Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Источник: Яндекс картинки

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
В собрании музея хранится около 80 сибирских икон XVIII века, среди которых есть произведения с яркой индивидуальностью художественного языка. К XVIII веку относятся и немногочисленные памятники, исполненные в древнерусской традиции (большие храмовые иконы «Богоматери Казанской»)
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева − один из наиболее старинных музеев России после Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. Его собрание насчитывает более 22 тысяч произведений изобразительного искусства различных времен и народов и является богатейшим за Уралом.

Начало формированию сибирской сокровищницы положила частная картинная галерея крупного общественного деятеля Сибири Владимира Платоновича Сукачева (1849−1920) − городского головы Иркутска, председателя Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО), крупнейшего благотворителя. Первые картины русских художников студент  Владимир Сукачёв приобретает в 1870 году в Петербурге. Этот год традиционно считается годом основания Иркутского художественного музея.

К концу XIX века его коллекция насчитывала более 100 превосходных работ, главным образом, известных русских художников второй половины XIX века, а также картин западноевропейских мастеров. Единственная в Сибири картинная галерея с 1880-х годов была открыта для всех желающих. Французский профессор Ж. Легра, посетивший усадьбу Сукачёва в Иркутске в 1897 году, назвал её «одной из редкостей Сибири». Вместе с известным учёным Г.Н. Потаниным (1835-1920) В. Сукачёв планировал открытие в Иркутске городской картинной галереи. Но его мечте о строительстве отдельного здания не суждено было осуществиться: не хватило средств.

С 1920 года галерея В.П. Сукачева перешла в государственную собственность и вошла в объединённый Городской музей, который открылся 1 мая 1920 года. В картинную галерею музея стекались произведения из разных источников: Государственного музейного фонда, государственных и общественных организаций Иркутска и Москвы, частных коллекций иркутян.

Первым хранителем галереи с 1920 по 1926 гг. был Константин Иннокентьевич Померанцев (1884–1945) − художник-живописец, скульптор и архитектор, один из организаторов и руководителей Иркутского общества художников. Известный иркутский живописец и график Борис Иванович Лебединский (1891-1972) заведовал картинной галереей с 1926 по 1932 год. В эти годы (особенно в 1928) благодаря замечательному другу музея профессору М.К. Азадовскому иркутская коллекция пополнилась первоклассными произведениями русских мастеров XVIII - начала XX вв. из Государственного музейного фонда.

В 1936 году в Иркутске открылся самостоятельный художественный музей (с 25.04.1936 г. по 05.12.1936 г. – Восточно-Сибирский краевой художественный музей; с 05.12.1936 г. по 26.09.1937 г. − Восточно-Сибирский областной художественный музей; с 26.09.1937 г. по 01.10.1990 г. − Иркутский областной художественный музей; с 01.10.1990 по 27.11.1995 г. − Иркутский областной художественный музей  имени  В.П. Сукачева; с 27.11.1995 г. – Государственное учреждение культуры Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.

Первым директором нового музея стал художник Георгий Иванович Дудин (1936-1948). За годы его работы коллекция значительно пополнилась произведениями из Государственного музейного фонда и из столичных музеев (ГТГ, ГРМ).

Совершенно особая роль в дальнейшем формировании коллекции принадлежит Алексею Дементьевичу Фатьянову (1915–2001), проработавшему в музее более 50 лет, из них около 40 лет он являлся бессменным директором музея.  Искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин Иркутска, член Союза художников РФ, А.Фатьянов был замечательным публицистом, просветителем и пропагандистом в области изобразительного искусства и культуры в целом.

Именно при нем коллекция музея увеличилась в сотни раз, пополнилась великолепными полотнами, скульптурой, графикой, предметами декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Азии. Близко знакомый с известными коллекционерами  Москвы и Ленинграда – Ф.Е. Вишневским, Н.К. Величко, Ю.В. Невзоровым, П.Я. Корниловым и другими, а также известными художниками - А.Д. Фатьянов буквально околдовывал их своей любовью к музею и получал для него сотни ценных экспонатов в 1960-1970-е гг. Особенно многочисленны были поступления из МК СССР и РСФСР, крупнейших музеев нашей страны.

