Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

"Русская школа" города Твери
Источник: Яндекс картинки
00:55 / 01.09.2016

Если не будем вкладывать в школы…
«Воспитание – это питание. А чем? Благодатью. И эту благодать мы должны являть сами.  Я лично понял очень простую вещь. Никаких методов воспитания нет и быть не может. С чем ты пришёл к детям, то им и дашь. Есть благодать – значит, ты дашь её ребёнку, а нет благодати – значит, нет, и неоткуда взять. Вот и всё»
Уникальная Русская школа в Твери скоро отметит своё двадцатилетие

Несмотря на трагическую ломку российского образования, последствия которой вопиют (посмотрите хотя бы выпуск передачи «Бесогон» Никиты Михалкова «Поговорим об образовании»), есть ещё твёрдые духом радетели школьного дела.
Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий писал в начале 90-х в своей книге «Пути русской школы»: «Есть два пути развития современной отечественной школы.

Первый – через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй – путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и ещё более – формирование колониального сознания». Устроители Русской школы в Твери, которая скоро отметит своё двадцатилетие, выбрали первый путь.

В 1998 г., как мы помним, прекращали работу многие производства и закрывались детские сады, относящиеся к ним. Могло перейти в чужие руки и здание детского сада, которое позже станет Русской школой. Заведующая – верующая женщина, из старообрядцев, обратилась тогда за помощью к заведующей соседним детсадом.

А та пошла прямо к архимандриту Адриану (ныне епископ Ржевский и Торопецкий) со словами: «Ты монах? Тебе ангелы нужны? У меня есть для тебя две группы ангелов…». Ну что тут ответишь? Улыбнулся владыка Адриан и стал учредителем новой школы.

На должность директора пригласил Елену Александровну Суворину – теоретика и практика образования, кандидата философских наук, доцента кафедры педагогики и социальной работы Тверского государственного университета. «Для нас было очевидно, что это будет не только сад, но и школа, русская школа, – говорит Елена Александровна. Если помните, тогда было стыдно говорить, что ты – русский. Создание Русской школы стало нашим культурным ответом безвременью 90-х».

В основу концепции нового негосударственного образовательного учреждения начального и дошкольного начального образования «Русская школа» г. Твери легли три принципа, заложенных К. Ушинским: православие, народность и научность. Синтез этих трёх принципов школостроения и даёт ребёнку «жизнь, полную содержания»! Именно такую школу начала создавать Елена Александровна вместе с коллективом единомышленников.

«Школа должна запомниться детям праздниками», – писал столетие назад выдающийся педагог-подвижник, устроитель народной церковно-приходской школы С.А. Рачинский. «Путь в родную культуру и сегодня лежит через народный праздник и традицию его проживания», – говорит Елена Суворина.

В основу воспитательного уклада Русской школы, которая включает в себя детсад и начальную школу, положен годовой календарный круг православных, народных и светских праздников.

«Годовой круг задаёт целостность, гармоничность, осмысленность всей системе воспитания ребёнка в контексте и средствами его родной культуры», – излагает концепцию воспитательного уклада школы в своей книге «Педагогика праздника» Елена Суворина.

Многие первоклассники ныне, особенно в провинции, остро нуждаются в помощи психиатров и логопедов, а такие специалисты есть не во всяком районе Тверской области, как это ни странно. Бывает так: ребёнку надо идти в школу, а он не умеет говорить, да и где ему научиться, когда смотрит он с утра до вечера американские мультики…

Досада берёт, когда читаешь исследования учёного А.В. Сухарева, выявившего, что в 90% случаев исследуемые им больные раком дети от 12 до 17 лет, оказывается, не читали и не слушали русских народных сказок. Когда же им начинали читать сказки, 60 % детей шли на поправку. Вот, что такое оберег национальной культуры!

Верно, если созданный нашими предками уклад жизни «работал» столетиями, задавал тон жизни государства, сохранял преемственность традиции, удерживал крепкий строй сословного общества, значит, была в том великая мудрость.

В школьном кругу праздников есть несколько главных событий. Это, прежде всего, Рождество Христово и Пасха, день рождения священномученика Фаддея, в честь которого освящён школьный храм, и праздник святых Кирилла и Мефодия.

