город с Испанией. Итальянские впечатления нашли отражение в натурном этюде гуашью Н.Ульянова Мост ангелов в Риме (1913) и рисунках тушью и сангиной А. Кравченко Пинии Рима и Над Тибром (оба - 1911).

Художники символистского толка представлены в собрании более последовательно. «Скорбный, утонченный Богаевский»  -художник, выросший на «печальной земле» Киммерии, рисует «рай, который существовал до сотворения человека». Его картины Ночь.Судак (1908) и  Жертвенники очень точно соответствуют эпитетам, приведенным М. Волошиным.

Как и Богаевский, представителем «архаической линии» в русской живописи был Н. Рерих. В двух эскизах декораций к балету «Весна священная» на Музыку и. Стравинского (постановка 1913 года для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже) и к спектаклю «Принцесса Мален» (1912 года) по пьесе М. Метерлинка Рерих показал свое ощущение древности и средневековья. Русская архаика предстает в обобщенных формах декораций с упругим и четким внутренним ритмом. Эскиз декораций к «Принцессе Мален», изображающий каменистый спуск в подземелье старинного замка, является уникальным обращением художника к творчеству бельгийского драматурга – теоретика символизма.

Среди станковых работ для театра – большой эскиз декорации, исполненный А.Головиным для постановки в 1925 году в Академическом театре драмы трагедии Софокла «Царь Эдип».  Он воссоздал древнегреческий пейзаж с белым дворцом, высеченным в черных скалах, с ведущей к нему лестницей и курящимся жертвенником. Другая работа Головина – лирический пейзаж Петровско-Разумовское. Осень (1909) носит также оттенок театральности за счет чисто декоративных приемов построения композиции с помощью орнаментальных форм и насыщенности цвета.

Подлинными жемчужинами коллекции являются Портрет актрисы О. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы, написанный С. Судейкиным в 1910 году, а также бухарские и самаркандские пейзажи П. Кузнецова Акация в песках Бухары (Дерево пустыни) 1909 года и Утро в степи (Дождь) 1912 года.

Актрису Ольгу Глебову-Судейкину художник изображает в костюме ее героини, «души старинного водевиля». Образ построен на сочетании откровенной театральной «мишурности» отороченного горностаем плаща, которым окутана фигура, с нежной женственностью лица и внутренней одухотворенностью. Это одновременно и изображение театрального персонажа и реального человека, по воспоминаниям современников, предстающего существом пленительным, волшебным.

Пейзажи Кузнецова относятся к периоду высших достижений живописца, концу 1900-х – 1910-м годам. Все построено по законам чистой декоративности, но полно великолепной свободы и высокой поэзии и гармонии, где уравновешено величие природы и обыденная жизнь человека.

Завершающая часть коллекции – графические портреты художников и поэтов. Портрет В.Брюсова был создан Н. Сапуновым, возможно, в 1908 -1909 годах. Листы с набросками портрета и эскизы композиций находятся в Третьяковской галереи. Данный рисунок, вероятно, окончательный вариант авторских поисков.

Исполненный Н. Ульяновым  в 1920 году карандашный Портрет Вяч.Иванова, творчество которого являлось предметом научных исследований владельцев коллекции, оказался чрезвычайно характерным благодаря выразительной позе и взгляду.

Ю. Анненков выполнил тушью в 1921 году Портрет Ал. Бенуа, который был использован им для иллюстрирования собственных мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», изданных в Нью-Йорке в 1966 году. Воспроизведение этого рисунка в книге Анненкова предваряет его эссе о Бенуа, в котором приведен анализ творчества художника и его роль как выдающегося деятеля искусства. Оригинальный рисунок из цикла портретов Анненкова является абсолютной редкостью для частного собрания.

