Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Новосибирский государственный художественный музей
Источник: Яндекс картинки

Новосибирский государственный художественный музей
Древнерусское искусство представлено, в первую очередь, интересным собранием икон. Самыми ранними памятниками иконописи в коллекции являются иконы XVI века. Икона «Чудо Димитрия Солунского», датируемая первой половиной века и представляющая столичную московскую школу, настоящая жемчужина музейного собрания

В центре Новосибирска, в начале Красного проспекта, располагается одна из самых запоминающихся построек города – здание Сибревкома, возведённое, как и Стоквартирный дом, расположенный на противоположной стороне, известным сибирским архитектором А.Д. Крячковым в 1926 г. Решённое в строгом стиле «Ар-деко» с элементами египетского декора, это сооружение с 1982 г. является местом пребывания Новосибирского государственного художественного музея.

Как и Новосибирск, возникший в 1893 г. на месте пересечения строящейся железной дороги с Обью, его художественный музей чрезвычайно молод. Он открылся для публики 28 декабря 1958 г., хотя попытки создания художественных коллекций в городе наблюдались и ранее этой даты. Его образование можно связать с эпохой так называемой «оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х годов.

История художественного собрания охватывает несколько предшествующих его возникновению десятилетий. Ещё в 1920-е годы город пытался обзавестись музеем. Для этой цели в 1927 году с Первой Всесибирской художественной выставки, проходившей в Новосибирске, «было закуплено 45 произведений 26 авторов» для реализации решения сибирских художников по созданию в административном центре Сибири постоянной картинной галереи. В будущую картинную галерею эти работы попадут только в 1962 году из краеведческого музея, куда поступили в связи с неудачей в деле организации художественного собрания.

Среди них находились картины, которыми Новосибирский художественный музей до сих пор по праву гордится. Это работы Н.А. Андреева «Чалдон», А.В. Вощакина «Шаманство над больным ребёнком», Н.И. Чевалкова «Ожидание переправы на Телецком озере», В.И. Уфимцева «Базар в Ташкенте». К этой же группе работ, по видимому, принадлежит и «Портрет Итыгина» А.О. Никулина, поступивший из краеведческого музея со второй партией картин в 1992 году.

Окончательное решение о создании в Новосибирске картинной галереи было принято во второй половине 1950-х годов. В 1955 году обращение художников города в местные партийные органы с письмом о создании в областном центре художественного музея получило дальнейший ход. Этот вопрос стал решаться уже на правительственном уровне в Москве, и 7 января 1957 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение об учреждении в Новосибирске картинной галереи.

С 16 января этого же года по приказу Министерства культуры РСФСР начинается формирование фондов будущего музея, а 28 декабря 1958 года в пяти залах первого этажа жилого дома по ул. Свердлова, 37 открывается первая экспозиция дореволюционного и советского искусства. Её общая площадь на тот момент составляла 260 кв.м., а в фондах находилось 318 единиц хранения.

В формировании коллекции музея приняли участие многие центральные собрания Москвы и Ленинграда. Среди них надо назвать, в первую очередь Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей революции СССР. В этом процессе принял участие и Павловский дворец-музей, который так же, как и Третьяковская галерея, находился в эвакуации в Новосибирске.

Из Центральных государственных художественно-реставрационных мастерских в Москве в галерею поступили иконы XVI-XVII веков. Активно закупали произведения для будущей галереи Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР. Часто это происходило по предварительным заказам самой галереи. Немногочисленный штат её сотрудников активно занимался в Москве и Ленинграде поисками экспонатов для будущего музея. Кроме того, на просьбу молодого музея откликнулись коллеги из Горького (Нижний Новгород), Иркутска, Перми, Свердловска (Екатеринбург), Омска.

Свой существенный вклад внесли и некоторые коллекционеры, в частности, ленинградский искусствовед П.Е. Корнилов, подаривший галерее свыше тридцати листов графики русских мастеров, в том числе ксилографии П.А. Шиллинговского из альбома «Петербург. Руины и Возрождение». В результате было создано небольшое, но весьма представительное, собрание зарубежного и отечественного искусства с рядом весьма качественных вещей, в котором можно было найти как иконы XVI века, так и произведения классиков русского и советскогоискусства.

