Государственный Русский музей. Часть III
Скульптура XX века советского периода
Государственному Русскому музею принадлежит крупнейшее собрание отечественной пластики ХХ века, насчитывающее более 2 400 произведений. В нем представлены практически все значительные имена и характерные явления русской скульптуры советского периода. Такой подход позволил сохранить множество уникальных произведений.
Принцип собирания гипсовых оригиналов является особенностью коллекции. Также значительную часть собрания представляет деревянная пластика. Интерес к ней многих поколений художников был обусловлен как общедоступностью дерева, так и самой русской ментальностью, обращением к традициям древнерусской и народной скульптуры.
Коллекцию советской скульптуры можно условно разделить на две большие части: ретроспективную и современную.
Произведения выдающихся скульпторов советского периода - С. Коненкова, В. Мухиной, В. Ватагина, С. Эрьзи, С. Лебедевой, В. Исаевой, М. Манизера, показаны в нашей коллекции монографически. В ней имеются как произведения, ставшие классикой советской скульптуры (например, "Булыжник - оружие пролетариата" И. Шадра, "Рабочий и колхозница" В. Мухиной, "Степан Разин с дружиной" С. Коненкова), так и малоизвестные работы, этюды, эскизы, проекты памятников.
Особое место занимают уникальная по своей полноте монографическая коллекция произведений А. Матвеева, мастера, определившего собой целую эпоху в развитии скульптуры, и собрание произведений матвеевской школы, одного из самых плодотворных направлений русской пластики ХХ века.
Матвеевская школа - явление более широкое и емкое, чем круг учеников А. Матвеева, выразившее стремление к сохранению традиций классики, к строгой архитектонике, к лаконизму пластического языка, к свежести передачи натуры.
Она представлена учениками А. Матвеева 1920-х-1930-х годов - Л. Ивановским, И. Классепом, А. Стрекавиным, Л. Мессом, Б. Каплянским, Т. Кучкиной, Н. Кольцовым, и скульпторами послевоенных лет - Н. Могилевским, А. Малахиным, А. Игнатьевым, Л. Холиной, М. Вайнманом, М. Харламовой, В. Стамовым, М. Аникушиным, В. Рыбалко, чья творческая зрелость пришлась на 1960-е-1970-е годы и определила лицо ленинградской пластической школы.
Музею принадлежит ценное собрание скульптурного авангарда 1920-х годов, прежде всего, кубистические произведения Б. Королева, а также работы П. Бромирского, И. Чайкова, Б. Сандомирской, Н. Нисс-Гольдман, И. Суворова, ученика П. Филонова, В. Издебского.
Уникальной является коллекция скульптуры "народов Севера". Под руководством Л. Месса, ученика А. Матвеева, на факультете северных народностей Института восточных языков в 1928-1941гг. была организована экспериментальная художественная мастерская. Скульптура северян продемонстрировала подлинное чувство пластики.
Современная скульптура занимает большую часть собрания. Она представлена произведениями московской и ленинградской (петербургской) школ.
Работы А. Пологовой, Т. Соколовой, Н. Богушевской, А. Красулина, Д. Шаховского, В. Думаняна, Л. Гадаевой, В. Соскиевой, И. Блюмель, Н. Жилинской отразили такие черты московской пластической школы, как активизация художественного языка, театральность, яркая образность, экспрессия.
Современной петербургской пластике также свойственна экспрессивность, с особой силой проявившаяся в работах таких разных скульпторов, как Л. Лазарев, Л. Ланец, О. Годес, Л. Сморгон. Иные интонации - приверженность классическим традициям, особая сдержанность пластических решений - отличает работы В. Стамова, Е. Николаева, Б. Свинина, И. Кочукова, М. Казакова, И. Никоновой.
К архаике обращается в своих женских образах М. Ершов, к традициям русской деревянной пластики - Б. Сергеев, К. Суворова. Новаторство, метафоричность художественного языка отличают произведения К. Симуна. Гротесковой выразительностью, неординарным решением пространственно-композиционных задач отмечены работы Д. Каминкера и скульпторов "озерковской" группы: Л. Колибабы, В. Данилова, А. Позина, М. Спивак, Г. Писаревой, О. Ожогина.