Коллекция Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского

Люди, когда-то покинувшие Россию и ныне живущие за рубежом, не остались равнодушными к идее создания Музея личных коллекций. Первым откликнулся Н.Д. Лобанов-Ростовский, принадлежащий известному русскому княжескому роду. Он родился в Болгарии в 1935 году. После второй мировой войны, еще подростком, пройдя сквозь многие бедствия и лишения, он покинул Болгарию и уехал на Запад.

В 1958 году Лобанов-Ростовский окончил Крайстчерч-колледж Оксфордского университета, получив степень бакалавра и магистра геологии. В 1960 в Колумбийком университете в США — степень магистра экономической геологии, в 1962 — степень магистра банковского учета в Нью-Йорском университете. После недолгой службы в Южной Аргентине с 1961 года живет в США, а в 1980 году переезжает в Лондон.

Лобанов-Ростовский был крупным специалистом в области экономики и банковского дела, советником фирмы «Де Бирс» по добыче и продаже алмазов, но одновременно он — директор Ассоциации театральных музеев в Лондоне, член Совета благотворителей музея Метрополитен в Нью-Йорке, член правления Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе и многих других советов и ассоциаций, связанных с русской культурой.

С начала 1960-х годов Никита Дмитриевич вместе с супругой Ниной Лобановой-Ростовской стал собирать коллекцию русского театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX веков. Теперь, по прошествии сорока лет, она насчитывает около тысячи произведений и является одним из самых значительных собраний русского искусства за пределами России. Коллекция Лобановых-Ростовских дважды демонстрировалась в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина  — в 1988 и 1994–1995 годах.

В 1987 году Никита Дмитриевич передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего собрания.

Накануне открытия Музея личных коллекций в 1994 году Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский передал в дар музею свое собрание фарфора первой трети XX века. Фарфор является сферой научного внимания и коллекционирования Нины Лобановой-Ростовской. Переданные предметы были созданы на Государственном фарфоровом заводе в Ленинграде, бывшем Императорском. В тот период художественным руководителем завода был С.В. Чехонин, художник, реализовавший свой многогранный талант не только в прикладном, но и в графическом и театрально-декорационном видах искусства.

В число подаренных произведений входят предметы, расписанные по рисункам самого Чехонина и М.В. Добужинского, известного графика, участника художественного объединения «Мир искусства». По предметам, показанным на выставке, можно составить представление о некоторых характерных для первой трети XX века чертах развития искусства фарфора. Художники, работавшие с этим материалом, стали свободнее обращаться с традиционными формами росписи, смелее использовать графические решения.

Так к примеру, Чехонин обращается к изысканному колористическому акценту на белом фоне в сервизе Три розы, а мастер Талабер оригинально обыгрывает контраст черного и красного в росписи лотка с изображением головы барана. Среди произведений есть и образец, относящийся к знаменитому агитационному фарфору. В этом случае роль важного элемента декора приобретает шрифт, нанесенный с учетом особенностей поверхности предмета.

На донышке расписанной Чехониным чашечки Две розы можно увидеть соседство клейм Императорского завода, поставленных во времена правления Николая II, с серпом и молотом — клеймом уже советского времени — явление, типичное именно для данного периода в истории отечественного фарфора. Объясняется это использованием в советском фарфоровом производстве старых заготовок (белья), расписанных уже после революции 1917 года.

Коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной

Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева), заслуженная художница, иллюстратор и ее муж, художник Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987) вместе собирали русские иконы и образцы декоративно-прикладного искусства. В 1996 году Маврина передала Отделу личных коллекций уникальную коллекцию икон, а также ряд предметов декоративно-прикладного искусства и несколько десятков собственных работ.

Ядро коллекции Мавриной — это 22 иконы высокого художественного уровня, в большинстве своем созданные в XVI веке. Все они представлены в экспозиции. Жемчужиной собрания специалисты единодушно называют небольшую икону Битва суздальцев с новгородцами (Новгород, начало XVI века). В основу иконописного сюжета легло одно из самых ранних событий русской истории: спасение новгородцев от нашествия суздальского войска в 1169 году.

