Нижегородский государственный художественный музей
Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициатива его создания принадлежит двум художникам, заложившим основу собрания – профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву (1840-1918) и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину (1866-1928), сыну известного нижегородского фотографа А.О. Карелина.
Официальное решение о создании музея было принято на заседании Городской думы 14 июля 1894 года. В ходе его организации городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим, так называемым «Петровским домиком».
Торжественное открытие нового музея в Дмитриевской башне кремля, приуроченное к проведению в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоялось 25 июня (ст. ст.) 1896 года. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей». В последующие годы оно не раз менялось в связи с различными реорганизациями, в 1934 году произошло официальное разделение музея на два самостоятельных учреждения.
До революции музей пополнялся за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Основу первоначальной коллекции составили полотна, подаренные А.П. Боголюбовым, И.Е. Репиным, А.А. Карелиным, Н.А. Кошелевым, К.Е. Маковским, А.П. Рябушкиным и другими известными живописцами. Значительную роль в комплектовании сыграл Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М. Кустодиева, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова и др.
После 1917 года источниками поступления стали национализированные дворянские собрания, Государственный музейный фонд и другие организации. Большое число произведений было приобретено благодаря собирательской деятельности музейных сотрудников.
Музей занимает два исторических здания, расположенных в центре города и являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения: здание бывшего губернаторского дворца (Кремль, корпус 3; построено в 1837-1841 по проекту архитектора И.И. Шарлеманя); дом бывшего городского головы, купца Д.В. Сироткина (Верхневолжская набережная, дом 3; построен в 1913-1916 по проекту архитекторов братьев Л.А., В.А. и А.А. Весниных).
Русское искусство XIV-XX веков
Собрание НГХМ насчитывает более 12 тысяч музейных предметов. Оно включает коллекции русского, западноевропейского и восточного искусства. Среди экспонатов музея находятся произведения, имеющие национальное и мировое значение.
Наиболее полный и представительный раздел музейного собрания – коллекция русского искусства. Она охватывает практически все виды изобразительного творчества (иконопись, живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство), а также все периоды развития национальной культуры, начиная от древнерусских памятников XIV-XVII вв., произведений отечественных художников XVIII - XX вв. до работ современных мастеров.
В коллекции представлены картины таких выдающихся живописцев, как Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов, В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, В.Е. и К.Е. Маковские, А.П. Боголюбов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, М.В. Нестеров, З.Е. Серебрякова и др.
Музей располагает монографическими коллекциями произведений Б.М. Кустодиева и Н.К. Рериха. Широкую известность в России и в мире приобрели произведения мастеров русского авангарда: К.С. Малевича, В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, А.М. Родченко и др. Из произведений прикладного искусства своей цельностью отличается коллекция предметов нижегородских народных промыслов, в основном хохломской и городецкой росписи по дереву.
Древнерусское искусство
Коллекция древнерусской иконописи НГХМ насчитывает около 500 экспонатов. В ее основу были положены два известных в России частных собрания, сформировавшихся в конце XIX – начале XX века. Это собрание Г.М. Прянишникова в Городце и Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде. В музейную коллекцию вошли также произведения из уничтоженных или закрытых после 1917 года храмов и монастырей.
Из собрания Г.М. Прянишникова происходит уникальная, наиболее древняя из хранящихся в музее икон – «Огненное восхождение Пророка Илии c Богоматерью Никопеей и преклоненными ангелами, с житием в 16 клеймах». Характер живописи, экспрессивность образов позволяют предположить влияние на мастера-иконописца искусства Феофана Грека.
К древнейшим произведениям также относятся парные иконы архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина, икона московской школы «Богоматерь Владимирская», новгородская икона «Никола Зарайский, с житием», выносная двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» – «Снятие со креста» и др.
Среди произведений XVII – начала XVIII столетий преобладают работы местных мастеров. Нижний Новгород к этому времени занял положение одного из крупнейших торговых и ремесленных городов Российского государства.
Живопись XVIII - первой половины XIX веков
Коллекция русской живописи XVIII – первой половины XIX вв. сформировалась в музее в основном в послереволюционные годы, когда в собрание были переданы произведения, находившиеся прежде во владении известных дворянских и купеческих семей: Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, Рукавишниковых и др.
В эту группу поступлений входят портреты Ф.С. Рокотова, И.А. Никитина (коллекции В.П. Орлова-Давыдова и П.В. Шереметева), «Гадающая Светлана» К.П. Брюллова – единственное в наследии художника жанровое полотно, написанное на русскую национальную бытовую тему (коллекция В.П. Орлова-Давыдова), «Спящая девушка» и «Девочка с гармоникой» А.Г. Венецианова, "Берега Далмации" И.К. Айвазовского (коллекция С.С. Абамелек-Лазарева) и др.
