Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Источник: Яндекс картинки

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Музей находится в исторической части города и занимает три соединенных в единый ансамбль здания, являющиеся памятниками архитектуры федерального значения. В прошлом это купеческие особняки, построенные в конце 70 – х годов в XIX – начале XX века. Древнерусская живопись представлена произведеними XVII – XIX веков

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств занимает три здания, являющихся памятниками архитектуры федерального значения. Это бывшие купеческие особняки, построенные на бывшей улице Александровской в конце 70-х годов XIX века и начале XX века.

Одно из зданий, переданных музею в 2000 г., ввод в действие которого предполагается в I квартале 2004 г., было построено самым первым (Дзержинского, 119) в 1875 г. С середины XIX в. на его месте находилась усадьба статского советника Дмитрия Ковалева, чин которого соответствовал званию генерала, а впоследствии перешла во владение Исая Григорьевича Арутюнова. Это был известный виноторговец, открывший многочисленные винные подвальчики в Ставрополе и по всей губернии.

На приобретенном месте Арутюнов строит дом с нарядным фасадным рисунком, арочными въездными воротами, большим кованым балконом и двумя надкрылечниками, где и сегодня сохранились инициалы хозяина дома (И. Г. А.), чердачный этаж здания из листовых пластин с изящными «слухами» придавали всему строению особую привлекательность (в советское время этот этаж был разобран). В нижнем этаже здания Исай Григорьевич открыл некогда широко известный трактир с кахетинскими винами и шашлыками, а верхнем этаже - меблированные комнаты.

У второго здания (Дзержинского, 117) – своя история. На его месте в 1843 г. существовал каменный флигель с одним венецианским окном посередине, построенный коллежским асессором Вильгинским, где до 1874 г. он содержал питейное заведение.

Но уже в 1872 г. в городскую управу обращается отставной рядовой Андрей Стасицкий, который имел рядом усадьбу и был известен тем, что проявил необыкновенные предпринимательские качества, став заметной фигурой в городе, о разрешении на устройство медопивоваренного завода «во 2-й части города Ставрополя на Александровской улице».

В 1875 г. он покупает это место, размещает пивоварню, затем сдает ее в аренду и параллельно в 1878 году строит впритык к дому Арутюнова каменный, в два этажа дом, с такими же, как у соседа въездными арочными воротами, нарядным балконом, надкрылечником и чердачным этажом. Вскоре А. Стасицкий продает свою усадьбу известному предпринимателю Григорию Павловичу Троякову. Ему принадлежала гостиница «Лондон» в доме наследников Алафузовых на углу Николаевского проспекта и Хоперской улицы; гостиница «Москва» на Верхнебазарной площади; ресторан «Биржа» с пивным баром. В доме Стасицкого Трояков устраивает еще одну гостиницу «Грандъ-Отель».

Новое гостиничное заведение благодаря комфорту и доступности цен завоевало признание в городе и вскоре расширилось за счет 2-го этажа дома Арутюнова, который сдал его в аренду Троякову. Рекламные объявления гостиницы сообщали: «Получены водка Смирновка и белая рябиновая; ежедневно блины с икрой зернистой; уха с расстегаями; получены семга двинская, навага и рябчики; ежедневно -дамский струнный оркестр под управлением мадам Луизы при участии госпожи Реры Виолетты...»

В 1908 г. Григорий Павлович Трояков умирает, и его «Грандъ-Отель» переходит сыну Владимиру, который был еще известен тем, что являлся главным редактором газеты «Северокавказское слово». До 1914 г. В этих домах проживали Арутюновы и Трояковы.

Сегодня дом Трояковых слился 3-им зданием музея (Дзержинского, 115), официально значащимся по документам, как особняк купца Михаила Александровича Митина, построенного по проекту архитектора С. Лазарева, по другим источникам - это старый особняк Есауловых. Не выяснено, когда оно точно построено, предположительно в 1912 – 1915 годах.

