Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Национальный художественный музей Республики Беларусь
Источник: Яндекс картинки

Национальный художественный музей Республики Беларусь
Произведений XVIII века в музее немного. Но в своей совокупности они создают довольно точное представление об эстетическом идеале и характере искусства этого времени, о профессиональном уровне художников. Большой интерес представляет ранняя картина Антона Лосенко «Смерть Адониса», написанная в 1764 г.

В центре Минска, на улице Ленина 20, находится Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более тридцати тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Официальная история музея начинается 24 января 1939 г. – согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная картинная галерея. Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в Галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности.

Довоенный период работы Галереи под руководством Николая Прокопьевича Михолапа (1886–1979) известного белорусского художника-керамиста – время интенсивного формирования художественных коллекций. Удивительно, как за такой короткий срок успели сделать так много по сбору экспонатов: были вывезены и взяты на учет самые ценные произведения культового искусства в церквях и костелах, собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и произведения известных русских советских художников.

После воссоединения в сентябре 1939 г. западно-белорусских земель с БССР в Картинную галерею произведения из национализированных усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI–XIХ вв.

В начале 1941 г. фонды ГКГ БССР насчитывали уже 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции. Предстояла длительная работа по описанию и изучению каждого памятника, созданию каталога музейной коллекции.

Однако такому богатому собранию картинной галереи в Минске не суждена была долгая жизнь. В первые дни войны судьба всего собрания складывается трагически. За короткий промежуток времени оно исчезнет бесследно. Коллекцию готовили к эвакуации, но не сумели спасти – не вывезли. В полном составе и в полной сохранности художественное собрание в Минске предстало перед завоевателями.

Известно, что в канун широкомасштабных военных действий в Европе нацистское правительство составило специальную программу по конфискации культурных и художественных ценностей в завоеванных странах. В соответствии с этой программой создаются различные общества и организации, по заданию которых специалисты высокого ранга выезжают в разные страны как туристы и исследователи для составления списков наиболее ценных коллекций и предметов, подлежащих конфискации. Учетом ценностей на восточных территориях занималось генеральное посредничество «Восток», оно же осуществляло предписания о конфискациях.

События, происходившие в Минске в 1941 г. в картинной галерее, свидетельствуют о том, что это собрание интересовало немцев и причислялось к ряду больших и ценных.

Первые немецкие части лишь слегка похозяйничали в галерее. Затем в Минске появляются две очень важные особы – Г. Поссе и К. Мюльман. Г. Поссе – директор Дрезденской галереи и особый уполномоченный по созданию личного музея Гитлера на его родине, в Линце. К. Мюльман – особый уполномоченный по учету культурных и художественных ценностей на восточных территориях. Были в городе и представители общества «Наследие», которое возглавлял Гимлер.

Желающих присвоить минские коллекции было слишком много, и между ними существовало соперничество. Лучшие предметы прикладного искусства и картины, как свидетельствуют документы, были конфискованы Г. Поссе, ценные коллекции отправлены в рейх и в Кенигсберг. К сентябрю 1941 г. собрание картинной галереи было практически рассеяно.

В это время гауляйтер Вейсрутении (так называлась Беларусь) В. Кубе жалуется А. Розенбергу, что Минск лишился миллионных ценностей, так как «ценные полотна, мебель XVIII–XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т.д. СС отдает на разграбление вермахту». Многое было вывезено в неизвестном направлении, кое-что осталось в немецких организациях в Минске.

Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрату можно назвать невосполнимой. Судьба довоенного собрания ГКГ до сих пор неизвестна. Поиск его затруднен отсутствием инвентаря – каталога довоенных экспонатов музея.

В «Описи музейных ценностей, увезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий» 1944 года, составленной музейными сотрудниками по памяти, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 «постилок» ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX – начала XX века.

После войны была возвращена только небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в России (например, бюст князя П.А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина), или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа) и разоренном Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича оказались брошенными фашистами в недостроенном здании ЦК КПБ).

