Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Государственный Русский музей
Источник: Яндекс картинки
05:15 / 18.11.2015

Государственный Русский музей. Часть II
Собрание произведений древнерусского прикладного искусства Государственного Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране. Его формирование началось еще до основания музея Александра III, в будущем - Государственного Русского музея. В 1898 г. сюда из музея Императорской Академии художеств были переданы предметы утвари

Древнерусское прикладное искусство

Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики, принадлежащее Русскому музею стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны - Оружейной палаты в Москве и Загорского историко-художественного музея-заповедника. Оно является одним из самых значительных собраний древнерусского искусства в мире. Его материалы дают представление об этапах развития русского прикладного искусства на протяжении столетий - с IX по XIX век. Коллекция музея включает ценнейшие памятники, среди которых есть и давно вошедшие в научную литературу, и малоизвестные замечательные произведения русских мастеров.

Собрание произведений древнерусского прикладного искусства Государственного Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране. Его формирование началось еще до основания музея Александра III, в будущем - Государственного Русского музея. В 1898 г. сюда из музея Императорской Академии художеств были переданы предметы утвари и скульптура, найденные в заброшенном виде в Новгородском Софийском соборе и вывезенные хранителем академического музея А.М. Горностаевым, и частные коллекции известных собирателей М.П. Погодина, П.Ф. Коробанова, П.И. Севастьянова. Позднее в Русский музей поступили коллекции В.А. Прохорова, Н.М. Постникова, В.В. Верещагина, В.В. Шереметьева, А.А. Васильчикова

В первые десятилетия XX века экспозиция отделения древнерусского искусства, с 1914 года именовавшаяся "Древлехранилищем памятников русской иконописи и старины", пополнилась произведениями из Иосифо-Волоколамского монастыря, богатейшей коллекцией академика Н.П. Лихачева, многочисленными предметами собрания псковского коллекционера Ф.М.Плюшкина, редчайшими и древнейшими памятниками из собрания М.П. Боткина.

В годы советской власти собрание возросло в несколько раз за счет поступлений первоклассных памятников, спасенных от гибели в ризницах закрытых монастырей севера России: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского. Были переданы предметы из Александро-Невской лавры, Успенского и Введенского монастырей Тихвина, Троицкого собора Пскова. Собрание пополнилось предметами из Духовной Академии и Археологического института.

В 1920-е годы отдел стал крупным центром по изучению памятников древнерусского искусства. Научную деятельность отдела возглавляли крупные исследователи - Н.П. Сычев, Н.В. Малицкий, Л.А. Дурново. Впоследствии здесь работали М.К. Каргер, Ю.Н. Дмитриев, Н.П. Порфиридов, Г.Ф. Корзухина, В.Н. Лаурина.

Уникальную часть собрания составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это, преимущественно, предметы личного употребления - украшения, исполненные из благородных и простых металлов, литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки. Жемчужиной собрания является, так называемый, "Киевский клад" 1887 года, зарытый на территории Михайло-Златоверхого монастыря татаро-монголами.

Украшения из этого клада - подвески к женскому головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - представляют собой шедевры искусства перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией. В составе другого комплекса, найденного в Киеве в 1889 г., оказалась золотая диадема с изображением деисуса, одна из регалий, использовавшихся в княжеском церемониале.

Среди древнейших и редчайших произведений домонгольской культуры знамениты два золотых амулета-"змеевика" XI - XII вв., так называемые Черниговская и Белгородская гривны. На них христианские образы Архангела Михаила и Богоматери сочетаются с изображением женской головы, окруженной змеями - Горгоной-Медузой. Черниговский амулет считается личным предметом Владимира Мономаха, бывшего черниговским князем в 1113 - 1129 годах. Произведения домонгольского искусства свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры Руси XI - XIII веков, демонстрируют связи древней Руси со Скандинавией, Византией, Западной Европой, ближневосточными странами.

В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII - XVII веков. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII - XIV веков. Произведения древнерусского искусства этого времени крайне редки. К их числу принадлежат небольшие змеевики, тельные образки, нагрудные каменные иконки

О расцвете новгородской культуры в XIV - XVI веках можно судить по превосходным памятникам древнерусского лицевого шитья. Наиболее ранними в коллекции являются произведения так называемого "живописного" шитья. Одна из самых знаменитых - плащаница с изображением "Положения во гроб", исполненная по заказу архиепископа Евфимия в XV веке, происходящая из Тихвина. Уникальными памятниками являются две большие шитые иконы с изображениями апостола Петра и Архангела Михаила (конец XV - начало XVI века), находившиеся в Александро-Свирском монастыре.

