Подготовка ракеты-носителя к пуску на космодроме «Байконур»
11:55 / 23.12.2020

"Я знаю все трещинки"
По данным НАСА, с 2006 года США приобрели у России 72 места в кораблях "Союз" на сумму более 4 миллиардов долларов. За это время стоимость билета для них возросла с 20 до 90 миллионов. По подсчетам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, затраты НАСА на покупку мест в "Союзах" в некоторые годы практически полностью содержали отечественную пилотируемую космонавтику

Второй год "Роскосмос" заканчивает без аварий. За 26 месяцев осуществлено подряд полсотни успешных космических пусков. Такой "чистой" истории современная российская космонавтика не знала с 1993 года.

В рамках летных испытаний успешно выполнен второй пуск тяжелой "Ангары", проведен обзор Вселенной в рентгеновском диапазоне с помощью телескопа "Спектр-РГ", в Россию перебазирован "Морской старт", ведется создание новой ракетно-космической техники.

Не обошли стороной трудности и трагические события: на Международной космической станции обнаружена трещина, пандемия отложила реализацию ряда планов и забрала жизни ведущих космических ученых. О главных событиях в российской космической сфере читайте в нашем обзоре.

COVID-19 ударил по космосу

Пандемия коронавируса не обошла стороной программы "Роскосмоса". В первую очередь, она отразилась на пусковой деятельности. Так из-за банкротства британской компании OneWeb состоялись только три из 12-ти запланированных запусков спутников связи на ракетах "Союз".

В итоге вместо более 30 обещанных "Роскосмосом" пусков, реализовано чуть меньше 20.

На два года – с 2020-го на 2022-й – была отложена отправка к Марсу совместной с Европейским космическим агентством посадочной станции ExoMars. Кроме того, временно прекратил работу космодром Куру, с которого летают ракеты "Союз".
В то же время без задержек были проведены запуски к МКС кораблей "Союз" и "Прогресс", а также космических аппаратов в интересах Минобороны РФ. По заявлению главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, в отличие от "гражданского космоса", гособоронзаказ выполнялся в полном объеме.

Однако не удалось уберечь от заражения коронавирусом некоторых известных в отрасли людей: в мае умер генеральный конструктор пилотируемых программ России Евгений Микрин, а в ноябре не стало директора НИИ ядерной физики МГУ Михаила Панасюка.

"Она летает, черт возьми"

Именно такими словами глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин прокомментировал старт ракеты "Ангара". Удивляться действительно было чему - с предыдущего пуска тяжелой "Ангары" прошло почти шесть лет.

Пуск прошел успешно. Ракета отработала положенное время и вывела разгонный блок "Бриз-М" с болванкой (макетом космического аппарата) на суборбитальную траекторию полета. Дальнейшее выведение 2,4 тонны груза на высоту 36 тысяч километров прошло без замечаний, сообщило Минобороны.

Как после пуска уточнил в своем Twitter Рогозин, в следующем году планируется два пуска ракет семейства "Ангара" – тяжелого и легкого классов. А всего для завершения летных испытаний носителя намечается проведение шести пусков "Ангары-А5". Как сообщалось, они будут завершены в 2021-22 годах.

Тяжелая "Ангара" разрабатывается на смену ракетам "Протон", эксплуатация которой будет завершена к 2025 году. Изначально семейство ракет создавалось по заказу Минобороны, но в настоящее время у "Роскосмоса" возникает все больше собственных планов на этот носитель.

Так, с 2023 года с ее помощью начнутся испытания нового пилотируемого корабля "Орёл", а в последующем модернизированная ракета с водородной ступенью "Ангара-А5В" будет использоваться для организации пилотируемых полетов российских космонавтов на Луну.

Для реализации лунного проекта с использованием "Ангары" потребуется проведение нескольких пусков, для чего необходимо минимум два пусковых стола или пуски двух ракет с перерывом между ними.

Я знаю все трещинки

В уходящем году на Международной космической станции нашли утечку воздуха. И если с дыркой в корабле "Союз МС-09" в 2018 году разобрались быстро, установив, что она искусственного происхождения, хотя виновного в ее "сверлении" так и не нашли, то с трещиной в российском модуле "Звезда" все оказалось куда сложнее.

Первые данные об утечке воздуха появились в сентябре 2019 года, но первое время она не слишком беспокоила ни космонавтов, ни Центр управления полетами. В августе 2020 года воздух стал утекать в пять раз быстрее, по такой же экспоненте росло беспокойство специалистов. В итоге экипажу станции поручили найти течь.