Более 30 лет (1952-1983) проработала в музее Лидия Григорьевна Пуховская (1924-2009) – одна из известных искусствоведов Сибири, выпускница Ленинградского института имени И.Е. Репина, воспитавшая научный коллектив музея и определившая основные направления его деятельности. Яркий представитель российской культуры, она вела огромную лекторскую работу в различных аудиториях города и в самых отдалённых уголках Иркутской области. Заслуженный работник культуры РСФСР.

С 1983 года директором музея становится Елена Станиславовна Зубрий. Ее профессионализм, прекрасные организаторские качества укрепили позиции музея в России и на международном уровне. За эти годы в состав музея вошли доходный дом А.Н. Гиндина, архитектурно-парковый комплекс усадьбы Сукачёва; открыта единственная в России экспозиция сибирского искусства в филиале музея (ул. Карла Маркса) и единственный в Сибири отдел «Музей сибирского фарфора» (усадьба Сукачёвых). Значительно расширилась и приобрела более качественный уровень издательская деятельность, коллекция музея увеличилась более чем на 8 тысяч экспонатов.

В 2007 году для поддержки музея был создан Благотворительный фонд «Иркутский меценат». За эти годы фондом была оказана помощь музею в приобретении и реставрации произведений изобразительного искусства, в организации и проведении выставок из крупнейших музейных собрании России – Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля. Содействие фонда позволило музею провести ряд выставок в городах и поселках Иркутской области – городе Саянске, поселках  Жигалово и Магистральный. Уже несколько лет фондом проводится «Фестиваль цветников», викторины и конкурсы для школьников Иркутской области в отделе «Усадьба В.П. Сукачева».

Коллекция икон Иркутского художественного музея одна из самых значительных в Сибири и на Дальнем Востоке.

Драгоценной частью иконописного собрания музея является дар знаменитого московского коллекционера В.В. Величко (передан его племянником Николаем Кирилловичем Величко по завещанию). Более ста икон – памятники ХV–XVII веков крупнейших художественных центров (Новгорода, Пскова, Москвы), иконы провинциальных иконописных мастерских, а также редкие балканские иконы. В экспозиции представлены наиболее ценные из них.

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» ХV века, характер изображения которой восходит к знаменитым «краснофонным» иконам, свидетельствует о самобытном и демократичном стиле новгородского искусства, имеющем глубокие народные корни.

Икона «Успение Богоматери» XVI века дает представление об уникальной иконописи Пскова, драматичной и необычайно экспрессивной.

Строгость и напряженность звучат в иконе «Никола, Илья и Флор» (северные провинции, ХVI век). Эту икону можно назвать характерным образцом работы северных мастеров и по манере исполнения, и по выбору святых – «скорых» заступников .

Лаконизм и прямота замысла и исполнения – отличительная черта еще одной иконы, созданной в Обонежье в начале ХVI века, – «Покрова». Сдержанное цветовое решение – жидко проложенная охра, винно-красные цвета одежд и плотно «заселенная» иконная плоскость доски – делают доступным и выразительным рассказ о явлении и заступничестве Богоматери.

Московская иконопись ХV века – времени подлинного расцвета этой школы – представлена одним из самых замечательных памятников коллекции – иконой «Беседа Христа с книжниками. Преполовение». Гармония ритма и цвета, духовная и художественная соразмерность персонажей создают особое просветленное состояние приобщения к Благодати.

В искусстве ХVII века особая роль принадлежит Иконной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля, руководителем которой много лет был Симон Ушаков («Спас Эммануил»).

«Рождество Христово» (первая половина ХVII века) – одно из лучших произведений иконописцев Костромы – крупнейшего художественного центра позднего средневековья.

В ХVII веке формируется новый стиль в иконописи, так называемый «строгановский», для которого характерно миниатюрное и филигранное письмо. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских («Походный иконостас»).

Собрание произведений российских живописцев включает широкий круг знаменитостей, а также незаслуженно забытых художников национальной школы, без которых история русской живописи была бы далеко не полной.