На первом этаже предположительно размещалась контора, на втором -парадные помещения. Здание имеет архитектурные особенности и относится к одному из самых красивейших памятников исторической части города. Его объемная композиция симметрична, что определяется постановкой на углах здания граненных эркеров, а над ними башенок. Центральную ось подчеркивает балкон и фигурный фронтон. Очень пышный декор с широко использованной лепкой.

После революции здания были муниципализированы, в разное время в них находились мастерские, библиотека, демонстрационные залы, ЗАГС, паспортно-визовая служба, в основном все они принадлежали органам внутренних дел.
С 1961 года, в двух из них разместился музей изобразительного искусства и художественная школа, оставался жилой фонд. С 1988 г. - музей и жилой фонд, ЗАГС, ОВИР. С 1993 г. - музей, ЗАГС, ОВИР. С 2000 г. - музей.

Основой фонда стали произведения живописи, графики, прикладного искусства, составлявшие ранее художественный отдел Ставропольского краеведческого музея. Начало его формированию в двадцатые годы ХХ века положили памятники искусства из собрания купцов Алафузовых, проживавших в губернском Ставрополе XIX века. В 1925, 1928 годах значительное поступление пришло из Государственного музейного фонда; в чатсности работы П. Брюллова, А. Васнецова, И. Левитана, К. Маковского.

В 1936 году бывший в Ростове-на-Дону музей горских народов пополнил коллекцию интересными работами русских мастеров. в их числе видовые полотна И. Айвазовского, И. Занковского , батальное полотно Ф. Рубо, акварель В. Верещагина. В этом же году (1936) Государственный Русский музей передал на постоянное хранение в Ставрополь пейзажи А. Куинджи, А. Боголюбова.

Во вновь образованный музей в 1960 – е годы были переданы произведения из государственных хранилищ Эрмитажа. Русского музея, Новосибирской картинной галереи. Поступали произведения от частных лиц.

Так формировались коллекции, представляющие античную культуру, стран Востока и Передней Азии культуры западно-европейского искусства, уникальных предметов декоративно – прикладного искусства отечественного и зарубежного производства.

С 1965 начинает формироваться раздел иконописи. С 1970 – х фонды музея в основном пополняются современным искусством, представляющим творчество художников Москвы и Ленинграда, других регионов России. Уделяется внимание созданию раздела «Художники Ставрополья». «Музеем в музее» стала, приобретенная у собирателя в 1980 – е годы коллекция экслибриса.

В настоящее время музей обладает обширным художественным собранием (около 25 тысяч единиц хранения), состоящим из четырех основных отделов и семнадцати коллекций.

Отечественное искусство представляют произведения иконописи XVII – XIX веков; живописи, графики, скульптуры XVIII – XX веков, прикладного и народного творчества.

Небольшой, но разнообразный отдел зарубежного искусства хронологически охватывает период с V века до н.э. до 90 – х годов XX века, представляя образы прикладного искусства, произведения живописи, графики, скульптуры мастеров разных стран.

Принадлежа выдающимся, мало известным и безымянным авторам, все вместе они предают накопленный опыт поколений, рассказывают о духовной связи ушедшего времени с сегодняшним днем.

Музей находится в исторической части города. Занимает три, соединенных в единый ансамбль здания, являющиеся памятниками архитектуры федерального значения. В прошлом это купеческие особняки, построенные в конце 70 – х годов в XIX – начале XX века.

В залах представлено классическое наследие, которое хранит музей, а также экспонируется большое число художественных произведений (от 3 до 5 тысяч в год) из собственных фондов, других музеев и выставочных организаций, из мастерских художников, частных коллекций.

В своей деятельности музей осуществляет выставочные и издательские проекты, проведение культурных акций. Особое внимание уделяется эстетическому развитию детей и молодежи в специально оборудованном образовательном комплексе.

Древнерусская живопись

В истории русской художественной культуры ярким, национально самобытным искусством являются иконы. Связанные с традициями народных верований, они служили не просто предметом культового обихода, хранились в официальных церквах, но были непременным украшением каждого дома.

