Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Робот-шалун
Источник: Яндекс картинки
11:49 / 03.03.2015

Экраном не вышел
Образовательная робототехника - роботы-конструкторы для изучения - сейчас очень востребована рынком, который пока в основном представлен продукцией "Лего", их на рынке до 80%, и они уже порядком надоели и школам, и закупающим их чиновникам

В России рынок робототехники сегодня скорее отсутствует, есть только его зачатки. Я бы разделял робототехнику на бытовую - пылесосы, газонокосилки, образовательную - конструкторы и платформы для изучения, вроде роботов "Альдебаран", рекламные и медицинские. Либо же еще проще - на промышленные манипуляторы для сборок, какие начали использовать на ВАЗе, и все остальные, что в промышленности не используются.

Единственное, что у нас в стране представлено широко, это рынок рекламных роботов - здесь отечественных разработок даже больше, чем зарубежных. В основном это мобильные платформы, роботизированные витрины или роботы-промоутеры и роботы телеприсутствия. Есть спрос как на покупку, так и на аренду для различных рекламных мероприятий, потому что эффективность от их работы очень легко оценить.

Так, на выставках такие роботы увеличивают посещаемость стенда компании почти в два раза, раздают в два раза больше листовок, чем люди-промоутеры, на всех мероприятиях с участием таких роботов в магазинах увеличивается выручка. Они эффективны, поскольку яркие и привлекают внимание. В среднем аренда стоит 30-40 тысяч рублей в сутки. Я вижу перспективу для нашей робототехники пока именно в этой сфере.

В других областях робототехники у нас провал. Образовательная робототехника - роботы-конструкторы для изучения - сейчас очень востребована рынком, который пока в основном представлен продукцией "Лего", их на рынке до 80%, и они уже порядком надоели и школам, и закупающим их чиновникам. Просто их приобретать выгоднее всего, а альтернативы пока нет, хотя есть высокая потребность в том числе и в более серьезных образовательных конструкторах. В итоге и методики образования "подгоняют" под тех роботов, которые есть, так как разрабатывать их с нуля не очень выгодно.

Есть еще сегмент медицинских роботов - это в первую очередь роботы-фармацевты или роботизированные склады, которые начали использоваться в аптеках некоторых российских городов. Но и здесь, опять-таки, российских разработок нет, в основном немецкие и испанские. Автоматизированная выдача товаров со склада упрощает работу аптеки и может заменить пять - восемь человек, товарооборот увеличивается на 20%, но стоит такой робот очень дорого.

Отрасль уже столкнулась с кризисом - цены на зарубежные комплектующие подросли, а значит и себестоимость вырастет, по образовательным роботам процентов на 30 и больше, некоторые виды роботов подорожают в два раза.

Даже если у нас в стране есть наработки в области рекламных роботов, я пока не вижу предпосылок, чтобы это стало серьезным сегментом. У нас есть единичные примеры и конструкторов, и роботов дистанционного телеприсутствия, но их ни разу не запустили в массовое производство. У нашей робототехники есть ряд проблем. Первая - компании при разработке робота не могут учесть того, что реально будет нужно клиенту. То есть бывает, что готовый продукт оказывается не тем, что востребовано.

Вот здесь и нужны инструменты прогнозирования и изучения - как продать то, чего еще нет. Стартапы, тестирование гипотез, изучение спроса во время разработки. Чтобы наладить производство робота определенного вида, нужно вложить миллионы рублей, и у нас эти деньги тратятся бездумно. Сейчас на рынке есть "кирпичики", отдельные готовые наработки, из которых можно собрать своего робота. Но я бы не стал вписываться в это производство, не имея реальных предзаказов под конкретный будущий продукт, это очень рискованно.

Вторая проблема - у нас нет трудностей с софтом и механикой роботов, но, как ни странно, есть большие проблемы с дизайном. В России делают действительно страшных роботов, невзирая на всю сложность их "начинки". Это особенно плачевно, учитывая, что мы присутствуем в сегменте рекламы, где 99% успеха зависит от дизайнерского исполнения. Пользователю не важно, что у робота внутри, так как внешность - это эффект привлечения. У нас делают "тяп-ляп", видны погрешности в литье корпуса, несостыковки деталей корпуса, используется неприглядный неглянцевый пластик. Все это надо исправлять.

На рынке рекламных роботов нет особой конкуренции, поскольку они практически все разные. Но это пока. Вот у роботов телеприсутствия, в принципе, мало отличий друг от друга - достаточно планшет насадить на телескопическую трубку, поставить на мобильную платформу с колесами, и все это будет управляться через Интернет. И в этой сфере разработчикам придется ломать голову, чтобы отличаться от продукта конкурента. Я думаю, дальше конкуренция будет развиваться не столько вокруг идей - они все заимствуются друг у друга - сколько вокруг сервисов.

Некоторые из комплектующих делают и в России - например, для роботов телеприсутствия, которые используются для дистанционного обучения. В некоторых школах Петербурга уже закуплены такие роботы (R-bot), они помогают присутствовать на уроке ученикам, которые находятся дома из-за болезни. Стране необходимо развивать собственное производство роботов. Нам нужны свои роботы-пылесосы и роботы-конструкторы, которые очень востребованы на рынке.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.