Российская космическая обсерватория "РадиоАстрон"
14:31 / 28.01.2016

"РадиоАстрон" получил самые детальные снимки черной дыры в созвездии Ящерицы
Достичь высокого разрешения при наблюдениях с помощью "РадиоАстрона" возможно благодаря использованию так называемого метода интерферометрии со сверхдлинной базой. Он основан на наблюдении одного и того же объекта с помощью нескольких независимых радиотелескопов, разделенных определенным расстоянием, и сопоставлении полученных сигналов
Российская космическая обсерватория "РадиоАстрон" получила изображение ядра активной галактики с рекордно высоким в истории астрономии угловым разрешением. Об этом сообщается в пресс-релизе Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, поступившем в ТАСС.

В ходе сеанса наблюдений, проведенного с участием "РадиоАстрона" и 15 наземных радиотелескопов, ученые смогли добиться рекордного углового разрешения - 21 микросекунда дуги.

"Это более чем тысячу раз лучше разрешения космического телескопа "Хаббл", оптический телескоп с таким угловым разрешением мог бы разглядеть спичечный коробок на поверхности Луны", - сказал руководитель научной программы проекта из Астрокомического центра ФИАН Юрий Ковалев, чьи слова приводятся в пресс-релизе.

Ковалев и его коллеги наблюдали за поведением объекта BL Lacertae в созвездии Ящерицы. Это блазар, сверхмассивная черная дыра, находящаяся в центре галактики. Она окружена диском плазмы, разогретой до температур в миллиарды градусов. Мощные магнитные поля и высокие температуры формируют джеты - струи газа длиной до нескольких световых лет.

Теоретические модели предсказывали, что из-за вращения черной дыры и аккреционного диска, линии магнитного поля должны формировать спиральные структуры, которые в свою очередь ускоряют поток вещества в джетах. Ученые с помощью снимков "РадиоАстрона" смогли увидеть эти спиральные структуры, а также зоны ударной волны в области формирования джета.

Результаты работы опубликованы в журнале Astrophysical Journal. Достичь столь высокого разрешения при наблюдениях с помощью "РадиоАстрона" возможно благодаря использованию так называемого метода интерферометрии со сверхдлинной базой. Он основан на наблюдении одного и того же объекта с помощью нескольких независимых радиотелескопов, разделенных определенным расстоянием, и сопоставлении полученных сигналов.

Картина, получаемая таким образом, эквивалентна той, которую мог бы дать гигантский радиотелескоп с диаметром антенны равным расстоянию между телескопами интерферометра. Ранее развитие этого метода наблюдений сдерживалось физическим барьером - телескопы нельзя было разнести на расстояние большее, чем диаметр Земли.

С конца 1970-х годов астрофизик Николай Кардашев, в настоящее время - руководитель Астрокосмического центра, и его коллеги разрабатывали проект наземно-космического интерферометра, который мог бы преодолеть это ограничение. В 2011 году этот проект был осуществлен и на орбиту была выведена космическая обсерватория "Радио Астрон", что позволило создать самый большой на сегодняшний день наземно- космический радиоинтерферометр.