Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Рок-группа Uriah Heep
Источник: Яндекс картинки
15:09 / 30.08.2019

"Создание сплошной серой массы, погружённой в бурлящий хаос собственных вожделений и пороков"
Высокая любовь к детям и ответные чувства к родителям были высмеяны в контркультуре и принесены в жертву идеологии бунта, созданной несколькими психопатами, ненавидевшими своих отцов. Возможно, родители их были и неудачными. На место родителей в контркультуре стали вожди, духовные гуру

На пути к «покорному обществу». О подоплёке музыкальной контркультуры. Часть VI (окончание)

Доклад Изборскому клубу под редакцией доктора философских наук Виталия Аверьянова.

Авторский коллектив: В.В. Аверьянов (автор-составитель), А.В. Елисеев, А.Ю. Комогорцев, С.Н. Магнитов, В.И. Можегов, К.А. Черемных, В.В. Шинин.

Заключение

Наши предки в праздники садились за стол и пели одни и те же песни. Казалось бы, как можно петь одно и то же? Но одни и те же песни звучали с мощной волной духовного подъёма – каждый пел о своем, но пели вместе: и песни любовные, и героические, и «…Кто-то с горочки спустился», и «Хасбулат» и т.д.

И только позже становилось понятно, что новые песни не нужны, потому что старые недопропеты, недосказаны, и хотя в жизни народилось что-то новое, старая песня всё что нужно – выразит.

Ставка на новизну, разрыв со старым, с лучшим из старого, с классикой и традицией, означал упрощенные потребности – самые предсказуемые, самые эффективные для вложения денег.

Наркотизация процесса потребления – то есть введение потребителя в зависимость от регулярного удовольствия, от «модного» продукта – означает постоянный доход от возрастания «дозы».

Неслучайно индустрия рок-н-ролла породила такое явление как меломания – страстная зависимость от музыки и её новшеств. И этот зуд имел все признаки наркомании.

Что мы получаем на выходе? Полвека, последующих с революции 60-х, являют собой впечатляющую картину тотального погрома культуры. «Евровидение» радует нас поющими бородатыми женщинами и «монахинями»-лесбиянками…

Самой модной музыкой молодёжи стали хип-хоп и рэп, - грязные дети фанка, ошметки, выгребаемые с самого дна Гарлема… Демоническую эволюцию рэпа прекрасно иллюстрирует группа Triple Six Mafia («Мафия три шестерки») одного из самых популярных чёрных американских рэперов Dj Paul, исповедующего откровенный сатанизм и культ серийных убийц.

У контркультуры, которая многолика и трудноуловима, есть и свои константы. К ним можно отнести нигилизм и эмансипацию «угнетенных», «репрессированных» меньшинств.

Во второй половине XX века она успешно помогла управляющим субъектам западного мира решать такие задачи как:

реванш черной расы по отношению к белой, сект по отношению к крупным деноминациям, ЛГБТ по отношению к старой семье, оккультизма, викканства и «духовности» в стиле Нью Эйдж по отношению к модели Просвещения и позитивной науки, фэнтези по отношению к научной фантастике и т.п. тенденции демонтажа общества классического Модерна.

Самым вопиющим завоеванием этой революции стало расширение психиатрической нормы в обществе, что подразумевает реванш патологии над здравым смыслом, детоубийства над деторождением, тяги к смерти над волей к жизни – и наводнение культуры, массовых коммуникаций и сферы идеологии откровенно психотическими «кадрами».

Быть «нормальным» в старом классическом понимании стало не только немодно, но и противопоказано для тех, кто претендует стать частью богемного креативного класса.

В целом, учитывая материал двух последних глав нашего доклада, можно сказать, что в результате полувекового развития контркультуры, контринициация сумела решить значимую задачу:

были созданы и успешно разрекламированы стили и образы жизни, позволяющие радикально увеличить внушаемость адептов (транс-стили, EDM-музыка в контексте рейв-культуры), а также разработаны стили, культивирующие человеконенавистническое мироощущение (блэк-метал, дэт-метал, дум-метал и др.).

Но это лишь две крайние точки экстремума на длинной кривой. Контркультура сумела породить целую систему трансформации общества.

Мы начинали наш доклад с констатации того, что цели контркультуры лежали в создании постоянно действующего механизма обесценивания ведущих ценностей. Это означало регресс эстетический и моральный. В заключении остановимся на нескольких важных аспектах этого регресса.

Контр-культ

Один из самых высоких «трансов» классической культуры, позволявший ощущать полноценность бытия – сопереживание в искусстве, аристотелевский «катарсис», погружение в глубинные миры, созданные гениями литературы и музыки прошлого.