Русские иконы, демократичные по своему содержанию, являются частью духовной жизни людей, выразителями их эстетических потребностей.

Икона в коллекции музея – это памятники XVII-XX вв.:

- различные примеры деисусного чина (XVIII-XIX вв.), изображения Богоматери, представляющие некоторые из более двухсот иконографических типов, изображения Христа, Иоанна Предтечи.

Представлены народные иконы, иконы праздничного ряда. Большенство поздних икон несут отзвук высочайшей художественной культуры Древней Руси. Народные идеалы проявились в первую очередь в иконе посвященной Илье Пророку - икона XVIII в. "Огненное восхождение Пророка Илии".

Икона музейного собрания писана по древнему канону, то есть иконописец XIX в. стремился, чтобы его икона по типу лика, цвету, рисунку походила на древнерусскую икону, в которой вырабатывалось высочайшее художественное мастерство. Небольшая коллекция икон, находящихся в музейной коллекции, показывает красоту и тонкость кисти «самого доброго мастерства на Руси».

Русская живопись XVIII - начала XX веков

Восемнадцатый век представлен в коллекции музея несколькими произведениями портретного жанра. Небольшая, но очень интересная коллекция портретов охватывает продолжительный временной период – первая треть XVII в. – нач. XX века.

Портрет – один из наиболее сложных жанров изобразительного искусства, ставшим ведущим жанром в России в XVIII в. В это время в результате петровских реформ древнерусская традиция, рассматривавшая человека как «дар божий», уступила место светскому взгляду на человека как носителя всех ценностей.

«Портрет Ермака Тимофеевича Повольского» самый ранний по времени создания в русском собрании музея. По своим изобразительным свойствам портрет во многом близок к парсуне (от «персона») – так в XVII в. называли парадный портрет. Все детали облачения Ермака Тимофеевича подчеркивают его значительность, острота передачи неповторимой человеческой индивидуальности делает этот портрет интересным памятником искусства петровской эпохи.

Выделяется высокими живописными достоинствами. «Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве» - очень красив тонко сгармонированный колорит портрета, поразителен взгляд ребенка: он лишен детской ясности, дан как бы сквозь дымку, смягчающую яркость темнокарих глаз, - в нем угадывается печаль, нечто смутное, недосказанное.

Запоминается необычной для такого рода изображений одухотворенностью «Портрет Великого Князя Александра Павловича в юношестве», приписываемый кругу В.Л. Боровиковского. С наслаждением кисть художника передает юношеский румянец на щеках, мягкий рисунок ярких, припухлых губ, рассеянный женственно-мечтательный взгляд.

Выделяется «Портрет Павла I», созданный большим мастером С.С. Щукиным, в котором художник, наряду с чертами парадности, сумел правдиво передать сложный характер императора. Это произведение пользовалось большой популярностью, с него делали многочисленные копии.

«Портрет неизвестной в синем платье» кисти Г.И. Яковлева портрет-картина: непосредственно с портретным изображением слит пейзаж, который создает необычную атмосферу. Автор большое внимание уделяет передаче великолепия обстановки, с удивительным мастерством передавая разнообразие фактур предметного мира.

Художественная культура России первых десятилетий XIX в. формировалась в период общественного подъема, вызванного Великой Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов. Демократическое искусство развивалось в определенном конфликте с искусством академическим. Художники-академисты предпочитали круг исторических, мифологических , библейских тем и сюжетов; как например выдающийся мастер Ф.А. Бруни, работа «Милосердие» которого находится в коллекции музея, академическое направление представляет картина академика И.И. Реймерса «Умирающая».

Сложными и многообразными путями развивалось пейзажная живопись I половины XIX в. Достаточно большую роль играли традиции так называемого «видового» пейзажа. Это направление, получившее, с одной стороны, черты романтической приподнятости, а с другой, - определенной правдивости изображения, нашло свое продолжение в академическом пейзаже – пример пейзаж А.Г. Горавского.