Вынесенная за стены городская святыня — икона Богоматерь Знамение чудесным образом ослепила нападавших и суздальское войско было повержено. Как правило, иконография этого сюжета состоит из трех частей: осада Новгорода, вынос иконы и бегство суздальцев.

Икона из собрания Мавриной уникальна тем, что ее композиция состоит только из двух частей: вынос иконы и сражение. Четкое ярусное членение, выразительность силуэта, колористическая насыщенность, усиленная золотым фоном — все это позволяет назвать икону Битва суздальцев с новгородцами из собрания Мавриной одним из шедевров древнерусской живописи.

Кроме икон северного письма, в собрании находятся и произведения, которые можно отнести к московской школе: это поясные образы Архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина.

В коллекции представлены предметы декоративно-прикладного искусства: прялки, глиняные игрушки, а также предметы, которые сама художница расписывала в стиле народных росписей. Такова выполненная Мавриной копия знаменитого лубка Кот Казанский — ум астраханский; старинный жестяной поднос и штофы, расписанные художницей. Эти предметы наглядно демонстрируют тот творческий метод, которым пользовалась художница — сближение традиции русского примитива и живописных исканий первых десятилетий ХХ века. Этот метод оказался органичен и плодотворен для нее.

Татьяна Алексеевна родилась в семье педагога и литератора А.И. Лебедева. Училась в Москве, во Вхутемасе-Вхутеине (1921–1929) у Н.В. Синезубова и Р.Р. Фалька. Была одним из членов художественного общества «Рост», в котором и начала свою выставочную деятельность (1928–1929), позже участвовала в выставках художников группы «Тринадцать». Маврина — это фамилия матери художницы, которая стала творческим псевдонимом.

Один из ярких и талантливых членов объединения «Тринадцать», Т.А. Маврина впоследствии смогла соединить свойственный этой группе «вкус к зарисовке острого мига жизни» с увлечением древнерусским и народным искусством. Она создала свой неповторимый стиль, в котором ей удалось сочетать графику свободного рисунка и экспрессивную декоративность народного примитива.

Татьяна Алексеевна работала в живописи, графике, занималась плакатом, эскизами декораций для театра, кино, диафильмов. Так, работа Букет с городецкими конями (1965) наглядно показывает желание художницы «связать воедино два типа крашения» — чистые краски русской иконописи и точный, натуралистичный цвет осенних листьев и цветов. Выполненные в «мавринском» стиле иллюстрации и композиции по мотивам русских сказок, многочисленные альбомы зарисовок путешествий по русским городам снискали широкое признание.

На одной из предварительных зарисовок середины 70-х годов, совмещающей пейзаж и букет, Маврина написала изречение Кирилла Туровского, златоуста XII века, «Небо и земля тебе служат, оно влагою, а си плодом; тебе ради солнце служит светом и теплотою...». Эти славословия могут стать эпиграфом к творчеству художницы последних десятилетий.

В 1970-е годы Маврина работала только в жанре натюрморта, особенное предпочтение отдавая его разновидности — букету на окне. Ее излюбленными материалами в эти годы окончательно стали бумага и гуашь. Особо следует сказать о ее работах 1980 — начала 1990-х годов. В самом конце своего творческого пути Татьяне Алексеевне удалось достичь высочайшей ступени цветовой экспрессии.

В Отделе личных коллекций находится шесть холстов ее работы периода 1930-х годов и несколько десятков графических произведений, в том числе рисунки, гуаши, путевые зарисовки, иллюстрации. Несколько таких ее листов можно увидеть в постоянной экспозиции.

Т.А. Маврина снискала известность и как иллюстратор, оформив более 200 книг. За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия Г.‑Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг (1976).

Коллекция Семена Васильевича Папкова

В 1989–1990 году ГМИИ им. А.С. Пушкина для ОЛК получил в дар из Америки от Семена Васильевича Папкова (1902–1993) 26 произведений графики Александра Бенуа через общество дружбы с соотечественниками за рубежом «Родина».

