Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Ростовский областной музей изобразительных искусств
Источник: Яндекс картинки

Ростовский областной музей изобразительных искусств
Наиболее ранними памятниками в коллекции являются иконы с изображением Николы и особо почитаемого в народе образа Сергия Радонежского, датируемые XVI веком. В иконах XVI века вводятся новые герои, исторические и церковные деятели - «Свтяой князь Борис», первая половина XVII века

Открытие музея состоялось в 1938 году, но формирование собрания имеет более давнюю историю. Еще в начале ХХ века в Ростове-на-Дону было создано Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств, на выставках которого экспонировались произведения художников из разных городов России, вошедшие затем в частные коллекции местных меценатов, а после революции, поступившие в музей.

С 1 мая 1920 года музей работал как Донской областной музей искусства и древностей, с 1927 — в составе краевого музея народов Северного Кавказа, в 1934-1936 не функционировал, с 1937 — на правах отдела Ростовского областного музея краеведения.

У истоков создания музея стояли художники М.С. Сарьян и Л.Д. Силин, писательница М.А. Шагинян. С первых лет существования музейная коллекция пополнялась экспонатами из центральных музеев страны — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея.

В январе 1942 г. коллекция была эвакуирована в Пятигорск, где была разграблена немецкими войсками. В течение послевоенных лет некоторые из похищенных картин постепенно возвращались музею, но всю довоенную коллекцию так и не удалось восстановить. Вторично музей открылся в июне 1946 года, в отведенных для него комнатах Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова.

C 1958 г. занимает здание, построенное в 1898 г. по проекту архитектора Н.А. Дорошенко для известного адвоката А.П. Петрова.

В камерных залах с замечательной по красоте потолочной лепниной, в прошлом – жилых комнатах владельцев дома, разместилась постоянная экспозиция музея Раздел, посвященный древнерусскому искусству, представлен иконами московской школы живописи позднего периода ХVI- ХVII вв., иконописи ХVIII-ХIХ вв., собранными во время экспедиций по деревням средней полосы России, близ г. Владимира и коллекцией «северных писем» из Архангельской области, собранных в 1950-е гг. ростовским архитектором Пьянковым.

Коллекция произведений русского искусства занимает в собрании ведущее место. В залах музея можно увидеть работы известных мастеров ХVIII-ХХ столетий: А. Антропова, К. Брюллова, И. Репина, И. Крамского, В. Сурикова, И. Айвазовского, И. Левитана. В музее имеется очень целостная коллекция произведений К. Коровина из 9 работ, созданных в период расцвета его творчества.

В отделе искусства ХХ века представлены произведения Ю. Пименова, Г. Нисского, А. и С. Ткачевых, А. Лактионова, И. Машкова, Л. Стуканова, В. Вейсберга, Т. Теряева, В. Кошлякова, А. Тер-Оганьяна и многих других. Большое место в фондах музея занимают работы донских художников.

В настоящее время музей занимает два здания: одно из них расположено в историческом центре, на одной из красивейших улиц города – Пушкинской. Старинный особняк за ажурной оградой был построен в 1898 г. известным ростовским архитектором Н.А. Дорошенко и до революции принадлежал юристу Управления Владикавказской железной дороги А.А. Петрову.

В 2009 году завершилась реконструкция отдела музея -Детской художественной галереи (пр.Чехова, 60). Были открыты залы западно-европейского искусства и зал, предназначенный для сменных выставок современного искусства. Коллекция зарубежного искусства отражает основные процессы развития искусства XVII-XIX вв. в странах Западной Европы.

В его фондах представлены все основные европейские школы этого периода: итальянская, голландская, фламандская, французская, немецкая. Среди них - произведения караваджиста М. Прети, венецианца Дж. Карпионе. Украшает коллекцию полотно мастерской П.П. Рубенса. Интересны произведения французских художников XVII в. Ж.Ф. де Труа "Пейзаж с фигурами", А. Пена и др.

В открытом хранении находится искусство народов Востока, представленное такими произведениями, как фарфор, резная кость, табакерки Китая XVIII века, редкие лубки и японские нэцкэ. Украшением восточной коллекции служат две каменные скульптуры близнецов-небожителей, датируемые XII столетием.