Все нужно было начинать заново. Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 г. Елены Васильевны Аладовой (1907 – 1986), заведовавшей до войны отделом русского и белорусского искусства. После освобождения Минска Галерее предоставили четыре комнаты Дома Профсоюзов на площади Свободы.

Благодаря энергии и энтузиазму немногочисленных первых сотрудников, работавших самозабвенно, часто до глубокой ночи, музей буквально «восстал из пепла». Несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделяло немалые средства на покупку произведений для Галереи.

Уже в августе 1945 года были приобретены полотна Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана. Вновь помогали музеи России: Государственный музей им. А.С. Пушкина передал несколько картин западноевропейских мастеров, Государственный Русский музей – три пейзажа А. Куинджи, пейзаж А. Боголюбова и парадный портрет императрицы Екатерины II.

На бывшем Архиерейском подворье в Минске, где до войны размещался Белорусский государственный музей, были найдены чудом уцелевшие иконы – в том числе и шедевры белоруской иконописи «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца 1649 г., «Параскева» и «Вознесение» XVI века.

В 1946 году в фондах было уже 317 произведений. В ноябре следующего года открылась постоянная экспозиция, разместившаяся в пяти залах второго этажа Дома профсоюзов. Несмотря на предоставленную дополнительную площадь, Галерея остро нуждалась в расширении пространства.

В городе, еще лежащем в руинах, Е.В. Аладова добилась разрешения на строительство специального здания для Галереи. Проектирование нового здания было поручено молодому архитектору фронтовику Михаилу Ивановичу Бакланову (1914–1990).

О первоначальной идее архитектора можно судить по сохранившемуся акварельному эскизу 1949 года. Бакланов решил проект в традициях русского ампира – характерной тенденции «триумфальной» архитектуры конца 1940 – начала 1950-х гг. Двухэтажный особняк с рядом полуциркульных окон и портиком с легкими колоннадами предполагалось разместить на возвышенности на углу улиц Ленина и Кирова фасадом на Ульяновскую. К нему через ступенчатые террасы зеленых газонов вела широкая лестница. Будущий музей, по замыслу архитектора, должен был иметь торжественный праздничный вид.

Однако место строительства музея перенесли на небольшой участок, на ул. Ленина, с уже сформированной застройкой. От идеи «дворца – храма искусств» пришлось отказаться в пользу более строго и монументального решения с массивным фасадом, украшенным скульптурными рельефами и аллегориями «Живописи» (автор П. Белоусов) и «Скульптуры» (автор С. Адашкевич). Фронтон венчает скульптура А. Бембеля «Слава». За суровым репрезентативным фасадом открывается торжественная колоннада парадного вестибюля.

Новоселья пришлось ждать восемь лет. Строительство Картинной Галереи с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галерей было завершено в 1957 году. Здание Бакланова стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры.

5 ноября представлением новой экспозиции и Всебелорусской выставки торжественно открылся Государственный художественный музей БССР (так стала называться бывшая Картинная Галерея с 10 июля 1957 года). Коллекция музея в те годы уже достигла довоенного количества и насчитывала около трех тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.

«Душой» музея была Е.В. Аладова. Она воспринимала воссоздание собрания делом своей жизни и отдавала все силы на восстановление утраченной коллекции.

Большая часть фондов русской живописи происходит из частных коллекций. Пользуясь советами А. Федорова-Давыдова, известных художников А.Д. и П.Д. Кориных, В. Фаворского, П. Кончаловского, Е.В. Аладовой удалось приобрести произведения русского искусства высокого класса из частных собраний певицы Лидии Руслановой, актера Ивана Москвина, многих известных коллекционеров Москвы и Ленинграда. Коллекция русского искусства (более 5 тысяч экспонатов) по полноте и цельности может соперничать со многими российскими музеями.

