Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Дальневосточный художественный музей
Источник: Яндекс картинки

Дальневосточный художественный музей
Собрание предметов древнерусского искусства в музее неизменно привлекает внимание, как любителей старины, так и тонких знатоков средневековой Руси. Иконы музейного собрания своими духовными традициями объединяют разные этапы развития русского искусства

Дальневосточный художественный музей – крупнейший музей изобразительного искусства на Дальнем Востоке России, открывшийся в Хабаровске в 1931 году. Сама же идея создания на востоке России первой «публичной галереи» - созрела уже на заре ХХ века. Принадлежала она Николаю Ивановичу Гродекову (1843-1913), приамурскому генерал-губернатору, будущему члену Государственного совета и военному писателю.

В пору его губернаторства, стараниями Н.И. Гродекова в Хабаровске был образован отдел Императорского географического общества, открыта публичная библиотека, устроен музей с богатейшими коллекциями по археологии, этнографии и фауне края и сделаны первые шаги по формированию в столице Приамурского края  художественного собрания русских и европейских мастеров изобразительного искусства – прообраза будущей галереи изящных искусств.

Но подлинный фундамент  собрания Дальневосточного художественного музея был заложен в 1930-е годы  поступлениями из Музея нового западного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа. Коллекция русского искусства была представлена иконописью и произведениями мастеров академической живописи историко-мифологического, портретного и пейзажного жанров – Е. Сорокина, В. Тропинина, И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Верещагина, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, А. Куинджи и других.

Среди произведений западноевропейского искусства высокую культурную ценность представляли произведения античной керамики, графика и живопись А. Дюрера, Рембрандта, Я. Брейгеля (Бархатного), Ю. Сустерманса, С. Рейсдаля, Б. Тизи (Гарофало), мастерской П. Веронезе, Ф. Бассано, К.Лоррена, О.Верне, К. Коро,  коллекция мраморной и бронзовой скульптуры, мейсенского и берлинского фарфора.

Тогда же, благодаря активной деятельности первого директора музея Петра Михайловича Покровского, музей стал центром культурно-образовательной и выставочной жизни города. Этот опыт позволил молодому музею сформулировать «credo» и принципы своей настоящей и будущей деятельности -  стремиться к формированию гармоничного собрания произведений изобразительного искусства, ценного в научном и историко-художественном плане; сделать музейные коллекции широко доступными для всех слоёв населения; обеспечить широкую популяризацию творчества русских, зарубежных и дальневосточных художников; приобщить своих земляков к духовному опыту многонациональной России и, в целом, к мировой художественной культуре.

Сегодня, перешагнув рубеж своего восьмидесятилетия, Дальневосточный художественный музей остаётся верен основному своему назначению – воспитывать в людях чувство прекрасного, любовь к своей земле, понимание великой ценности жизни посредством их приобщения к искусству лучших мастеров прошлого и современности. 

Художественный музей наших дней – это социокультурный институт, осуществляющий многофункциональную деятельность по собиранию предметов искусства и хранению многочисленных коллекций; реставрации, исследованию и презентации обществу произведений русского и зарубежного искусства; по широкой популяризаторской, просветительской и коммуникативной деятельности, позволяющей максимально использовать богатство художественного собрания музея для удовлетворения эстетических потребностей хабаровчан, жителей края и гостей города.

В настоящее время собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает свыше 14 тысяч уникальных произведений изобразительного искусства. В его составе находятся произведения  древнерусского, русского дореволюционного, советского и современного периодов, зарубежного изобразительного искусства, образцы творчества народов Приамурья и Севера Дальнего Востока России. Ядро музейной коллекции современного искусства   составляют произведения российских и зарубежных мастеров второй половины  ХХ столетия, как представителей классических жанров, так и художников новаторских, авангардных направлений.