Знаменита хоругвь XVI века из Никитской церкви в Новгороде с изображением Софии Премудрости Божией. Культура Новгорода представлена уникальной коллекцией произведений деревянной скульптуры и орнаментальной резьбы по дереву. К числу ранних памятников относятся царские врата конца XIV - начала XV веков, связанные с Софийским собором в Новгороде, амвон Софийского собора, о котором под 1533 годом упоминается в летописи.

Среди резных изображений, расписанных по левкасу, особенно выразительны скульптура Николы Можайского в рост (середина XVI века), рельефные фигуры, снятые с крышек рак, архиепископа Евфимия (начало XVI века), архиепископа Иоанна (1559 г.), св. Антония Римлянина (1573 г.).

Своеобразием отличаются новгородские сосуды для питья, хорошо представленные в коллекции. Это многочисленные братины, корчики, напоминающие ковши, чарки, исполненные первоклассными мастерами-ювелирами из драгоценных металлов. Замечателен стакан, принадлежавший патриарху Питириму, исполненный в 1672 году, с сюжетными изображениями из истории Самсона, исполненный в технике штриховой резьбы по серебру.

Наибольшее число памятников собрания представляет прикладное искусство Москвы конца XIV - XVII веков. Это, в основном, произведения произведения серебряного дела, лицевого и орнаментального шитья. Среди уникальных памятников раннего московского искусства - серебряная панагия из Симонова монастыря. К середине XV века относится оклад знаменитого "Христофорова Евангелия", переписанного на пергамене учеником Кирилла Христофором - одна из святынь Кириллова монастыря.

В собрании имеется ряд уникальных по своему художественному качеству предметов богослужебного назначения, пожертвованных московскими великими князьями и царями в монастырские и церковные ризницы в XVI - XVII веках. Великолепен изысканно орнаментальный потир, пожертвованный Иваном Грозным в 1574 году в Отенский монастырь. Высоким мастерством отличаются потиры конца XVII века - дары царя Федора Алексеевича в Кремлевскую церковь Воскресения.

В собрании музея хранится чеканная крышка раки Александра Свирского, исполненная лучшими мастерами Оружейной палаты в 1644 году. Значительный интерес представляют многочисленные чарки, ковши, чаши, выполненные московскими серебряниками в XVII веке. Пышностью убранства отличаются оклады богослужебных книг XVI и XVII веков.

Русский музей обладает ценной коллекцией сюжетного и орнаментального шитья, выполненного в московских мастерских. В музее хранятся произведения, в создании которых принимали участие жены великих и удельных князей - София Палеолог, Соломония Сабурова - жена Василия III, Ирина Федоровна Годунова, знаменитая Евфросинья Старицкая, жена Ивана Грозного - Анастасия Романовна.

Лицевое и орнаментальное шитье музейной коллекции в основном представлено вкладами в церкви и монастыри. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.

К числу датированных произведений московских мастериц принадлежат пелена "Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые" 1486 г., покров "Кирилл Белозерский" (1514 г.) - вклад Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Одно из самых известных произведений шитья XVI в. - походный иконостас, исполненный в мастерской Ирины Годуновой в 1592 г.

Значительная коллекция памятников шитья происходит из Соловецкого монастыря. В нее входят покровы и пелены, епитрахили, фелони. В коллекции музея представлены также памятники шитья наиболее знаменитых (после царских) художественных мастерских Строгановых - крупнейших купцов и промышленников из Сольвычегодска. Единственный пеленой большого размера с прямоличным изображением царевича Дмитрия является первоклассное произведение Русского музея - вклад Дмитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.

Таким образом, собрание произведений древнерусского декоративного прикладного искусства Государственного Русского музея, пополненное новыми материалами в ходе экспедиционной деятельности музея 1960-1970-х годов, позволяет исследовать разнообразные грани художественной культуры Руси IX - XVII веков, дает представление об этапах развития русского искусства, о богослужебных традициях, о различных духовных и художественных центрах Руси.

Живопись XVIII века - первой половины XIX века

В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.

Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому музею, выделялись произведения К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи") и Ф.А. Бруни ("Медный змий"); И.К. Айвазовского ("Девятый вал") и Г.И. Семирадского ("Фрина на празднике Посейдона"); В.Л. Боровиковского ("Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А. Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине").

Произведения, этапные для характеристики русской школы живописи этого периода пришли в музей и в числе 122 полотен, переданных Императорской Академией художеств, Это такие яркие произведения своей эпохи как "Портрет Евграфа Давыдова" кисти О.А.Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные Ф.Я. Алексеевым, "Сусанна и старцы" П.В. Басина, "Гумно" А.Г. Венецианова, "Фортуна и нищий" А.Т. Маркова. Существенный вклад в формирование коллекции Русского музея внесли произведения, переданные из Зимнего, Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов.

Вмести с ними в музей пришли работы К.П. Брюллова (например, "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини"), "Черкес" и "Башкир" А.О. Орловского, "Девушка на сеннике" А.Г. Венецианова, "Гитарист" и "Девочка с куклой" В.А. Тропинина, "Сватовство майора" П.А. Федотова.

Раздел портретной живописи XVIII века существенно дополнила приобретенная у наследников в 1897 году коллекция А.Б. Лобанова-Ростовского. Среди нескольких десятков холстов, в нее входивших, необходимо отметить портреты И.И. и Е.А. Лобановых-Ростовских работы И.П. Аргунова, "Портрет А.Д. Ланского" кисти Д.Г. Левицкого, произведения многих иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке, - И.-Г. Таннауера, Г.-Х. Гроота, П. Ротари, Ж.-Б. Вуаля и других.

Таким образом, уже к моменту открытия музей обладал представительным собранием живописи художников национальной школы. Досадные пробелы, образовавшиеся в нем и с сожалением отмечавшиеся еще современниками, были связаны с тем, что действия правительства по созданию первого общегосударственного русского музея никак нельзя назвать последовательными. Многие произведения живописцев XVIII века, составлявшие гордость национальной школы, оставались в императорских дворцах, почти не приобретались произведения современных мастеров неакадемического направления.

Тем не менее, активная деятельность крупных представителей отечественной культуры, входивших в совет художественного отдела, таких как Альберт Н. Бенуа, П.А. Брюллов, К.В. Лемох и особенно П.И. Нерадовский, хранитель художественного отдела с 1909 года, и опиравшихся на содействие коллекционеров и знатоков М.П. Боткина, Александра Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, обеспечила поступление в музей высокохудожественных произведений мастеров XVIII века - А.П. Антропова ("Портрет М.А. Румянцевой"), И.Я. Вишнякова (портреты Сарры и Вильгельма Ферморов), Д.Г. Левицкого ("Портрет А.С. Протасовой"), Ф.С. Рокотова ("Портрет Е.В. Санти" и "Портрет Л.Ф. Санти"), В.Л. Боровиковского ("Портрет Е.Н. Арсеньевой"), значительных полотен кисти живописцев первой половины XIX столетия ("Портрет А.Ф. Фурман", "Портрет О.А. Рюминой", "Портрет К.И. Альбрехта" О.А. Кипренского; ряд эскизов, исполненных А.А. Ивановым).

Хотя собрание живописи за предреволюционные годы почти утроилось, научное комплектование коллекции началось лишь после Октябрьской революции. В это время достоянием национальной сокровищницы стали многие частные собрания. Уже в 1917 году в музей поступила богатейшая коллекция М.П. Боткина, включавшая свыше восьмидесяти эскизов к "Явлению мессии" А.А. Иванова. Существенным вкладом стали и переданные музею в 1918 году полотна, принадлежавшие известному собирателю В.Н. Аргутинскому-Долгорукову.

В первые послереволюционные десятилетия Русский музей получил многие сотни превосходных произведений из созданных тогда и впоследствии расформированных постоянных выставок и дворцов-музеев. Как правило, они передавались в Государственный музейный фонд, а затем распределялись по музеям. В конце 1922 года было принято решение о передаче в ГРМ всего собрания Музея Академии художеств, включая и портретную галерею Зала совета.

В результате интенсивного комплектования уже в первые десять лет советской власти в собрании музея были заполнены лакуны и сглажены неровности, обусловленные историческими обстоятельствами его формирования.