Декоративно-прикладное искусство
Собрание произведений декоративно-прикладного искусства Русского музея является одним из самых значительных в мире, оно составляет свыше 35 тысяч экспонатов. В него входят коллекции фарфора, стекла, фаянса, изделий из драгоценных и цветных металлов, текстиля, церковных облачений, мебели, резьбы по дереву и по кости.
Основа коллекции была заложена предметами обстановки Михайловского дворца, а также произведениями прикладного искусства из пригородных царских резиденций, из дворцов петербургских аристократов - Юсуповых, Шуваловых, Шереметевых, Строгановых. В музее хранятся вещи, принадлежавшие многим представителям царского дома от Петра I до Николая II.
Самая обширная в собрании декоративно-прикладного искусства - коллекция фарфора, она составляет почти треть его фондов. В ней представлены все основные этапы развития русского фарфора, начиная с изделий Д.И. Виноградова. Причем коллекция виноградовского фарфора, основная часть которой происходит из собрания великого князя Николая Николаевича Романова-младшего, на сегодняшний день является крупнейшей в мире.
В коллекции представлены, хотя бы частично - первыми образцами, все царские сервизы со времен Елизаветы Петровны до Николая II. В фондах музея собраны изделия Императорского фарфорового завода и многочисленных частных производств, связанных с именами Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова, Сафронова и других.
Полнотой и высоким уровнем отличается музейное собрание русского художественного стекла. В нем, например, есть уникальные изделия XVIII века, предметы, являвшиеся некогда собственностю Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II и других российских правителей, а также лучшая коллекция произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Украшением обширного собрания фаянса и майолики служат многочисленные работы М.А. Врубеля, среди которых выделяется один из первых созданных им каминов.
В собрании художественных тканей наиболее примечательны коллекции колокольцовских шалей, шитых золотом шелковых платков, церковных облачений, а также изделий Петербургской шпалерной мануфактуры, среди которых - знаменитая шпалера "Полтавская баталия".
Раздел мебели имеет своей основой предметы из убранства Белого зала и других интерьеров Михайловского дворца. Здесь представлены все периоды развития мебели, начиная с петровской эпохи, причем, в образцах, созданных по эскизам таких замечательных архитекторов как К.И. Росси, В.П. Стасов, А.И. Штакеншнейдер, Б.Г. Боссе.
Если еще недавно в коллекции музея несколько скромнее, по сравнению с другими эпохами, было представлено декоративно-прикладное искусство последнего столетия, то ныне эта лакуна успешно заполняется, причем, образцами самого высокого художественного уровня.
Народное искусство
Собрание произведений народного искусства Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране. Оно с достаточной полнотой отражает все основные виды народного декоративного искусства, сложившихся местных центров крестьянского домашнего ремесла и народных художественных промыслов, позволяет проследить их развитие на протяжении XVII-XX веков.
В основу фондов отдела легли коллекции бывшего Петербургского Кустарного музея Министерства земледелия и государственных имуществ и Школы народного искусства. Кустарный музей обладал обширным и разнообразным собранием предметов народного быта, которые в 1937 - начале 1938 года были переданы Отделу народных художественных ремесел Русского музея.
В 1938 году через Эрмитаж поступила часть собрания музеев Училища Штиглица и Общества поощрения художников. Ряд произведений выделили новому отделу Исторический музей в Москве, музеи Владимира, Загорска, Череповца и Устюжны, а также родственные отделы в самом Русском музее.
Одновременно началось регулярное пополнение фондов народного искусства. Оно шло тремя каналами. Один из них - приобретение произведений у коллекционеров, частных лиц и авторов - народных мастеров. Второй канал пополнения фондов - поступления с крупных художественных выставок.
Но главный путь новых поступлений шел через экспедиции, ставшие с первых месяцев работы отдела важной формой деятельности сотрудников. Кроме приобретения экспонатов, в задачи экспедиций входило изучение народного искусства на местах, выявление очагов народного художественного ремесла и помощь современным мастерам и промыслам.