1970-е – начало 1980-х годов – пик выставочной деятельности музея. Коллекция белорусской современной живописи и графики из фондов музея путешествует по странам социалистического содружества.

Минчане, в свою очередь, знакомятся с мировыми шедеврами на выставках западноевропейского искусства из собрания А. Хаммера (1973), из музеев Польши (1974), сокровищами Дрезденской галереи, произведениями Н.К. Рериха (1975), американской живописи из музеев США (1976) и из Метрополитен-музея (1978), польским портретом XVI–XVIII веков из польских собраний, выставкой автопортрета в русском и советском искусстве, западноевропейской живописи из Национальной галереи Праги (1979), лионскими тканями из музеев Франции (1981).

В 1977 году во главе музея стал художник-график Ю.А. Карачун. Как председатель белорусского отдела международной ассоциации музеев ICOM, он приложил немало усилий в деле охраны памятников белоруской старины, планомерной реставрации Мирского замка и обретения им статуса филиала музея.

В последующие два десятилетия музей превращается в крупный музейный комплекс. Открываются несколько филиалов музея: районная картинная галерея в Гуринах под Мозырем (1978), Музей народного искусства в Раубичах (1979), Музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве (1982), Архитектурный комплекс XVI–XVIII веков в Гольшанах (1989), Дворцово-парковый комплекс XV–XX веков в Мире (1992).

В 1980-е годы активно пополняются все коллекции – им уже тесно в старом баклановском здании. Экспозиционные залы первого этажа приходится приспосабливать под хранилища, жертвуя экспозицией современного белорусского искусства. Из-за недостатка экспозиционных площадей музей вынужден показывать только малую часть своей коллекции.

С 1985 г. велось проектирование, а в 1993 году началось строительство нового корпуса музея – пристройки к основному зданию (архитектор В.С. Белянкин). В 1989 году музею передано здание по улице Кирова, 25, где разместился лекторий, отделы и службы музея.

Провозглашение независимости Беларуси после распада СССР изменили статус музея и его культурную политику: с 1993 года музей именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь.

В 1990-х годах музей – крупный научный, культурный и просветительский центр Беларуси. С 1994 года он имеет свой архив, с 1989 – реставрационные мастерские с большим штатом реставраторов – специалистов в различных областях. Постоянно пополняются новейшей специальной литературой богатые библиотечные фонды музея.

В 1999 году отчасти решились проблемы экспозиционных площадей музея: распоряжением Президента республики НХМ РБ передано соседнее 5-этажное здание по ул. Ленина, 22.

В 2000 году в Минске открыт для зрителей еще один филиал – Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века”.

Музей – это не только картины, это еще и люди. Это их усилиями создаются новые объекты культуры, организуются выставки, издаются книги и каталоги, хранятся, реставрируются и пропагандируются произведения искусства. Сейчас коллектив музея насчитывает более двухсот человек.

Как всякий живой организм, музей непрерывно растет, пополняя свои фонды. Собрание русского и белорусского дореволюционного, западноевропейского, стран Востока, советского белорусского искусства насчитывает сейчас более 30 тысяч произведений.

В XXI век музей вступил с перспективами дальнейшего развития и превращения в крупнейший в республике выставочный комплекс со значительным исследовательским потенциалом и реставрационной базой.

Русское искусство XVIII - начало XX века

В фондах Национального художественного музея Республики Беларусь русское искусство занимает значительное место. Сегодня его коллекция, куда входят произведения XVIII–XX вв., насчитывает больше трех с половиной тысяч единиц живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Целостность коллекции, высокое качество собранных в ней произведений дают возможность проследить основные этапы развития русского искусства, познакомиться с творчеством многих известных художников России, ощутить художественную атмосферу времени, дух эпохи.

