Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Древнерусский крест
Источник: Яндекс картинки
10:35 / 28.05.2020

В древнерусских крестах-энколпионах не нашли костных останков
Внутри крестов исследователи нашли ладан; смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань; фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани; остатки травянистого растения, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. Кроме того, в одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань

Ученые предполагают, что вместо мощей в домонгольскую эпоху туда вкладывали более доступные реликвии

Российские ученые, вопреки ожиданиям, не нашли костных останков внутри древнерусских крестов-энколпионов домонгольской эпохи. Считается, что в подобные обереги помещали мощи святых или другие христианские реликвии. Об этом пишет пресс-служба Института археологии РАН.

По словам директора института Николая Макарова, специалисты знали о типах и художественных особенностях энколпионов, однако до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты.

"Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни. Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики", – отметил Макаров.

Что такое энколпионы

Энколпионами называют двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались христианские реликвии. Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII веках.

На Русь эта традиция, вероятно, пришла вместе с другими культовыми предметами в начале христианизации.

В подобные реликварии помещали самые разные предметы: так, в ковчеге архиепископа Дионисия Суздальского были фрагменты хитона и тернового венца Христа, а также частица камня от его гроба. Но до последних лет было неизвестно, какие реликвии помещали в кресты, которые носили простые люди.

Ранее специалисты не исследовали вложения в кресты, они изучали сами артефакты и их художественные особенности. За последние десять лет экспедиции Института археологии РАН собрали большую коллекцию крестов-энколпионов, основная часть находок приходилась на селища Суздальского Ополья.

Такое большое количество находок изменило сложившиеся ранее представления о том, что на Северо-Востоке Руси энколпионы были редкими и статусными предметами.

Процесс исследования

Для исследования ученые взяли 14 закрытых энколпионов, 11 из которых были найдены в окрестностях Суздаля и Юрьева-Польского (Владимирская область), а три – в Великом Новгороде. В Курчатовском институте их изучили с помощью нейтронной томографии, инфракрасной спектроскопии и других неразрушающих методов.

Сначала исследователи рассмотрели закрытые энколпионы с помощью стереомикроскопа, определив таким образом, с помощью каких приемов их изготовили. Затем ученые выяснили, что заполняло внутренние пустоты крестов. На основе этих данных исследователи создали 3D-модели пяти энколпионов.

На втором этапе исследования ученые раскрыли створки энколпионов и извлекли содержимое внутренних полостей. Кроме того, они определили состав сплава, из которого сделали кресты.

Артефакты изнутри

Внутри крестов исследователи нашли ладан; смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань; фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани; остатки травянистого растения, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти.

Кроме того, в одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань. Анализ этих частиц с помощью ИК-спектроскопии показал, что это дерево было хвойным из семейства сосновых.

По словам Макарова, паломникам домонгольской эпохи были недоступны мощи русских святых того времени. Поэтому в энколпионы вкладывали другие святыни, – например, реликвии из ближайшего храма с чудотворной иконой.

"Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси.

Мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпионов была укоренена среди людей самого разного социального статуса", – заключил Макаров.

Ученые продолжат исследовать энколпионы – в Курчатовский институт передали еще пять таких артефактов, которые экспедиция ИА РАН под Суздалем нашла совсем недавно.

Суздальское Ополье. Село Кистыш. Надгробие на местном кладбище

Видео на канале YouTube "Новости на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Наука", подраздел "Гуманитарные"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.