12 ноября, в день рождения свщмч. Фаддея (Успенского, 1872–1937), Тверского епископа и известного своими научными трудами педагога, духовник школы иерей Роман Иванов служит «детскую» Божественную литургию. Дети 7–11 лет причащаются, сами поют и читают, мальчики помогают священнику в алтаре.

Церковное празднование Рождества и Пасхи продолжается праздничными детскими духовными спектаклями и концертами школьного хора «Звонница».

Литературный материал и музыкальный репертуар таких праздников – лучшие образцы отечественной культуры. Завершается учебный год празднованием Дней славянской письменности и культуры. Дети знают, что славянские первоучители Кирилл и Мефодий не просто создали более понятную всем славянским народам письменность, но дали особый язык-славословие, обращённый к Творцу.

Из народного же календаря избираются фольклорные праздники в контексте церковного календаря. Это осенние Кузьминки, Рождественские колядки, Масленица, Прощёное воскресение, Красная горка.

Дети в таких праздниках и народных гуляниях – не зрители, а активные участники. Осознание праздничных событий и умение их празднично проживать складываются у детей из всего школьного уклада и уроков системы дополнительного образования.

Содержание уроков ОПК (основ православной культуры), духовное пение, народоведение, хоровые занятия, русский рукопашный бой, театральная студия – наполняют и питают детей сокровищами и традициями родной культуры.

Вспомним, что и С.А. Рачинский устраивал свою школу на этих же понятиях и согласно ритму крестьянской жизни: в школе давалось толкование Евангелия и Псалтири, изучалось церковное пение, народный фольклор, давались навыки пчеловодства и цветоводства.

Сегодня в окоём родной культуры детям помогают вернуться сохранённые традиции поведения в быту, пошитая для детей национальная одежда, прослушивание записей этнографических материалов, встречи с фольклорными коллективами, а главное – чтение русских сказок и былин, работа со словом, ибо слово, по определению Елены Сувориной, «это проводник в иные миры и их семантические пространства, это форма памяти и сама память».

Вспомним произведения Ивана Шмелёва, где весь уклад русской жизни, атмосфера патриархальной купеческой семьи, да и вся православная Москва раскрываются через детское ощущение праздника.

В своих размышлениях Е.А. Суворина опирается на мысль профессора В.Ю. Троицкого о том, что педагогика праздника – это совершенная форма образования, которая включает «обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, исторической роли своего народа, ощущение с ним духовно-исторического родства».

Только духовно осмыслив, можно понять и принять историю своего Отечества, разобраться, что такое смирение, любовь, подвиг, а что такое подлость и предательство… И учиться это понимать нужно с детства. Лики святых, портреты полководцев, писателей глядят со школьных стен. Невольно подумаешь, какие эти дети счастливые. История для них начинается не с 1917 года и не с 1991-го. Урок ОПК с основами церковнославянского языка является в Русской школе важнейшим уроком.

В этом удивительном языке с его сакральными свойствами великий Ломоносов видел великолепие испанского, крепость немецкого, афористичность латинского, «тончайшия философския воображения и рассуждения» греческого языков.

Одна только церковнославянская азбука, воплощая единство буквы и духа через своё – глаголь добро есть… рцы слово твердо, твое слово должно быть добрым… в том, что ты говоришь и делаешь, будь уверен – открывает ребёнку порядок жизне- и мироустроения.

А по наблюдению учёных, включая С.А. Рачинского, церковнославянский обеспечивает человеку естественную грамотность владения современным русским языком. С директором школы Еленой Александровной мы сидим в её кабинете, где полки шкафов заставлены кубками и дипломами, полученными школьниками за участие в различных конкурсах и олимпиадах. «Я очень люблю педагогику русского православного зарубежья, – говорит она.

– В ней удивительно красиво выстроена система внешкольного воспитания в традициях русской культуры. Наша школа стала преемницей этой педагогики. Мы тесно сотрудничаем с Национальной организацией добровольцев «Русь» с тех пор, как в 1991 г. под Оптиной пустынью заработал один из первых разведческих лагерей. Систему русской православной педагогики сохраняли и приумножали в изгнании наши эмигранты, и сейчас выпускники моей школы стали руководителями этой организации».