Ровесница музея - коллекция второй половины XIX века. Ее основой стала картинная галерея В.П. Сукачева. Благодаря ему в Иркутске оказались лучшая работа раннего И.Е. Репина («Нищая»), пейзажи маринистов И.К. Айвазовского и А.П. Боголюбова, известные жанровые картины Л.К. Соломаткина, В.М. Максимова, А.Д. Кившенко, К.А. Трутовского, Ф.А. Бронникова, пейзажи ведущих мастеров - М.К. Клодта, Ю.Ю. Клевера, Л.Ф. Лагорио, В.Д. Орловского, И.И. Ендогурова, Р.Г. Судковского, произведения разных жанров одного из самых популярных художников К.Е. Маковского и других авторов. В коллекции В. Сукачева представлен и ряд талантливых имен, которых нет сейчас даже в столичных музеях: Н. Богданов, Н. Скадовский, В. Худояров и другие.

Коллекция XVIII – первой половины XIX века стала формироваться уже в советское время. Самое раннее поступление из Москвы относится к 1928 году. В далекой Сибири оказались произведения замечательных мастеров – Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Василия Шебуева, Карла Брюллова и многих других.

Нельзя не упомянуть и еще об одном важном источнике поступления - коллекциях иркутян. По словам сибирского ученого Г. Потанина, первые произведения искусства за Уралом появились именно в Иркутске, который с начала XIX века был общепризнанным культурным центром Сибири. В 1920-е годы одним из первых поступил знаменитый в Иркутске ещё с начала XIX века огромный «Портрет Г.Р. Державина» кисти итальянского художника С. Тончи - подарок самого поэта купцу М.В. Сибирякову, а из зала Общественного собрания – «Портрет генерал-губернатора графа Н.Н. Муравьева-Амурского», исполненный К. Маковским по заказу иркутян. Из Иркутской мужской гимназии были переданы марины И. Айвазовского и другие живописные произведения.

С 1948 по 1978 гг. главную роль в формировании русской коллекции сыграл директор музея А.Д. Фатьянов. Талантливый собиратель завоевал непререкаемый авторитет не только в Государственном фонде, в столичных музеях, но и у крупнейших коллекционеров страны. Благодаря коллекционерам-дарителям Ф. Вишневскому, Н. Величко, Ю. Невзорову и другим, ставшим друзьями музея, собрание русского искусства обогатилось работами Дмитрия Левицкого, Ивана Акимова, Семена Щедрина, Сильвестра Щедрина и Максима Воробьева, «Великого Карла» (Брюллова) и его ученика Пимена Орлова.

Так из небольшой коллекции В. Сукачева музей превратился в крупнейшее собрание русской живописи за Уралом. В нем появились такие знаменитые имена, как В.А. Тропинин, А.Г. Варнек, С.К. Зарянко, К.А. Зеленцов. А.И. Корзухин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Б.М. Кустодиев. Благодаря усилиям А. Фатьянова музею были переданы работы И.Н. Крамского, В.М. Максимова, А.К. Саврасова, Ф.А. Малявина. Почти ежегодно коллекция пополнялась знаменитыми именами: В.Г. Перов, И.И. Шишкин, В.К. Маковский, В.И. Суриков, А.Е. Архипов и другие.

Последние 20 лет комплектование коллекции продолжалось. В эти годы музей приобрёл работы академиков А. Литовченко, Н. Дубовского, В. Зарубина и других авторов.

Собрание графики Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева насчитывает 8144 предмета. Наиболее многочисленным является раздел «Русское искусство», внутри которого можно выделить несколько коллекций. Собрание русского эстампа XYIII-XIX веков насчитывает около 1100 произведений. Большинство из них выполнены в техниках гравюры резцом, офорта и литографии с авторского оригинала или рисунка другого художника.

В небольшом по объему, но крайне интересном в художественном и историческом плане собрании гравюр XYIII – начала XIX веков (около 100 листов) можно выделить «баталии» петровской эпохи А.Ф. Зубова, ландшафтные гравюры С.Ф. Галактионова, Е.Г. Виноградова, А.Г. Ухтомского, И.В. Ческого, знаменитые портреты Е.П. Чемесова, галерею портретов русских правителей А. Афанасьева, гравюры А.Я. Колпашникова, А.Г. Рудакова, Е.А. Федосеева из серии «Собрание Российских и Сибирских городов» (1770).

Гравюры и литографии нередко создавались с целью репродуцирования и популяризации произведений других видов изобразительного искусства, чаще всего, живописи. Первоклассных образцов репродукционной печатной графики немало в собрании музея, среди наиболее интересных можно назвать литографии В. Александрова и П. Викторова с рисунков П.М. Боклевского к пьесам А.Н. Островского (1860), резцовые гравюры М.И. Иванова и Е.О. Скотникова из серии «Собрание графа Строганова» (1807), Н. Менцова «Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов» (1838), работы признанных мастеров гравюры: В.А. Боброва, Ф.И. Иордана, И.П. Пожалостина, Н.И. Уткина.