Весь четвертый этаж занимают отдел хранения и реставрационная мастерская.

Древнерусская живопись

Наиболее ранними памятниками в коллекции являются иконы с изображением Николы и особо почитаемого в народе образа Сергия Радонежского, датируемые XVI веком. В иконах XVI века вводятся новые герои, исторические и церковные деятели - «Св. князь Борис», 1-я половина XVII века. Это скорее своеобразный портрет, «памятник прежде жившим», выполненный с соблюдением условного канона. Эта икона - одна из лучших в собрании музея. В замечательных иконах «Св. Георгий с житием» и «Св. Никола с житием» (обе XVII века) присутствует неистощимая народная фантазия в изображении в клеймах сцен из жизни святых.

Основную часть коллекции составляют иконы XVII - XIX веков, которые дают представление о многообразии стилистических приемов в древнерусском искусстве. В одних - следование традициям письма XIV - XVI веков («Богоматерь Владимирская», начала XIX века, Деисус, 1-я половина XIX века, «Сретение», XIX века). В других художники обращаются к искусству светской реалистической живописи с ее объемами, пространственной средой и особенностями новой для них масляной техники («Жены-мироносицы у гроба Господня», XVII век, «Вознесение», XIX век, «Въезд Христа в Иерусалим», XIX век).

В иных иконах явственно ощутимо проникновение традиций народного искусства с его фантазией, яркостью, наивностью исполнения («Чудо Георгия о змие», «Св. Илья-пророк», обе - 1-я половина XIX века). Представлены в собрании оригинальные произведения палехских иконописцев. Одна из икон - «Спас Вседержитель» -подписная, ее автор - известный иконописец конца XIX -начала XX века И.М. Баканов.

Ценной представляется еще одна подписная икона - «Царь царем» Г. Чулимова, 1829 года. Гордостью коллекции является одно из приобретений - деревянный походный складень XIX века, отличающийся тонкой живописью одухотворенных ликов святых. В собрании достаточно много икон, изображающих разные образы -типы Богоматери с младенцем. Выразительна своей гармонией, изысканностью цветового строя икона «Богоматерь Владимирская с праздниками», имеющая точную дату создания - 1822-1826 годы.

В 1990 году собрание дополнилось еще одной именной иконой, которая была передана в дар музею искусствоведом А.П. Токаревым, икона «Спас Смоленский» XIX века, на оборотной стороне которой процарапана надпись с именем автора - Федора Крестовникова. Привлекает необычностью сюжета, строгой конкретностью образов икона «Нечаянная радость пресвятой Богородицы» XIX века, переданная в музей Государственной налоговой инспекцией.
Коллекция древнерусской иконы, хотя и с недостаточной полнотой, тем не менее, отражает основные тенденции развития иконописи позднего периода.

Русская живопись XVIII- начало XX веков

Русское искусство, представленное в музее  дает четкое представление об отечественной культуре XVI – XX вв. В нем прослеживаются все основные этапы развития светской реалистической живописи, начиная с парсуны конца XVII в. «Портрет гетмана М.С.Самойловича» и «Портрета атамана Ермака» начала XVIII в.

XVIII век вошел в историю временем  блистательного расцвета аристократического портрета. Полотна известных мастеров и безвестных художников составили галерею образов «государственных мужей», сановников. Живопись середины – второй половины XVIII в. представлена портретами значительных художников этого времени: А.П. Антропова, К.-Л-Христинека.

Искусство I половины XIX в. наполняется новым содержанием под влиянием свободолюбивых идей декабристов и Отечественной войны 1812 года. В собрании музея это время отражено в основном портретами и пейзажными полотнами известных живописцев. Художники стремились утвердить в портрете человеческое достоинство людей разных сословий, подчеркнуть социальную принадлежность модели. Знаменитый Карл Брюллов представлен алтарным образом «Апостола Петра».