Произведений XVIII века в музее немного. Но в своей совокупности они создают довольно точное представление об эстетическом идеале и характере искусства этого времени, о профессиональном уровне художников. Большой интерес представляет ранняя картина Антона Лосенко «Смерть Адониса», написанная в 1764 г. во время нахождения во Франции. Не так часто можно встретиться с работами Ивана Вишнякова. Поэтому большой удачей является одно из первых приобретений музея (1946) «Портрет И.М. Коцарева»(1757–1759).

Высшие достижения портретной живописи XVIII в. связаны с именами Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. В своих произведениях они обновили образ современника, раскрыли просветительскую идею о ценности человека, отображали настроение своего времени.

Произведения живописи, скульптуры и графики, выполненные в первой половине XIX в., дают возможность познакомиться с творчеством многих русских художников того времени. Это полотна Алексея Венецианова, Максима Воробьева, Федора Бруни, Григория Чернецова, Павла Федотова и др.

Среди нескольких картин великолепного живописца Карла Брюллова, находящихся в музее, особенной художественной выразительностью отмечен «Портрет М.Ю. Виельгорского»(1828), написанный в Италии.

Полотна Василия Тропинина, находящиеся в НХМ РБ, весьма разнообразные и существенно дополняют общепризнанное мнение о творчестве этого крупнейшего художника – «Бандит» (Портрет М. Оболенского) (1840-е), «Портрет М.И. Бера с женой Н.М. Бер» (1850), «Портрет Л.М. Кожиной» (1834) и др.

Широко представлено в музее искусство второй половины XIX века. В этой части коллекции доминируют работы мастеров, которые руководствовались принципом искусства критического реализма, демократическими тенденциями эпохи: Ивана Крамского, Василия Маковского, Кирилла Лемоха, Григория Мясоедова, Василия Максимова, Виктора Васнецова, Николая Ярошенко, Леонида Соломаткина. Музей имеет вариант-повторение 1875 г. известной картины Василия Пукирева «Неравный брак» (1862), где можно заметить некоторые отличия от полотна 1862 г., принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.

В разделе второй половины XIX века значительное место занимают пейзажи Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Исаака Левитана, произведения Ильи Репина и Василия Сурикова.

Коллекция русского искусства конца XIX – начала XX вв. включает ряд первоклассных работ известнейших русских художников. Тут представлены произведения художников, которые стремятся к обновлению живописно-пластического языка – членов разных художественных объединений рубежа веков, таких как «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» – Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Александра Головина, Николая Сапунова, Ильи Машкова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и др.

Искусство XX века России представляют имена таких известных мастеров, как живописцы Николай Касаткин, Петр Кончаловский, Георгий Ражский, Аркадий Пластов, Георгий Ниский и многие другие, которые в своих произведениях отобразили широту и разнообразие поисков русского искусства, особенности искусства 1930–1950-х гг., тенденции художественной жизни 1960–1980-х гг.

Коллекция скульптуры небольшая и не охватывает все этапы развития, но дает представление об основных характерных особенностях русской пластики и творчества ряда мастеров. Среди работ XVIII – первой половины XIX в. – такие превосходные работы, как «Портрет генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского» (мрамор, 1778) Федота Шубина, «Бродячий скрипач» (бронза, 1840-е) Федора Толстого.

Раздел скульптуры второй половины XIX в. более полный и цельный. Рядом с работами художников академического направления – Николая Лаверецкого, Пармена Забелы и др. – представлено творчество мастеров, чье искусство свидетельствует о достижениях реализма русской художественной школы: Владимира Беклемишева, Матвея Чижова, Марка Антокольского, Евгения Лансере и др. С особенностями русской пластики XX века знакомят произведения Михаила Врубеля, Сергея Коненкова, Ивана Шадра, Василия Ватагина, Николая Андреева, Веры Мухиной, Павла Трубецкого и др.