Все это было отправлено на свалку во имя Контр-Культа новых шаманов и полубогов – звезд контркультуры. Разочарование, впрочем, наступало сравнительно быстро. И вместо почти религиозного поклонения в лучшем случае оставалась лишь тихая грусть об иллюзиях молодости.

В то же время возвращение в лоно Большой культуры, к творческому поиску себя и смысла жизни в контексте классики и религии для прошедших «контркультурную инициацию» чрезвычайно сложно. В душе контр-инициированного, пусть даже и не ступившего на путь законченного сатанизма, что-то надламывается.

Контр-евхаристия


Духовный поиск, присущий традиционной вере, был подменен в контркультуре переживаниями «измененных состояний сознания». Мы достаточно подробно разобрали эту тему в своем докладе. Ее можно назвать центральным ядром контркультуры, эрзац-религией и эрзац-мистицизмом.

В качестве контр-евхаристии использовались наркотики, для рекламы которых привлекались и древние шаманские практики, и ухищрения современных писателей и ученых. Контр-религиозность строилась на раздутом нарциссическом самомнении молодых людей, надеявшихся в своих психическим приключениях обрести высшую истину.

Для тех кто не погиб от наркотиков и не превратился в отпетого психопата (как, например, Т. Маккена), приключения психонавтики стали чем-то вроде ошибок юности. Но есть в этом опыте и аспект необратимости – мало для кого контринициация проходит бесследно или может быть смыта другим, более высоким опытом.

Чаще всего – за утратой иллюзий приходит цинизм. Как бы то ни было, молодые поколения и сейчас вовлечены в агрессивные контр-культы, которые не просто напоминают старинные шабаши ведьм, а в чем-то, может быть, уже и превзошли их.

Эрзац-любовь


Сексуальная революция нанесла удар по самому мощному и продуктивному из «трансов», на которых держалось консервативное общество – «трансу» романтической любви между мужчиной и женщиной.

Казалось бы, модная музыка не уставала петь о любви. Но любовь эта оказалась чем-то совершенно другим, неким эрзацем.

Известный лозунг контркультуры «Make love, not war!» («Займись любовью, не войной!») имел и свой сниженный, более откровенный и грубый эквивалент: «Уничтожь все, что мешает тебя трахаться!»

Это означало для хиппи – надо уничтожить и государство, которое морочит тебя политикой, войнами, «гражданским долгом», законопослушанием, почитанием родителей и начальства и т.д.

Таким образом, вся иерархия приносилась в жертву всего лишь разнузданной чувственности, сводящейся к промискуитету и гиперсексуальности, разврату и общедоступности женщины, порнографии и нежеланию заниматься своим потомством, а значит и полным обесцениванием семьи[80].

Контр-солидарность

Высокая любовь к детям и ответные чувства к родителям были высмеяны в контркультуре и принесены в жертву идеологии бунта, созданной несколькими психопатами, ненавидевшими своих отцов. Возможно, родители их были и неудачными.

Но причем же здесь все остальные отцы и матери? На место родителей в контркультуре стали вожди, духовные гуру. И здесь рано или поздно приходило для большинства контркультурщиков разочарование (как разочаровались в Махариши Beatles или в кроулианстве Дэвид Тибет).

Одним из результатов контркультуры стала начинавшаяся с критики конформизма, но закончившаяся на цинизме и корысти революционная линия. Критикуя конформизм, вместе с ним девальвировали и такие понятия как сопереживание, дружба, солидарность, альтруизм.

В итоге у поколения протестующих по мере их взросления на первый план вышли карьерный рост, индивидуализм, эгоцентризм, потребительская гонка и т.д.

Именно поколение революции 68-го года, символом которого стала улыбающаяся лохматая физиономия молодого Билла Клинтона, заняло в начале XXI века все ведущие посты в управлении западным миром.

Именно под их руководством система образования и воспитания сегодня акцентуирует и поддерживает развитие личности с нарциссическими чертами.

В средствах массовой информации США уже давно пропагандируется обесценивание целого ряда традиционно идеализируемых личностных качеств, например сопереживания как не отвечающего нуждам современного постиндустриального общества. (Они считают, что способность к сопереживанию снижает эффективность управления бизнес-процессами.)

В ожидании Контр-Мессии


Однако у контркультуры еще много работы. Психический хаос еще не полностью размыл остатки европейского духовного наследия, стирая расовые, национальные, этнические и половые различия.