В 60-е годы XIX в. передовые художники встали на путь прочной связи искусства с жизнью и своей прямой задачей ставили воспроизведение событий окружающей действительности.

Музею принадлежит работа одного из таких художников Л.И. Соломаткина «Бродячие актеры», обличающая уродливые, а порой смешные стороны российского быта, где присутствуют черты гротеска и сатиры.

К 60-м гг. относятся произведения и очень разных пейзажистов – Н.Г. Чернецова, А.И. Мещерского, И.К. Айвазовского, А.И. Боголюбова.

Пейзажи А.И. Мещерского можно назвать романтическими, крупнейший маринист XIX в. И.К. Айвазовский выступает в русском искусстве создателем первого цикла картин, посвященных природе Закавказья, его картина «Вид города Тифлиса» передает своеобразный характер южного города в окружении романтически яркой природы, в коллекции есть и маринистический пейзаж художника «Вид Судакской бухты».

В коллекции находится шесть работ выдающегося пейзажиста, мариниста и баталиста А.Н. Боголюбова. Очень красив по колориту его большой законченный пейзаж «Лунный вечер в Константинополе».

Во второй половине XIX в. демократическое искусство вступает в открытую борьбу с официальным искусством Академии. В 1870 г. художники-демократы объединяются в Товарищество передвижных художественных выставок в различных городах России (ТПХВ).

Собрание произведений членов ТПХВ в музее внушительно: 33 художника – 67 произведений. Среди них учредители товарищества академики живописи: М.П. Клодт, А.И. Корзухин, К.Е. Маковский, А.П. Литовченко, представлены произведения А.М. Васнецова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, Н.В. Неврева, К.П. Пынеева, М.К. Пимоненко и др.

Коллекция рубежа столетий XIX и XX вв. достаточно скромна. В ней преимущественно представлены художники традиционных направлений.

Бытовой жанр представлен произведениями В.Е. Маковского «Две матери» и Н.П. Богданова – Бельского «За книжкой», своеобразно отражены исторические мотивы в полотнах передвижника Н.В. Неврева «Петр I перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым» и экспонента выставок ТПХВ, ученика И.Е. Репина А.Ф. Максимова «Сторожевой пост на границе русского государства XVIII в.»

Наиболее значительно в коллекции музея представлен пейзаж начала XX в. Это одна из интереснейших страниц изобразительного искусства данного периода. Используя завоевание пленэрной живописи, художники достигают совершенства в передаче света, воздуха, сложного взаимодействия цветовых рефлексов.

В коллекции представлены работы П.А. Брюллова, К.К. Бялыницкого – Бируля, К.А. Коровина, Л.В. Туржанского, М.С. Сарьяна. К лучшим произведениям рубежа веков, несомненно, относятся работы М.С. Сарьяна «Чары солнца. Сказка» (1905) и «Сурб Саркис» (1912), а также акварель Александра Бенуа «Церковь в Компьене», выполненную с подлинным артистизмом.

В целом коллекция русского отдела музея дает достаточно общее представление о сложных путях развития русского искусства второй половины XVIII – начала XX веков.

Современное искусство

Является самой многочисленной коллекцией музея, в которой представлены работы живописи, графики, скульптуры, охватывающие хронологические рамки с 1917 г. по настоящее время (2005-2007 гг.).

Периодизация коллекции включает два этапа – искусство советского периода, в т.ч. изобразительное искусство бывших республик СССР, включая 1992 г. и современный период; внутри коллекций живописи и графики выделена коллекция художников Ставропольского края.

В собрании российской живописи старейшие художники представлены выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества (В.Н. Бакшеев, А.М. Герасимов, С.В. Герасимов, М.С. Сарьян, К.Ф. Юон и др.); выпускниками ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа (Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, П.П. Соколов-Скаля, И.И. Чекмазов); Московского художественного института им. В.И. Сурикова (К.Д. Китайка, В.Ф. Стожаров, А.П. и Т.П. Ткачевы, В.К. Нечитайло и многие др.)