Среди пейзажных работ выделяются полотна: «Вид Константинополя, Пери и Скутари» М.Н. Воробьева, «Пейзаж с ущельем» Н.Г. Чернецова, марины А.П. Боголюбова. Романтические картины посвятили «стихии вечной и свободной» И.К. Айвазовский («Лунная ночь», «Море»)  и его ученик Л.Ф. Лагорио («Шторм»). В экспозиции находится редкое и оригинальное полотно знаменитого маэстро «Гибель Помпеи».

Гордостью музея являются живописные произведения русского искусства II половины XIX и рубежа XIX - XX веков. Творчество мастеров реалистической школы, художников-передвижников разнообразно по жанрам. Острые вопросы современности нашли отзвук в картинах «Крестьянин» В.Е. Маковского, «Сироты» М.П. Клодта, «Бесприютные» Н.Л. Скадовского, Пейзажи А.И. Куинджи, И.И. Шишкина., И.И. Левитана, А.М. Васнецова, В.Д. Орловского, И.И. Крылова дополняют картину развития пейзажного жанра II половины XIX в.

Значительную и интересную часть коллекции музея составляют полотна мастеров конца XIX -  начала XX вв., чье искусство отличалось поисками новых тем, образов и выразительных средств: С.Ю. Жуковский и Н. Григорьев, И.И. Бродский и Е.С. Кругликова, И.И. Машков и Р.Р. Фальк, Л.В. Туржанский и А.А. Рылов, Д.Д. Бурлюк и Г.К. Артемов. Украшением коллекции являются яркие произведения А.Е. Архипова «Возчики», «После дождя» и блестящего живописца К.А. Коровина «Ночь на Юге», «Вечер на веранде», «Высокий берег».

Одна из лучших работ художника - его натюрморт «Розы», написанный броско, темпераментно, наполненный благоуханием цветов, восторгом перед их красотой. Редкие картины раннего периода творчества М.С. Сарьяна «У моря. Буйволы» и натюрморты 1910-х гг. также придают ценность коллекции музея.

Среди художников,  связанных своими корнями и творчеством с донской землей, хочется, прежде всего, отметить работы донского пейзажиста И.И. Крылова (1861-1936), произведения Д.С. Федорова (1890-1964), Г.К. Артемова (1892-1965), И.С. Богатырева (1864-1942).

Русская живопись XX - начало XXI веков

Российское искусство ХХ века коллекции «Живопись» представлено произведениями известных мастеров: Ю.И. Пименова (1903-1977) «Ночная улица», Г.Г. Нисского (1903-1987) «Над Баренцевым морем», А.А. Осмеркина (1892-1953) «Столяр», А.П. Ткачева (1925) «Пастушок», С.П. Ткачева (1922) «Боец с трубкой и повязкой на голове», А.И. Лактионова (1910-1972) «Женский портрет», И.И. Машкова (1881-1944) «Пионервожатая» и многих других. Каждый из них отразил в своем творчестве определенный этап в жизни страны и общества, раскрыл достоинства и нравственные поиски современников, передал своеобразие национального пейзажа.

Большое место в фондах музея занимают работы донских художников. Уникальность отдела представляют работы 20-х годов, раскрывающие представление о становлении и развитии искусства на Дону в этот период, о разнообразии творческих поисков, таких мастеров, как А.К. Ованесов, М.С. Сарьян, В.А. Гринберг, С.К. Гампарцумов, А.Д. Силин, А.Г. Черчопов, Д.С. Федоров.

В 30-е – 40-е годы Ростов становится культурным центром на Дону и в Приазовье. Сосредоточием изобразительного искусства становится «Азово-Черноморское Товарищество художников» (1934), а затем Ростовский Союз художников, созданный в 1938 году.

Общему подъему искусства способствовала творческая активность таких талантливых мастеров, как А.М. Черных, А.А. Мытников, С.Г. Корольков, Ф.С. Гончаров, Т.П. Семенов, А.Р. Ханамиров , а так же художников более молодого поколения: Г.М. Талалаевой, С.С. Скопцова, М.И. Бабича, Л.С. Смертина, Г.А. Лелькова, Г.П. Солонина, А.М. Чернышева, В.Ф. Токарева, С.А. Сухорукова. Коллекция, формировавшаяся в эти годы, почти не сохранилась до наших дней, она была разграблена во время войны фашистами.