Первых посетителей Новосибирская картинная галерея встретила целым рядом прекрасных полотен. В их числе были редкая академическая композиция В.Я. Родчева «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» (1788), «Портрет неизвестного» (1852) В.А. Тропинина, картина И.М. Прянишникова «Погорелые» (1871), ранее считавшаяся утерянной и когда-то экспонировавшаяся на первой выставке передвижников, «Портрет графа Д.М. Сольского» И.Е. Репина (один из многочисленных этюдов к его монументальному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» из Государственного Русского музея).

Важное место в экспозиции музея до сих пор отводится полотну А.Я. Головина «Цыганка» (1911). Из более поздних работ можно выделить «Портрет маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко» (1947) кисти П.Д. Корина и один из самых удачных натюрмортов В.Ф. Стожарова (1957). Позже к этим вещам добавились высокого качества полотно С.Ю. Жуковского «Осень» (1918), уникальный для творчества И.И.Машкова «Натюрморт с самоваром» (1920-1921) и репрезентативный «Портрет А.О. Степановой», созданный П.П. Кончаловским в 1933 году.

Неоценимым вкладом в молодое художественное собрание стало появление в 1960 году шестидесяти картин Н.К.Рериха, полученных из Государственной Третьяковской галереи, куда они поступили из собрания Ю.Н.Рериха, подарившего большую часть привезённых с собою работ отца государству. С тех пор они находятся в постоянной экспозиции музея. К этому дару в 1975 году добавились пять картин С.Н. Рериха, поступивших из Государственного Эрмитажа. Они составили, таким образом, вместе с работами его отца единую коллекцию. Изучение наследия семьи Рерихов вылилось в проведение нескольких конференций, материалы которых были опубликованы в 1976, 1980 и 1985 годах.

Вскоре был издан каталог русского и советского искусства – первое серьёзное издание коллекции живописи, графики и скульптуры отечественных мастеров, произведениями которых располагала галерея.

Если в начале своего существования и в 1960-е годы галерея пополняла свои фонды в большей степени за счёт Министерства культуры РСФСР, то в 1970-е – начале 1980-х годов она активизирует самостоятельную собирательскую деятельность. Этот процесс справедливо связывают с именем Марии Ивановны Качальской, которая была директором галереи с 1963 по 1982 годы. Тогда были приобретены многие произведения, составляющие на сегодняшний день золотой фонд музея и создавшие ему определённый авторитет в художественных кругах.

Это картины и графика таких мастеров как Д.Г. Левицкий, В.И. Суриков, З.Е. Серебрякова, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, Р.Р. Фальк, А.А. Шевченко, Т.Н. Яблонская, В.Е. Попков, В.И. Иванов, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова. Под её руководством сотрудники галереи много занимались комплектованием фондов, устанавливая контакты и набираясь опыта сотрудничества с частными коллекционерами, наследниками знаменитых художников и самыми известными современными мастерами.

Пополнению собрания музея способствует активная выставочная деятельность: демонстрируются произведения из частных коллекций и центральных музеев, устраиваются монографические выставки крупных художников разных республик бывшего Советского Союза (И.В. Голицына, М.Г. Греку, Г.Ф. Захарова, Д.А. Косьмина, Т.Н. Яблонской и других). В то же время не остаются вне поля зрения художники Новосибирска и Сибири, планомерно закупаются их произведения. В 1964 году в стенах галереи проходила зональная выставка «Сибирь социалистическая». В 1977 году выходит каталог новых поступлений, подводящий итог напряжённой собирательской деятельности и открывающий серию подобных изданий.

Со второй половины 1990-х годов совершенствовалась и расширялась постоянная экспозиция галереи. На данный момент представлена коллекция отечественного искусства с XVI по ХХ века. Искусство сибирских мастеров, включая новосибирских художников, существует отдельным экспозиционным блоком, где наряду с полотнами таких известных мастеров прошлого как Г.И. Гуркин, Н.И. Чевалков, А.В. Вощакин и Н.А. Андреев демонстрируются произведения художников второй половины XX века, среди которых выделяются произведения Н.Д. Грицюка и А.Г. Поздеева.

Важное место в экспозиции занимают изделия лучших мастеров декоративно-прикладного искусства России ХХ века, а также образцы народного искусства и художественных промыслов. В 1998 году было впервые показано в рамках постоянной экспозиции зарубежное искусство, где можно найти произведения Л. Брамера, Н. Маса, Д. Верхарта, Г. Робера, Я. Цика и других живописцев Италии, Фландрии, Голландии, Германии и Франции. В целом надо отметить высокий процент показа произведений в экспозиции по отношению ко всему объёму экспонатов, составляющему на данный момент более десяти тысяч единиц хранения.

