Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Художественный музей имени М.С. Туганова
Источник: Яндекс картинки

Художественный музей имени М.С. Туганова
Общее количество единиц хранения – свыше 5 тысяч, в том числе: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Основу собрания Музея составили произведения, полученные в 1939-1940 гг. из Государственной закупочной комиссии, фондов Государственного Русского музея и др.

Художественный музей имени М.С. Туганова был основан 7 апреля 1939 года Постановлением Совета Народных Комиссаров как Республиканская картинная галерея (протокол заседания №10). 24 декабря 1939 переименован в Республиканский художественный музей. 21 мая 1971 Постановлением Президиума Верховного Совета СО АССР музею было присвоено имя Махарбека Сафаровича Туганова.

Вновь созданный музей сначала находился в помещении Музея краеведения Северо-Осетинской АССР. С марта 1956 размещался в угловом здании по К. Маркса, 34. С июля 1956 г. музей переместился в здание, в котором находится и сейчас (проспект Сталина, ныне – пр. Мира, 12).

Двухэтажный особняк, который занимает Музей, был построен в 1903 году в стиле модерн по проекту владикавказского архитектора Ивана Васильевича Рябикина. Само здание является уникальным для города памятником архитектуры, являющимся с 1995 года объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Его интерьеры – единственные в городе, сохранившие почти без изменений планировку, росписи, лепнину. Общая площадь Музея — 1200 кв. м; экспозиционная — 270 кв.м; фондовая — 360 кв.м.

Общее количество единиц хранения – свыше 5 тысяч, в том числе: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Основу собрания Музея составили произведения, полученные в 1939-1940 гг. из Государственной закупочной комиссии, фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа. Часть экспонатов была передана из Музея краеведения Северо-Осетинской АССР (работы художников Осетии).

В первые послевоенные годы для  Музея почти полностью была приобретена  коллекция художника-реставратора В.В. Сафонова, состоявшая из русской живописи и графики XIX- начала XX вв. В 1981 году фонды пополнились картинами и рисунками русскиххудожников XIX в., переданными в дар московским коллекционером Григорием Моисеевичем Голковским (1928-2004).

В собрании музея наиболее полно представлены отделы «Русское искусство ХVIII – начала ХХ века», «Советское искусство», «Осетинское изобразительное искусство». В музее проводятся экскурсии для всех возрастных категорий зрителей, читаются лекции и даются индивидуальные консультации. По предварительным заявкам читаются лекции в учебных заведениях.

Один раз в неделю проводятся занятия в студии детского изобразительного творчества и в художественной студии для взрослых. В музее работает музыкальный Салон. Ежемесячные концерты в экспозиционных залах включают произведения вокальной и инструментальной музыки в исполнении как профессиональных певцов, музыкантов, так и учащихся музыкальных учебных заведений.

Русское искусство XVIII-XIX вв.

Наиболее интересные разделы, составляющие коллекцию «Русское искусство XVIII-XIX вв.», — это небольшое, но качественное собрание портрета (парсуна конца ХVII-ХVIII столетий, произведения Федора Рокотова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, Ильи Репина, Николая Ге, Константина Маковского, Василия Сурикова и др.), пейзажи (картины и этюды Василия Садовникова, Сократа Воробьева, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Исаака Левитана). Жанровая живопись представлена произведениями Ивана Прянишникова, Владимира Маковского, Николая Загорского, Григория Мясоедова.

Раздел русской графики ХVIII-ХIХ века составлен из уникальных авторских рисунков и гравюр, листов станковой и книжной графики (русский лубок, резцовая гравюра ХVIII века, рисунки Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Виктора Васнецова, офорты Ореста Кипренского, Федора Толстого, Ивана Шишкина, литографии Федора Байкова, Александра Орловского).

Русское изобразительное искусство конца XIX-начала XX вв

Лучшую часть коллекции «Русское искусство конца XIX- начала XX вв.» составляет живопись и графика представителей художественных объединений «Мир искусства» (Александр Бенуа, Евгений Лансере, Николай Рерих, Игорь Грабарь, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский) и «Союз русских художников» (Константин Коровин, Леонард Туржанский, Станислав Жуковский и др.)

Среди небольшого числа скульптур ХIХ века особую ценность представляют «Кабардинская лошадь» Евгения Лансере, «Как хороши, как свежи были розы!» Владимира Беклемишева, «Крестьянин в беде» Матвея Чижова, портрет Л.Н. Толстого работы Павла Трубецкого.

