Рак довели до самоубийства
08:12 / 27.11.2013

Рак довели до самоубийства

Учёными Массачусетского технологического института разработан препарат, повышающий эффективность существующих методов лечения рака. Принцип работы нового средства может показаться парадоксальным – оно заставляет раковые клетки делиться вне зависимости от обстоятельств. Известно, что именно бесконтрольное деление клеток – процесс, делающий раковые заболевания одними из самых опасных в мире. Но, сняв с этого процесса последние ограничения, учёные сделали клетки опухоли более уязвимыми к цитотоксическим методам лечения, таким как химиотерапия.

Примерно у половины онкологических больных присутствует мутация в гене p53, которая позволяет раковым клеткам «пережить» химиотерапию и продолжать делиться. Из-за неправильной работы этого гена даже в клетке, сильно повреждённой в ходе химиотерапии, не запускается процесс апоптоза – запрограммированного самоуничтожения.

В исследовании, опубликованном в журнале Cell Report, исследователи рассказывают об обнаруженной ими связи между p53 и другим геном, MK2. При подавлении работы обоих этих генов эффективность таких методов лечения рака, как химиотерапия, значительно повышается. Это подтвердили опыты на мышах, посредством генной инженерии выведенных с мутантным p53. Подавив у них активность p53 и MK2, учёные ввели им цитотоксический препарат цисплатин, и он позволил значительно уменьшить размеры раковой опухоли, в то время как у контрольной группы с работающим MK2 после такой же терапии опухоль продолжала расти. В дальнейшем учёные создали мышей, у которой ген MK2 можно было «влючать» и «выключать», что впервые позволило провести эксперимент на одних и тех же особях, сопоставляя поведение опухоли при наличии и в отсутствии этого гена.

Работа гена p53 заключается в том, чтобы перед делением клетки проверить, не повреждена ли она, и в случае, если значительные повреждения имеются, запустить апоптоз. Ранее исследователи обнаружили, что при неправильной работе этого гена он вместе с MK2, позволяет злокачественной опухоли пережить химиотерапию – деление пострадавшей клетки приостанавливается, и это даёт ей время восстановиться. «Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что при блокировании MK2 клетки опухоли не “осознают”, что у них сильно повреждена ДНК, и пытаются продолжать делиться, пока не совершают самоубийство», – поясняет Майкл Яффе (Michael B. Yaffe), один из авторов исследования.

Лекарства, подавляющие работу гена MK2, уже применяются при лечении воспалительных заболеваний, таких как артрит и колит. Но учёные считают, что полученные ими данные открывают новые перспективы использования подобных препаратов в сочетании с химиотерапией. При этом подчёркивается, что само по себе подавление MK2 принесёт онкобольному больше вреда, чем пользы – опухоль начнёт расти быстрее, лишившись немногих оставшихся «тормозов». Но в сочетании с цитотоксическими препаратами, как надеются исследователи, эти лекарства могут оказаться эффективны. Учёные надеются, что в обозримом будущем будет принято решение о проведении клинических испытаний предложенного ими метода.