Среди выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина – А.М. Грицай, В.Ф. Загонек, Л.А. Острова и др.

Коллекция разнообразна в жанровом, тематическом отношении. Она сегодня не может претендовать на отражение искусства XX века во всем его разнообразии, в то же время живописные произведения красноречиво говорят о художественной жизни бывшего СССР, о творческих устремлениях художников даже в самые тревожные периоды её истории.

Дают возможность проникнуться эстетикой нашего искусства, увидеть стилистическое разнообразие работ этого периода – результат сложных проблем индивидуального пластического поиска:

- разнообразие поисков в живописи 20-30-х гг. XX в. в работах А.Е. Барща, В.П. Бычкова, В.К. Бялыницкого-Бируля, М.П. Кончаловского, В.К. Турбасова;

- жизнеутверждающий пафос полотен, созданных в 40-50-е гг., написанных по канонам, провозглашенных методом социалистического реализма в работах В.С. Басова, С.В. Рянгиной, Ю.В. Разумовской;

- монументализм образов и своеобразную романтику периода «сурового» стиля 60-х гг. в полотнах В.И. Иванова;

- следование традициям русской реалистической школы живописи и влияния искусства импрессионистов на протяжении всего пути развития современного искусства в работах братьев Ткачевых, Н.М. Ромадина, В.К. Нечитайло;

- условный, знаковый характер форм (натюрморты И.Л. Салганика);

- активные эксперименты в цвете с формой (К.Н. Бритов), подражание наивному искусству и многое другое, вплоть до появления абстрактных и сюрреалистических моментов, ухода от привычной формы живописно-пластического языка, разрушения физического понятия «картина» и создания картин-объектов.

В коллекции широко представлены все основные жанры, историко-революционная и военная тема.

В коллекции находится двенадцать работ московского художника А.А. Лебедева-Шуйского (1896-1978), большая часть которых была приобретена в 1985 г. у вдовы автора Н.В. Ресслер. Это «Автопортрет с палитрой» (1926 г.), портретные этюды и московские пейзажи. Натурные зарисовки отличает чувственная увлеченность цветом, московские этюды объединяет широкая, свободная манера письма, каждой работе присуща неожиданная позиция автора.

Одиннадцать живописных и графических работ принадлежат московской художнице Ю.В. Разумовской (1896-1987), чье творчество особенно представляет для нас интерес, т.к. она в течение многих лет периодически жила и работала в г. Ессентуки на Кавказских Минеральных Водах.

Жители Ставрополья имели возможность на двадцати выставках в крае проследить развитие творчества Ю. Разумовской в период с 1941 по 1970 гг. Одна из ее персональных выставок состоялась в 1969 г. в Ставрополе, после проведения которой автор передала в дар музею несколько работ, характеризующих основные этапы её творчества.

Тринадцать живописных работ донских художников Ф.М. Черноусенко, (1893-1960), Д.С. Федорова (1890-1963) В.С. Шлипнева (?) составляют кавказский цикл пейзажей по результатам художественно-этнографических экспедиций 1924-1925 гг. в Дагестан и Чечню, которые при образовании музея были переданы из фондов Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Выполненные замечательными мастерами, они дают возможность представить неповторимость и великолепие республик Северного Кавказа.

Коллекция современной графики включает в себя работы различных жанров: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр, сюжетные композиции. Здесь представлена книжная иллюстрация, театрально-декорационная графика, эскизы декораций к спектаклям, кинофильмам, эскизы афиши; небольшая коллекция плаката, карикатура.

Разнообразна коллекция пейзажей – пейзажи Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Переяславля, Ростова Великого, Севера России, Украины, Парижа, Венеции, Рима, Греции. Представлена здесь и старая реалистическая школа графики в лице Ю.М. Непринцева, А.В. Каплуна, М.Н. Штейнберга, В.Н. Мешкова, М. Моторина, М.Г. Ройтера и др. и русский импрессионизм в лице М.П. Митурича, А.И. Кравченко, и представители «сурового» стиля Г.Ф. Захаров, А.А. Ушин, И.П. Обросов.