В музее хранятся эстампы, созданные выдающимися живописцами XIX века, успешно работавшими и в области гравюры и офорта. Среди них такие известные произведения как «Очерки событий из российской истории» (1839) Ф.А. Бруни, альбом иллюстраций Ф.П. Толстого к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» (1829-1840), выполненные в технике резцовой гравюры. В собрании русского эстампа можно выделить коллекцию офорта 2-й половины XIX-начала XX веков, в которой представлены работы В.В. Матэ, Н.Н. Ге, В.А. Серова, И.Е. Репина, В.М. Васнецова, Г.Г. Мясоедова и других известных мастеров. Среди персоналий самой многочисленной является коллекция офортов Ивана Шишкина (88 произведений).

Собрание русского рисунка и акварели XIX–начала XX веков насчитывает более 600 произведений около 120 авторов. В коллекции представлены графические листы, выполненные в различных техниках рисунка (графитный и итальянский карандаш, уголь, сангина, пастель, тушь), а также живописные произведения в техниках акварели, гуаши, темперы, материалом которых являются бумага или картон. Наиболее значительную часть коллекции составляют графические листы известных живописцев XIX века – И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, В.В. Верещагина, В.Е. Маковского, Ф.М. Матвеева, И.М. Прянишникова, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, В.И. Сурикова, В.А. Серова, П.А. Федотова, И.И. Шишкина и многих других мастеров.

Внутри этого собрания можно выделить коллекцию рисунка и акварели рубежа XIX–XX веков, – произведения А.Н. Бенуа, В.Э. Борисова-Мусатова, М.А. Врубеля, М.В. Добужинского, Н.С. Гончаровой, Б.М. Кустодиева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, К.А. Сомова, М.В. Нестерова, Н.К. Рериха и других художников эпохи «серебряного века» русского искусства.

Отдельную группу произведений, имеющих не только художественное, но и историко-культурное значение, составляют графические листы, объединенные сибирской темой. Это акварельные портреты работы Н.А. Бестужева, пейзажи С.Е. Вронского, Н.В. Лодейщикова, И.И. Лаврова, виды сибирских городов П.М. Кошарова, сатирическая графика и этнографические зарисовки М.С. Знаменского. Особый интерес представляют работы, связанные с историей семьи Сукачевых: портреты детей работы В.В. Волкова и акварели Анны и Надежды Сукачевых.

Основу иконописного собрания музея составляет сибирская икона, которая является одной из составляющих древнерусского искусства. Первые иконы были принесены в Сибирь казаками первопроходцами. Иконы также жаловались в сибирские храмы русскими государями, митрополитами, купцами, зажиточными людьми.

Коллекция сибирской иконы насчитываете более 300 памятников XVII- XX веков. За сибирской иконописью не утвердилось понятие школы. Это связано с поздним возникновением локальных иконописных центров (Тобольск, Иркутск), сформировавшихся на основе традиций разных иконописных школ и направлений.

Самая ранняя сибирская икона в коллекции – «Богоматерь Умиления» – относится ко времени организации иконописной мастерской при Тобольском архирейском доме (1721 год).

Из икон, созданных в Иркутске в первые десятилетия существования города, до нашего времени дошло всего несколько десятков, из них 22 в коллекции музея. Часть из них, в основном крупноформатные памятники высокого класса, связаны своими корнями с искусством Русского Севера, мастера которого самобытно осмыслили и переработали великое наследие крупнейших иконописных центров древней Руси, в первую очередь Новгорода. Это иконы «Иоанн Предтеча» , «Чудо о Флоре и Лавре», «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Богоматерь Владимирская», «Михаил Архангел – Грозных Сил Воевода».

Среди сибирских икон второй половины XVII века есть единичные образцы высокого стиля Оружейной палаты Московского Кремля - центра общерусского изобразительного искусства, руководителем которой был Симон Ушаков: «Христос Вседержитель», приписываемый Леонтию Кислянскому, «Спас Нерукотворный» с клеймами, «Апостол Пётр», «Апостол Аввакум».