Советское искусство

Отдел «Советское искусство» составляют коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи советского периода истории нашего государства – это картины Сергея Герасимова, Игоря Грабаря, Бориса Кустодиева, Виктора Орешникова, Петра Оссовского, Мосе Тоидзе, Василия Бакшеева, Кима Бритова, Татьяны Яблонской.

Раздел советской графики составлен из уникальных авторских рисунков и гравюр мастеров станковой, книжной, рекламной и графики, эскизов к кинофильмам и театральным постановкам. Гордостью этой коллекции являются рисунки и акварели Петра Кончаловского, Павла Корина, Дмитрия Кардовского, Аминодава Каневского, Дмитрия МООРА (Орлова), Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, литографии Георгия Верейского, Алексея Пахомова, Евгении Эвенбах, гравюры Алексея Кравченко.

В разделе советской скульптуры представляют интерес работы Сергея Коненкова, Веры Исаевой, Михаила Аникушина, Никогоса Никогосяна, Валериана Васильева.

Осетинское искуcство

Уникальность, особенность музейного собрания – в существовании отдела осетинского искусства, который начал формироваться в сороковые годы и сегодня позволяет проследить историю становления и развития визуальной культуры Осетии (свыше 3000 единиц хранения). В этом отделе выделяется коллекция осетинского примитива: скульптура Сосланбека Едзиева и живопись Xаджумара Сабанова. В разделе пластики особый интерес представляет коллекция скульптур учеников Александра Терентьевича Матвеева – Сосланбека Тавасиева и Давида Дзантиева.

В разделе осетинской живописи, графики, скульптуры заслуживают особого внимания произведения основоположников профессио¬нального искусства Коста Хетагурова, Махарбека Туганова, АзанбекаДжанаева, Сосланбека Тавасиева.

Достаточно полно собрано творчество художников последующих поколений — Аслагирея Хохова, Юрия Дзантиева, Батра Калманова, Хсара Гассиева, Казбека Хетагурова, Шалвы Бедоева, Магомета Чочиева, Магреза Келехсаева, Батраза Дзиова, Мурата Кабулова, Валана Харебова, Виталия Цховребова, Таймураза Айларова, Жоржа Гасинова, Евгения Шугаева, супругов Эльбруса и Ирины Цогоевых, Мурата Джикаева, Валерия Цагараева, Аслана Арчегова, Юрия Побережного, Николая Василенко и др.

Осетинская скульптора, занявшая особое место в истории не только национального искусства, но и российского искусства, представлена именами братьев Дзантиевых, Надежды Баллаевой, Сергея Санакоева, Чермена Дзанагова, Бориса Шанаева, Владимира Хаева, Бориса Тотиева, Лазаря Гадаева, Михаила Дзбоева, Николая Нестеренко, Заурбека и Виталия Дзанаговых, Амирана Баликоева, Юрия Кцоева, Аслана Кучиева, Алана Корнаева, Руслана и Станислава Тавасиева, Казбека Наскидаева, Сергея Цахилова и др.

Декоративно-прикладное искусство — еще один раздел, охватывающий протяженный отрезок времени (ХIХ – ХХ вв.): это коллекция изделийнародных мастеров (ювелиров, резчиков по дереву, кузнецов), работхудожников, самостоятельно сформировавших свой стиль (Ибрагима Тезиева, Агубе Икаева, Даурбека Цораева),основоположников профессионального прикладного искусства Юрия Атарова, Ольги Малтызовой, Маирбека Царикаева, Алексея Цараева.

Коллекция произведений мастеров ДПИ 80-90-х годов интересна обращенностью к национальной архаике и символике, поиском новых выразительных форм и оригинальных технических средств воплощения.Это росписи по ткани и эмали Людмилы Байцаевой, пластика в бронзе Вадима Джиоева.

Декоративно-прикладное искусство

Особое место в собрании музея занимает отдел декоративно-прикладного искусства. Он объединяет коллекции русского прикладного искусства ХVIII-ХХ веков, советское ДПИ, прикладное искусство Дальнего Востока (Индии, Китая, Японии). Небольшая, но качественная коллекция русского, советского и зарубежного фарфора дает возможность представить историю развития этого вида декоративно-прикладного искусства.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.