По широте и глубине охвата коллекция Русского музея стала крупнейшим в мире собранием национальной живописи. Масштабная деятельность по комплектованию в 1930-е годы развивалась и за счет обмена произведениями между Русским музеем, Третьяковской галереей и Эрмитажем.

В собирательской деятельности последних десятилетий главным стал историко-художественный критерий: кроме шедевров в коллекцию русской живописи XVIII -первой половины XIX века приобретаются произведения так называемого "второго слоя" - эскизы и этюды, полотна малоизвестных мастеров. Это позволяет глубже, шире и детальнее анализировать историю отечественного искусства.

Собрание живописи постоянно пополняется и в наше время, так, только в 1998 году музеем приобретено 12 живописных работ и среди - них портрет Н.А. Демидова кисти Л. Токе.

Живопись второй половины XIX века - XX века

Уже среди живописных работ переданных в Русский музей в момент его основания было заметное число работ художников второй половины XIX века, таких как И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, К.Е. Маковский, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков. Несмотря на то, что отбор картин для музея был в первые два десятилетия несколько ограничен консервативными вкусами совета Академии художеств, диапазон представленной в музее живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Н. и Александр Н. Бенуа, И.Э. Грабаръ, П.И. Нерадовский и др.

Важные шаги были предприняты и для комплектования коллекции картин современных художников: отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок - И.И. Левитана (в 1901 году - посмертная), В.В. Верещагина (в 1905 году - посмертная), Я.Ф. Ционглинского (в 1914 году - посмертная). Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю. Жуковского, Н.А. Касаткина, И.И. Левитана, В.Е. Маковского), Нового общества художников (Б.М. Кустодиева, Н.М. Фокина), от авторов (А.Я. Головин, В.А. Серов, М.В. Нестеров), от случайных владельцев ("Трапеза" В.Г. Перова, "Портрет О.К. Орловой" В.А. Серова и другие).

Заметным вкладом стали переданные музею в 1918 году эскизы М.А. Врубеля и картины К.А. Сомова из обширной коллекции В.Н. Аргутинского-Долгорукова.

Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М. Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX - начала XX века (в том числе "Богатырь" и "Шестикрылый серафим" М.А. Врубеля), собрание А.А. Коровина, где были полотна кисти В.А. Серова, Ф.А. Малявина, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, а также представителей таких ярких художественных объединений как "Мир искусства", "Голубая роза" и "Бубновый валет".

2 ноября 1926 года было принято решение о создании в ГРМ Отделения новейших течений. В его состав решено было включить произведения всех художественных направлений и творческих объединений, образовавшихся после "Мира искусства". Полотна мастеров "Бубнового валета", "Голубой розы", "Союза молодежи" и других стали объектом целенаправленного коллекционирования.

Кроме произведений, приобретенных у авторов, основу Отделения составили: обширное (свыше 300 полотен) собрание Музея художественной культуры в Ленинграде, в котором были работы В.В. Кандинского, П.П. Кончаловского, П.В. Кузнецова, К.С. Малевича, В.Е. Татлина Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и многих других, а также работы Н.С. Гончаровой и А.В. Лентулова, поступившие из Третьяковской галереи в Москве.

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX веков не прекращалось и в 1930-е годы. В это время из Музея революции среди других работ было передано "Торжественное заседание Государственного совета" кисти Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в ГРМ, такие как "Гитарист-бобыль" и "Портрет Ивана Сергеевича Тургенева" В.Г. Перова, "Автопортрет" Н.В. Неврева, "Курсистка" Н.А. Ярошенко, "Летящий демон" М.А. Врубеля и "Бабы" Ф.А. Малявина.

Характерно, что созданное в музее Отделение новейших течений ставило своей задачей постоянное, активное наблюдение за современным художественным процессом, широкую выставочную работу и пропаганду достижений живописцев послереволюционного времени. Отделением новейших течений было положено, по существу, начало Отдела советской живописи ГРМ. Этапным событием в этом смысле следует считать организацию в тридцати пяти залах музея грандиозной выставки "Художники РСФСР за 15 лет" (открылась 13 ноября 1932 года), в которой участвовало свыше двух тысяч произведений более чем трехсот авторов. Многие полотна поступили в музей с этой выставки.

