Земля
13:37 / 27.01.2016

550 млн лет назад магнитные полюса Земли менялись местами чаще
Российские ученые из Геологического института РАН, Института геологии уфимского научного центра РАН и их американские коллеги из Университета Флориды показали, что 550 миллионов лет назад магнитные полюса Земли менялись местами примерно в 10 раз чаще, чем за последние миллионы лет.

По предположениям ученых, именно это могло стать причиной Кембрийского взрыва - резкого изменения земной флоры и фауны, произошедшего примерно в это же время. Статья ученых опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters "Наши результаты совпали с данными других ученых", - сказал ТАСС Михаил Баженов, один из авторов исследования.

"Еще десять лет назад появилась работа коллег по Белому Морю, а теперь почти одновременно вышла наша статья по Южному Уралу и работа с Западной Сибири. Это неплохо. С такими подтверждениями мы смогли пройти два круга рецензий и убедить пятерых рецензентов", - добавил он.

Магнитные полюса Земли каждый год перемещаются на несколько десятков километров, а время от времени они еще и меняются местами - последние полмиллиарда лет это происходит два-четыре раза в миллион лет. Восстановить историю положений магнитных полюсов помогают исследования геологов.

Дело в том, что многие горные породы во время своего формирования намагничиваются в направлении, совпадающим с направлением магнитного поля Земли. Поэтому можно изучить разрез, состоящий из разных по возрасту слоев осадочной породы или потоков лавы и восстановить, как менялись положения полюсов слоя к слою. Именно так и поступили авторы работы.

По собранным на Южном Урале образцам песчаников они установили, что 550 миллионов лет назад, в позднем венде, северный и южный магнитные полюса за 1 миллион лет поменялись местами 20-30 раз. Похожие результаты почти одновременно получила и другая независимая группа из Института физики Земли РАН, которая работала на юго-западе Восточной Сибири.

Одна смена полюсов может длиться несколько тысяч лет. В это время магнитное поле Земли, обеспечивающее защиту от космической радиации, сильно ослабевает, и это может приводить к заметному повышению уровня облучения на поверхности Земли. "Одна смена полярности за сотни тысяч лет не вызовет сколь-нибудь заметных изменений на планете; во всяком случае, пока такого эффекта не найдено", - отметил Баженов.

"Но когда на один миллион лет таких смен приходится 20-30, то большой процент времени Земля оказывается без магнитного щита. Возникает кумулятивный эффект накопления мутаций. В этой статье мы только двумя словами упоминаем о такой возможности, но в другом журнале у нас лежит статья, где мы рассматриваем вопрос, а не вызван ли Кембрийский взрыв, самое большое и резкое изменение биосферы в истории Земли, резким ослаблением магнитного щита планеты", - сказал он.