Будем честны, ведь пионерия – это скаутское движение, в котором заменена была только идеология. Движение имело в основе религиозное мировоззрение, военно-спортивное и, говоря современным языком, экологическое воспитание. Скаут-разведчество в России было направлено на воспитание индивидуальности у подростков, оно, по определению Е.А. Сувориной, обеспечивало «становление личностного самоопределения человека», которое в пионерии заменили коллективизмом.

Цесаревич Алексей был почётным скаут-разведчиком Царскосельской дружины, а по указанию государя Николая Александровича в 1909 г. была переведена на русский язык книга основателя мирового скаутского движения Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик».

Собираем по крупицам разрушенное, и кому как не школе это необходимо собирать. Каждый из основателей авторских школ – вспомним школу Курбатовых: образовательный центр № 1804 в Кожухово (Москва), гимназию в Свято-Алексиевской пустыни, созданную о. Петром (Василенко), Ивановскую на Лехте школу В.С. Мартышина (Ярославская обл.) – в первую очередь создавали школы для своих детей, поэтому результаты в каждой из них – налицо.

И Елена Александровна Суворина начала организовывать первые разведческие лагеря в начале 90-х в Тверской области, когда стоял вопрос, как и в какой среде воспитывать собственных детей. Поэтому в 1998 г. Русскую школу начинали уже пять учителей с опытом православного воспитания детей. Этот опыт они приобретали в качестве руководителей Национальной организации добровольцев «Русь».

Сегодня в школе трудится десять опытных педагогов. Центром разведческих методик и инициатив в школе является детско-взрослый клуб «Ковчег», которым руководит выпускница Русской школы.

В системе внешкольного воспитания регулярно проходят военно-исторические игры «Славянские древности», дети посещают Ботанический сад Тверского государственного университета, городскую станцию юннатов, краеведческий музей, учителя организовывают викторины на темы «Символы России», «Моя Родина», где дети показывают своё умение пользоваться словарём, работать сообща. В школе действует церковный хор «Звонница», который поёт в храмах Твери, принимал участие в мероприятиях, посвящённых 400-летию Дома Романовых.

Так, например, в седмицу славянской письменности и культуры, помимо итоговых контрольных работ, дети защищают игровые специальности: «летописец», «сказитель», «странник», «картограф»… «Странник», к примеру, должен знать святые и исторические места родного города и уметь рассказать о пяти из них; принять участие в паломничестве по храмам и историческим местам Твери; составить пять маленьких рассказов о большой истории тверских святых (на Тверской земле родились три русских патриарха и триста святых!); знать возможные маршруты паломничеств в пределах Тверской области; знать и уметь рассказать о святынях, сыгравших важнейшую роль в истории Российского государства (например, Троице-Сергиева лавра и освобождение Руси от татаро-монгольского ига).

Укоренённость детей в национальной традиции воспитывает не замкнутость и ограниченность, а достоинство в человеке, уважение к традициям других народов. К примеру, один из любимых кинофильмов выпускников Русской школы – «Семь самураев» Акиро Куросавы.

Открытости к культурным ценностям других народов много способствует и программа дошкольного отделения Марии Монтессори, девиз которой «Помоги мне сделать это самому!». В «Ковчеге» дети и родители вместе участвуют в походах, викторинах, играх, распределяя тем самым воспитательную нагрузку между семьёй и школой. В июне школьная жизнь плавно перетекает в детские православные палаточные лагеря НОРД «Руси»…

Создан даже журнал Русской школы с приятным славянскому слуху сербским названием «Задруга».

В разработке школьного уклада, его принципов и методик Елена Суворина доходит до самых основ воспитательного процесса: «Человек принадлежит двум мирам – видимому и невидимому. Задача педагога – помочь ребёнку не только в его культурном, историческом, но и духовном самоопределении, ввести ребёнка именно в реальность двойного бытия. Точнее подтвердить его наличность, поименовать, т.к. ребёнок знает инобытие лучше нас».