В этот период приобретались произведения художников, работавших и до Октябрьской революции, и молодых живописцев, в 30-е годы делавших первые самостоятельные шаги в искусстве. Достоянием ГРМ оказались известные картины И.И. Бродского ("Демонстрация", 1930), Ф.С. Богородского ("Беспризорники", 1929), пейзажи и портреты кисти С.В. Герасимова, портретные работы Г.Г. Ряжского, полотна К.С. Петрова-Водкина, А.Н. Самохвалова ("Девушка в футболке", 1932).

Многие из них вошли в золотой фонд советского искусства. Преимущественным направлением работы советского отдела в те годы была организация временных выставок, крупнейшая среди которых - Первая выставка ленинградских художников - состоялась в 1935 году. Существенно пополнили собрание советской живописи ГРМ поступившие с этой выставки полотна А.А. Рылова ("Ленин в Разливе", 1934), К.С. Петрова-Водкина ("Тревога. 1919 год", 1934), В.В. Купцова ("Ант-20. "Максим Горький", 1934) и другие.

Уже после Великой Отечественной войны важным событием стало открытие в шестнадцати залах вновь отделанного корпуса Бенуа постоянной выставки картин советских художников. В 1940-1950-х годах собрание советского искусства включало ряд широко известных работ живописцев старшего поколения. В их числе "Оборона Севастополя" (1942) А.А. Дейнеки, "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-1946) Кукрыниксов, "Мать партизана" (1943) С.В. Герасимова, "Фашист пролетел" (1946) А.А. Пластова.

Среди же работ, представляющих в собрании музея 1960-70-е годы, можно выделить произведения Г.М. Коржева, В.И. Иванова, П.П. Оссовского, П.Ф. Никонова, В.Е. Попкова, Е.Е. Моисеенко, Б.С. Угарова, П.Т. Фомина

Коллекция советской живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть музейного собрания. Только за послевоенные годы она увеличилась вчетверо и насчитывает сегодня свыше 2000 произведений крупнейших мастеров.

Рисунок и акварель

Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 года. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, А.Е. Егорова, К.П. Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.

Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К. Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.А. Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.К. Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков, созданных художниками объединения "Мир искусства" М.А. Врубелем, Л.С. Бакстом, К.А. Коровиным и другими.

Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но постепенно, уже в 1910-е годы, складывались основные принципы формирования графической коллекции, основанные на необходимости наиболее полного отражения всех значительных явлений русского искусства. В те годы впервые было признано необходимым собирать не только законченные рисунки и акварели, но и так называемый "рабочий материал" - эскизы, этюды, наброски известных живописцев, скульпторов, архитекторов. Увеличение коллекции графических произведений определило создание в 1918 году самостоятельного отдела графики, в составе которого были не только рисунок и акварель, но и гравюра.

В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 году музей получил 1713 произведений из семьи художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С. Боткина. Среди 1320 графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки А.П. Лосенко, М.И. Козловского, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, П.А. Федотова, П.Ф. Соколова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, В.А. Серова и других мастеров русского искусства.

Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М. Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А. Федотова), о замечательном собрании А.Р. Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины Х1Х века, О.А. Кипренского, А.О. Орловского, А.Г. Венецианова, Д. Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII- первой половины Х1Х веков.

В 1972 году секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ века. Современное графическое искусство, начиная с 1917 года, было представлено в другом музейном собрании - отделе советской графики, созданном в 1932 году. Формировании этой коллекции с самого начала было связано с активным участием сотрудников отдела в художественной жизни - посещением выставок и мастерских художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.

В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский музей в 1926 году живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные ведущими мастерами русского авангарда - К.С. Малевичем, М.З. Шагалом, П.В. Митуричем, Н.И. Кульбиным, Л.А. Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического искусства.

В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С. Петрова-Водкина, В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы, А.Н. Самохвалова, В.М. Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция графики периода Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 году для Русского музея с выставки "Ленинград в годы блокады". В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание.

Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ века П.Н.Филонова, наследие которого было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200 листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция Г.М. Левитина (около 2300 произведений, среди которых работы К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровай, А.Г. Тышлера, Б.Д. Григорьева и многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей по завещанию владельца.

Прошедшее десятилетие связано с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 году было принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея и вместо трех, бывших ранее, было создано два. Так отдел "старого рисунка", как его обычно называли, получил материалы из отдела советской графики. Возник новый отдел рисунка и акварели XVIII-XX века, один из крупнейших в музее, в котором хранится более 110 тысяч произведений.