Благороднейшим актом ростовских художников был дар своих произведений с первой послевоенной выставки в 1946 году: «Портрет художника В. Муравьева» Т.П. Семенова, «Автопортрет» Ф.С. Гончарова, «Розы» Г.М. Талалаевой, «Залив Фриш -Гафт» М.И. Бабича, «Трагический пейзаж» А.С. Шендерова.

Последующие 60-е – 80-е годы стали периодом заполнения важных пробелов в искусстве. Здесь и отбор работ, характерных для творчества известных мастеров и молодых художников, и необходимость показа произведений наиболее высокохудожественных и ярких в истории донского изобразительного искусства, музей также практикует создание в своих фондах ряда монографических собраний наиболее известных авторов: С.С. Скопцова, Т.Ф. Теряева, А.С. Кулагина, В.Ф. Коробова, Е.Я. Покидченко, Е.Г. и И.А. Чарских, Б.Т. Спорыхина, А.В. Тимофеева, В.М. Кленова, О.М. Лусегенова, А.С. Легостаева, В.П. Азарина, В.А. Маркина, В.И. Акименко и др.

Западноевропейская живопись

Почти утраченная в годы Великой Отечественной войны зарубежная живопись сложилась в период 1960-х – 1980-х гг. Это произведения европейских мастеров XYII – первой половины XIX вв. с характерными образцами основных художественных школ.

Самая известная в мире итальянская школа живописи представлена произведениями: М. Претти (1613-1699) – «Игра в кости» «Игра в кости», написанная в традициях караваджизма. Парной к ней является «Концерт», хранящаяся в Эрмитаже.

Обе картины были приобретены в 1772 году Екатериной II в составе знаменитой коллекции барона Пьера Кроза. «Вакханалия» Д. Карпиони (1611-1674) привлекает своей красочностью, темпераментом, поэтическим единством человека и природы. Своеобразие произведению придает и элемент гротеска: лица персонажей наделены радостными и немного беспокойными гримасами. Все они взяты из римских античных источников – древних статуй, рельефов на саркофагах.

О раннем творчестве замечательного мастера барокко Л. Джордано (1632-1705), произведения которого находятся в постоянной экспозиции Эрмитажа и других ведущих музеев мира, дает представление полотно «Амуры у Силена». Картина неаполитанца С. Гатты «Городской рынок» 1783г. – единственная в нашей стране, большинство работ этого итальянского жанриста находятся в европейских собраниях.

В коллекции музея находятся полотна известных фламандских и голландских живописцев. Украшением коллекции является большое полотно из мастерской «короля живописи» П.-П.Рубенса (1577-1640) «Сусанна и старцы». Недавнее исследование картины в Москве показало, что сам Мастер прошелся своей кистью в отдельных частях композиции. В экспозиции привлекают внимание роскошный натюрморт с цветами и птицами, созданный Г.П. Вербрюггеном Младшим (1664-1730), а также парадный портрет женщины в образе египетской царицы Клеопатры Я. де Бана (1633-1702). В музее хранятся картины «малых голландцев», поэтично и достоверно воспевших свою родину.

Из картин французской школы живописи назовем классический «Пейзаж со стадом», 1724 г. Ж.-Ф.де Труа (1679-1752) известного художника, директора французской Академии в Риме; романтический «Пейзаж с водопадом» 1818, замечательно передающего движение потока воды и людей, стоящих рядом в костюмах своей эпохи; небольшую композицию с античным сюжетом «Геракл находит Фиало и Эхмагора», написанную любимым учеником знаменитого художника эпохи романтизма Э. Делакруа – П. Андриё (1821-1892), работающего с мастером над росписями Парижской ратуши около 1854 г. на тему подвигов Геракла. Композиция, стиль и сюжет нашей картины явно навеяны несохранившимися росписями.