Еще больше работы – в других культурах и цивилизациях, которые «отстают» от Запада а порою и начинают ему сопротивляться, выстраивая культурные и духовные барьеры.

Контркультуре предстоит создание сплошной серой массы, погруженной в бурлящий хаос собственных вожделений и пороков.

Феномен психоделической революции, рождение новой «теургии» и новых средств воздействия можно рассматривать как первые организованные шаги по пути построения управляемого социума, или, по выражению одного из разработчиков методов управления поведением человека из ЦРУ, «покорного общества».

Вопрос о человеческой свободе стоит в этой связи во весь рост. Ведь свобода ума и свобода воли представляют собой два разных начала внутри сознания.

Активный тиранический ум при больной и леностной воле ведет к извращениям, закреплению психических патологий, «одержимости».

Ум такого человека может быть уподоблен «Наполеону», Контр-Мессии, который уверенно и непреклонно ведет возглавляемые им силы души к ее полной гибели.

Примечание:

[1] Wasson R. G. The divine mashroom of immortality // In: Flesh of Gods: The ritual use of hallucinogens / Ed. by P. T. Furst. – N. Y., Washington, 1972.

[2] Цитируется по: Измененные состояния сознания: природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия / Под ред. О. В. Гордеевой. – Кн. 2. СПб. 2009.

[3] При этом «ученые» не стеснялись ссылать на откровенно безумных авторов, например, Теренса Маккену, с большим жаром излагавшего концепцию, согласно которой человека «создал» не труд и не религия, а – употребление галлюциногенных алкалоидов! Его работа называлась «Пища богов», в ней он всячески превозносил псилоцибин, наделяя его невероятными свойствами, полезными для здоровья, интеллекта, половой силы и т.д. и т.п. Впоследствии стало известно, что Маккена, экспериментируя с ДМТ (фармауаской, произведенным в химических лабораториях аналогом перуанской айуаски), встречался в своих трипах с существами, которых он называл «самотрансформирующиеся машины-эльфы», они-то и дарили ему его мегаломанские идеи. Также немаловажно учитывать, что долгие годы Маккена просто существовал за счет того, что распространял грибы и в придачу к ним психоделическую литературу, хотя в его случае это был не корыстный, а скорее вынужденный «бизнес».

[4] Надо сказать, что идеи Райха, оказавшего огромное влияние и на битников, и на хиппи, имели своим истоком не только мировоззренческие, но и личные причины: семейная история в годы детства и отрочества Райха сложилась трагично по вине, как он считал, «репрессивного» отца. Перекладывание вины за тяжелое детство на родителей весьма характерно для вялотекущих душевнобольных. Нечто подобное мы встречаем в биографиях многих творцов контркультуры. Было это свойственно также и столпам психоанализа: самому Фрейду и К.Г. Юнгу.

[5] Несоответствие культурологических матриц романтизма и контркультуры показано в работе: Галушко В.Г., Кудряшов С.В., Конанчук С.В. Основные идентификационные признаки в культуре и контркультуре // Society of Russia: educational space, psychological structures and social values 2017, Volume 8, Number 2-2. С. 277-283.

[6] Ирвинг Кристол. Контркультуры // Интернет сайт «Русский журнал» http://www.russ.ru/pole/Kontrkul-tury

[7] Слабость Давыдова была лишь в том, что в своих работах, где он вскрывал инфантилизм апологетов молодежного бунта, упадок семьи и плохая социализация объяснялись глубоким кризисом мировоззрения и культуры «капиталистического Запада». Писалось это в начале 80-х годов, когда подобный же кризис «разрыва поколений» уже стучался в двери советского общества.

[8] Султанова, М.А. Философия контркультуры Теодора Роззака. – М., 2009.

[9] Жан Жене считал, что именно уголовный мир является началом всех субкультур. В нашем исследовании это полностью подтверждается: битники, например, целиком состояли из лиц с девиантным поведением и их криминальные хроники - яркое тому подтверждение. (Кстати, и Beatles кристаллизовались и вышли в люди в крутых кабаках и стрип-барах Гамбурга.)

[10] В настоящий момент немало знаменитых рэперов отбывают срок в тюрьме, многие из нижеперечисленных – пожизненно (Кид Креоль, Гучи Мен, Кассиди, Си-Мердер, Биг Лурч, Джи. Деп, Чи-Али, Роско Пи, Колдчейн, Икс-Раидед («убийца старушек»), Макс Би, Джи-Дии, Ра Диггз, Винс Стаплес и др.).