Но особенное внимание музей по-прежнему уделяет изучению и показу дальневосточной классики – произведений  А. Федотова, В. Высоцкого, Б. Шахназарова, Г. Зорина, В. Романова, Н. Долбилкина, Е. Короленко, Ли Гирсу, Н. Муравлёва.

Представление о современном развитии изобразительного искусства в Хабаровском крае дают музейные выставки и зональные отчеты мастеров живописи, графики, скульптуры, витража, гобелена, среди которых активным поиском выделяется творчество А. Лепетухина, Н. Холодка, А. Вольгушева, В. Хрустова, В. Романовой, Б. Федоровского, Г. Арапова, М. Ананенко, Ю. Быкова, В. Леватаева.

За последние 10 лет музей реализовал свыше 300 выставочных проектов.

Среди них – «Модернизм российского Дальнего Востока. Футуризм России и Японии» (Япония, 2002), «Искусство тысячи линий» (Республика Корея, 2003), университетская выставка «Поющие краски Китая» (КНР, 2004), анимационный проект «Digital Dao» (Нидерланды, 2005), социокультурный проект «Зона» (Канада, 2006), проект ЮНЕСКО «Искусство и румынская духовность» (Румыния, 2007), «Пятьсот лет Гарофало» (Италия, 2008), «Магические лики Африки» (Эфиопия, 2009), «Сто лет французской фотографии» (Франция, 2010), «Впечатления Тамаринда» (США, 2011), «Традиционное декоративно-прикладное искусство» (КНДР, 2012).

Каждый проект средствами изобразительного искусства решал свою социокультурологическую задачу: например, привлечь внимание к проблемам использования новых технологий в творчестве, или проблеме толерантности в обществе, или к вопросам сохранения окружающей среды, или исторической достоверности в искусстве.  

В своём культурном «арсенале» музей имеет ряд образовательных проектов. Подлинно «народным» называют проект «Близкое искусство», реализуемый музеем с 2006 года.  Восемьдесят коллекционных постеров, выполненных с лучших произведений русских и западноевропейских мастеров XV-XX веков из музейного собрания, совершили уже десятки путешествий по городам и посёлкам Хабаровского края, радуя всё новых и новых зрителей возможностью прикоснуться к «большому» искусству даже в самом маленьком посёлке.  

Большой резонанс в обществе получают межрегиональные выставочные проекты Дальневосточного художественного музея. Их цель получить всестороннее представление об искусстве своих соседей, наладить научные и творческие связи между регионами России и самого Дальнего Востока и, в конечном итоге, расширить культурное пространство для зрителей Хабаровского края. 

Именно эти цели и были достигнуты, когда в залах музея экспонировались выставки «Сибирский левша» (Омск, 2005), «Яблоневый спас» (Башкортостан, 2006),  «Еврейские мотивы» (Биробиджан, 2007), «Неделя с Шагалом» (Владивосток, 2008), «От Камчатки с любовью» (Петропавловск-Камчатский, 2009), «Миры Олонхо» (Якутск, 2010), «Косторезное искусство» (Уэлен, 2011), «Кимоно. Волшебные бабочки Японии» (Благовещенск, 2012).

В своей просветительской деятельности Дальневосточный художественный музей использует как классические формы работы с посетителями, так и новаторские методы и приёмы, стимулирующие их творческий потенциал. В стенах музея проводятся обзорные и тематические экскурсии, действует Школа юного экскурсовода, работают клубы для студенческой молодежи и творческой интеллигенции – «Эврика» и «Вита». Для детей и юношества разработаны специальные программы, в основу которых положен синтез музыки, литературы, истории и изобразительного искусства -  «Музыка для глаз», «У Кастальского ключа», «Арт-ист».

Неизменной популярностью пользуются образовательные программы «Здравствуй, музей!» и «Малыш» (для всех возрастных категорий), «Малыш» (основы изобразительного искусства для мам и годовалых детей). Традиционными в стенах музея стали музыкально-поэтические вечера, балы для творческой интеллигенции города, мероприятия ежегодной международной акции «Ночь музеев».   