В небольшой коллекции рисунка и акварели можно выделить выполненный в технике итальянского карандаша «Портрет П.Ф. Желтухина» (1819) Ореста Кипренского, «Портрет Р.А. Томилова» (1831) Алексея Варнека, акварели Петра Соколова, Александра Орловского, братьев Александра и Альберта Бенуа, Аполлинария Васнецова, рисунки Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Алексея Степанова, гравюры Владимира Фаворского, Евгения Кибрика и др.

Немаловажное место занимает в собрании коллекция русского декоративно-прикладного искусства. Одним из первых значительных приобретений музея в конце 1950-х гг. стала коллекция русских лаков XIX–XX вв. В ней представлены произведения двух самых известных русских фабрик Лукутиных и Вишняковых, а также искусство Палеха. Это табакерки, шкатулки, запонки, бисерницы, портсигары, пудреницы, тарелки, подносики, спичечницы, пепельницы.

Самым ранним произведением в коллекции лаков является бисерница светло-зеленого цвета с изображением бегущей собаки (1818–1828). Не менее ценная часть коллекции русских лаков — палехская миниатюра 1920–1930-х гг. В музейном собрании представлено искусство ведущих художников Палеха, тех, кто создавал этот промысел – И.И. Голикова, И.И. Зубкова, И.В. Маркичева, В.В. Котухина, И.П. Вакурова, А.А. Дадыкина, Д.Н. Буторина и др.

Коллекция русского фарфора невелика по количеству экспонатов. Складывалась она постепенно и включает изделия почти всех крупных и известных заводов России XVIII–XX вв. – Императорского фарфорового, Попова, Батенина, Софронова, Терихова, Новых, Фомина, Миклашевского, братьев Корниловых, братьев Кузнецовых, Козлова, Иконникова, художественных предприятий Советского Союза.

Самым ранним памятником русского фарфорового производства в коллекции музея является тарелка с рельефной золотой сеточкой и пурпурными цветами из первого многопредметного русского сервиза, созданными мастерами Императорского фарфорового завода для императрицы Елизаветы Петровны и названного «Собственным» (1750-е). Это образец фарфора времени Д. Виноградова, нарядного, узорного, созвучного характеру елизаветинского рококо.

К числу интереснейших и своеобразных памятников искусства завода Гарднера принадлежат «орденские» сервизы. Они были заказаны Екатериной II в 1777–1778 гг. для приема при дворе кавалеров российских орденов. В нашей коллекции можно увидеть несколько предметов из «Андреевского», «Александровского», «Георгиевского» и «Владимирского» сервизов.

Высокий уровень технологии и мастерства лепщиков, формовщиков, обжигальщиков и живописцев Императорского фарфорового завода представляют большие декоративные вазы с копиями картин середины XIX в. из собрания Эрмитажа. Среди предметов второй половины XIX – начала XX в. выделяются изделия заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге и братьев Кузнецовых. Наряду с декоративными предметами и посудой в музейном собрании представлена и фарфоровая пластика.

Фарфор советского времени в собрании музея представлен именами известных художников: Н. Данько, В. Кузнецова, Б. Кустодиева, С. Чехонина, А. Щекотихиной-Потоцкой, Б. Воробьева, И. Ризнича, Е. Чарушина, А. Воробьевского, В. Семенова, А. Ефимовой, Г. Шуляк, А. Бржезицкой, П. Леонова, изделиями трех ведущих заводов России — Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, Дмитровского и Дулевского.

Настоящим шедевром этой коллекции является фарфоровая пластика первых послереволюционных лет. Шахматы «Красные и белые», статуэтки «Партизан», «Милиционерка» Н. Данько, «Красногвардеец» В. Кузнецова овеяны революционной романтикой.

Богатство коллекций российского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, собранных, в основном, благодаря неутомимым усилиям Е.В. Аладовой, директора музея с 1944 по 1977 год, дает возможность не только содержательно отобразить русское искусство в постоянной экспозиции музея, но и формировать разнообразные по содержанию и объему временные и передвижные выставки, посвященные отдельным темам, жанрам, отдельным направлениям и художникам.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.