Собрание национальной графики, принадлежащее к числу наиболее значительных мировых коллекций, обрело завершенный характер и позволило говорить об общих проблемах развития рисунка, включая его последние направления. Стало возможным объединить материалы, характеризующие искусство рисунка и акварели за три столетия. Поделивший когда-то одну коллекцию на две части 1917 год перестал быть жесткой пограничной датой, разбивающей творчество художников на "до" и "после". И без того непростая логика развития искусства ХХ века теперь может быть восстановлена хотя бы в пределах традиционных форм искусства рисунка.

Гравюра

В коллекции русской гравюры Государственного Русского музея хранится одно из наиболее полных собраний печатной графики с начала XVIII века до наших дней, общей численностью около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки, плакаты, афиши и уникальное собрание гравированных досок - металлических и деревянных.

Эти произведения дают представление практически обо всех печатных техниках как классических: гравюра на дереве (ксилография), гравюра на металле (резцом, офортом, пунктиром, акватинта, черная манера, лавис, сухая игла), литография в один, два и несколько камней (цветная литография), так и появившихся сравнительно недавно (монотипия, линогравюра), связанные с этапом становления промышленной печати (хромолитография, гелиогравюра) и, наконец, новейших техниках от гравюры на картоне и целлулоиде до лазерной печати.

Собрание отдела гравюры дает возможность проследить все этапы развития этого вида искусства в России. Довольно полно представлена гравюра XVIII века. Причем, такие значительные мастера, как А.Ф. Зубов, М.И. Махаев, Е.П. Чемесов - представлены не только в оттисках, имеющих зачастую разные состояния, но и авторскими формами - медными досками.

В собрании имеются доски, с которых печатался один из последних шедевров классической резцовой гравюры - серия видов императорских загородных резиденций - Гатчины, Павловска, Петродворца. Они выполнены на рубеже XVIII - XIX веков выдающимися русскими мастерами А.Г. Ухтомским, братьями К.В. и И.В. Ческими, С.Ф. Галактионовым, главным образом, по оригиналам Семена Щедрина. Имеются также металлические доски Ф.П.Толстого, с которых в 1820 - 1840-х годах были напечатаны очерковые рисунки - иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька".

Довольно полно представлена русская сатирическая графика, связанная с Отечественной войной 1812 года, а также издания основанного в 1820 году Общества поощрения художников. Эта организация сыграла большую роль в развитии и распространении литографии в России. В коллекции наряду с другими листами представлено лучшее издание Общества - большая литографированная серия "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821 - 1826 гг.), выполненная на камне в основном С.Ф. Галактионовым, А.П. Брюлловым и др. Листы К.П. Беггрова имеются и в превосходной авторской раскраске.

Среди мастеров ранней литографии с большой полнотой представлено творчество А.О. Орловского, а из художников второй половины XIX - начала ХХ века: И.И. Шишкина, В.В. Матэ и А.П. Остроумовой-Лебедевой. Непревзойденный мастер цветной гравюры на дереве, А.П. Остроумова-Лебедева завещала Русскому музею не только лучшие оттиски своих работ, но также деревянные доски и инструменты. В отделе хранится полное собрание досок П.А. Шиллинговского и И.И. Нивинского.

Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное именами О.В. Розановой, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, П.Н. Филонова и других выдающихся мастеров русского авангарда.

Обширный раздел печатной графики советского периода включает собрание плакатов, куда вошли и знаменитые петроградские "Окна Роста", выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки. Здесь представлены все сколь-нибудь значительные имена художников как московской, так и ленинградской школ: авангардисты А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, Эль Лисицкий, В.И. Козлинский, ксилограф Н.Н. Куприянов, литограф В.В. Лебедев.

В фонде имеется достаточно полное собрание работ, напечатанных в экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском отделении Союза художников в период 1930 - 1960-х годов. Это литографии Н.А. Тырсы, Ю.А. Васнецова, А.Ф. Пахомова, В.М. Конашевича, А.С. Ведерникова. Практически в полном объеме собрано наследие А.Л. Каплана и Б.Н. Ермолаева.