В жанровых работах мы видим этнографические мотивы из жизни Дагестана, Осетии, Кубани, Дальнего Севера и Сибири, раскрыты темы производственного и сельскохозяйственного труда, труд рыбаков, сталеваров, летчиков, спортсменов, показаны сцены из столичной и провинциальной жизни России.

Особую часть жанровой графики составляет тема войны; разные стороны Великой Отечественной раскрыты в работах российских графиков В.Г. Старова, В.С. Слыщенко, П.Г. Баранова, В.А. Власова, А.Н. Яр-Кравченко; революции и гражданской войны в работах С.М. Харламова, М.Г. Ройтера; плакатное искусство представляют Кукриниксы, анамалисты представлены работами В.А. Ватагина, В.В. Доброклонского.

В коллекции есть натюрморты В.Н. Киселева, А.С. Ведерникова, Р.С. Затуловской. Многочисленны портреты общественных деятелей, ученых, художников, в т.ч. Г.С. Верейского, В.Л. Кравченко, П.П. Оссовского.

В коллекции иллюстраций к различным произведениям литературы наиболее многочисленны работы Н.И. Калиты, А.И. Кравченко, Ф.Д. Константинова, В.Н. Минаева – к произведениям «Слово о полку Игореве», «Медный всадник», «Братья Карамазовы», к трагедиям В. Шекспира, произведениям Э. Золя, к сказкам.

Эскизные работы к спектаклям, кинофильмам представлены работами И. Шпинеля, А. Киселева, Я. Свидетелева, С. Юневича.

Интересную часть коллекции составляют конфигуративная графика болгарского художника Д. Копривщенова, москвича В.Ф. Лукина, ростовчанина А.С. Легостаева.

Скульптура

Коллекция современной российской скульптуры включает в себя работы известных советских скульпторов – народных художников СССР Аникушина М.К., Никогосяна Н.Б., Цигаля В.Е., Давыдовой-Медене Л.М., Томского Н.В., Мухиной В.И., Кербеля Л.Е., Кибальникова А.П., Залькална Т., Коненкова С.Г.

Кроме них представлена скульптура региона Юга России и Ставропольского края – Акуленко Н.Н., Александрова А.В., Рукавишникова Е.Н., Санжаровой В.А., Курегяна  Г.В. (1943-2002), Ананьина Ю.А., Санжарова Н.Ф., Санакоева С.П., Попова А.Б., Д.Р. Бегалова.

Среди работ, представленных в коллекции есть портретные, жанровые работы. Среди жанровых работ превалируют темы труда, материнства, семьи, есть также анималистический жанр, композиции на евангельские, библейские и мифологические сюжеты, аллегорические композиции, модели памятников, в последнее время отдел скульптуры пополняется нетрадиционными работами - скульптурными объектами знакового символического характера.

Из техник представлена резьба по камню, граниту, мрамору, дереву, бронзовые, медные, алюминиевые, гипсовые отливки, также шамот, майолика, терракота. Небольшая коллекция, хорошо отражает те процессы, которые происходили в художественной жизни современной России второй половины XX в.

Прикладное искусство (современный период)

Музей, имеет очень разнообразную по источникам поступления, техникам и материалам коллекцию, ДПИ насчитывающую более 1000 предметов, начиная от античных, заканчивая предметами современных народных художественных промыслов России и Ставрополья.

В ней можно увидеть фарфор заводов Кузнецовых, Поповых, Гарднера, Миклашевского, Синягина, Куриновых, императорских фарфоровых и стекольных заводов, можно отыскать английский фаянс с печатным рисунком, французский фарфор, немецкий фарфор Мейсенской мануфактуры, японский и китайский фарфор т.д. Сегодня все эти предметы вызывают восторг и восхищение.

