Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет физиолога Ивана Петровича Павлова (фрагмент). 1930г.
Автор: Нестеров М. В.
Источник: Государственный Русский музей
11:16 / 11.02.2014

От теорий Павлова и Фрейда – к синтетической науке о душе и сознании
Психология как наука прошла у нас очень непростой путь. Вот, у нас привыкли только про судьбу генетики рассказывать. На самом деле, психология тоже пережила похожий период. Была так называемая «Павловская» сессия, 1932 год, когда было решено, что психология является лженаукой, так как нет в ней ничего материального
Психология – это то, что родилось в лоне философии, это та часть философии, которая занималась душой, изучением психических явлений. Сами феномены психологических явлений были описаны, начиная с Платона, Аристотеля и так далее, и впоследствии составили основу западной философской традиции.

Позже развитие естественных наук дало возможность по-новому оценивать эти категории. То есть, с одной стороны, есть возможность философствовать, с другой стороны, развиваются естественные науки и хочется, что-то с чем-то сравнить, померить, посчитать. Естественные науки проникают в философию и строят психологию как естественную науку.

При этом сразу же надо оговориться – при этом прекрасно существует и «наука» парапсихология, но ее не нужно путать с тем, что называется у нас научной психологией. А, с другой стороны, существует и биология, для которой не так важна сущность духовная. То есть, с одной стороны, психология от философии взяла душу, а у биологии и естественных наук - функции мозга, субстрат, материальную основу.

И вот этот вот параллелизм, двойственность, он, как ни странно, иногда мешает пониманию явлений. То есть, важно понимать момент, где заканчиваются рефлексы и биохимия, а начинается, собственно, психология памяти, внимания, мышления, речи отдельного человека. И где начинаются философские обобщения, и мы переходим в мир нашего сознания, в мир наших переживаний, в ту область, что называется душевным миром и миром психических явлений.

Традиционно, если вспомнить, у нас в России существовало одно из старейших психологических обществ, оно возникло в 1885 году в Московском университете. Причем, тогда не было в стране ни одного психолога. Но вот эта традиция, она была заложена самими создателями этой науки.

Это были и философы, конечно, это были и филологи, это были историки, это были математики, это были и биологи, и физики, и химики. То есть те, кто интересовался психологией – это и был первый состав психологического общества в России, междисциплинарного по своей сути.

Психология как наука прошла у нас очень непростой путь. Вот, у нас привыкли только про судьбу генетики рассказывать. На самом деле, психология тоже пережила похожий период. Была так называемая «Павловская» сессия, 1932 год, когда было решено, что психология является лженаукой, так как нет в ней ничего материального. При этом – вы понимаете - за океаном в это время мощно развивается бихевиоризм, который построен на павловском учении.

Никто, конечно, и не умаляет влияние работ Ивана Петровича Павлова на, собственно, физиологические, и психофизиологические сюжеты, которые он разрабатывал. Но, при этом в его школе был достаточно жесткий запрет на рассмотрение именно мира психических явлений. То есть вот слово «психология», фактически, было запрещено для употребления.

Еще до «Павловской» сессии было постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». И вот это и было первым мощным ударом по психологии в стране. Что же произошло? А дело в том, что стремление психологов «все померить» в те времена привело к появлению множества разных тестов для дошкольников и школьников. Считалось, что так можно создать новую эффективную систему образования. Возникла тестология.

Готовность к обучению у детей младшего возраста проверялась с помощью разного качества тестов. И неумелое применение этих методик не помогло педагогам,  а наоборот, лишь добавило им серьезных проблем за три-пять лет слепого применения этих тестов. Попытки укомплектовать классы так, чтобы дети сами развивали друг друга, потерпели крах. И абсолютно бездумное применение психологических методик привело к дискредитации тестологии и психотехники.

Постановление  ЦК ВКП(б) надолго вытеснило психологов из школы. Потом «Павловская» сессия закрыла психологию, как науку, фактически где-то до конца 40-х годов. Сама психология присутствовала, лишь как одна из кафедр на философских факультетах. То есть психологи остались в нескольких университетах, вот, в том числе, и в Московском, на философском факультете.

Юрий Зинченко


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.