Отдел располагает превосходными работами московских художников - представителей классической техники гравюры на дереве: А.И. Кравченко, В.А. Фаворского, И.В. Голицына, Г.Ф. Захарова и других. Фонды гравюры пополняются произведениями современных мастеров. Так, за последние годы были приобретены произведения М.М. Шемякина, М.С. Карасика. Б.А. Мессерера, А.П. Белкина, Ю. Люкшина и многих других художников.

Скульптура XVIII - начала XX веков.

Исключительная ценность коллекции русской скульптуры в ее обширности и высоком художественном качестве составляющих ее произведений. В ней представлены полные комплексы работ почти всех известных русских ваятелей, что создает возможность для внимательного изучения всех этапов развития отечественной пластики. В собрании музея работы из мрамора, гранита, дерева, воска, терракоты, бронзы, чугуна, гипса, выполненные в различных техниках - рубкой, лепкой, литьем, гальванопластикой.

Станковая скульптура - бюсты, статуи, композиции - это, бесспорно, основа коллекции. Наряду с ними представлены и образцы монументального искусства. В их числе исполненный М.-А. Колло портрет Петра I, который был использован Э.-М. Фальконе при создании "Медного всадника", группа Б.-К. Растрелли "Анна Иоанновна с арапчонком", гипсовая модель несохранившегося памятника Александру I для Таганрога работы И.П. Мартоса.

Неотъемлемую часть собрания составляет декоративная скульптура, украшавшая архитектурные комплексы Петербурга и его пригородов.

Можно выделить поистине уникальные коллекции - мраморы Ф.И. Шубина и М.И. Козловского, Б.И. Орловского и И.П. Витали, Н.С. Пименова и Ф.Ф. Каменского; терракоты И.П. Прокофьева и И.П. Мартоса; воски Ф.П. Толстого; дерево А.С. Голубкиной, С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева. Большую ценность представляют бронзовые отливы, исполненные под руководством Б.-К. Растрелли, а также работы известных русских литейщиков И. Баженова, В. Можалова, В. Екимова, П. Клодта, К. Робекки, К. Миглиника, В. Гаврилова.

В собрании имеются изделия крупнейших литейных мастерских Петербурга и заводов Урала. Иногда произведения выдающихся русских скульпторов, в особенности анималистов XIX века, повторяются в собрании в отливах разных фирм, что дает возможность рассмотреть особенности и качество литья, проследить его историю.

Начало коллекции русской скульптуры было положено при основании музея, когда в 1897-1898 годах в него передали отдельные произведения из Эрмитажа и Академии художеств. До 1917 года коллекция скульптуры насчитывала всего 184 произведения.

Произведения многих ведущих ваятелей отечественной школы либо совсем отсутствовали, либо были немногочисленны. Так, творчество Ф.И. Шубина было представлено только пятью бюстами. Теперь в музее 40 его работ, среди которых не только портреты, но и декоративные статуи, рельефы.

Большое количество памятников русской скульптуры поступило в музей в первые послереволюционные годы и затем в 1930-1940-е когда национализировались частные собрания, упорядочивались коллекции государственных музеев, закладывались основы научного комплектования. В этот период важнейшим источником поступлений стали Академия художеств, Эрмитаж, Военно-Морской, Историческй, Артиллерийский и другие музеи, а также различные художественные и исторические общества.

В 1921-1928 годах через Музейный фонд поступала скульптура из пригородных дворцов и национализированных учреждений. В 1926 году в собрание ГРМ влилась интересная коллекция пластики начала XX века из бывшего Музея художественной культуры, в том числе работы А.Т. Матвеева, С.Т. Коненкова, Н.И. Альтмана. Сюда передавались также скульптура соборов и церквей, надгробия и бюсты с кладбищ и усыпальниц.

В послевоенные годы собирание приобрело более целенаправленный характер: заполнялись лакуны в коллекциях отдельных мастеров и периодов истории русской школы ваяния. Особое внимание уделялось пополнению фонда конца XIX - начала XX века. Этот раздел очень важен, ибо там заложены истоки творчества крупнейших советских скульпторов.

За последние десятилетия выросли количественно и качественно собрания А.С. Голубкиной, С.Т. Коненкова, В.И. Мухиной, Б.Д. Королева, лучшей в стране стала коллекция А.Т. Матвеева. В основном новые произведения поступали из мастерских художников.

Постоянно пополняясь, собрание русской скульптуры ГРМ в настоящее время содержит свыше двух тысяч экспонатов и является самым значительным в стране.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.