В коллекции Государственного Русского музея представлены все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, керамика, художественная обработка различных металлов, набойка, деревянная и глиняная игрушка, вышивка, резьба по кости, кружевоплетение, вязание и ковроделие. Они не только демонстрируют обилие способов обработки традиционных природных материалов, но и свойственное каждому виду многообразие выразительных средств, стилистических направлений и образных решений.
Искусство новейших течений
Отдел новейших течений был создан в конце 1980-х годов. Одна из задач отдела - закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии: инсталляции и ассамбляжи, видеоарт, фотографию и photo-based art, многое другое.
Собирательская деятельность отдела непосредственно связана с выставочной деятельностью - как правило, в коллекцию попадают работы, "обкатанные" на музейных выставках. Так было заведено с самой первой крупной закупки, последовавшей после известной выставки 1990 года "Территория искусств", организованной Государственным Русским музеем совместно с Institut des hautes Etudes en Arts Plastiques (Париж, Франция). Подобная последовательность: вначале - музейная выставка, подтверждающая статусность произведения, затем - закрепление этой статусности принадлежностью музейному собранию, - стала практикой.
Сам характер отбора произведений, заинтересованность в каких-то конкретных реалиях арт-практики, вероятно, имеют обратную связь с художественным процессом: музей не только представляет современное искусство, но и в какой-то мере участвует в его развитии.
Разумеется, главной задачей отдела новейших течений является отслеживание наиболее актуальных явлений текущего художественного процесса и его отражение в собрании. Однако, наряду с установкой на текущий момент, отдел видит свою задачу и в восполнении лакун, существующих в музейной коллекции. В орбиту его внимания входят также явления, зарекомендовавшие себя задолго до 1980-х годов, явления, невостребованные в свое время по причинам, в основном, идеологического порядка и сегодня отраженные в фондах отдела.
Нумизматика
Первый нумизматический материал стал собираться в Памятном отделе Александра III уже в первые годы существования музея. На первых порах это были только монеты, отчеканенные в годы царствования императора Александра III, и медали, выпуск которых был связан с его деятельностью.
В 1909 году в музей поступила одна из лучших в мире нумизматических коллекций - коллекция русских монет и медалей великого князя Георгия Михайловича Романова. К сожалению, во время эвакуации фондов в годы первой Мировой войны она была утрачена, и в послереволюционные годы музейное собрание пришлось возобновлять практически с нуля. Основу его составили полученная в дар в 1918 году часть коллекции графа И.И. Толстого и национализированные частные нумизматические собрания.
В результате работ по систематизации музейного собрания известного специалиста в области русской нумизматики А.А. Войтова, в 1930-е годы был выделен отдельный нумизматический фонд. В последующие годы он пополнился десятками тысяч новых экспонатов. В фонд поступали обязательные экземпляры монет, медалей и бумажных денег из Гознака и Монетного двора, приобретались или поступали в дар частные коллекции и отдельные предметы, передавались вещи из других музеев.
Сегодня Фонд нумизматики Государственного Русского музея насчитывает более 70 000 единиц хранения - это монеты, ордена, медали, знаки, значки, восковые слепки, печати, боны, ценные бумаги.
Архитектурно-художественный комплекс Государстенного Русского музея
Музейный комплекс Русского государственного музея помимо Михайловского дворца и корпуса Бенуа включает Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Летний сад.
Михайловский сад
Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание на одной территории двух разных стилей ландшафтного искусства – регулярного ("французского") и пейзажного ("английского"). Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада) – ансамбль, созданный по замыслу великого зодчего К.И. Росси.
Во времена Петра I на этой территории располагалась часть так называемого Третьего Летнего сада, носившая название "Шведский сад".
Проложив Садовую улицу до Марсова поля, Росси определил конфигурацию дворцового сада. Его восточная граница была выделена оградой в виде копий, западная шла параллельно Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова), южная замыкалась фасадом дворца, а северной границей остался берег Мойки. Перед фасадом Михайловского дворца был устроен обширный луг, окаймленный пышными группами деревьев.