Разнообразие коллекции галереи, включающей произведения живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно - прикладного искусства, поставило вопрос об её переименовании. С 2004 года картинная галерея называется Новосибирским государственным художественным музеем.

Древнерусская живопись

Ведущее место в коллекции музея принадлежит русскому искусству. Начиная рассказ о лучших вещах, уместно обратиться, прежде всего, к разделу древнерусского искусства, с которого берёт начало расцвет русской живописи.

Древнерусское искусство представлено, в первую очередь, интересным собранием икон. Самыми ранними памятниками иконописи в коллекции являются иконы XVI века. Икона «Чудо Димитрия Солунского», датируемая первой половиной века и представляющая столичную московскую школу, настоящая жемчужина музейного собрания. В той гармонии цвета и линии, которая в ней присутствует, ещё ощущаются отзвуки великого искусства времён Андрея Рублёва и Дионисия. Несмотря на небольшой формат иконы, ей присуща монументальность композиции, и особенно выразительны гибкие линии.

Пронизанный золотистым сиянием, колорит вторит общему замыслу, прославляющему героику подвига. «Богоматерь на престоле», относящаяся ко второй половине, более драматична в своём решении. Цвет выразителен и насыщен, но в образах нет той открытости и радости, которая была прежде. И это не случайно, ибо её создание падает на время царствования Ивана Грозного, эпоху напряжённого и переломного момента в истории России. Икона «Страшный суд», по всей вероятности, создана в первой половине века и по многим признакам, особенно по присутствию яркой киновари, имеет новгородское происхождение.

Резная надпись на нижнем поле иконы «Ся икона старца Филиппа Колычева Соловецкого монастыря» свидетельствует о её принадлежности митрополиту Филиппу (1507-1569) , известному историческому деятелю времени Ивана Грозного, пострадавшему за обличение политики царя, что делает её с исторической точки зрения уникальной.

Целым рядом икон представлены так называемые «Строгановские письма». Среди них выделяются«Успение Богоматери» и «Покров», немного перегруженные по композиции, но гармоничные по колориту и праздничные по настроению. К ним примыкают иконы конца XVII – начала XVIII веков, найденные сотрудниками музея в селе Чухлома Костромской области.

Это интересные житийные иконы «Великомученица Параскева Пятница с житием» и «Святитель Николай Можайский с житием», а также несколько икон из праздничного чина, в которых обозначены влияния западной живописи, особенно в пейзажных мотивах. Любопытна подписная икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» Михайлы Фунтусова (1757). Как мастер барочного направления, он строит сложную динамичную композицию, смело используя приёмы европейской школы.

Русское искусство XVIII-XIX вв.

Русская живопись XVIII-XIX веков - один из наиболее значимых разделов коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Произведения этого периода экспонируются в двух залах музея. Портретный жанр XVIII столетия представлен, наряду с работами неизвестных авторов, аллегорической картиной Д.Г. Левицкого Екатерина II - законодательница в храме богини правосудия - авторским повторением знаменитого полотна, представленного в экспозиции Русского музея. Аллегорический замысел картины принадлежал князю Н.А. Львову, известному деятелю эпохи Просвещения.

Произведение другого выдающегося художника второй половины XVIII века В.Л. Боровиковского - Портрет князя А.Б. Куракина является погрудным вариантом известного парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером становления исторического жанра в рамках Академии Художеств служит картина P.Я. Родчева Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву, исполненная по академической программе и отмеченная золотой медалью первого достоинства.

Среди произведений живописцев первой половины XIX века выделяются работы Итальянка, Апостол Павел - образ, написанный для лютеранской церкви Святого Петра в Петербурге, - Портрет князя А.С. Долгорукова В.А. Тропинина и поздний Мужской Портрет. Салонную линию портретного искусства середины XIX столетия демонстрируют полотна С.К. Зарянко и И.К. Макарова. Итальянские мотивы, свойственные пейзажному жанру этого времени, отражены в картинах М.Н. Воробьева, Л.Ф. Лагорио.

Характерным образцом бытового жанра ранних передвижников является картина И.М. Прянишникова «Погорелые», экспонировавшаяся на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Типична для наследия В.М. Васнецова работа В раздумье, считающаяся эскизом - вариантом Витязя на распутье из ГРМ. Этюды И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, картины А.И. Куинджи, И.И. Ендогурова создают представление о многообразии поисков образа природы в пейзажном искусстве второй половины XIX века.

