Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет Д.И. Менделеева в мантии доктора права Эдинбургского университета (фрагмент). 1885 г.
Автор: Репин И. Е.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
12:06 / 30.12.2022

Изменчивость и гениальность
Креативность обусловлена коммуникацией между разными частями мозга, которые обычно не работают вместе. В современных условиях можно наблюдать синтез творчества и креативности. Они не могут существовать друг без друга, поскольку сначала человек развивает в себе способность нестандартно мыслить, а уже затем использует ее для создания тех или иных вещей, идей или произведений

Придумывая новое. Феномен креативности

Креативность - одно из тех явлений, которому посвящены уже сотни и тысячи книг, статей и диссертаций, но интерес к нему по-прежнему довольно высок.

И это неудивительно: умение человека порождать новые идеи, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций, будет всегда интересно и востребовано.

Тем более что благодаря ему возникли такие явления, как «креативная экономика», «креативный класс», «креативная личность», которые довольно быстро стали популярными как в науке, так и в общественной жизни.

Согласно словарю Уэбстера, впервые слово creative появилось в 1678 г., а слово creativity упоминалось в 1875 г.

В это же время полноценными исследованиями этого понятия занялся Зигмунд Фрейд, предположивший, что креативность появляется тогда, когда в психике человека возникают противоречия между его осознанными и неосознанными побуждениями.

Благодаря им творческие личности, используя приемлемые с точки зрения культуры средства, реализуют свои скрытые желания.

Сам термин «креативность» впервые появился в работе британского психолога Джорджа Симпсона, который под креативностью понимал способность человека отказаться от стандартных способов мышления и принимать нетривиальные решения.

Аналогичное толкование затем предложил американец Джой Гилфорд, рассматривавший креативность как умение порождать новые идеи, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций.

В 1972 г. американский психолог Элис Торренс на основе материалов, собранных Джоем Гилфордом, разработал специальные тесты, предназначенные для определения креативного мышления.

А спустя несколько десятилетий российский ученый Леонид Дорфман выделил несколько предметных областей в исследовании креативности: креативное мышление; процессы, связанные с ним, и их продукты; креативная личность; креативное поведение; социально-культурные факторы; креативный процесс и его фазы.

Постепенно тематика креативности стала популярной и востребованной:

по данным библиографической базы EBSCO, если в 2008 г. было обнаружено около 400 публикаций, связанных с исследованиями различных аспектов креативности, то к 2022 г. их насчитывается уже несколько тысяч.

Особенно интенсивно эта тематика изучается в странах с бурным развитием экономики.

Креативность и общество

В наше время под креативностью подразумевают умение человека отступать от стандартных идей и правил, сочетая при этом интеллект и воображение.

Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов и увидеть новые пути решения проблем.

Такое сочетание интеллекта и воображения дает людям возможность совершать научные открытия, создавать произведения искусства, делать технологические прорывы.

Это помогает не только в решении глобальных проблем, но и в быту, позволяя человеку применять креативное мышление для решения жизненных задач.

В современной психологии даже возникло понятие креативной личности, обозначающее человека, обладающего ярко выраженными способностями придумывать и создавать что-то новое.

Из таких личностей могут возникать целые социальные страты. Американский экономист и социолог Ричард Флорида предложил понятие «креативный класс» - творческая, наиболее активная часть общества, способная увидеть и создать что-то новое.

Это журналисты, писатели, ученые, инженеры, артисты, художники, специалисты по связям с общественностью - участники экономики, основанной на знаниях, требующей наличия творческого мышления и способности к нестандартному подходу в решении задач.

В целом, как считал Джой Гилфорд, чтобы быть креативным, человек должен иметь:

способность к анализу и синтезу, логическим построениям;

способность найти и правильно сформулировать проблему и обозначить пути ее решения, причем там, где другие люди их не видят;

способность вырабатывать большое количество новых, свежих идей;

разноплановость рожденных идей;

оригинальность мышления, умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов;

способность совершенствовать вещь или явление, делая их пригодными для нетрадиционного использования.

Источник креативности - мозг

Общеизвестен тот факт, что процесс создания нового всегда начинается в мозге человека, но где именно это происходит, до сих пор было неясно.

Чтобы это узнать, несколько лет назад группа исследователей из США, используя функциональную магнитно-резонансную томографию, провела изучение активности мозга, в ходе которого выяснила, что креативность обусловлена коммуникацией между разными частями мозга, которые обычно не работают вместе.

С помощью фМРТ были обследованы 163 человека. Испытуемые проходили классический тест на дивергентное мышление. Участникам демонстрировали обычный предмет и давали 12 секунд, чтобы придумать наиболее творческое использование этого предмета. Затем ответы ранжировались по оригинальности и креативности.

Результаты оказались успешными. Построенная модель показала, что креативность возникает в трех разных сетях мозга:

сеть, задействованная по умолчанию: активируется при мозговом штурме и мечтаниях;

сеть исполнительного контроля: ее активность достигает пика, когда человеку нужно сосредоточиться; отчасти ее модерирует сила воли;

сеть значимости: фиксирует стимулы окружающей среды и переключается между исполнительной сетью и сетью по умолчанию.

По словам соавтора исследования Роджера Бити, для креативности важна именно синхронность этих систем.

Люди, которые мыслят более гибко и выдвигают более креативные идеи, лучше задействуют эти сети, эффективнее включая их в работу. Исходя из этого, можно довольно точно предположить, насколько творчески человек собирается подойти к задаче.

Креативность и творчество


Один из широко обсуждаемых вопросов в психологии, да и в науке в целом - соотношение между понятием «креативность» и не менее известным понятием «творчество».

На первый взгляд кажется, что это одно и то же, но если посмотреть глубже, оказывается, что это далеко не так.

Творчество всегда первично. В отличие от креативности творческий процесс изначально основывается на свободном вдохновении.

Как правило, художники, композиторы, писатели и другие творческие люди не задают себе вопросов: а нужно ли что-то создавать, кому это может понадобиться, как это создавать и что именно?

Они работают, просто исходя из собственного вдохновения, не задумываясь о том, нужна ли кому-то данная картина, симфония, пьеса или нет.

Если же говорить о креативности, то главной ее составляющей считается прагматический элемент.

То есть понятно, что, допустим, картина, будет написана с определенной целью - вызвать восторг у посетителей и даже желание ее приобрести.

Поэтому креативность - это только часть творческого процесса, но не замена ему.

В современных условиях можно наблюдать синтез творчества и креативности.

Они не могут существовать друг без друга, поскольку сначала человек развивает в себе способность нестандартно мыслить, а уже затем использует ее для создания тех или иных вещей, идей или произведений.

Материал подготовлен по открытым источникам.

Максим Майоров



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.