Создав типичный для классицизма сад пейзажного стиля, архитектор бережно сохранил пруд барочной конфигурации, украсив его чугунным рельефным мостом. По его же проекту на берегу Мойки был построен павильон с гранитной пристанью, окаймленной ажурной чугунной оградой.
В XIX – начале XX вв. Михайловский сад являлся местом проведения различных праздников. После революции 1917 г. Михайловский сад был превращен в городской парк для отдыха горожан.
В 1999 г. Михайловский сад передан Государственному Русскому музею.
С 2002 г. музей проводит реконструкцию Михайловского сада, целью которой является воссоздание целостности композиции сада, максимально приближенной к чертежам К.И. Росси 1826 г.
Михайловский (Инженерный) замок
В ноябре 1796 г. в основание будущего Михайловского замка был заложен первый камень. Здание возводилось на месте деревянного Летнего дворца, построенного Ф.–Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. В этом дворце родился великий князь Павел Петрович, и впоследствии именно на этом месте он решил возвести свою резиденцию.
Свое название замок получил в честь Архангела Михаила – небесного покровителя дома Романовых. По легенде, которую поддерживал сам Павел, чтобы оправдать новое строительство в глазах общества, Архангел Михаил явился часовому, стоявшему на карауле в Летнем дворце, и предсказал возведение на этом месте нового дворца и храма в его честь.
8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок. Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" – этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.
В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.
В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название – "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.
В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.
В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею. С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.
В 2001–2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, – открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. – одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.
В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.
Мраморный дворец
Мраморный дворец возводился в 1768–1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. По желанию первого владельца дворца Г.Г. Орлова, восхищавшегося талантом Ринальди, на стене напротив входа был установлен портрет зодчего.
Мраморный дворец известен, прежде всего, тем, что при облицовке стен и отделке архитектурных деталей впервые в строительной практике Петербурга был применен естественный камень. Насчитывают до семи сортов мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-х гг. по берегам Ладожского и Онежского озер. Необычным даже для европейской архитектуры было использование медных и железных оконных рам, на изготовление которых ушло 12 лет.
По распоряжению императрицы крыша была покрыта медью, в связи с чем для производства нужного количества листовой меди на Сестрорецких оружейных заводах было создано особое производство. Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, не случайно его называли огромной шкатулкой с драгоценностями.
Граф Григорий Орлов не жил во дворце ни дня. Он умер в 1783 г., когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена.
В 1832 г. во владение дворцом вступил великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I, меценат и коллекционер. Многие живописные произведения из его коллекций находятся в собрании Русского музея. Великий князь увлекался музыкой и литературой. В Мраморном дворце проводились концерты с участием М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, устраивались балы. На балу 1856 г. впервые в России выступал Иоганн Штраус.
В это время была предпринята капитальная реконструкция дворца. По проектам А.П. Брюллова были заново оформлены интерьеры залов Мраморного дворца, при этом предпочтение отдавалось позднему ренессансу, готике, рококо.
В 1892–1915 гг. владельцем дворца был сын Константина Николаевича – Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, известный поэт и переводчик произведений Гете, Шиллера, Шекспира. Во дворце сохранялась творческая атмосфера прошлых лет. Здесь бывали известные поэты, композиторы, государственные деятели. Наследники Константина Константиновича жили во дворце до 1917 г.
После революции в Мраморном дворце размещались Академия истории материальной культуры и Государственный музейный фонд.
В 1931 г. по решению советской власти медную кровлю дворца сняли и отправили на "нужды социалистической индустрии".
В 1937 г. в здании открыли Музей В.И. Ленина, перестроив жилые помещения по проекту архитектора Н.Е. Лансере. В годы существования музея декоративная отделка исторических интерьеров была скрыта или полностью утрачена. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди.
Тогда же перед главным фасадом был установлен броневик "Враг капитала".
В 1992 г. Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведутся исследовательские и реставрационные работы по воссозданию исторических интерьеров дворца. Место броневика заняла конная статуя Александра III работы П.П. Трубецкого, сохраненная Русским музеем после демонтажа памятника.