[11] Сдвиг происходил в середине 1950-х, но это не только результат влияния либеральных членов Верховного Суда, закрывших эпоху «маккартизма». Это еще и результат перелома в мозгах потомственных нефтяников Рокфеллеров, который начался с ухода Эбби Рокфеллер в буддизм.

[12] На сей счет существует большая, но довольно низкого качества конспирологическая литература, которая пытается повесить «всех собак» на ЦРУ. За коварного агента пытаются выдать Тимоти Лири, который в действительности был психопатом, непригодным для прямого управления спецслужбами и не поддававшийся идеологической обработке. Однако к Лири был приставлен куратор со стороны закрытых фондовых структур Ричард Альперт (ныне Баба Рам Дасс), опекавший его со времен Гарвардского проекта и до самого ареста. Можно отметить и тот факт, что Г.Маркузе до своего триумфа как идеолога бунта 1968 г. успел поработать в ЦРУ и Госдепе, будучи винтиком рокфеллеровского фондового конгломерата.

[13] Энтеогены – растительные вещества, вызывающие у людей чувство «божественной реальности» (как правило, не вызывают биохимической зависимости). Этот облагораживающий термин был предложен Уоссоном как замена терминов «галлюциноген» или «наркотик», сильно дискредитированных в общественном мнении. Буквально «энтеоген» значит «порождающий бога», словосочетание для зелья, безусловно, неподходящее, даже кощунственное и при этом идиотически претенциозное. Уоссон вообще был склонен к пародийному обыгрыванию сакральных текстов, так, например, в работе «Что такое сома арийцев?» он трактовал библейское Древо Жизни как березу сибирских шаманов, а плод Древа Жизни, дающий бессмертие – как красный мухомор.

[14] Хотя слово «джаз» принято связывать с именем негритянского музыканта Шарля (Чарльза) Александера (Charles произноситься как Jaz), есть и более неприглядная, при этом более внушительная версия, ведущая этимологию слова от сленгового jass, обозначавшего куннилингус.

[15] В 1959-м старший брат и компаньон Леви, Захария Ирвинг был убит в мафиозных разборках. В 1986 сам Леви был арестован и обвинен в вымогательстве и содействии проникновении организованной преступности в звукозаписывающий бизнес и приговорен к десяти годам лишения свободы. В 1990 он умер в тюрьме. В сериале «Клан Сопрано» (1999-2007) Леви выведен в образе мафиози, разбогатевшего на обирании исполнителей R&B.

[16] Новиков, Кирилл. Дело о преступлениях в Голливуде // Журнал “Коммерсантъ Деньги” №6 от 18.02.2013.

[17] «Кодекс производства кинофильмов 1930-го года». Полный русскоязычный текст на сайте журнала «Сеанс», № 37/38.

[18] См.: Что случилось с Керуаком. Документальный фильм.

[19] В середине 1960-х эта среда (где уже проявились Тимоти Лири и Ричард Альперт) электризуется вьетнамской темой. Вскоре к этому присоединяется целый ряд дополнительных скрытых факторов, из которых и складывается идеология 1968 года.

[20] Стивенс Д. Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта. - М., 2003. - С. 173.

[21] Подобное стремление повторить мистический опыт искусственными средствами – довольно распространенное явление среди страдающих душевными болезнями шизофренического типа. Кстати, сумасшедшую мать Гинзберга тоже посещали видения: ей являлись, например, Гитлер и Муссолини, с которыми она вела пламенные политические споры. Не менее важным фактором, повлиявшим на формирование личности Гинзберга, стал, несомненно, и эксгибиционизм его матери, которая любила разгуливать голой по квартире (сохранив эту привычку до старости) в виду своих подрастающих сыновей. Здесь очевидно берёт начало эксгибиционизм поэзии и личности самого Гинзберга, который «сочился любовью», как говорят адепты из хипповской паствы. В этом смысле дети-цветы получили от своего садовника отличный полив.

[22] Могутин, Ярослав. Три часа в постели с пидором-индивидуалистом. Интервью с Алленом Гинзбергом, 1995.

[23] Лимонов Э. Книга мёртвых. - СПб., 2001.

[24] На отношения Гинзберга и Дилана часто смотрят как на отношение отца и сына, и как на прямую передачу харизмы бит-поколения к поколению хиппи. Сам Гинзберг говорил по поводу Дилана, что через него факел битников «был передан следующему поколению».

