Космический аппарат
12:18 / 25.11.2015

Космическая погода

На XII Европейской неделе космической погоды, прошедшей в Бельгийском городе Остенде, Татьяна Подладчикова, прикладной математик и сотрудница Космического центра Сколтеха, была награждена Международной медалью им. Александра Чижевского.

Медаль Татьяне Подладчиковой присуждена за участие в разработке сервисов по прогнозированию солнечной активности (Королевская обсерватория Бельгии, Брюссель), по прогнозированию геомагнитных бурь (Институт Космических Исследований, ИКИ, РАН, Москва) и за работы, выполненные в Сколтехе по изучению состояния магнитосферы Земли. Подробнее о своей работе исследовательница рассказала нашему корреспонденту.

Мы стремимся понять суть наблюдаемых явлений в космосе и заглядывать в будущее, потому что Космос неразрывно связан с нашей жизнью на Земле. Земля постоянно находится в объятиях Солнца, говорил Александр Чижевский в начале 20 века.

Постепенно родилась новая наука о влиянии процессов на Солнце на биосферу, техносферу и человека – космическая погода. И сегодня прогноз космической погоды становится неотъемлемой частью нашей жизни.

Земля постоянно обдувается солнечным ветром, который переносит в себе энергию Солнца. Когда солнечное магнитное облако подлетает к Земле, магнитное поле Земли останавливает этот поток как подушка.

Но при определенных условиях магнитные линии Солнца пересоединяются с магнитными линиями нашей планеты, и солнечный ветер сносит их на ночную сторону Земли.

На ночной стороне магнитные линии опять перепутываются, и часть этого потока выбрасывается в межпланетное пространство, а часть возвращается на Землю, и в полярных областях происходит высыпание частиц, которое мы видим как полярные сияния, на Земле происходит геомагнитная буря.

Эти явления важно предсказывать, так как во время активных событий на Солнце перевод спутника в безопасный режим может предотвратить нарушение работы солнечных батарей и ключевых систем спутников.

Космическая погода является угрозой космонавтам, находящимся в открытом космосе,  которые подвержены значительному облучению, превышающему порог лучевой болезни.

Активные события на Солнце могут приводить к помехам в распространении радиосигналов. Своевременное прогнозирование космической погоды имеет большое значение для авиации и защиты целого ряда наземных технических систем.

Помимо Солнца на космическую погоду вблизи нашей планеты влияют и более отдалённые объекты.

Во время минимума 11-летнего цикла солнечной активности из других галактик в нашу солнечную систему прилетают высокоэнергичные потоки частиц сверхновых – космические галактические лучи. С одной стороны, они представляют серьезную угрозу для электроники спутников и здоровья космонавтов, но с другой стороны, они могут являться центрами образования капель воды, то есть, облаков.

А чем больше облаков – тем больше осадков, а чем больше осадков, тем больше  урожай пшеницы,  а чем больше урожай, тем дешевле цены на хлеб.  А в максимуме 11-летнего цикла солнечной активности магнитное поле Солнца настолько активно, что выметает космические галактические лучи из нашей солнечной системы.

Одиннадцатилетнюю периодичность солнечной активности ещё в XIX веке случайно обнаружил немецкий аптекарь Генрих Швабе, который увлекался астрономией и с помощью любительского телескопа стремился обнаружить гипотетическую малую планету внутри орбиты Меркурия.

Планету он так и не нашёл, но благодаря систематическим наблюдениям открыл циклы солнечной активности. Сейчас такие наблюдения за солнечными пятнами проводятся два раза в день на протяжении всего года обсерваториями по всему миру, затем отчеты об измерениях посылаются в королевскую обсерваторию Бельгии в Брюсселе для финальной обработки.

Для того, чтобы понять природу активных событий на Солнце, вспышек, корональных выбросов масс и сопровождающих и корональных волн, запускаются спутники, которые фотографируют Солнце  в белом, ультрафиолетовом, инфракрасном и рентгеновском диапазоне.

Ни человеческий глаз, ни любой другой прибор не может зафиксировать полный спектр электромагнитного излучения исходящего от объекта. Участок электромагнитного диапазона доступного  человеческому  глазу это – белый свет.

Для того, чтобы пронаблюдать Солнце в других диапазонах нужно вставить в телескоп специальные фильтры. Каждый диапазон излучения соответствует определённой температуре, то есть показывает среду разной степени нагретости.

Поскольку, начиная от поверхности Солнца, средняя температура её атмосферы растёт,  наблюдения в  разных  диапазонах показывают разные солнечные слои. Представьте себе апельсин с множеством корок. Вы чистите апельсин и видите один шарик, чистите опять, и видите нечто совсем другое.

В дальнейшем я планирую развивать методы долгосрочного прогнозирования космической погоды и солнечной активности. Насколько трудно сделать успешный и надежный прогноз  сложных, и до конца неизученных солнечно-земных взаимосвязей?

Конечно, прогноз – это риск. Но рискуя, мы выходим за границы неизведанного, а там нас ожидает крупный  выигрыш. Космическая погода – это то, что нас всех объединяет, и позволяет заботиться о нашей Планете.

Справка:

«Медаль Чижевского» вручается с 2013 года за значительный вклад в изучение космической погоды «тем, кто не боялся рисковать и ради успеха шел неизведанными путями».

Александр Леонидович Чижевский – советский учёный, биофизик, один из основателей гелиобиологии (науки о связи человека и космоса), аэроионификации (способа искусственного насыщения воздуха ионами атмосферы для оздоровления человека) и других направлений научной мысли, а также философ, поэт и художник.