В числе принадлежащих музею произведений немецких художников – портрет мастерской известного художника и гравера Г. фон Ахена (1552-1615) – «Рудольфа II Габсбурга», собравшего в своей пражской резиденции большую коллекцию книг, рукописей, картин, монет, различных редкостей. С особым блеском и виртуозностью исполнен «Портрет дамы с мопсом» Г. Демаре (1697-1776)    

Графика

Коллекция графики русского периода наиболее выразительно представлена произведениями рубежа XIX и XX веков. Работы графиков серебряного века отмечены блеском и тонким мастерством. Привлекают внимание акварели А.Н. Бенуа (1870-1960), прозрачные рисунки Ф.А. Малявина (1869-1940) из серии «Русские крестьянки», выразительные пастели «Тип» А.Я. Головина (1883-1930) и «Портрет сына» С.В. Малютина (1859-1937), интересен карандашный портрет балерины Б. Гузикевич работы Н.А. Врубеля (1856-1910), особой глубиной отмечены тонкие акварели М.А. Волошина (1877-1932) и своеобразные гуаши А.С. Степанова (1858-1923). Среди печатной графики выделяются эстампы Е.П. Чемесова (1737-1765), М.И. Козловского (1753-1802), И.И. Шишкина (1832-1898), В.В. Матэ (1856-1917).

Находящаяся в собрании музея графика от начала советского периода (после 1917) до наших дней включительно дает представление об эволюции этого вида изобразительного искусства в его различных жанрах и техниках. Коллекция графики богата именами многих выдающихся мастеров уникальной, станковой, печатной графики, а также книжной иллюстрации.

Собрание западноевропейской уникальной графики небольшое, оно состоит из французских пастелей XVIII в., итальянских и немецких акварелей XVIII-XIX веков, карандашных рисунков немецких художников XIX в. Наиболее полно в собрании музея представлена французская гравюра XVIII в., особенно ее блестящий период рококо. Наиболее известны гравер круга А. Ватто Н. де Лармессен, Ж.-Ф. Леба, Н. Делоне, Ж.-Ф. Боварле по картинам Ф. Буше, О. Фрагонара, К. Верне, которые по виртуозности своего резца, по привлекательности сюжетов имели огромный успех у своих современников и привлекают зрителей сегодня.

В музее имеется небольшая, но весьма интересная колле­кция китайских “няньхуа” – новогодних картин конца XIX – начала XX веков, выполненных в технике ксилографии, а также работы современного художника Цзян Шилуня (род. 1927 г.), выполненные в манере "гохуа" - традици­онной живописи на шелке и бумаге водяными красками и тушью в жанрах "шань-шуй" (горы-воды) и "хуа-няо" (цветы-птицы).

Декоративно-прикладное искусство

Дополняют представление о древнерусском искусстве декоративно-прикладные произведения – оклады, кресты, складни. Коллекция русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, утраченная во время войны,  заново была создана в послевоенный период усилиями научных сотрудников. Значительная часть собрания русского искусства это изделия из фарфора и стекла. Наиболее ранние изделия относятся к XYIII веку.

Наряду с ординарными предметами музей хранит ряд уникальных экспонатов, отмеченных высокими художественными и техническими достоинствами: лоток императорского завода, бокал с лепными цветами и ваза с морским пейзажем и другие. Как ни в каком другом искусстве в декоративно-прикладном соединились польза и красота, неся в себе доступность и простоту, соединенные совершенной формой и изысканным декором.

Собрание музея украшают предметы западноевропейского декоративно-прикладного искусства – образцы Дельфтского фаянса, изделий Мейсенской и Севрской фарфоровых мануфактур, заводов Берлина и Вены, итальянской фабрики Джинори и английского Веджвуда. Великолепная ваза – часы  второй половины XIXв., повторенная с формы 1760г. Новым Мейсоном. Её украшают динамичные фигуры, изображающие греческих богов Гефеста и Прометея, изящные амуры, лепные цветочные гирлянды. Все исполнено с прекрасным чувством материала, особенности которого подчеркнуты росписью ярких сочных тонов.

Особую славу восточной части коллекции составляет фар­фор, секрет изготовления которого открыт здесь на 1100 лет раньше, чем в Европе, в VII веке. В составе коллекции выделяются несколько уникальных произве­дений вы­сококачественного фарфора периода "правления трех императоров" начала династии Цин (1662 - 1795) – это цилиндрическая  ваза с росписью в гамме "зеленого семейства", блюдо с декором в технике "фэньцин" – брызганого кобальта и ваза с шаровидным туловом, украшенная цветочным орна­ментом «розового семейства».