Изначально предполагалось, что место разгерметизации находится в американском сегменте, о чем неоднократно заявляла пресс-служба "Роскосмоса", но в ходе длительных поисков с помощью специального течеискателя "дырку" нашли в модуле "Звезда" российской части станции.

Ее временно заклеили каптоновой лентой (термостойким скотчем), а затем заплаткой - гибким диском из резины и алюминиевой фольги. Однако это не помогло до конца устранить утечку воздуха.

Причина образования трещины также не ясна. В беседе с нами Герой России, исполнительный директор "Роскосмоса" Сергей Крикалев сообщил, что специалистами точно установлено, что в образовании трещины точно не виновата усталость металла.

Он также не верит, что она могла появиться из-за одной из ранее проведенных жестких стыковок космических кораблей.

Одну из версий нам выдвинул член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов, предположивший, что царапину мог оставить робот "Фёдор", когда его в прошлом году заносили на МКС.

Крикалев сообщил агентству, что трещина может быть не одна и сейчас космонавты на станции заняты поиском второй. Время на поиски еще есть. В корпоративном журнале "Роскосмоса" "Русский космос" говорится, что корабль "Прогресс" со специальным ремонтным комплектом прилетит только в феврале.

Вижу тебя насквозь

Российско-германский телескоп "Спектр-РГ" в 2020 году составил самую точную карту видимой Вселенной в рентгеновском диапазоне, а к концу декабря повторно просканировал небо.

Всего планируется провести восемь съемок, объединив впоследствии данные в сверхточный атлас. Даже первое сканирование содержит почти в 10 раз больше источников рентгеновского излучения, сообщал Институт космических исследований (ИКИ) РАН, чем бывшая лучшей до сих пор в мире карта немецкого спутника ROSAT, полученная в 1990 году.

Уже обнаружено около миллиона источников мягкого рентгеновского излучения, а также более чем 1000 источников жесткого рентгеновского излучения, сообщается на сайте ИКИ.

Большинство найденных объектов являются активно растущими сверхмассивными черными дырами – ядрами активных галактик и далекими квазарами, светившими, когда Вселенная была в десять раз моложе. Обнаружено также порядка 20 тысяч неизвестных скоплений галактик и 200 тысяч новых звезд.

Ожидается, что к концу своей работы "Спектр-РГ" обнаружит около 3 миллионов сверхмассивных черных дыр, 100 тысяч скоплений галактик, сотни тысяч звезд с активными коронами и белых карликов, десятки тысяч звездообразующих галактик и многие другие объекты, в том числе неизвестной природы.

"Спектр-РГ" является на текущий момент единственным российским космическим телескопом. Он пришел на смену аппарату "Спектр-Р", исследовавшему Вселенную в радиодиапазоне. А следующая российская космическая обсерватория "Спектр-УФ", как ожидается, отправится в космос в 2025 году.

Космическая "Одиссея" Владислава Филева

Уходящий год ознаменовался эмиграцией плавучего космодрома "Морской старт" из США в Россию. Выйдя из порта Лонг Бич уникальная стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно в марте 2020 года поочередно прибыли в порт временного базирования на Дальнем Востоке - Славянский судоремонтный завод.

Проект "Морской старт" был создан в 1995 году совместными усилиями России, США, Украины и Норвегии. В 2010 году проект пережил банкротство, а в 2014 году из-за ситуации на Украине, когда производство ракет "Зенит" было приостановлено, а в последствии и полностью закрыто, пуски с "Морского старта" прекратились.

Группа компаний S7 выкупила бездействующий плавучий космодром у "внучки" Ракетно-космической корпорации "Энергия" в 2016 году за 150 миллионов долларов США, полностью закрыв сделку в 2018 году.

Сначала, как сообщало украинское предприятие "Южмаш", компания S7 заказала 12 ракет "Зенит", планируя возобновить пусковую программу из США, но из-за политической напряженности между Россией и Украиной восстановить производство носителей не удалось. Было принято решение перебазировать комплекс в Россию.

"Роскосмос" предлагает проводить с "Морского старта" пуски новой ракеты "Союз-5", которая создается как замена ракете "Зенит". Группа S7 в то же время ведет разработку собственной ракеты легкого класса с перспективой использования наработок в носителе среднего класса. Для ее производства компания купила завод в Ульяновске.