Во многих сибирских иконах первых десятилетий XVIII столетия последовательно были реализованы «ушаковские» художественные принципы с проявлениями местного своеобразия (храмовая икона «Богоявление», приписываемая архидьякону Никону Красовскому, «Иоанн Богослов» в молчании). Это памятники переходного этапа к иконописи Нового времени или так называемого Синодального периода (1721 -1917 гг.). В них соединились элементы древнерусской иконописи и продолжающие традиции живоподобного стиля.

В сибирской иконописи влияние стиля барокко, проводниками которого были северные и южнорусские мастера, оставалось прочным и неизменным на протяжении всего XVIII века и даже в первое десятилетие XIX века.

В собрании музея хранится около 80 сибирских икон XVIII века, среди которых есть произведения с яркой индивидуальностью художественного языка, отразившие в той или иной степени стилистику барокко. К XVIII веку относятся и немногочисленные памятники, исполненные в древнерусской традиции (большие храмовые иконы «Богоматери Казанской»).

Одной из разновидностей сибирской иконописи является народная икона, которая оказала влияние на церковную и монастырскую иконопись (иконы этого направления, имеющего крестьянскую основу - «Апостол Петр», «Апостол Филипп» второй половины XVIII века из иконостаса церкви села Сурова Усть-Кутского района). Следует отметить, что среди сибирских икон XVIII века встречается наибольшее количество датируемых и подписных памятников.

В XIX веке широкое распространение получили произведения на религиозные сюжеты, выполненные по всем законам светской живописи. Во второй половине XIX века в Восточной Сибири появляются профессиональные художники с классическим образованием. Академический стиль становится преобладающим, композиция иконы упрощается и она становится похожей на картину, стираются различия в манере письма между иконами центральной России и провинциальных центров. В собрании музея это направление в иконописи представлено довольно широко.

Иконы академической школы становились привлекательными объектами полупрофессионального и наивного подражания. Так популярный в академической среде сюжет - Христос в темнице - в «примитивном» упрощении и условности обрёл некоторые черты традиционной иконописи и местного своеобразия, связанного с народным искусством. Именно такого рода памятники музейного собрания представляют наибольший интерес.

Историю сибирского изобразительного искусства можно разделить на 3 периода: первый (до 60-х гг. XIX в.); второй (от 60-х гг. до революции); третий после революции - советский период.

Коллекция дореволюционного светского искусства включает имена как сибирских художников (живописцев и графиков), так и имена тех столичных мастеров, которые жили в Сибири или бывали здесь наездами (так называемая «сибирика»). Ведущим жанром на протяжении двух периодов остаётся портретный. Сюда входила в основном официальная живопись (портреты царей, государственных деятелей, различных генералов, наместников, губернаторов, родственников заказчиков и т. д.). Авторы многих из них неизвестны.

Наиболее ценными являются портреты Ермака, иркутских епископов начиная с Иннокентия I, портрет императора Александра I, портреты великой княгини Елизаветы Алексеевны, военного губернатора Н.П. Лебедева, портреты иркутских купцов и купчих. Сохранились лишь немногие имена местных художников. Например, известно, что в 1790 году в Иркутске умер живописец Ф.И. Харинский. В коллекции представлены лишь два имени начального периода: первый сибирский портретист Михаил Васильев (портреты епископа Вениамина, М.М. Сперанского, купцов Басниных) и его последователь Михаил Песков (портреты отца и сына Сукачёвых, купцов Лаврентьевых) – первый сибиряк, успешно окончивший Императорскую академию художеств.

В разделе «сибирика» - Лев Игорев (портрет губернатора К.К. Венцеля), Кондратий Корсалин (портрет купца Мясникова), ссылный поляк Пётр Кшижановский (портрет купца Е.А. Кузнецова), известный столичный портретист Карл Рейхель (портрет императрицы Марии Фёдоровны и забайкальского купца Н.Х. Кандинского) и др. Почти все произведения этого периода поступили в музей после революции 1917 года из городских учреждений и частных коллекций.