Особое место в собрании музея занимают произведения художников местной арзамасской школы – первой в России частной школы живописи и рисунка, открытой академиком А.В. Ступиным в городе Арзамасе в 1802 году. Музей располагает работами многих ступинских учеников, ставших впоследствии известными живописцами – Н.М. Алексеева-Сыромянского, Н.М. Горбунова, В.Е. Раева, Н.Е. Рачкова и др.
Живопись второй половины XIX – ХХ веков
Живопись второй половины XIX века представлена двумя основными направлениями художественной жизни того времени – академическим и передвижническим. Большинство крупных произведений мастеров академической школы было подарено Императорской Академией художеств или непосредственно авторами в период создания и вскоре после открытия музея. Среди них первый в музейном собрании экспонат – полотно профессора исторической живописи Н.А.Кошелева «Погребение Христа», находящееся в настоящее время в процессе реставрации.
Характерными образцами академической живописи являются также картины К.Б. Венига, В.Е. Маковского, А.Н. Новоскольцева, К.П. Померанцева, Г.И. Семирадского и др. Искусство передвижников представлено портретами, пейзажами, жанровыми картинами, историческими композициями ведущих художников Товарищества – В.Г. Перова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, В.Е. Маковского, В.В. Пукирева, Н.А. Ярошенко и др.
Один из наиболее значительных разделов коллекции – живопись конца XIX – начала XX века. Она дает достаточно полное представление как о творчестве отдельных художников – И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, З.Е. Серебряковой и др., так и о наиболее известных объединениях рубежа веков, к которым относятся общества «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».
Особую значимость имеют монографические коллекции произведений Н.К. Рериха и Б.М. Кустодиева, основная часть которых была подарена А.М. Горьким. В начале 1920-х годов в собрание музея поступила коллекция живописных работ мастеров русского авангарда.
В ее составе «Косарь» К.С. Малевича, «Импровизация» В.В. Кандинского, «Кацапская Венера» М.Ф. Ларионова, картины Н.С. Гончаровой, А.М. Родченко, О.В. Розановой, Л.С. Поповой, А.В. Шевченко и др., получившие в последние годы широкую известность.
Раздел живописи ХХ века включает полотна нескольких поколений советских художников – от В.Н. Бакшеева, Ф.С. Богородского, А.А. Дейнеки, Г.Г. Нисского, А.А. Пластова, В.Ф. Стожарова до современных живописцев последнего десятилетия. Это наиболее динамичная часть музейного собрания, пополняющаяся новыми произведениями.
Картина К.Е. Маковского «Воззвание Минина»
Картина известного академического живописца Константина Егоровича Маковского (1839-1915) «Воззвание Минина» относится к числу самых крупных произведений русской станковой живописи, написанных на историко-патриотическую тему (размеры холста – 698х594 см).
Она представляет многолюдную сцену сбора пожертвований на Нижегородское ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков. В центре полотна – земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества.
Замысел картины относится к 70-м годам XIX века, ее окончание к 1896 году. От первых эскизов до завершения работы прошло около двадцати лет. Непосредственно процесс создания полотна занял примерно 6 лет. Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород для изучения исторического материала и создания подготовительных этюдов, зарисовок. Впервые это произведение было показано в Нижнем Новгороде, на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в отдельном павильоне.
В 1908 году оно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых. Картина находилась в Гербовом зале Городской думы (позже – Дворец Труда). В 1972 году она была передана музею и экспонируется в специально выстроенном помещении, примыкающем к дому Д.В. Сироткина.
Графика
Начало коллекции русской графики было положено в период формирования музея. Уже в первой экспозиции, открытой в 1896 году в Дмитриевской башне нижегородского кремля, были представлены многочисленные карандашные рисунки, акварели, гравюры П.В. Басина, Н.Н. Каразина, О.А. Карелиной, Н.А. Кошелева, В.В. Матэ, А.П. Рябушкина, А.Н. Шильдера и других художников. В последующие годы в музей поступили работы А.Н. Бенуа, В.Л. Боровиковского, В.М. Васнецова, Ф.М. Матвеева, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, выполненные в различных графических техниках.
В 1960-1970-х годах из частных собраний были приобретены такие шедевры графики, как «Швейцарский пейзаж» Федора Матвеева, «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком» Валентина Серова, исторические пейзажи-реконструкции А.М. Васнецова, работы З.Е. Серебряковой. На сегодняшний день коллекция русской графики является самой крупной в музее и насчитывает около 4000 произведений, созданных в XVIII-XX вв.
Скульптура
Первые произведения русской скульптуры поступили в собрание музея в период его формирования. Это были предметы, подаренные к открытию музея Императорской Академией художеств, частными владельцами и авторами (работы М.Л. Диллон, Н.А. Лаверецкого, А.А. Обера, А.М. Опекушина, В.П. Пащенко, Н.Г. Шлейфера и др.). В 1920-е годы значительная часть первоначальной коллекции была передана в различные учреждения и учебные заведения. На сегодняшний день данная коллекция составляет около 150 предметов.