Набирает силу и издательская деятельность музея, как одно из направлений научно-просветительской работы Дальневосточного художественного музея. С коллекцией русского искусства  читателя знакомит  альбом  «Русская живопись XVIII-XX веков в собрании Дальневосточного художественного музея».  Среди изданий музея особое место принадлежит каталогам и буклетам многочисленных выставок. Из недавно вышедших в свет изданий  наибольшей интерес представляет иллюстрированный том «Дальний Восток», первый в серии «Изобразительное искусство Российской Федерации» - совместный проект музея  с Российской академией художеств и ВТОО «Союз художников России». 

Музей активно сотрудничает с  литературными и художественными журналами  города, в которых публикуются материалы музейных специалистов, посвященные истории музейных коллекций, атрибуции и реставрации отдельных экспонатов музея, практике работы с детьми, актуальным проблемам регионального, российского и мирового художественного процесса,  а также критические эссе, обзоры выставок и других интересных событий.

Дальневосточный художественный музей, являясь головным музеем зоны Дальнего Востока, оказывает широкую научно-методическую и практическую помощь во всех сферах деятельности художественных музеев и художественных отделов краеведческих музеев.

Русское искусство

В коллекциях древнерусского и русского искусства Дальневосточного художественного музея представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства конца XV – начала XX века. Многие работы из собрания музея получили широкую известность, экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом, вошли в монографии, посвященные творчеству знаменитых русских мастеров, таких как Михаил Нестеров, Борис Кустодиев, Константин Коровин, Алексей Харламов, Петр Кончаловский. Собрание предметов древнерусского искусства в музее неизменно привлекает внимание, как любителей старины, так и тонких знатоков средневековой Руси.

Иконы музейного собрания своими духовными традициями объединяют разные этапы развития русского искусства. «Вход в Иерусалим» и «Сретение» (обе - XV век) своими лиричностью и тонким духовным настроем напоминают многочисленные сохранившиеся произведения, исторически связанные с владимирской землей. Всегда узнаваемы творения мастеров XVII века, для которых особенно характерна тесная взаимосвязь станковой и монументальной живописи.

В этом ряду особый интерес вызывают иконы: «Богоматерь Грузинская», «Богоматерь Знамение», «Евангелист Марк», «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Единство палитры, сочетание яркой зрелищности и подробного рассказа отличают иконы XVIII – начала XIX веков. «Святой Архангел Михаил», «Богоматерь Умиление (Толгская)», «Князь Владимир», «Введение во храм» - в иконах этого времени отражен широкий круг тем и сюжетов, пришедших в искусство в послепетровскую эпоху.

С середины XVIII века в России складывались свои национальные традиции. В Петербурге была создана Академия художеств, где художники профессионально обучались мастерству живописи, скульптуры, гравирования и т. д. Чрезвычайно популярен в этой иерархии жанров был портретный класс. Именно благодаря ему живопись достигла наибольших успехов тем обостренным чувством гуманности, которым всегда так отличалось русское искусство.

Своей одухотворенностью завораживают зрителей портреты неизвестных художников XVIII века и мастеров XIX - начала XX столетия: Тропинина, Маковского, Репина, Сурикова. С конца XVIII века, перестав быть фоном, в самостоятельный жанр определился пейзаж. Русские художники всегда стремились приблизить образ родной природы к идеальной красоте.

Успешнее всех удалось это сделать Щедрину, Шишкину, Васильеву, Поленову, Куинджи, Левитану. Дальнейший взлет русского искусства связан с творчеством художников Москвы и Петербурга – «передвижников», определивших основное направление в русской культуре, - реализм. Наиболее выдающимися из них были: Крамской, Клодт, Верещагин, Поленов, Серов, чьи полотна проникнуты яркой эмоциональностью и особой лирикой.