[25] Гинзберг вовсю распевал харе-кришну уже в середине 1960-х. Позднее он познакомился и подружился с Бхактиведанта Свами Прабхупада, основателем западного Харе-Кришна-движения. Он часто навещал его в Нью-Йорке, способствовал изданию его книг, гастролировал с ним, собирал деньги на первый кришнаитский ашрам, и своей репутацией в хипповском мире помог Свами из хилого ростка создать полноводное религиозное движение.

[26] Здесь и далее цитаты Берроуза из книги Даниэля Одье «Интервью с Уильямом Берроузом» (1969).

[27] В отличие от элитарных битников с их профессиональным цинизмом, хиппи создавались как продукт более массовый. Отсюда вся «попсовость» их прихотливо сглаженного (в бесконечном бисере, выточках, ксивничках, хайратничках) радикализма: мир, «любовь», секс, наркотики, рок-н-ролл, пацифизм, коммуны, отказ от конвергентного общества и традиционной семьи - всё, как у битников, только попроще и послащавее.

[28] Мы уже достаточно подробно писали об этом в докладе Изборскому клубу «Барбекю на грани бездны» (Изборский клуб 2015 № 9).

[29] Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад. - М., 2009. - С. 80, 83.

[30] Timothy Leary. Mushrooms For Lunch – in: Moksha: Aldous Huxley’s Classic Writings on Psychedelics and the Visionary Experience / by Michael Horowitz, Cynthia Palmer. – Rochester, 1999. – P. 180.

[31] The California Law Review, Vol. 56, No.1, January 1968.

[32] В связи с ее изобретением она получит орден Британской Империи за достижения в области легкой промышленности.

[33] Norman, Philip. Shout! The Beatles in their Generation. - Warner Books, 1982.

[34] Русский перевод книги: Маркс Д. ЦРУ и контроль над Разумом. Тайная история науки управления поведением человека. М., 2003.

[35] Cockburn Alexander & Jeffrey St. Clair. Whiteout: The CIA, Drugs, and the Press. London: Verso, 1998. P. 51. Маркс заимствовал информацию о немецких экспериментах с мескалином из документа «Технический доклад № 331-45; исследования ВВС Германии в концентрационном лагере Дахау» (октябрь 1945 г.), который военно-морская техническая миссия США нашла в бумагах доктора Генри Бичера. Дополнительная информация содержалась в отчетах «Процессы над военными преступниками в Нюрнбергском трибунале», книги «Врачи позора» авторов Александра Мичерлиха и Фреда Милке (New York: H.Schuman, 1949), интервью, взятых у членов группы обвинения Телфорда Тейлора, Лео Александера и Джеймса Маккейни и статьи Лео Александера «Социопсихологические структуры СС» («Архивы неврологии и психиатрии», май 1948, т. 59, с. 622-634).

[36] Kater Michael. Das «Ahnenerbe» der SS, 1935-1945: ein Beitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches. München, 2006. S. 244.

[37] Weinstein H. Psychiatry and the CIA: Victims of Mind Control. Washington, D.C.: American Psychiatric Press, 1990.

[38] Это подразделение ЦРУ носило несколько наименований (Technical Services Division, Office of Technical Services, Technical Services Staff).

[39] Среди двух производителей ЛСД в странах Западного мира американская компания «Эли Лилли» из Индианаполиса полностью передавала свою (небольшого объема) продукцию ЦРУ и военным. Фирма «Сандоз» сообщала ЦРУ о каждом случае отправки наркотика. Если каким-либо образом что-то не доходило до ЦРУ, то в его распоряжении имелась разветвленная сеть ученых-информаторов, одним из самых активных был Гарольд Абрамсон, передававший в ЦРУ всю информацию об ЛСД. Сотрудники TSS участвовали в распространении наркотиков среди молодых университетских ученых с целью привлечь их к участию к исследованиям в этой области.

[40] Risky business XI: Великая психоделическая революция. // URL: https://bohemicus.livejournal.com/116023.html

[41] Там же.

[42] Роберт Сантелли, автор книги «Возвышение Водолея» писал: «ЛСД в изобилии распространялся на фестивале. Таблетки “пурпурного микродота” (вещества, похожего на ЛСД и известного также под названием “пурпурная дымка”) раздавали буквально всем, кто хотел испытать новые ощущения». Двумя лицами, ответственными за распространение наркотиков во время Монтерейского рок-фестиваля 1967 года, были темная личность из Флориды по имени Питер Гудрич и легендарный наемный агент ЦРУ по кличке Койот.

[43] Данилин А. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. - М., 2001. - 521 с.

[44] Цитируется по: Маркс Д. ЦРУ и контроль над Разумом.

[45] Risky business XI: Великая психоделическая революция.