После революции 1917 года семья Папковых, будучи вынуждена уехать из России, некоторое время жила в Югославии. Высшее образование из всех детей смог получить только старший сын (он стал архитектором), а младший, Семен, получил специальность инженера-строителя и занимался строительными подрядами.

Как патриот России С.В. Папков в годы немецкой оккупации участвовал в народно-освободительном движении вместе со своей женой Юлией, которую фашисты приговорили к смертной казни, но она была освобождена партизанами. Позже ухудшение отношений между СССР и Югославией отразились и на судьбе Папковых: семья была выслана, Семен Васильевич арестован.

После скитаний по миру Папковы оказались в Америке и поселились в Сан-Франциско, где семья завела небольшую пекарню (Семен Васильевич после жестоких пыток, которым он был подвергнут в югославской тюрьме, уже не мог заниматься прежней профессией). В Сан-Франциско у С.В. Папкова был свой дом, в котором он и прожил вплоть до смерти в 1993 года.

Сквозь полную трудностей и превратностей судьбу Семен Васильевич пронес унаследованный от отца, резчика по дереву, интерес к искусству. Коллекционированием он смог заняться только после 1972 года. На протяжении многих лет С.В. Папков вел переписку с дочерью Александра Бенуа Анной Александровной Бенуа-Черкесовой и собрал около четырехсот произведений А.Н. Бенуа и художников его круга.

Экспонаты для своей коллекции он покупал также и у Н.Д. Лобанова-Ростовского, с которым вел переписку с 1974 года. Вдали от родины приобретение произведений русских художников давало Семену Васильевичу ощущение своей причастности к русской культуре, своей непрерываемой связи с нею.

Личность Александра Бенуа имеет особое значение для русской культуры начала XX века. С 1926 года он постоянно жил во Франции, и в течение ряда лет под его художественным руководством проходили знаменитые дягилевские «Русские сезоны» в Париже. Позже Бенуа занимался оформлением множества спектаклей в театрах Лондона, Нью-Йорка, Милана, Вены, Копенгагена. Театральные проекты давали мастеру возможность полноценно выразить его исключительную способность художественного воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и впечатлений.

Эскизы костюмов и декораций, представленные в экспозиции, были созданы художником уже во Франции в 1920–1950-е годы. Как и все оформительские замыслы Бенуа, они изысканны, декоративны и одновременно исторически точны в каждой детали. Это великолепные эскизы: пышного малинового занавеса-декорации к Вальсу (1928) Равеля, костюм венецианского гостя для спектакля Садко (1930) Римского- Корсакова, и полных юмора персонажей сказки Шварца Голый король (1940).

Большие акварели с изображением Интерьера мастерской художника и Пейзажей Нормандии были написаны с 1928 по 1948 годы. Эти работы свидетельствуют об особом таланте Бенуа как акварелиста, а также дают зрителю возможность ощутить очарование одного из самых привлекательных уголков Франции.

Отдел личных коллекций располагает обширным собранием работ художников «русского зарубежья». В фондах музея находятся произведения многих живописцев и графиков первой волны эмиграции. Художники русской эмиграции принадлежали различным творческим направлениям, зародившимся в искусстве Серебряного века, и раннеавангардистским течениям.

В составе различных коллекций, переданных в дар музею, представлены работы таких известных художников конца XIX и первой половины XX века как Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, К.И. Горбатов, М.В. Добужинский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, С.В. Чехонин, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев и других.

Большое количество работ происходит из коллекции И.С. Зильберштейна, оно включает графику многих известных мастеров объединения «Мир искусства», покинувших Россию – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, З.Е. Серебряковой, К.А. Сомова – а также Ю.П. Анненкова, Д.Д. Бушена, А.М. Ремизова и других. Отдельные произведения были получены коллекционером во время его поездок за границу и в процессе поддерживаемого исследователем общения со многими представителями русской эмигрантской среды.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.