Особенности позднего периода творчества И.Е. Репина и В.И. Сурикова выражены в «Портрете графа Д.М. Сольского» - этюде для монументального репинского полотна «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» - и в суриковских портретных и пейзажных работах 1900-10-х годов.

Русское искусство начала XX века

Художники «Мира искусства» (объединение «Мир искусства», возникло в Петербурге в 1898 г.) всегда ценили историческую ретроспекцию и мир театра. Первая тема в Новосибирском государственном художественном музее, представлена небольшой картиной А.Н. Бенуа «Версаль». Вторая – была главной для А.Я. Головина. В театрализованном женском образе на его полотне «Цыганка» (1911) поражает трагическая напряжённость, что не так часто наблюдается у выдающегося мастера.

С другим, равнозначным А.Я. Головину, театральным художником К.А. Коровиным знакомит эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1915). Два поздних пейзажа «Париж ночью» (1938) и «Парижские огни» представляют его как блестящего мастера русского импрессионизма. Один из корифеев этой группы К.А. Сомов в миниатюрном портрете племянника Е.С. Михайлова создал своего рода собирательный образ современника с его утончённостью внутреннего мира и предчувствием будущей драмы.

Работы З.Е. Серебряковой, младшей представительницы «Мира искусства», одна из самых привлекательных частей коллекции художественного музея. К её лучшим достижениям можно отнести, исполненную изысканной гармонии картину «На террасе в Харькове» (1919), где натурой послужили близкие люди – мать и дети. Среди графических листов – такие широко известные вещи, как «Портрет Б.А. Серебрякова, мужа художницы» (1908–?), «Солдат – сенегалец» (1928), лаконичный по цвету и энергичный по рисунку. В пейзаже «Бретань. Рынок в Пон – л’Аббе» (1934) законченность композиции сочетается с непосредственностью этюда. Художница передала свежесть цвета и красоту освещения.

Видным участником «Мир искусства» был Н.К. Рерих. Его шестьдесят картин из коллекции музея относятся к последнему десятилетию жизни мастера. Жизнь, полная приключений, своеобразный стиль в искусстве сделали его фигуру и привлекательной, и одинокой в русской культуре XX века. Исполненные в ярком колорите с преобладанием чёткого контурного решения, его картины являются зримым воплощением самобытной философии художника. Природа во всём своём величии играет первостепенную роль в его произведениях.

Довольно полно представлена в НГХМ живопись «Союза русских художников». Это, в основном, пейзажи и интерьеры. Среди них есть композиции С.Ю. Жуковского. Этюд к картине «Бессонная ночь» тонок по настроению. Полотно «Осень» носит программный характер: чеховские мотивы увядания старого мира дворянской культуры воплощены в нём с необыкновенной поэзией и деликатностью.

Целое созвездие первоклассных пейзажистов того времени представлено яркими работами, в том числе И.П. Петровичев («Вечер при закате», 1917; «Зима. Солнечный день»), Л.В. Туржанский («Осень. Дача», 1912; «Пасмурная осень», 1911), А.Ф. Гауш («Старая дача», около 1913). Звонкий и чистый по колориту«Летний пейзаж с церковью» (1916) А.А. Рылова можно отнести к его лучшим произведениям.

В ряду пейзажей выделяется большое по размерам полотно «Псков. Кремль» (1911) К.И. Горбатова. Жизнерадостная картина «Улица в Козлове» (1913) И.М. Герасимова примыкает к этой линии русского пейзажа. Написанное по следам солнечного затмения в Крыму большое и эффектное полотно А.М. Васнецова «Солнечная корона» (1914), стилистически органично вписывается в направление модерн.

Повествующее о жизни в деревне, но лишённое какой-либо социальной оценки, сентиментальное по настроению полотно Н.П. Богданова-Бельского «Между уроками» (1903) свидетельствует об изменении приоритетов у поздних передвижников. Из нескольких картин А.Е. Архипова лучшей и типичной для его стиля является «Баба у окна» – этюд для картины 1914 года «Гости» из Государственного Русского музея.

Близок к ним С.Ф. Колесников с привлекательной композицией «Крестьянин у бочки», наполненной светом: эскизный мазок пластичен и выявляет красоту обыденных вещей. Н.А. Касаткин, наоборот, склонен к отображению жизни с позиций революционно настроенной интеллигенции. В картине «После обыска» (1905) художника интересует сюжет, живопись же лишена выразительности.

