Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  



Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Источник: Яндекс картинки

Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Уникален раздел музея древнерусского искусства. Экспозиция включает иконы московской, ярославской, новгородской, псковской, смоленской, западноукраинской школ, северные письма. Особенный интерес представляют уральские иконы XVI-XX вв.,  а также деревянная древнерусская скульптура

Челябинский государственный музей изобразительных искусств представляет собой художественный музей универсального классического типа - по характеру и содержанию собрания и деятельности.

Основателем музея и первым его директором был Леонид Петрович Клевенский (1894-1977), журналист, художественный критик, возглавивший в 1938 году работу передвижной выставки "Южный Урал в живописи", образованной из выставки "Урало-Кузбасс в живописи". Клевенский задумал концепцию музея перспективно и дальновидно. Несмотря на сложные перипетии судьбы страны и музея идеи эти не забылись, а получили дальнейшее развитие.

После начала Великой Отечественной войны 25 июня 1941 года Челябинская областная картинная галерея была закрыта и восстановлена 2 февраля 1952 года в здании, которое занимает и по сей день. Директором, а затем главным хранителем стал Г.Н. Лапин (1895-1970). С 1970 по 1991 г. главным хранителем была Г.И. Пантелеева, старейший по стажу научный сотрудник картинной галереи.

Экспозиции Музея изобразительных искусств размещены на двух площадках, находящихся в историческом и административном центре Челябинска. В 1951 году музейному собранию были предоставлены часть помещений бывшего пассажа братьев Яушевых. Здание, являющееся редким для Южного Урала образцом архитектуры стиля модерн, построено в 1911-1913 годах  архитектором А.А. Федоровым по заказу знаменитой купеческой семьи. «Торговый дом «Братья Яушевы» владел сетью магазинов и предприятий в России и Европе.

Челябинский пассаж являлся одним из крупнейших универсальных магазинов Урала, снабжаемым товарами от лучших российских и зарубежных поставщиков. Он был оснащен новейшим оборудованием: паровым отоплением, лифтами, автономной электрической установкой с нефтяным двигателем. На рубеже XIX-XX  веков, пассаж Яушевых был самым  большим городским строением. На фасаде и в интерьерах, сохранились  исторический лепной декор, уникальная глазурованная отделочная плитка, подлинные детали интерьера.

Пассаж братьев Яушевых является объектом культурного наследия федерального значения. Сейчас здесь размещена Картинная галерея музея изобразительных искусств с экспозицией древнерусского и классического русского искусства, западноевропейского и русского фарфора.

Коллекция музея содержит более 15 000 предметов, включающих живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, объединенных в полтора десятка коллекций. В раздел древнерусского искусства входят иконы московской, ярославской, новгородской, псковской, смоленской, западноукраинской школ, северные письма, особенный интерес представляют уральские иконы XVI-XX вв. В разделе древнерусского искусства представлена также деревянная скульптура.

Большой интерес представляет меднолитая пластика XVI-XIX вв. В коллекции старопечатной и рукописной книги - ценнейшие издания, в том числе Тетраевангелие анонимной московской типографии дофедоровского периода книгопечатания.

Собрание западноевропейского искусства включает в себя произведения итальянских, французских, немецких, австрийских, испанских художников XVI-XIX вв. Особую ценность представляет коллекция голландской и фламандской живописи конца XVII-XIX вв. (Я. Годерис, С. Даув, П. ван Блумен, К. Корнелиссен, Т. Виллебортс).

Русское искусство XVIII - нач. XX в. представлено: знаменитым автопортретом Д.Г. Левицкого, портретами О.А. Кипренского, В.К. Шебуева, парадными портретными композициями И.Б. Лампи «Екатерина-законодательница» и Ж.Л. Монье «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». Жанровая живопись представлена произведениями В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, А.О. Орловского; академическое направление - работами Т.А. Неффа, Г.И. Яковлева, И.К. Макарова, Г.М. Манизера, С.П. Постникова.