[46] Коморбидными расстройствами страдали, к примеру, Майкл Джексон, Принс, Джим Моррисон, Фреди Меркюри, Дэвид Боуи, Сид Вишез, Курт Кобейн, Мадонна. С большей долей вероятности к нарциссическому типу относятся Элтон Джон, Боно Вокс, Кейн Вест, Мариа Керей и др. Эти списки имен музыкантов далеко не полные, приведены навскидку.

[47] Различить на слух песню Нитти Гритти и Твист не так просто. Но танцы сделали узнаваемыми. При этом уже твист и шейк в танце отличить мог бы только специалист-хореограф.

[48] В 1962-м, после судебного процесса, доказавшего получение Фридом более 50 тыс. долл. от звукозаписывающих фирм, его увольняют со всех радиостанций. Вышвырнутый из шоу-бизнеса, Лунный пёс запил и в январе 1965 умер от алкогольной депрессии. Умер, как Моисей, на границе земли обетованной, в самом преддверии завоевания рок-н-роллом всего видимого мира

[49] Они придали рок-н-роллу душевность, сердечность, проникновенность и первые психоделические свойства. Количество людей, которые привыкли к року через душещипательные баллады, на порядок больше тех, что пришли к нему «через ноги» – танец.

[50] Именно хит-парад Billboard Hot 100 сделал главный вклад в «раскрутку» The Beatles как самой популярной в мире рок-группы. Благодаря той же технологии в 1971 году верхнюю строчку Billboard Hot 100 удалось занять экс-битлу Джону Леннону со своим синглом «Imagine» (гимном свободной любви, пацифизму, индивидуализму).

[51] Чарли Мэнсон - замечательный по своему феномен и, безусловно, один из символов хиппанского движения. Сын 16-летней проститутки, несостоявшаяся рок-звезда, он увидел в Beatles четырёх всадников апокалипсиса, в «Белом альбоме» - грандиозное послание о конце мира.

[52] В 1970 году знаменитый мастер Лайл Таттл сделал тату-браслет на запястье Дженис Джоплин, фото которой попало на обложку Rolling Stone. Популярность татуировок среди молодежи впервые стала массовой. Дикие южные племена накалывали статус, потому что его негде было изобразить – одежды не было. Та же логика перешла в криминальный мир: тату были вместо документов. Но именно рок-н-ролл сделал тату явлением светским и беспардонным, тем самым ускорив процесс разложения человеческого тела на десакрализованный пергамент: тело перестало быть божьим вместилищем духа, а стала холстом, где изображались безобразия. Тату – одно из самых эффективных контркультурных проектов самораспада человека и разложения внешнего круга. Отныне человек добровольно становится носителем клейма, которое, как ему кажется, он выбрал сам. Духовное и культурное содержание не свободно раскрывается изнутри, а наклеивается как ярлык.

[53] Поэтому лукавым следовало бы считать утверждение лидера Genesis Фила Коллинза, что рок играет то, что хочет, тогда как «попса» – то, что от нее хотят. С точки зрения субъектов управляющих контркультурой, все есть поп (в трактовке Коллинза), а значит и все есть рок. В противном случае рок как независимое творчество так и оставался бы в андеграунде. А тешить себя иллюзиями – презирая «попсу» и возвеличивая свой субъективный вкус – дело как раз того самого молодняка, в расчете на который и творится ловкая контркультура.

[54] Идеи Ги Дебора (которые он изложил в книге «Общество спектакля», 1967) стали во многом детонатором «красного мая». Начало студенческим бунтам положил захват студентами-ситуационистами Страсбургского университета в 1966-м, под влиянием ситуационистов находился и захваченный студентами филиал Сорбонны в Нантерре, и движение «22 марта» во главе с Кон-Бендитом. Главные лозунги парижского мая также были ситуационистского происхождения. Дальше лозунгов, впрочем, дело не пошло и позже Ги Дебор напишет, что «революция против спектакля сама превратилась в спектакль», что, разумеется, было чистой истиной. В 1972-м он распустит ситуационистский интернационал, а в 1994-м подведет итог всему, выпустив себе в висок пулю из револьвера.

[55] Эффекты наркотически трансов, такие как деперсонализация, «растворение личности» в божественном мироздании – раньше были пугающими, а новым поколением воспринимались уже как некий более привычный и приемлемый «кайф».

