Зебрданио
12:14 / 29.05.2020

Уральские биологи обнаружили у рыбок феномен отчаяния
Исследования проводились на пресноводных рыбках зебраданио, которые, по данным специалистов, наряду с червем-нематодой, мухой дрозофилой, мышью и человеком входят в "элитарный клуб" полностью генетически идентифицированных видов и удобны для генетических исследований. Как выяснили ученые, на рыбок воздействуют классические антидепрессанты

Сибирские ученые создали программу по изучению анатомии хвойных деревьев

Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) и Института леса имени В.Н. Сукачева из Красноярска создали программное обеспечение, позволяющее быстрее всех в мире получать клеточные измерения годичных колец деревьев хвойных видов, сообщили нашему корееспонденту в СФУ 29 мая 2020 года.

Количественная анатомия древесины – это область дендроэкологии, исследующая клеточное строение древесины, описание структурных особенностей отдельных типов клеток и их сочетаний, микроскопическое изучение процессов в живых клетках.

Чтобы исследовать клеточную структуру древесины, ее образцы после обработки специальными химическими реагентами нарезают слоями в несколько микрон с помощью прибора микротома, оборудованного острейшими лезвиями.

Затем эти "срезы" окрашивают специальным красителем и изучают под микроскопом. Именно такие "фотографии" помогают анализировать клеточные структуры древесных колец и получать информацию о функционировании деревьев.

"Ученые Сибирского федерального университета и Института леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН разработали программное обеспечение AutoCellRow (ACR), позволяющее быстро и точно анализировать клетки древесных колец на основании снимков высокого разрешения.

Новая программа автоматически определяет параметры клеток в годичных кольцах – их количество, размер и пространственное расположение; помогает точно определить радиальный и тангенсальный диаметры, площадь люмена и толщину клеточной стенки", – говорится в сообщении.

В СФУ отметили, что доступ к продукту открыт для всех специалистов и студентов на сайте вуза. В вузе рассказали, что красноярские ученые изначально пользовались программами европейских и американских разработчиков.

Были не очень успешные попытки перехода на американскую Image Pro Plus со специализированным программным блоком ROXAS из Швейцарии. Разработка красноярцев полностью независимая, использует собственные алгоритмы и не требует лицензии на использование.

В вузе сообщили, что программное обеспечение является самым быстрым в мире на сегодня при сопоставимой точности с лучшими зарубежными аналогами.

Особенностью новой программы является ее "непривередливость" к загружаемым снимкам высокого разрешения – в отличие, например, от ROXAS, отечественная разработка готова взаимодействовать практически с любыми, в том числе, черно-белыми изображениями.

Разработка предназначена для широкого круга специалистов, в том числе экологов, которые занимаются климатическими изменениями и эмиссией СО2.

Работа опубликована в журнале Dendrochronologia.

Уральские биологи обнаружили у рыбок феномен отчаяния

Биологи Уральского федерального университета (УрФУ) обнаружили у пресноводных рыбок феномен отчаяния, что может помочь быстрее отобрать более совершенные лекарственные препараты против депрессии для людей, сообщает пресс-служба вуза.

Как выяснили ученые, на рыбок воздействуют классические антидепрессанты - амитриптилин и сертралин - и снижают уровень их отчаяния.

"Мы впервые обнаружили у рыб зебраданио феномен отчаяния…

Учитывая, что генетически рыбы и люди подобны друг другу на 70%, мы сделали поиск потенциальных биологических мишеней для антидепрессантов гораздо менее сложным и менее дорогим, чем при работе с грызунами",

- приводятся в сообщении слова ведущего научного сотрудника научной лаборатории перспективных исследований в области нефтехимии, химической технологии и биотехнологии УрФУ Алана Калуева.

Исследователь отметил, что, используя рыб зебраданио, наука быстрее найдет, протестирует и отберет новые, более совершенные лекарства против депрессии - самого массового заболевания мозга, которым страдают почти 10% людей, многие из которых при неэффективном лечении совершают самоубийства.

Как добавили в пресс-службе вуза, ранее подобного рода исследования проводились на грызунах. Таким образом, ученые "состарили" депрессию еще на 340 миллионов лет и показали, что отчаяние - один из симптомов депрессии - гораздо более древний механизм, чем до сих пор считалось.

По материалам РИА Новости