В собрании имеется три пейзажа И.К. Айвазовского. Творчество художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, отражают жанровые произведения В.Е. Маковского, Н.Г. Богданова, Н.А. Ярошенко, пейзажи И. И. Шишкина, М.К. Клодта, И.И. Левитана, Н.Н. Дубовского, портреты В.Г. Перова, И.Н. Крамского.

Творчество художников конца XIX - начала XX в. представляет искания импрессионистов - Н.И. Фешина, П.И. Петровичева, объединений «Бубновый валет», «Союз русских художников». Особый интерес представляет творчество Николая Афанасьевича Русакова, ученика Н.И. Фешина и К.А. Коровина, одного из основоположников местной художественной культуры.

В собрании большая коллекция произведений советского периода: представлены художественные объединения 1920-х годов, творчество ведущих мастеров социалистического реализма: А.А. Дейнеки, К.Ф. Юона, А.М. Герасимова, А.А. Пластова, М. С. Сарьяна, А.П. Бубнова, художников Москвы и Ленинграда, в 1930-е годы приехавших на стройки индустриализации Урала и Сибири (С.В. Рянгина, Б.Н. Яковлев, Ф.А. Модоров, В. Корыгин и др.), чьи произведения заложили основу музейного собрания в 1939 году.

В коллекции искусства XX века - произведения художников различных национальных школ, входивших в состав СССР. Интерес к искусству последней трети XX века отражен в прежде всего произведениями уральских художников, в том числе уникальной коллекцией произведений челябинских живописцев, графиков и скульпторов.

Коллекция предметов искусства Востока начала формироваться в середине 1950-х годов. Сегодня она насчитывает более 250 единиц хранения. Специфической особенностью челябинской коллекции восточного искусства является принадлежность большинства предметов к культурным традициям стран Дальневосточного региона (Китай, Монголия, Япония, Корея, Вьетнам).

Состав коллекции разнообразен: живопись тушью на шелке и бумаге, предметы буддийской пластики и живописи - тханка, фарфоровые изделия, предметы лакового, эмалевого производств, произведения китайской и японской традиции цветной гравюры, охватывающие период XVIII-XX вв. В числе раритетов можно назвать гравюры-суримоно Тотоя Хоккея, ученика Кацусика Хоккусая, коллекцию народной китайской картины-няньхуа (печатни Янлуциня), коллекцию монгольской буддийской алтарной пластики и художественные лаки.

Наиболее полной является коллекция уральского искусства. Наряду с работами челябинских художников, достойное место в ней занимают произведения каслинских и кусинских мастеров художественного литья из чугуна, изделия златоустовских мастеров гравюры на металле, произведения камнерезного искусства.

Коллекции театрально-декорационного искусства, декоративно-прикладного искусства дополняют представление о многообразии состава музейного собрания и его особенностях.

Древнерусское искусство

Памятники культуры Древней Руси в музее представлены иконами, старопечатными и рукописными книгами, меднолитой пластикой, деревянной скульптурой, окладами. шитыми ризами и резьбой по кости и камню. Временные рамки коллекции - XVI-нач. XX веков. Учитывая, что стал активно заселяться в XVIII веке, и здесь в этот период складывался свой духовный центр в Далматовом монастыре, то объясним численный перевес в коллекции произведений, датируемых XVIII и XIX веками, собранных на Урале (старообрядческая невьянская икона, народная икона, икона Нового времени, образцы пермской деревянной скульптуры, книги из Шадринска).

Русское искусство XVII-начало XX веков

Постоянная экспозиция русского искусства в Челябинской картинной галерее устраивается с 1957 г. Основой ее является коллекция русского искусства, начало которой положено в 1941 г. Государственным Русским музеем, передавшим в только что открывшуюся в 1940 г. Челябинскую картинную галерею 106 произведений живописи и графики. Особенно активно коллекция пополнялась в 1950-60-е гг. благодаря передачам крупных музеев и закупкам Министерств культуры СССР и РСФСР. В 1970-1990-е коллекция росла благодаря приобретениям в частных собраниях.