Строгановский дворец
Строгановский дворец на протяжении почти двух веков принадлежал известному роду Строгановых, крупным промышленникам, меценатам и коллекционерам. Самым знаменитым владельцем дома Строгановых был граф Александр Сергеевич, сын Сергея Григорьевича Строганова.
В 1988 г. Строгановский дворец был передан Государственному Русскому музею, и в нем начались реставрационные работы, позволившие возвратить дворцу его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф.–Б. Растрелли. Реставрационные работы продолжаются по сей день, частично их финансирует Международный Строгановский фонд, который основала в 1992 г. баронесса Элен де Людингхаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова.
Александр Сергеевич владел богатейшими коллекциями западноевропейской живописи, нумизматики и минералов, для размещения которых в Строгановском дворце были созданы специальные интерьеры – Минеральный кабинет, Картинная галерея, Зал Гюбера Робера. Это был новый подход к размещению коллекций в частном доме, которые уже не воспринимались как украшение интерьера, а скорее экспонировались как самостоятельные ценности, в удобных для обозрения и изучения помещениях.
В Картинной галерее дворца проходили занятия воспитанников Академии художеств, здесь бывали Д.Г. Левицкий, С.С. Щукин, А.И. Иванов, молодой О.А. Кипренский писал копии портретов Антониса Ван Дейка. Здесь Д.И. Фонвизин читал комедию "Бригадир", И.А. Крылов – свои басни.
По выражению историка Петербурга XIX в. П.Н. Петрова, "дворец был в то время средоточием истинного вкуса" и посещался всеми видными художниками и писателями. Такая гостеприимная и творческая атмосфера сохранялась во дворце и при графе Сергее Григорьевиче (1794–1882), который продолжал пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею и был создателем одной из первых в России коллекции иконописи в Строгановском дворце.
Летний сад
Первые упоминания о Летнем саде относятся к 1704 г. Создавался Летний сад в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь летнюю резиденцию "лучше, чем у французского короля в Версале".
Парадная часть сада была задумана как регулярная. Прямые аллеи делили сад на боскеты, в которых высаживались дубовые и еловые рощи, строились беседки, располагались фонтаны. По европейской моде того времени Летний сад был украшен декоративными скульптурами, привезенными из Венеции и Рима. Скульптуры заказывались сериями, в которые они объединялись по смыслу.
И сейчас на аллеях сада стоят статуи "Аврора", "Полдень", "Закат", "Ночь" Джованни Бонацца; музы – "Терпсихора", "Талия", "Эвтерпа" Паоло и Джузеппе Гропелли; парные скульптуры – "Правосудие" и "Милосердие", "Истина" и "Искренность", а также великолепные скульптурные группы "Ништадтский мир", "Амур и Психея" и множество бюстов. Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада стала школой светского искусства для России и первым музеем под открытым небом.
При Петре I Летний сад сделался центром общественной жизни столицы, и это положение сохранялось, когда императора не стало. Но постепенно мода на регулярные сады сменилась романтическим тяготением к пейзажному парку. Пик расцвета Летнего сада, приходившийся на 1730–1740-е гг., постепенно отошел в прошлое. Этому немало способствовало разрушительное наводнение 1777 г., погубившее все затеи петровского регулярного сада и фонтанную систему. В это же время начались работы по устройству набережной Невы, а северную оконечность Летнего сада украсила торжественная ограда по проекту Ю.М. Фельтена.
В XIX в. для удобства гуляющей публики в саду возвели новые павильоны: в 1826 г. по проекту архитектора К.И. Росси был построен Кофейный домик, а в 1827 г. по замыслу Л. Шарлеманя возвели деревянный Чайный домик. В 1839 г. перед Карпиевым прудом была поставлена величественная ваза из розового эльфдальского порфира, которую подарил Николаю I шведский король Карл XIV Юхан.
После 1917 г. Летний сад теряет статус "императорского", а в 1934 г. вместе с Летним дворцом Петра I становится самостоятельным музеем мемориального и архитектурно-исторического характера.