В нее входят произведения, созданные в XVIII-XX вв., выполненные в различных материалах и техниках. Среди них можно выделить работы М.М.Антокольского («Офелия», «Портрет А.А. Краевского»), С.Т. Коненкова («Портрет О.Н. Якунчиковой», «Великосил», «Кора», «Портрет М.П. Мусоргского»), А.М. Опекушина («Модель памятника А.С. Пушкину») и др. Коллекция включает также работы современных авторов, в том числе известных нижегородских скульпторов – В.И. Бебенина, П.И. Гусева, В.И. Пурихова, Т.Г. Холуевой, Л.Т. Ядринцева и др.
Декоративно-прикладное искусство
Собрание декоративно-прикладного искусства объединяет несколько коллекций – фарфора, бронзы, лаковой миниатюры, церковной утвари, народного творчества, мебели, изделий из драгоценных металлов и др. Из них своей цельностью и полнотой отличается коллекция предметов нижегородских народных промыслов, в основном хохломской и городецкой росписи по дереву.
Она позволяет проследить историю и развитие сложившихся в XVII столетии местных промыслов, известных сегодня во всем мире. В нее входят авторские работы ведущих мастеров народного искусства – О.С. Батуриной, Л.Ф. Беспаловой, С.П. Веселова, Н.А. Иванова, Ф.Н. Касатовой, А.Е. Коновалова, Л.А. Кубаткиной, О.П. Лушиной, Т.М. Рукиной, А.В. Соколовой, И.К. Сорокина, Н.А. Столесниковой и др.
Открытое хранение
Открытое хранение фонда – это особая система хранения, позволяющая сделать доступными для обозрения музейные предметы, находящиеся в запасниках. Впервые подобное хранение было организовано в НГХМ в 2011 году. Оно представляет коллекцию художественного серебра XV – начала ХХ веков. В отдельном, специально оборудованном зале демонстрируется около 100 произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных из драгоценных материалов. В восьми витринах показаны работы русских мастеров.
Среди них высокоценные с исторической и художественной точек зрения предметы культового и светского назначения – блюда, кубки, потиры, чаши, нательные и напрестольные кресты, дискосы, оклады, изделия знаменитых фирм – Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и др. Отдельная витрина посвящена западноевропейскому прикладному искусству. В основном это изделия немецких мастеров серебряников и златокузнецов XVII-XVIII вв., в том числе известных аугсбургских ювелиров.
Западноевропейское искусство XV-XX веков
Первые произведения западноевропейской живописи поступили в музей в начале ХХ века. Это были несколько картин неизвестных мастеров фламандской и французской школы, подаренные частными владельцами. В период 1919-1924 годов в музей были переданы национализированные собрания Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, включавшие наряду с полотнами русских художников, значительное число работ европейских мастеров.
В 1930-40-х годах коллекция пополнилась картинами из собраний ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Ленинградской закупочной комиссии, других центральных учреждений. Сегодня коллекция западноевропейской живописи насчитывает около 200 произведений, созданных представителями крупнейших художественных школ Европы XV – начала XX веков: итальянской, французской, немецкой, голландской и фламандской.
Среди них такие шедевры мирового уровня, как «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, «Юноша с лютней» Джузеппе Мария Креспи, «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто, «Христос и самаритянка» Якоба Йорданса, «Овчарня» Давида Тенирса Младшего и др.
Коллекция западноевропейской графики является одной из самых значительных в собрании музея и включает около 1500 работ. Большую ее часть составляет печатная графика, в основном гравюра XVII-XIX вв., исполненная в различных техниках. Она дает достаточно полное представление об особенностях национальных графических школ Западной Европы и о творчестве известных мастеров классической гравюры, таких как Дж.Б. Пиранези, Дж. Вольпато, Ф. Бартолоцци, Ж. Одран, Ж. Эделинк, Ж. Леба, Н. Делоне, У. Вуллетт, У. Уорд и др.
Коллекции западноевропейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства невелики по количеству, однако включают в себя значительные по художественной ценности предметы. Начало их формированию было положено частными пожертвованиями и дарами Императорской Академии художеств к открытию музея. В 1920-е годы они существенно пополнились из частных дворянских и купеческих собраний, особенно из крупного художественного собрания В.П. Шереметева.
На сегодняшний день в немногочисленной коллекции западноевропейской скульптуры имеются несколько редких образцов древнеримского скульптурного портрета, мраморные копии и гипсовые слепки с работ античных и средневековых мастеров, произведения французской бронзовой пластики и др.
В коллекции западноевропейского фарфора представлена уникальная итальянская майолика эпохи позднего Возрождения, изделия первой в Европе Мейсенской мануфактуры, в том числе произведения фарфоровой скульптуры, основоположниками которой стали саксонские керамисты, а также изделия Севрской, Венской и других европейских мануфактур.
Здания музея
Дмитриевская башня (1896—1912)
Дом Дворянского собрания (1912—1918)
Особняк С.М. Рукавишникова (1918—1924)
Дом бывшего городского головы Д.В. Сироткина (с 1924)