В настоящее время коллекция насчитывает около 500 произведений живописи, графики и скульптуры. В нынешней экспозиции преемника картинной галереи Музея искусств в историко-монографической последовательности развернуты произведения русской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства нового времени, наступившего в результате реформ Петра Великого, направивших Россию по европейскому пути развития.

Задачи постоянной музейной экспозиции – на основе коллекции русского искусства, принадлежащей музею, раскрыть историю русского искусства: развитие художественной школы, смену стилей, направлений и течений, их неповторимость и особенности, творчество художников, внесших свой вклад и занявших свое определенное место в истории отечественного искусства.

Экспозиция строится преимущественно на произведениях живописи, достигшей в указанный период яркого развития и прошедшей через этапы подлинного расцвета: во второй половине XVIII в.; на рубеже XVIII-XIX вв. и первой трети XIX в., именуемой золотым веком русской культуры; начиная с 1870-х гг. – расцвет русского реализма в рамках передвижничества – до начала ХХ века, времени, именуемом русским серебряным веком и последовавшим за ним гениальным русским авангардом первых десятилетий ХХ в.

Коллекция русской живописи Музея искусств позволяет проследить пути становления русской живописи после иконописи, закономерность появления жанра русского живописного портрета. В малом зале представлены протопортрет переходной поры – парсуна Александра Невского, поясные портреты неизвестных художников полупарадного жанра, которые соседствуют с подлинными шедеврами камерного интимного портрета русского искусства XVIII в. в творчестве Д.Г. Левицкого. Автопортрет художника и парный к нему портрет жены Н.Я. Левицкой – знаменитый художественный раритет, которым известна Челябинская картинная галерея в России.

В собрании музея представлена важная историческая составляющая русского искусства XVIII - нач. XIX вв. – россика, творчество иностранных мастеров. Особое внимание привлекает портрет Екатерины законодательницы в храме богини правосудия 1792, исполненный австрийцем И.Б. Лампи как свободная копия с композиции Д.Г. Левицкого.

Исполненный в яркой стилистике русского барокко, портрет-картина строится на сложных многозначных символах в духе идеологии эпохи Просвещения. Контрастом к нему служит парадный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны 1805 французского живописца Ж.-Л. Монье, воплотивший блестящий русско-европейский высокий классицизм с элементами романтизма.

Эпоха романтизма представлена определившими его именами О.А. Кипренского «Портрет Б. Торвальдсена», англичанина Дж. Доу, создавшего галерею портретов русских генералов – героев Отечественной войны 1812г., А.О. Орловского, живописца круга А.Г. Варнека. Произведения первой трети XIX в. отражают не только романтические тенденции, но и зарождение лирического реализма в творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина.

Яркий расцвет академической школы представлен в экспозиции творчеством К.П. Брюллова, позднеакадемические тенденции - в творчестве В.К. Шебуева, Г.И. Яковлева, И.К. Макарова, Г.М. Манизера и особенно в картине С.И. Постникова «Прощание Гектора с Андромахой» 1863.

Нарастание реализма, погружение в жизнь страны, народа, русской природы с конца 1860-х гг. в творчестве русских художников-передвижников выявлено в экспозиции в контрасте с яркой театральной живописью в традиции поздней Академии художеств и роскошными позднеромантическими пейзажами И.К. Айвазовского.

Пейзажи И.И. Шишкина, М.К. Клодта, В.Д. Поленова, И.И. Левитана; жанровые полотна В.Е. Маковского, Н.Г. Богданова, К.В. Лебедева, Н.А. Ярошенко, А.Е. Архипова; портреты кисти В.Г. Перова, В.О. Шервуда, В.Е. Маковского, И.Н. Крамского дают возможность прочувствовать глубоко нравственное творчество русских художников, исполненное сострадания и духовной силы.

1900-1910-е гг. завершают эпоху классического развития русской живописи. Пестрое многообразие живописных исканий русских художников, вновь выходящих в творческий контакт со всей мировой культурой Европы и Востока, запечатлено в трепетном русском символическом романтизме русского усадебного пейзажа, среды интерьера, погружением в русскую сказку и повседневность прошлого, в мечту о лазурных небесах Италии и гармонию Востока, в стихию русской народной жизни.

