"Зиновейник" собрался в "Курчатнике"
29 марта состоялся последний из запланированных в этом году Логических семинаров, приуроченных к 95-летию со дня рождения выдающегося ученого-логика Александра Зиновьева. На этот раз почитатели творчества мыслителя, его друзья и ученики собрались в Доме культуры Курчатовского института, где и обсудили проблемы и перспективы комплексной логики и когнитивистики.
Логический семинар по традиции открыла Ольга Мироновна Зиновьева. В своем вступительном слове она рассказала о знаменательности сегодняшней встречи «зиновейника» в стенах Дома культуры Курчатовского института, который сам Александр Зиновьев первый раз посетил 50 лет назад.
Тогда здесь проходила выставка художника Павла Филонова, которую и хотел посмотреть советский мыслитель – Зиновьев увлекался искусством и радел за его развитие в суровом XX веке.
Благодаря содействию Михаила Ковальчука, президента НИЦ «Курчатовский институт», Александр Зиновьев «посетил» это место во второй раз – сегодня.
Третий и последний из запланированных Логических семинаров его участники посвятили когнитивистике, комплексной логике и логической физике. О последней в своем докладе говорила Ольга Зиновьева. Сегодня между гуманитарными и естественными науками образовался серьезный разрыв.
И этот разрыв выражается даже не в кризисе, а в настоящей деградации и деструкции научного знания. Это особенно заметно в гуманитарных науках – изучение важнейших проблем общества отходит на второй план перед возрождающимися концепциями схоластики и метазнания.
На фоне этого «возрождения» падает и интерес к логике, «науке наук», необходимость в которой сегодня видят только в юриспруденции и программировании.
Эту мысль продолжил и Михаил Ковальчук, согласившийся с мнением Ольги Мироновны. Интерес к гуманитарному знанию, по его мнению, сегодня совсем «потух» в пользу естественных наук.
Но для того, чтобы наше общество могло отвечать всем требованиям и с легкостью справляться со всеми вызовами современности, необходимо создавать природоподобную техносферу через конвергенцию нескольких наук, сопряжение гуманитарных и естественных дисциплин, превращение гуманитарного знания в технологии.
Без соединения в этой техносфере как природного, так и цивилизационного мы рискуем прийти к ресурсному коллапсу, способному полностью разрушить все человеческое общество.
На семинаре выступил и руководитель отдела нейронаук Курчатовского института Константин Анохин.
В своем докладе на тему «Мозг, сознание, интеллект (проект когнитома)» он представил теорию когнитивных систем (К-систем), фундаментом которой как раз являются логические труды Александра Зиновьева.
Зиновьев не изучал мозг, но изучал сознание и делал это через призму комплексной логики. Опираясь на его теорию, в человеческом сознании надо различать два аспекта – содержание и аппарат.
Чаще всего, когда люди говорят о сознании, под этим термином они подразумевают только лишь содержание сознания – образы, мысли и идеи, рождающиеся в нем. Но при этом аппарат сознания почему-то игнорируется, а ведь без него содержание просто не может существовать.
На основе этого и была построена теория К-систем, важнейшей частью которой является когнитом – скрытая от нашего непосредственного восприятия реальность, проявляющаяся в феноменологии и поведении.
Сам когнитом представляет собой структуру разума (mind) и охватывает все многообразие ментальных явлений, связанных с поведением, психикой и сознанием.
Анохиным были представлены три следствия из этой теории: любой разум, будучи правильно понятым, есть мозг – но это не тот мозг, каким его знает современная наука.
Точно так же, любой мозг, будучи правильно понятым, есть разум. В таком случае, нейронауке необходимо будет несколько измениться и образовать отдельную ветвь науки о мозге.
Таким образом, разум в рамках этой теории реален – это специфическая органическая и математическая структура (К-сеть), опосредующая казуальные соотношения когнитивного агента (k-агента) со средой.
Разум обладает зернистой структурой, его элементы образуют между собой устойчивые когнитивные связи, отражающие причинные связи элементов и процессов в среде и в соотношениях когнитивного агента с ней.
О проблемах логики продолжил разговор заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Всеволод Твердислов.
В своем докладе он рассказал о биофизике как системном знании о строении и механизмах функционирования живых систем от субмолекулярного до биосферного уровня.
Естественный отбор в биосфере, как рассказал Твердислов, происходит по физическим критериям, а в антропосфере определяется критериями когнитивистики. Традиционно мы определяем живое по таким биологическим принципам, как клеточное строение, дискретность, единство химического состава, возбудимость, подвижность.
И в последнее время ученые все чаще стали обращать внимание на химические принципы, что, по мнению Твердислова, в корне неверно.
Для определения живого он предложил учесть физические принципы организации материи – системность, сопряжение микро- и макроуровней, нелинейность, синергизм, симметричность и хиральность.
О симметрии в организации живого говорили еще много столетий назад – еще Галилей предполагал, что природа беседует с нами через геометрию. Вейль, Дайсон, Кюри – все они говорили о важности симметрии в определении живого.
Не менее важна и хиральность – свойство молекулы или объекта быть несовместимым со своим зеркальным отображением при любых комбинациях перемещений и вращений в трехмерном пространстве.
Сегодня эти критерии редко учитывают, опять же уделяя больше внимания химическим принципам. Как считает Твердислов, в этой области ни в коем случае нельзя откладывать физическое знание на второй план.
Кроме докладов на семинаре обсуждали и личность Александра Зиновьева. Вновь собравшиеся коллеги, ученики и друзья мыслителя вспомнили своего доброго друга, чей труд каждый из них готов сохранять, развивать и популяризировать.
Череда логических семинаров, в рамках которых труды Зиновьева были приумножены и вновь актуализированы, закончилась, но с этим не заканчиваются память и почтение гению Александра Зиновьева.
В планах на будущее у «зиновейника» - продолжать изучать и развивать логические идеи ученого и находить им применение в решении возникающих в обществе задач и проблем.