[56] Ганкин Лев. Рейв. История одной революции // проект «Британская музыка от хора до хардкора» // https://arzamas.academy/mag/662-rave?fbclid=IwAR1FXfAmzCPTbYoMQ8nF4BE6ze3Ycwxztci7sOd0ns4AGKUCoO1lhTsLe5A

[57] В 1990-м техно-культура приходит в СССР, прописавшись по адресу Ленинград, Фонтанка 145. Это был сквот, объединивший несколько площадок питерских художников. В декабре 1991 года питерский десант высаживается в Москве, где проводит русский рейв - «Гагарин-party». Это были наш Вудсток и наша, так сказать, “зима любви”, время безоглядной эйфории и безумных надежд, которое, увы, слишком многие не пережили. Вместе с рейв-культурой советские столицы захлестнула наркотизация. Как и полагается, от экстези и галлюциногенных грибов быстро переходили к кокаину и героину. А менее обеспеченный Санкт-Петербург (ему как раз вернули в 91-м старое имя) залили потоки дешёвого пи-си-пи и самопального варева из маковой соломки. В 1991-93 гг. цвет продвинутой советской молодежи выгорал на шаманских рейвах, а рабочая молодежь старчивалась в подвалах Дыбенко (район «Веселый поселок» Питера, на рынке которого мутная героиновая смесь стоила дешевле водки), не мешая взрослым дядям рубить корни советской империи и делить её собственность…

[58] Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия. - М., 2004.

[59] Белик А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

[60] В действительности «деперсонализация» может сопровождать и транс галлюцинаторного типа, если ритуалы проведены неудачно или в случаях передозировки. Грань между двумя видами транса в таком случае может размываться, о чем, например, достаточно подробно поведал в своем многотомном психоделическом «романе» Карлос Кастанеда (практикующие употребление мескалина и псилоцибина указывали на достаточную адекватность этих книг в качестве описания опыта психонавтов).

[61] Бургиньон Э Изменённые состояния сознания – в сб.: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / / Под ред. А. А. Белика. - М., 2001. - С. 407.

[62] Э. Ниар обнаружил, что ритмы ударов барабана, соответствующие или близкие к частоте тета-диапазона электроэнцефалограммы (4-7 Гц), наиболее эффективны, и предположил, что этот тип сенсорной стимуляции может преобладать в церемониях, связанных с поведением в трансе. Он рассмотрел этнографические данные из Сибири, Африки, Гаити и Индонезии, заключив, что «необычное поведение, наблюдаемое в церемониях с использованием барабана, главным образом есть результат ритмичных ударов, которые воздействуют на центральную нервную систему». В дальнейшем среди ученых укоренилось мнение, что ритуалы, где возникает трансовое состояние, предполагают прямое и достаточно продолжительное воздействие на центральную нервную систему ритмических звуков. Вместе с тем вхождение в трансовые состояния практически всегда сопряжены с относительно долгими ритмическими повторами ритуальных элементов, причем не обязательно звуковых – но и дыхательных, двигательных, и даже внутренней речи, например мантр и молитвенных формул, хотя их чаще рекомендуется произносить вслух.

[63] Антропологи описывают также ИСС «боевой ярости» – специфические состояния, которые предполагают аккумуляцию всех ресурсов психики для достижения военной цели, в том числе преодоления страха смерти. Также в Африке существуют практики, в ходе которых колдуны насылают на людей одержимость (состояние близкое по типу «зомби» в культах вуду).

[64] Это тот важный пункт, на котором антропологи поколения Эрики Бургиньон и Рауля Уэстона Ля Барра разошлись со школой Мирча Элиаде. Техникам шаманского экстаза в разных регионах мира посвящена фундаментальная работа последнего: Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев, 1998.

[65] Существенно отметить, что в отличие от христианства и ислама, буддизм исторически вступал в симбиотические отношения с шаманизмом и даже поощрял его. Известны на сей счет исследования выдающегося русского этнолога С.В. Широкогорова, отмечавшего, что «шаманизм стимулирован буддизмом», вплоть до того, что ламы иногда сами становились шаманами. Черты симбиоза хорошо видны у народов Северо-восточной Азии (тунгусов, тувинцев, монголов и др.). Shirokogoroff S. M. Psychomental complex of the Tungus. - London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1935; Широкогоров С. М. Избранные работы и материалы, Книга 1. – Владивосток, 2001.

[66] Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. - М., 2010. - С. 26.

[67] Сравните с классификацией О.В.Гордеевой ИСС на высшие (культурно-исторически обусловленные) и низшие (случайные) ИСС. (Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. - СПб., 2009.)