Более 800 предметов современного ДПИ нашего музея знакомят с авторскими работами художников Москвы, Петербурга, Воронежа, Вологды, Конаково, Нижнего Тагила, которые были переданы с республиканских выставок музейно-выставочным центром РосИЗО в основном в 70-е годы прошлого века. Через центр уже в последние годы нам удалось скомплектовать небольшую коллекцию авторских изделий, представляющих традиционные художественные промыслы России, а также получить произведения авторов бывших республик СССР.

Особый интерес представляет коллекция мастеров прикладного искусства Ставропольского края.

Западноевропейское искусство

Музей обладает небольшой, но очень интересной и разнообразной коллекцией зарубежного искусства, которая представляет классическое наследие античности, Западной Европы, стран Востока, а также современные произведения. Хронологические рамки коллекции охватывают период с V века до н.э. до 90-х годов XX века. К ней относится 573 произведения живописи, графики (станковой и печатной), образцы декоративно-прикладного искусства, скульптуры.

Среди них офорты выдающегося мастера Рембранта Харменса Ван Рейна, работы крупных живописцев и графиков Лагрене Луи (старшего), Анжелики Кауфман, Ашиль Девериа, Антоника Ватерлоо, Китагава Утамаро. Подавляющая часть зарубежной коллекции принадлежит менее или мало известным художникам, которые, однако, представляют несомненный интерес как носители характерных признаков искусства своего времени.

Западноевропейская живопись в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств – это произведения, созданные художниками восьми национальных школ: Франции, Италии, Германии, Голландии, Дании, Испании, Фландрии, Англии. При этом искусство разных стран представлено неравноценно и не с одинаковой полнотой. Среди известных мастеров: П. Миньяр, Л. Лагрене, А. Мельби, Ф. Винтергальтер, есть авторы, произведения которых редко встречаются в музейных собраниях нашей страны. Среди них произведения датских живописцев Г. Бунцена и Э. Иерехау, голландцев П. ванн Оса, Г.Й. Книп, француза Карнье, испанца Б. Голофра.

Коллекция зарубежной графики музея невелика, но представляет различные западноевропейские национальные школы и восточную (Япония). Произведения XVII-XIX веков поступили в 1960-е годы из Государственного Эрмитажа, Ставропольского краеведческого музея и частного собрания художника А.И. Тарана (г. Ленинград), переданных его братом М.И. Тараном (г. Ставрополь). Это в основном печатная графика и несколько станковых работ.

Небольшой отдел скульптуры зарубежной коллекции составляют, главным образом, слепки с античных и средневековых оригиналов, памятников эпохи Возрождения, переданные музею в 1964 году Государственным Эрмитажем.

Представлены авторские оригинальные произведения из мрамора и бронзы. Сюда входят: два мраморных бюста XVIII века, являющиеся скульптурными репликами античных статуй Аполлона Бельведерского и Августа из Прима Порта.

Наиболее значительные произведения из мрамора: «Амур и Психея» неизвестного скульптора XIX века, в совершенстве владеющего обработкой мрамора, тонко чувствующего пластику; женские фигурные образы в неоклассическом стиле.

Заслуживают внимания качественные отливки из бронзы Фердинанда Барбедьена, искусного литейщика, парижская мастерская которого получила известность с 1839 года. К ним относятся: скульптурные композиции Крока «Похищение Деяниры» и Поля Дюбуа «Мать и дети». Дюбуа мастер монументальной скульптуры (одни из самых известных его работ – конная статуя Орлеанской Девы перед Реймским собором и гробница генерала Ламорсьера в соборе Нанси).

Уменьшенная копия скульптурной группы «Мать и дети» является примером пластики Дюбуа. В ней, как и в других работах, прослеживаются основные черты его творчества, и, в первую очередь, следование образцам раннего итальянского Возрождения. Он сумел соединить французскую грацию со старофлорентийской строгостью. Французскую школу скульптуры начала XX века представляет работа Сюзанны Бицар «Кармен».

Ещё одна талантливая работа в мелкой пластике – «Амазонка». Автор отливки из патинированной бронзы известный немецкий живописец, график и скульптор Франц Штук, скульптурные произведения которого – редкое явление в музейных собраниях.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.