С 2003 г. Летний сад входит в состав комплекса Государственного Русского музея.
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Летнем саду был построен в 1710–1712 гг. и является одним из самых ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга. К созданию и украшению дворца были привлечены многие известные европейские мастера – Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови, Жан Батист Александр Леблон. Но кто бы ни руководил строительными работами, определяющей была воля царя.
Летний дворец Петра I представляет собой небольшой каменный дом с четырехскатной крышей, украшенной водостоками в виде крылатых драконов. Венчает строение медный флюгер – фигура Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, – символ победы над врагом.
Основным украшением фасадов здания с его строгими пропорциями и большим количеством окон с мелкой расстекловкой являются 29 барельефов, расположенных между первым и вторым этажами. Большинство из них созданы на сюжеты античных мифов и в аллегорической форме прославляют победы России в Северной войне. Самым выразительным по исполнению является барельеф над парадной дверью, который изображает древнеримскую богиню мудрости Минерву в окружении военных трофеев и победных знамен, символизируя военную мощь страны и широту замыслов ее правителя.
Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров.
На первом этаже располагались апартаменты Петра I, состоящие из личных покоев, таких как Спальня, Кабинет, Столовая; комнат утилитарного назначения: Нижняя поварня и Гардеробная – и помещений делового назначения: Первая и Вторая приемные и Секретарская.
Анфилада второго этажа, принадлежавшая Екатерине I, включала в себя: Приемную и Гостиную, Гардеробную и Спальню, Комнату для наследника престола (Детскую) и Танцевальную, Верхнюю поварню и уникальный Зеленый кабинет, предназначавшийся для домашней Кунсткамеры царя и полностью сохранивший свой первоначальный облик.
Домик Петра I
После закладки Петропавловской крепости Петр I повелел построить неподалеку от нее дом.
Домик Петра I был построен из сосновых бревен всего за три дня – с 24 по 26 мая 1703 г. У Домика не было каменного фундамента, он стоял прямо на земле. Его площадь составила всего шестьдесят квадратных метров. В знак того, что дом принадлежит "капитану бомбардирской роты", на крыше здания была установлена деревянная мортира и "пылающие" ядра. Во время пребывания Петра в Домике, на высоком флагштоке развевался царский штандарт с двуглавым орлом.
В своем "Первоначальном дворце" Петр I жил с 1703 по 1708 г., в теплое время года, скорее всего, когда этого требовали военные действия, активизировавшиеся весной, летом и осенью.
В 1723 г. по личному распоряжению Петра I в честь юбилея столицы была сооружена первая каменная защитная галерея для Домика, чтобы сохранить его на "предбудущие годы". Работы велись при непосредственном участии главного архитектора Петербурга Доменико Трезини, который являлся автором проекта. Однако постоянные наводнения разрушали галерею, и в 1784 г. было построено новое сооружение на фундаменте старого, повторяющее его архитектурные формы.
В 1844 г. состояние футляра вновь потребовало его капитального ремонта. Футляр, сохранившийся до наших дней, архитектор Р.И. Кузьмин возвел точно в границах старой галереи, продолжив традицию бережного отношения к петровскому мемориалу. Под стены Домика был подведен фундамент, под ним проложены каменные сводчатые тоннели-водосборники.
В 1889 г. здание расширили путем пристройки двух тамбуров с северной и южной сторон. Южное крыло предназначалось для хранения мемориальной лодки верейки.
Долгое время в Домике хранилась бесценная реликвия – икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I, которая сопровождала царя во всех походах и провожала его в последний путь. Для поклонения Образу в 1742 г. по желанию Елизаветы Петровны в Столовой Домика была устроена Часовня. (Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе.)
В 1930 г. в "Первоначальном дворце" открылся Государственный музей "Домик Петра I".
Реставрация, проведенная в 1971–1975 гг. по проекту архитектора А.Э. Гессена, приблизила Домик к его первоначальному виду.
В 1999 г. была воссоздана историческая планировка участка, ограда внешнего сада и отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски. В 2004 г. Домик Петра I вошел в состав архитектурно-художественного комплекса Государственного Русского музея.