[68] В своей книге «Поднимающийся Прометей» (1983) Роберт Уилсон, последователь Тимоти Лири и Олдоса Хаксли говорит об «очевидной войне» между программирующими представителями господствующих классов и «теми, кто хочет стать своим собственным метапрограммистом». Эта риторика есть не что иное как поздний вариант философии контркультуры, который скрывает контринициатическую природу происходящего под параноидальной маской борцов с «репрессивной цивилизацией», «новых прометеев-освободителей». Уилсон пророчествует о скорой победе «революции сознания», которая отменит власть нынешней элиты, прекратит войны и патриархальные отношения. По его расчетам победа этой революции должна была состояться в 2005 году вместе с изобретением пилюль долголетия, совершенным клонированием и прочими прелестями нарождающегося трансгуманизма. (На русском языке эта книга Уилсона вышла под названием «Психология эволюции»). Другой лжепророк контркультуры, уже известный нам Т. Маккена называл иную дату альтернативной эсхатологии – 2012 год, когда, в его понимании, человечество должно было пройти через бифуркационную точку «Омега – Ноль» пространства и времени, тогда и должна была состояться радикальная трансформация реальности. Такого рода псевдонаучные прогнозы напоминают пророчества апокалиптических сект, назначающих все новые и новые даты «конца света», только в данном случае – с обратным, скорее оптимистическим знаком.

[69] Reynolds Simon. Generation Ecstasy: Into the World of Techno and Rave Culture. Boston, 1998.

[70] Reynolds Simon. Energy Flash: A Journey Through Rave Music and Dance Culture. London, 1998.

[71] «Сдвиг», № 2. – М., 1988.

[72] Доклады: Русская цивилизация против антисистем // Изборский клуб № 7 2017; Священная история – здесь и сейчас // Изборский клуб № 10 2018. Идейной подоплеке стратегий глобальной антисистемной элиты посвящен был доклад: Барбекю на грани бездны. Тенденции глобальной деградации // Изборский клуб № 9 2015.

[73] Робен Жан. Понятие контринициации у Эволы и Генона// Politica Hermetica № 1, 1987.

[74] Штепа В. Стихии русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст, вып. 4, – Тверь, 2000. С. 3-7.

[75] К примеру, когда обсуждался вопрос о рок-музыке в ЦК КПСС, эксперты отметили, что подрывной характер этой музыки не так страшен для советской молодежи из-за языкового барьера. Это была вероятнее всего намеренная диверсия, не позволившая выработать адекватную стратегию контригры.

[76] Демидова В. Кельтские истоки британской рок-музыки // URL: https://www.proza.ru/2014/11/27/1428

[77] В 1717 году, в «просвещеннейший» XVIII век, когда безбожники всех мастей развернули грандиозное наступление на христианство, в качестве одной из многочисленных альтернатив церкви возникает друидизм, последователи которого изъявили намерение возродить древнее язычество кельтов. Тогда же возникает английское масонство. Собрания друидов и масонов проходили в одном и том же месте - в таверне «Яблоня». И те, и другие имели общих руководителей (таких как Дж. Толан) А в 1747 г. во Франции возникает «лесное, друидическое» масонство. Его основатель Бошен одновременно являлся одним из самых ярых масонов. Венты «друидического масонства» объединяли довольно значительную часть королевского двора и можно только догадываться об их роли в трагических событиях конца XVIII в.

[78] Грань между художественной провокацией и серьезным контринициатическим нигилизмом очень тонкая. К примеру, как следует трактовать тот факт, что в 1965 году Битлз выпустили в США пластинку «The Yesterday And Today», на обложке которой красовались улыбающиеся участники группы, сидящие в окровавленных медицинских халатах; при этом они были обложены кусками сырого мяса, а в своих руках держали обезглавленные куклы младенцев.

[79] О влиянии на контркультурную музыку, в частности, на Пи-Орриджа, Д.Тибета и др., учения А. Кроули и возглавляемого им Ордена восточных тамплиеров см. доклад В. Можегова в настоящем номере.

[80] Нельзя сказать, что все поколение хиппи пошло по этому пути, такая революция стала бы слишком радикальной и привела бы к прекращению воспроизводства нации. (Слабость контркультуры – в эфемерности, нежизненности, непрактичности ее с точки зрения текущего быта, длительного исторического времени. Тем не менее, дело свое она делает.) Именно поколение хиппи, многочисленное поколение бэбибумеров стало точкой перелома на демографической кривой постхристианского Запада. За эти 60 лет демографический баланс в мире был резко нарушен в пользу черного и цветного населения и в ущерб населению белому. Не это ли самый очевидный и не требующий комментариев плод контркультуры?



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.