Музей располагает интересными образцами китайского бронзового литья XVIII века – курильницами, предназначенными для возжигания благовоний. Дополняет характеристику культуры XVIII - XIX веков небольшая коллекция табакерок - флакончиков из горного хрусталя, фарфора, агата, цветного стекла и нефрита разных оттенков. Резьба по слоновой кости представлена произведениями конца XIX - начала XX веков.

Традиционная для Китая техника резного лака, предполагающая нанесение от 38 до 200 слоев лака на предварительно загрунтованную поверхность, представлена в собрании вазой, датируемой концом XIX - началом XX веков. В собрании декоративно-прикладного искусства Японии наибольший интерес представляют миниатюрные скульптуры нэцкэ. В традиционном японском костюме, не имеющем карманов, они служили приспособлениями-противовесами для удержания носившихся на поясах коробочек - "инро" с печатями, лекарствами, амулетами, ключами и другими мелкими предметами.

В музее хранится прекрасный образец «танто» - меча, которые носили самураи,  вышедшие в отставку, а также жены самураев, в нож­нах из слоновой кос­ти, относящийся к периоду Токугава (1615 - 1868 гг.) и датируемый концом XVIII – началом XIX вв. Дополняют экспозицию японской резной кости настольные скульптуры "окимоно"  конца XIX - начала XX вв. Наряду с Китаем и Японией музей формирует коллекции произведений искусства и других стран Востока, включаемые в экспозиции разнообразных выставок. Произведения восточного искусства - свидетельства эстетического вкуса, высокого мастерства и верности вековым традициям их создателей.

Скульптура

Коллекция русской скульптуры немногочисленна, наиболее интересные работы - это мраморный бюст Голицына Б. Кавачеппи (1716-1799), «Портрет А.А. Краевского» М.М. Антокольского (1842-1902), жанровые композиции Е.А. Лансере (1848-1885), мраморные скульптуры М.Л. Диллон (1858-1932) «Утро», «Вечер» и «Полдень». Древнейшие экспонаты восточной части коллекции - скульптуры двойников Хэ-хэ. Они относятся к периоду китайской династии Сун (960 - 1279 гг.), завершающей этап классического расцвета всех областей средневековой культуры Китая, в том числе монументальной пластики.

Хэ-хэ являются персонификациями сходно звучащих иероглифов единения и согласия в человеческом обществе и природе и были изготовлены, вероятно, для одного из много­численных дворцовых комплексов того времени. Музей экспонирует 3 произведения одного из самых привлекательных мастеров среди французских скульпторов XVIII столетия – Клодиона (1738-1814).

Известно, что его работы раскупались раньше, чем он успевал их завершить. Скульптор много работал для императрицы Екатерины II, которая звала его в Россию. Персонажи композиций мастера – грациозные вакханки, дерзкие сатиры, юные богини – мир природы, радости и любви, воспринятый через античные мифы. В бронзовой статуе Ф.-Ж. Бозио «Генрих IV в детстве» отразилась романтическая традиция с её интересом к национальной истории. Мраморный экземпляр этой скульптуры установлен в замке По на юге Франции, где будущий король провел детские годы.

Большинство произведений западноевропейской скульптуры в музее созданы в Италии по античным образцам итальянскими и мастерами других национальностей, поскольку Рим был местом паломничества ваятелей со всего мира. Среди них А.Канова (1757-1822), крупнейший скульптор, глава европейского классицизма, прославленный не только в Западной Европе, но и в России, и даже в Америке.

Д. Дюпре (1817-1882), флорентийский скульптор, «Уставшая вакханка» нашего музея исполнена в 1860 г., отличается тонкой проработкой мрамора. Э. Вольф (1802-1879), прусский скульптор, с особой любовью изображал женскую красоту, имел большой авторитет среди скульпторов Рима. Среди его заказчиков многие известные коллекционеры Европы, в том числе и представители русской императорской семьи. Статуя «Нереиды» поступила в Ростовский музей из Эрмитажа.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.