В свою очередь пока не понятны объемы затрат на восстановление функционирования комплекса. Ранее группа компаний S7 оценила суммарные затраты в 29 миллиардов рублей, вице-премьер Юрий Борисов - в 35 миллиардов, а "Росатом" - в 84 миллиарда рублей в ценах 2020 года или в 91 миллиард рублей в прогнозируемых ценах с учетом инфляции.

Кто и за чьи средства будет проводить модернизацию пока не понятно, но в августе вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что комплекс может возобновить функционирование ориентировочно в 2023-2024 годах.

Поддай газу

Новые идеи в "Роскосмосе" бурлят как пузырьки в газировке. Вслед за анонсированными ранее ракетами "Союз-5" и "Союз-6", госкорпорация заказала разработку новой ракеты – "Амур-СПГ".

Это должна быть первая российская ракета-носитель, работающая на сжиженном природном газе, и первая в отечественной истории многоразовая ракета с динамической системой посадки – то есть на выдвижные опоры, как у Falcon 9 Илона Маска.

Метановые двигатели в России испытывали еще в 1990-е годы, но тогда эти технологии не получили дальнейшего развития. Существовали проекты легкой ракеты на газе "Рикша" и целого семейства метановых носителей "Союз" (не путать с одноимёнными эксплуатируемыми и перспективными носителями).

Однако дальше презентаций эти проекты не продвинулись. Все изменилось после того, как в США начались испытания метановых двигателей Raptor от SpaceX и BE-3 и BE-4 для ракет Blue Origin и United Launch Alliance. Тут старые идеи получили новое развитие.

Отличительной особенностью применения метана в качестве горючего вместо керосина является то, что после использования в двигателях не остается продукта горения в виде сажи, а соответственно, их удобно использовать в многоразовых ракетах - проводить межполетное обслуживание заметно легче.

Помимо технических новаторств "Роскосмос" впервые в истории вписал в документацию на разработку ракеты ограничение по стоимости пусков - от 22 до 35 миллионов долларов.

"Амур-СПГ" будет двухступенчатой ракетой среднего класса с многоразовой (до 10 раз, столько же, сколько у Маска) возвращаемой первой ступенью, с работающим на метане двигателем РД-0169.

С космодрома Восточный ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту 9,5 тонны груза при многоразовом использовании первой ступени и 12 тонн - при однократном.

Площадку для посадки многоразовой первой ступени оборудуют на побережье Охотского моря. Стартовый комплекс для "Амура" на Восточном должен обеспечить 15 пусков в год с учетом межполетного обслуживания многоразовой первой ступени, говорится в документации.

Ранее из Facebook главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина стало известно, что проект сверхтяжелой ракеты "Енисей", предназначенной для полетов на Луну, будет пересмотрен.

После этого наш источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что проект новой российской сверхтяжелой ракеты, предназначенной для исследования и освоения дальнего космоса, будет базироваться на метановых технологиях – ее первая ступень может быть собрана из ракет "Амур-СПГ".

Каких берут в космонавты

В уходящем году российский отряд космонавтов пополнился семью специалистами. Их отобрали в 2018 году и два года учили общекосмической подготовке.

Одному кандидату итоговый экзамен сдать не удалось. Не помогли даже конспекты, оставшиеся от старшего брата. Речь идет о Евгении Прокопьеве – брате действующего космонавта Сергея Прокопьева.

Таким образом, по данным сайта Центра подготовки космонавтов, в российском отряде 30 действующих космонавтов. Среди них только одна женщина.

Остается надежда, что новые девушки появятся среди четырех кандидатов в космонавты, которых "Роскосмос" планируется отобрать в рамках проводившегося в 2019-2020 годах набора. МИА "Россия сегодня" выступает его официальным информационным партнером.

Если же и тут девушки не пройдут, остается последняя надежда – подать заявку в актрисы. В этом году "Роскосмос" совместно с Первым каналом анонсировал проведение в следующем году съемки художественного фильма на МКС с условным названием "Вызов".

Всего планируется отобрать 30 актрис, которые после кастинга пройдут тренировки для полета в космос, и, как планируется, смогут принять участие в полете на станцию на 10 дней.

Ранее вице-премьер Юрий Борисов заявил ряду СМИ, что не позволит осуществить съемки фильма за бюджетный счёт. Источник финансирования съемок продюсерами еще не озвучивался.

Мне сверху видно всё

В августе прошедшего года гендиректор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Игорь Озар объявил о том, что Единая космическая система (ЕКС) предупреждения о ракетном нападении "Купол" находится в рабочем состоянии. Ранее на сайте Минобороны РФ сообщалось, что система заступила на опытно-боевое дежурство в декабре 2017 года.