Художественная жизнь России XX века имела пеструю картину: позднее «передвижничество», академизм, «Мир искусства»,

«Союз художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», русский авангард. Их искусство представляют в музее работы самобытных художников: Серова, Васнецова, Кустодиева, Бенуа, Сомова, Врубеля, Коровина, Малявина, Машкова, Кончаловского, Петрова-Водкина, Сарьяна.

Музей сегодня

Ядро коллекции современного искусства  составляют произведения российских и зарубежных мастеров второй половины  ХХ столетия, как представителей классических жанров, так и художников новаторских, авангардных направлений. Многие работы были приобретены непосредственно у самих авторов, а также у наследников, европейских и американских коллекционеров и галеристов, были возвращены на родину из-за рубежа.

Среди них произведения Юккера, 30-е годы Э. Неизвестного,  М. Шемякина,  Ю. Злотникова, Д. Лиона. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ художников- нонконформистов московских и ленинградских творческих объединений 1950-х – 1980-х годов. 

Это работы мастеров, которые в свое время были «подпольными», а ныне широко известны в России и за рубежом. В этом ряду произведения  Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Анатолия Зверева,  Владимира Яковлева, Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Николая Вечтомова, Александра Свешникова и других.

Музей поддерживает развитие современного искусства в России в целом, уделяя особое внимание молодым креативным силам Дальнего Востока, и постоянно пополняет свою коллекцию. Сейчас в разделе актуального искусства представлены произведения Елены Фигуриной, Бориса Орлова, Боба Кошелохова (Санкт-Петербург), Андрея Блажнова, и других художников.

После  капитальной  реставрации  посетитель музея может видеть уникальные скульптурные рельефы  потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера — парадная лестница, орнаментированные арки в залах, зеркала — до сих пор доносят до нас атмосферу хабаровской старины. Идея приспособить памятник городской архитектуры XIX века  под помещение для музея классического и современного искусства не является случайной.

В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом.

Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве Дальневосточного художественного музея дал интересные результаты при реализации многих проектов как современных российских художников, так и многочисленных авторов из Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Италии, США, Японии, Республики Корея и других стран обоих земных полушарий.

Культурное и эстетическое воспитание и образование - один из важнейших аспектов работы Дальневосточного художественного музея.  В образовательную программу музея входят Лекторий, Школа современного искусства «Свободные мастерские» и детская художественная студия "Стрекоза". В рамках Лектория проходят лекции по широкому спектру проблем современной культуры, творческие встречи с художниками, круглые столы, мастер-классы.

Двухгодичный курс обучения в Школе современного искусства нацелен на молодых художников и кураторов и включает лекции и конкретную практическую деятельность в творческих мастерских. В музее также проводятся образовательные экскурсии для взрослых и детей по выставочным проектам.

Набирает силу и издательская деятельность музея, как одно из направлений научно-просветительской работы Дальневосточного художественного музея. С коллекцией русского искусства музея читателя знакомит  альбом  «Русская живопись XVIII-XX веков в собрании Дальневосточного художественного музея». 

Среди изданий музея особое место принадлежит каталогам и буклетам многочисленных выставок. Из недавно вышедших в свет изданий  наибольшей популярностью у посетителей пользуются: «ŽEN d’АРТ Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989—2009», «Александра Экстер. Часть 1, часть 2», «День открытых дверей», «История российского видеоарта. Том 1, Том 2», «Верю: проект художественного оптимизма», «Новый Ангеларий» и «Барокко».

С 2003 года Московский музей современного искусства издает собственный журнал — «ДИ» («Диалог искусства»). Журнал стал полноправным преемником уважаемого и авторитетного советского издания под тем же названием. Музей активно сотрудничает с  литературными и художественными журналами региона – среди которых – «Дальний Восток», «Словесница искусств», в которых публикуются материалы музейных специалистов, посвященные истории музейных коллекций, атрибуции и реставрации отдельных экспонатов музея, практике работы с детьми, актуальным проблемам регионального, российского и мирового художественного процесса,  а также критические эссе, обзоры выставок и других интересных событий.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.