В экспозиции этого периода произведения С.Ю. Жуковского, С.В. Иванова, В.М. Васнецова, Ф.А. Малявина, Б.М. Кустодиева, К.К. Первухина, челябинского художника Н.А. Русакова, чье становление связано с казанской и московской школой. Традиции портрета Репина и Серова, поиск большого монументального стиля отражают произведения И.И. Бродского, З.Е. Серебряковой, связанных с петербургской средой.

Стадиально проходя через импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, искусство русского авангарда своей космической устремленностью в пространство форм новой жизни определило далекие перспективы мирового искусства. Н.П. Крымов, Н.И. Фешин, П.И. Петровичев и Л.В. Туржанский с их ярким натурным чувственным восприятием действительности с богатством живописных переживаний и обобщений как бы передают эстафету живописи яркой, декоративной, обобщающей цвет и пространство в духе постсезаннизма и постматиссовского фовизма в творчестве Н.Е. Кузнецова.

Два портрета Николая Русакова – автопортрет и кисти А.М. Родченко, исполненные в 1912 – своеобразный пролог искусству, связавшему авангард с последовавшим за ним в результате социальных катастроф советским временем. Символом космической непостижимости русского классического авангарда является единственное живописное произведение в собрании музея – портрет титана авангарда В.Е. Татлина с бандурой, исполненный в 1915 В.Е. Пестель, на выставке «Европалия – Россия 2005» в столице Евросоюза Брюсселе встреченный как заново открытое яркое художественное явление. Автор концепции экспозиции Галина Трифонова

Искусство советского времени

Коллекция советского искусства заложила основу собрания Челябинского музея изобразительных искусств и составляет его большую часть. В коллекции представлены громкие имена искусства советского периода: И. Бродский, А. Дейнека, И. Грабарь, М. Сарьян, А. Лактионов и др.

Николай Русаков (1888 - 1941)

Николай Афанасьевич Русаков был одной из самых ярких личностей, оказавших большое влияние на формирование художественных традиций региона. В одной из газетных рецензий о выставке челябинских художников 1925 года писатель Ветров так говорит о своих впечатлениях: «Когда вы уйдете с выставки, перед вами неотступно будут стоять картины Русакова с его колоссальным чувством цвета...»

Искусство уральских и челябинских художников

В собрании картинной галереи значительное место (более двух третей всей коллекции советского искусства) занимают произведения уральских художников. Искусство уральского региона, имеющее свои исторически сложившиеся традиции и достаточно яркий самобытный характер, представлено такими значительными именами, как Г. Мосин, М. Брусиловский, В. Волович, Е. Гудин, Г. Метелев (Свердловск), Б. Домашников, А. Пантелеев, А. Бурзянцев, Н. Назаров, А.Лебедев, Н. Пахомов (Уфа), Е. Широков (Пермь), В. Игошев (Уфа, Свердловск), Н. Ерышев и В. Ни (Оренбург).

Большую часть уральской коллекции составляют произведения челябинских художников. На сегодняшний день это самая большая коллекция в собрании музея, отражающая почти вековой период истории культуры Челябинской области. У истоков местной художественной жизни в 1920-1940-е годы стояли такие художники, как Н. Русаков, И. Вандышев, В. Челинцова, А. Сосновский, П. Юдаков, О. Перовская. Одной из самых ярких личностей, оказавших большое влияние на формирование художественных традиций региона, был Н. Русаков.

Хорошо представлен И. Вандышев своими самобытными жанровыми картинами о прошлом и настоящем Челябинска с присутствием народного живописного начала. В конце 1950-1960-е годы художественная жизнь Челябинска значительно оживилась с приездом в город молодых талантливых выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Московского художественного института имени В.И. Сурикова, других художественных учебных заведений страны:. А. Григоряна, Р. Габриэляна, К. Оганесяна, В. Авакяна, В. Неясов, Н. Сурина.