Как пояснил Озар, до штатного минимального состава ЕКС была доведена пуском четвертого космического аппарата "Тундра". Сам запуск на ракете "Союз-2.1б" с космодрома Плесецк прошел еще 22 мая.

Спутники "Тундра" размещаются на высокоэллиптических орбитах. Сообщалось, что космическая группировка системы контроля должна включать еще и аппараты на геостационарной орбите, а всего в ней должно быть 10 спутников.

В то же время главком Воздушно-космическими силами России Сергей Суровикин сообщал, что космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении будет полностью развернут к 2024 году.

ЕКС должна помочь снизить время обнаружения стартов баллистических ракет, а также повысить достоверность информации о ракетных угрозах. Кроме того, благодаря ЕКС руководство страны будет узнавать о таких угрозах раньше.

Второй эшелон российской СПРН состоит из наземных радиолокационных станций. Система нужна для получения и выдачи данных о траектории полета ракет. Она формирует предупреждения о ракетных нападениях, которые затем передаются на пункты государственного и военного управления.

Также благодаря СПРН удается получить необходимую информацию для системы противоракетной обороны Москвы и для выдачи данных о космических объектах для системы контроля космического пространства.

Быстрее, чем из Москвы в Брюссель

В октябре пилотируемый корабль "Союз МС-17" установил мировой рекорд по скорости доставки экипажа на Международную космическую станцию – от запуска с космодрома Байконур до стыковки со станцией прошло 3 часа 3 минуты.

Перед внедрением на "Союзах" эта сверхбыстрая схема прошла отработку на пяти грузовых кораблях "Прогресс" в 2018-2020 годах.

Анонсируя ее первое применение для доставки экипажей на станцию, генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, который в прошлом был постоянным представителем РФ при НАТО, отметил, что это "быстрее, чем лететь от Москвы до Брюсселя", где располагается штаб-квартира Альянса.

Но баллистики Ракетно-космической корпорации "Энергия" не собираются останавливаться на достигнутом и предлагают более быструю схему доставки на МКС – за 1,5-2 часа.

Еще одним значимым событием для российской пилотируемой космонавтики стал запуск пилотируемого корабля "Союз МС-16" в апреле.

Он стал первым, выполненным на "Союзе-2.1а" - ракете-носителе, которая полностью состоит из российских комплектующих. До этого использовался "Союз-ФГ", система управления которого производилась на Украине.

Надежность "Союза-2.1а" была проверена при выведении автоматических спутников кораблей "Прогресс", а в августе 2019 года ракета запустила беспилотный корабль "Союз" с роботом "Федором".

Бартер вместо денег

В октябре на корабле "Союз МС-17" на МКС полетел последний американский астронавт – Кэтлин Рубинс, место для которого было куплено НАСА у "Роскосмоса". В дальнейшем предполагается, что астронавты будут летать на "Союзах" по бартерной схеме – в обмен на полеты российских космонавтов на новых американских кораблях Crew Dragon и Starliner.

Такое стало возможно после того как в 2020 году был проведен успешный испытательный пилотируемый полет Crew Dragon на станцию, что позволило США избавиться от зависимости от России в вопросе доставки и возвращения экипажей на МКС.

По подсчетам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, затраты НАСА на покупку мест в "Союзах" в некоторые годы практически полностью содержали отечественную пилотируемую космонавтику.

Попали под раздачу

Министерство торговли США ввело против предприятий "Роскосмоса" санкции. Под них попали Ракетно-космический центр "Прогресс" (производит ракеты "Союз") и головной научный институт "Роскосмоса" ЦНИИМаш (в его состав входит Центр управления полетами). Причины выбора именно этих организаций не сообщаются.

Как заявил нам член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, санкции в отношении предприятия "Прогресс" направлены на окончательное вытеснение России с рынка коммерческих пусковых услуг и на подрыв создания новых отечественных носителей.

Рогозин уже направил в НАСА письмо с просьбой объяснить, как Россия и США продолжат работу по программе МКС в условиях санкций. По его словам, такая позиция угрожает дальнейшей реализации сотрудничества в этом направлении.

"Теперь, получается, у наших американских коллег вновь "батут заработал", и первым делом они решили плюнуть в самарский колодец. Не рановато ли, коллеги, вдруг опять ваш "батут" порвётся и придется вновь из нашего колодца свою страсть к космосу удовлетворять?" - заявил Рогозин.

Видео на канале YouTube "Новости на ЗдравствуйРоссия.Рф"