Второй период (с 1860-х годов) представлен не только портретными работами, но всё увереннее утверждавшимся в Сибири пейзажем. Сам портрет претерпел большие изменения. Как и в столичном искусстве, здесь побеждает влияние демократического реалистического искусства, что привело, в частности, к появлению новых героев - представителей сибирской интеллигенции: портрет редактора И.И. Попова и графини Е.П. Архангельской художника Николая Верхотурова; портрет редактора Н.М. Ядринцева томского художника Алексея Евреинова, портреты исследователя Г.Н. Потанина кисти Овсея Сегаля и Марии Сукачёвой и другие. Появляются автопортреты сибиряков, прошедших столичную школу, – иркутян П. Старцева, Д. Романова.

Особенно бурное развитие переживает в этот период пейзаж, который представлен в коллекции не только иркутскими художниками, но и мастерами Западной Сибири и Дальнего Востока. Толчок этому дали приезжие художники – академик Егор Мейер (в 1860-е писал этюды к картине «Вид Иркутска», 1867), Николай Добровольский (цикл пейзажей 1886 года), а также польский ссыльный художник Станислав Вроньский.

В коллекции сибирского пейзажа представлены работы художников из Иркутска:  Петра Старцева, Дмитрия Романова, Петра Кашкарова («Ангара весной». 1916), Петра Киселькова («Байкал»), Ивана Козлова, Николая Лодейщикова (22 работы), Николая Лыткина, братьев В.Г. и И.Г. Шешуновых, Константина Померанцева и других, а также произведения первого якутского художника Акима Аркуши, читинца Александра Хангалова, приморского живописца Михаила Панова.

Западная Сибирь в коллекции представлена произведениями томских художников Павла Кошарова (24 работы) и Владимира Вучичевича-Сибирского (7 работ), алтайского художника Григория Гуркина – ученика И.И. Шишкина. В начале XX века в Иркутске появляются первые жанровые работы Степана Щербакова - «Возвращение ходока» и «Старушка за чтением газеты».

Большинство произведений этого периода экспонировались на сибирских выставках и после революции были переданы музею «Иркутским обществом художников». Часть из них была подарена самими художниками и их потомками - Старцевыми, Романовыми, Лодейщиковыми.

Сибирская коллекция оригинальной графики сравнительно небольшая, но тоже имеет определённую художественную ценность. Это этюды или эскизы к живописным произведениям (коллекция П. Старцева). Значительная часть -  законченные графические листы: пейзажи С. Вроньского, Н. Лодейщикова, П. Старцева, портреты, пейзажи и жанры Д. Романова, сатирические листы тобольского художника М. Знаменского, анималиста А. Лукина и пейзажиста П. Кошарова из Томска, пейзажиста И.И. Лаврова из Бийска (11 работ) и другие.

В становлении иркутской школы графики большую роль сыграла первая рисовальная школа, которую открыли в сибирской столице в 1900 году художники Н.И. Верхотуров и М.А. Рутченко-Короткоручко. В 1910 году в Иркутске открылась студия художника Ивана Лавровича Копылова, в советские годы реорганизованная в Иркутское художественное училище.

Музей занимает 9 исторических зданий и один исторический парк с постройками в центре города.

1) Двухэтажный каменный особняк с парком в центре города (Ленина, 5), 1905-1907, архитектор Д.Р. Магидей. Располагается экспозиция Русского, Западноевропейского искусства XVII – начала XXI века, Искусство стран Востока (Китай, Япония, Монголия) XIV – XX веков.

2) Двухэтажный каменный особняк в центре города (К.Маркса, 23), 1893, архитектор Г.В. Розон, В.А. Рассушин, В.А. Кудельский и др.; двухэтажный каменный особняк в центре города (К.Маркса, 25), 1880-1882, первый владелец Базанов И.И., позже - А.Б. Воллернер. Располагается экспозиция сибирского искусства XVII – начала XXI века и галерея для выставок.

3) Усадьба В.П. Сукачева - 5 деревянных домов с парковой зоной 3,2 га в центре города (ул. Декабрьских событий, 112), 1883 год, владельцы Сукачевы. Располагается мемориально-художественная экспозиция семьи В.П. Сукачева, проводятся выставки.

4) Усадьба А.Н. Гиндина в центре города (ул. Сверлова, 16) (в процессе реставрации)

Слова В.Г. Распутина − «Признавая, что наш музей с самого начала родился под счастливой звездой, самое большое счастье и удачу следует искать в служивших ему людях» − в полной мере относятся к иркутским музейщикам всех поколений.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.