Их декоративная, яркая, эмоциональная живопись выразила эстетику и свободный дух нового времени. Тенденции сурового стиля проявились жанровых полотнах А. Смирнова и О. Решетникова, в пейзажах В. Бубнова, И. Болотских и И. Кучмы. Следующие десятилетия внесли в художественную жизнь Челябинска новое понимание искусства, обогатив его иными декоративными и монументальными формами, наполнив его метафоричными и ассоциативными образами. В силу объективных и субъективных причин отечественное искусство последних двух десятилетий XX века представлено в собрании почти исключительно творчеством челябинских художников.

Это плеяда талантливых монументалистов, живописцев и графиков, начавших свой путь на родине еще молодыми: Н. Аникин, В. Качалов, П. Ходаев, З. Латфулин, К. Фокин, Л. Костина, С. Черкашин, В. Мишин, В. Якивец, В. Чернилевский. Сейчас это зрелые оригинальные в творческих поисках художники. Их произведения приобщены к разным слоям мировой культуры - от древних цивилизаций до авангарда начала века – и отражают широкий спектр постмодернистских исканий; в то же время они определяют неповторимость и своеобразие характера искусства нашего города и собрания Челябинского музея изобразительных искусств.

Вторая музейная территория расположена в самом сердце столицы Южного Урала - на площади Революции. Строительство жилого дома-квартала Южно-Уральской железной дороги, первый этаж которого отведен в 1977 году под музейную деятельность, завершено в 1955 году. Автор проекта - заслуженный архитектор России, профессор Е.В. Александров. Согласно первоначальному замыслу, в фасадной части планировалось 12 этажей, однако политика того времени по преодолению «архитектурных излишеств» на три этажа «сократила» высоту челябинской «высотки».

Однако, и в таком варианте, здание красиво формирует восточную часть архитектурного ансамбля центральной городской площади. В 2008 году здесь были проведены ремонтно-реставрационные и технические работы, позволившие создать одну из лучших, по оснащению и эстетическим качествам, музейных площадок Урала.

На этой площадке находятся:

1. Постоянная экспозиция «Уральский павильон» - произведения уральских мастеров;

2. Зал для сменных экспозиций имени Е.В. Александрова;

3. Малый зал для временных выставок;

4. Художественный салон «Губернаторский»

В непростой современной социально-экономической жизни музей сосредотачивает основное внимание на главных направлениях пополнения собрания: искусство Урала XX века, в том числе и современное, в первую очередь - отражение основных направлений в искусстве Челябинска; особое внимание направлено на изучение и собирание памятников народного искусства региона, многонационального по своему составу. В этом музей видит свое призвание, свою миссию: отразить в данной географической точке обозримый исторический период развития пластических искусств и запечатлеть этапы духовной жизни общества.

Вместе с тем музей в своей собирательской деятельности постоянно подтверждает универсальный характер своего собрания и по мере возможностей пополняет и обогащает имеющиеся коллекции, создает новые (театрально-декорационного искусства, детского творчества, положено начало коллекции архитектурных проектов застройки городской среды Челябинска).

В 1977-78 годах на основе выделенной из картинной галереи коллекции каспийского и кусинского художественного литья из чугуна, златоустовcкой гравюры на стали создан филиал картинной галереи, получивший статус самостоятельного музея - музей декоративно-прикладного искусства Урала.

С середины пятидесятых годов картинной галереей ведется реставрация памятников темперной и масляной живописи, имеется реставрационная мастерская.

Научно-исследовательская работа в музее составляет основу для комплектования, экспонирования и публикации собрания. На протяжении всей истории картинной галереи ведется изучение собрания, результаты которого в последние пятнадцать лет вылились в выпуске каталогов отдельных коллекций собрания, персональных выставок и публикации творческого наследия старейших мастеров Челябинска.

Были проведены большие аналитические выставки по анализу коллекций и отдельных периодов развития искусства, проведены научные конференции по актуальной проблематике, выпущены сборники докладов. Ведется планомерное собирание и обработка научного архива музея. Картинная галерея включилась в систему компьютеризации музейных фондов России. В музее имеется научная библиотека, основанная одновременно с ним.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.