Новизну радикальных направлений в русском искусстве наиболее полно можно ощутить у художников группировки «Бубновый валет». Натюрморты П.П. Кончаловского «Овощи» (1916) и Р.Р. Фалька «Бутыль и груши» (1912) свидетельствуют об интересе этих мастеров к проблеме предметной формы и освоению принципов сезанновского стиля.

В «Торговце старым платьем» (1910) Р.Р. Фальк, тем не менее, создаёт убедительный психологический образ человека. Эксперименты в области формы наиболее последовательно воплощены в картине А.В. Шевченко «Лучистая композиция. Утки » (1914), демонстрирующей направление «лучизма». В ней разложение целого на части достигло своего апогея, подведя художественные эксперименты к чистой абстракции.

Искусство Советского периода

Искусство 1920-х – 1930-х годов широко представлено, в первую очередь, самыми известными именами бывших представителей «Бубнового валета». А.В. Куприн, из четырёх произведений которого лучшим надо признать лирический «Судак. Гора св. Георгия» (1929), продолжал работать в излюбленных жанрах пейзажа и натюрморта. П.П. Кончаловский в «Портрете артистки А.О. Степановой» (1933) запечатлел образ новой советской женщины, свободной, красивой и деятельной.

Для художника осталась сокрытой внутренняя драма актрисы, переживавшей в тот момент необходимость выбора между любовью к опальному драматургу Н.Р. Эрдману и смыслом её существования – театром. Его миру свойственна гармония. «Натюрморт с золотой чашей и зелёной рюмкой» (1944) в голландском стиле является примером подобного видения.

Это одно из лучших воплощений мотива уюта и неспешного существования в живописи Кончаловского. «Сирень и подрамник» (1953) воспринимается как гимн цветущей природе. Цветы, которые живописец любил и писал энергично, добиваясь при этом натурализма в их передаче, в его постановках обретали парадность, подчёркнутую артистизмом исполнения.

Картины Р.Р. Фалька из собрания музея относятся к его несомненным удачам. «Портрет Нарышкиной» (1929), созданный по приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению. С 1928 по 1937 годы художник был в творческой командировке во Францию. Первые впечатления от парижской школы и, в частности, от А. Модильяни, реализованы в портрете без потерь собственного мироощущения и свойственного ему стиля. Живописная свобода, которую он обрёл там, наиболее полно воплотилась в пейзажах. «Тропинка в лесу» (1935) раскрывает в полной мере возможности Фалька как тонко чувствующего природу человека.

Украшением коллекции является полотно А.В. Лентулова «Цветы» (1920-е) с таинственной атмосферой вечернего интерьера. Самая ранняя из шести работ А.А. Осмёркина – «Мост» (1921), в которой ощутимы сезаннистские пластические мотивы. «Загорский кремль» (1952) свидетельствует о том, что художник не утерял своего живописного дарования и в поздние годы. Картину В.В. Рождественского «Сосны, освещённые солнцем» (1956) можно признать одной из лучших в его творчестве.

По-иному звучат произведения А.Д. Древина «Зима. Вид из окна» (1929), «Алтай. Приток реки Чарыш» (1930), «Алтай. В горах» (1931). В них возникает тема разлада с миром, предчувствие трагических событий в стране. Сюжет картины Н.А. Удальцовой «Армения. Женщины в саду» (1933) более идилличен. По настроению же она близка пейзажам Древина. Внутреннее напряжение свойственно и «Автопортрету» (1922) Н.М. Чернышёва.

Тема «избранности», особой одухотворённости творца прекрасного является главной в этом произведении. В разделе скульптуры образ сгорающего в творческом порыве художника воплощает проект памятника В.В. Маяковскому «Пламя революции» И.Д. Шадра (1930). Выдающийся мастер в нём отошёл от реалистического решения, чтобы полнее передать трагедию выдающейся личности.

Искусство послевоенного времени наиболее ярко раскрывается на примере «Портрета маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко» (1947) П.Д. Корина. Портрет входит в серию портретов военачальников, созданных им сразу по окончании Великой Отечественной войны. Про своих героев Корин говорил: «Вот люди вышли из народа, какие таланты».

