На всякую рыбу едок найдется
17:25 / 27.12.2016

Российские биологи рассказали, чем надо кормить рыбу

Группа биологов представила результаты обширного исследования зообентоса российских регионов, в ходе которого они выяснили различную степень пищевой ценности многочисленных видов беспозвоночных обитателей дна водоемов для обогащения рыб полиненасыщенными жирными кислотами из семейства Омега-3.

Ценность изучения полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 (сокращенно ПНЖК) напрямую связана с их полезными свойствами для организма человека.

Так, в ходе научного исследования, проведенного в 1970-х годах на инуитах Гренландии, рацион которых состоит преимущественно из жирной рыбы, было установлено, что жирные кислоты семейства Омега-3 приводят к снижению риска ишемических заболеваний сердца, существенно улучшают состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, а также позитивно влияют на другие факторы жизнедеятельности.

Между тем ученые фиксируют сложившуюся в конце XX века проблему дефицита данных веществ в питании современного человека. В связи с обнаруженным дефицитом ПНЖК, красноярские учёные под руководством Гладышева Михаила Ивановича занимались поиском альтернативных источников ПНЖК (печень сельскохозяйственных животных), что лишь подтвердило незаменимость рыбы в питании человека как основного источника данных кислот.

«Наша группа исследовала влияние термической обработки и консервирования на количество ПНЖК в готовом продукте, а также установила суточные порции основных промысловых сортов рыб, которые необходимо употреблять в пищу для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, - сообщила доцент СФУ Олеся Махутова (Кормилец).

– Одно из последних исследований в этой области было посвящено изучению того, какие виды зообентоса являются наиболее ценным кормом для рыб в отношении ПНЖК семейства Омега-3».

Всего учеными были изучены 68 видов бентосных беспозвоночных из водоемов Красноярского края, Республик Коми и Хакасии, Ярославской и Тюменской областей, Камчатки и других. Ученые выяснили, что наиболее ценной пищей для рыб являются насекомые, особенно падёнки и ручейники, гаммариды и ресничные черви; низкую же пищевую ценность для рыб в отношении ПНЖК имеют пиявки, моллюски, олигохеты, мшанки и жуки.

На основании полученных результатов ученые полагают, что вселение чужеродных видов зообентоса в водоемы, может привести к снижению качества пищи бентосоядных рыб и, в конечном счете, снижению количества ПНЖК семейства Омега-3 в такой рыбе. Результаты исследований опубликованы в сентябре 2016 года в научном журнале «Freshwater Science» издательства «The University of Chicago press».

Одним из вариантов практического применения результатов исследования является то, что рыбоводческие хозяйства смогут более эффективно планировать выращивание рыбы, обогащённой Омега-3 жирными кислотами.

Добавим, в команде биологов представители Сибирского федерального университета (г. Красноярск), Института биофизики СО РАН (г. Красноярск), Института проблем освоения севера СО РАН (г. Тюмень), Института биологии Коми научного центра УрО РАН (г. Сыктывкар), Института биологии внутренних вод РАН (г. Борок)