А далее ещё конкретнее и «педагогичнее»: «Христос умирает как человек, но воскресает как Бог. Своею смертию побеждая закономерность смерти, вырывая “жало смерти”, Христос открывает тайну – зло реально, но не субстанционально… Без воли человека оно “не есть”, оно “ничто”, оно “чёрный квадрат” не-бытия…». Согласитесь, благо той школе, где директор и учитель приступают каждый день к своей работе с детьми с такой жизненной позицией.

Краеведение для детей имеет и практический характер: открывается на здании роддома в Твери мемориальная доска благотворительнице Варваре Алексеевне Морозовой, дочери промышленника, или библиофила-коллекционера Алексея Ивановича Хлудова – детей ведут на открытие.

В школу привозят чудотворные иконы – учителя и воспитанники встречают их, как издавна повелось на Руси. Совершается закладка нового храма близ Твери – школьников как певчих и гостей приглашают на торжество. Такие шаги к соборности, а не к толерантности не повредило бы практиковать повсеместно.

Одна из удивительных школьных традиций, которых создано здесь так много – это детские летние паломничества по тверским монастырям по окончании учебного года. За четыре года начальной школы дети окунутся в дивный мир Николо-Малицкого, Оршина и Житинного монастырей. И, конечно, откроют для себя «Остров Небывалый» – побывают в Нило-Столобенской пустыни. И скажут юные паломники: «Здесь сказочно и невероятно! Мы теперь точно знаем, где самое красивое место на земле!».

То, что дети приобщаются к истории родного края, делает это познание наглядным и ощутимым, ибо, по слову Михаила Пришвина, «без знания своей Родины она никогда не может быть для нас Отечеством».

Елена Суворина цитирует психолога протоиерея Бориса Ничипорова: «Воспитание – это питание. А чем? Благодатью. И эту благодать мы должны являть сами.

Я лично понял очень простую вещь. Никаких методов воспитания нет и быть не может. С чем ты пришёл к детям, то им и дашь. Есть благодать – значит, ты дашь её ребёнку, а нет благодати – значит, нет, и неоткуда взять. Вот и всё». Подобная сопричастность пасхальной радости и есть педагогика праздника, которой, увы, лишена обычная школа.

С основания, с 1998 г., в школе неустанно ведётся научно-методическая работа в области духовно-нравственного воспитания, общего и дополнительного образования, современных образовательных технологий. Школа – постоянный участник, дипломант и победитель педагогических конкурсов, в том числе международных.

В 2002 г., по итогам Всероссийского конкурса культурно-образовательных инициатив «Развитие образования в России», Русской школе в Твери был присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки РФ для реализация проекта «Акмеология (от греч. – высшая степень чего-либо) школы родной культуры: синтез светского, народного и религиозного компонентов образования».

В настоящее время Русская школа имеет статус соисполнителя Федеральной инновационной площадки Института системно-деятельностной педагогики по теме «Механизмы реализации ФГОС (федеральных образовательных стандартов) на основе деятельного метода обучения» для тиражирования инновационных практик образования.

Сегодня педагоги Русской школы – это уже обучающая команда, способная транслировать лучшие инновационные практики. Только за последний 2015/2016 учебный год на базе Русской школы прошли 24 таких обучающих семинара-практикума и мастер-класса для педагогов тверского региона.

В 2016 г. в издательстве «Ювента» вышло в свет учебное пособие для первоклассников «Каллиграфия цифр: прописи по математике», написанное Е.А. Сувориной в соавторстве с Л.Г. Петерсон и при непосредственном участии педагогов Русской школы.

Посетить открытые уроки, получить дополнительные знания и увидеть в действии образовательные технологии, наработанные Еленой Александровной и её замечательным коллективом, приезжают педагоги из разных районов Тверской области. Технологии обучения каллиграфии, усвоенные учителями, помогают детям научиться учить самих себя, расширяют творческий потенциал детей, ведь недаром в школах дореволюционной России каллиграфии был отведён отдельный урок.

Этому единственному в стране учебному заведению с таким простым названием и таким глубоким содержанием осталось разрешить одну задачу – сделать школу не только начальной, но и внедрить разработанную уже программу средней и старшей школы.

Вспомним мысли мудрых: если не будем вкладывать в школы, будем вкладывать в тюрьмы.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.