Тонко чувствуя особенности модели, он вникал в суть характера: «Некрасивый, писать страшно, а глаза умные, умные». Портрет создавался художником, когда знаменитый военачальник был тяжело болен. И среди других парадных портретов этой серии он отличается отсутствием форсированного героизма и особой лаконичностью, запечатлев просто и выразительно не сдающего жизненные позиции человека.

Среди художников этого периода заметное место принадлежит С.А. Чуйкову. Его небольшая по размерам картина «Девочка с полевыми цветами» (1946) – одна из многих, входящих в «Киргизскую серию». Три индийских этюда 1957 года созданы в то время, когда Советский Союз активно налаживал дружеские связи с Индией. Во всех произведениях Чуйков проявляет тонкий колористический дар.

Важным направлением в послевоенном искусстве было продолжение традиций русской реалистической живописи начала XX века. Н.М. Ромадин в «Золотом клёне» (1954) с изображением водной глади и лесной поросли наиболее полно использовал арсенал лирического пейзажа. Он любил также писать глухие дебри северных лесов, трактуя их в сдержанной манере как, например, в картине «В Сортавальском лесу» (1958). В русле сугубо реалистического искусства творили мастера деревенской тематики.

В.Ф. Стожаров в одном из лучших в его наследии «Натюрморте с горшком» (1957) обозначил интерес к крестьянскому быту как поэтической стороне русской жизни. Самым последовательным в этом отношении был А.А. Пластов. Полотно «Нина Шарымова» (1960-е) отчётливо выражает его творческого кредо. В портрете нет сюжетной канвы, но включение букета в композицию делает тему юности в изображении простой и цельной натуры более глубокой.

По-своему воспринимали русскую провинцию владимирские пейзажисты К.Н. Бриттов, В.Г. Кокурин и В.Я. Юкин, известность к которым пришла в 1970-е годы. Они видят мир в контрастных тональных отношениях взятого в полную силу цвета. Природе в их картинах свойственна атмосфера праздника свершающихся изменений.

Русское искусство конца XX века

Начиная с 1970-х годов, в отечественном искусстве наблюдается тяга к стилистичекому разнообразию. Живописное собрание музея даёт возможность убедиться в этом. Т.Г. Назаренко – одна из ярчайших фигур этого времени. «Встреча гостей в молдавском совхозе» (1974) – картина, в которой её стиль стал вполне узнаваем. Заимствования из арсенала наивного искусства – наиболее заметный приём в ней.

Интересен «Пруд» (1979) Н.И. Нестеровой, в котором художница акцентирует внимание на теме одиночества и разобщённости городского человека. Замкнутый водоём, лодки без вёсел, погружённые в себя люди, – эти образы вписываются в концепцию жизни, разрабатываемую искусством того времени.

В.В. Рожнёв в «Автопортрете с женой» (1976), наоборот, находит основу гармоничного бытия человека во взаимопонимании и сокровенном мире творчества. Один из лидеров тогдашнего молодёжного направления А.Г. Ситников представлен поздней работой «Эрос. Филос. Агапэ» (1995), в которой склоняется к фиксации открытых знаковых структур, близких к абстрактной символике.

Картина И.Л. Лубенникова «Тарелка с вишнями» (1986) воспринимается как манифест нового критического направления в искусстве периода Перестройки, правда, просуществовавшего недолго. Образы обывателей под его кистью приобретают грубость очертаний, но при этом сохраняют некоторую поэзию. В более остром прочтении эпоха предстаёт в полотнах М.К. Кантора.

Известная композиция «Утренний обход» (1986) полна энергии движения и драматизма ситуации. Её стиль сродни экспрессионизму и как нельзя более соответствует настроению разброда и негативного отношения к действительности в стране периода переосмысления ценностей жизни. Это наиболее яркие примеры искусства последнего периода, но музей обладает также работами З.П. Аршакуни, А.М. Бирштейн, Е.Ю. Дыбского, Н.М. Ромадина, В.Т.Сахатова, И.А. Старженецкой, Л.И. Табенкина, Т.А. Файдыш, А.Ю. Цедрика (триптих «Хлебников в Москве»).

Питерская группа «Митьки» представлена несколькими бытовыми сценами Д.В. Шагина и пейзажами А.О. и О.А. Флоренских. Эти работы вместе с несколькими произведениями московских художников А. Шевченко и С. Сутягина составляют выразительную коллекцию нового реализма. Надо упомянуть имя О. Ланга, яркого мастера авангардного стиля.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.