Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Зачем преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую ассоциацию учителей-словесников
Источник: Яндекс картинки
05:21 / 21.11.2013

Зачем преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую ассоциацию учителей-словесников
- Единственный путь к грамоте - текст перед глазами. Когда человек читает, то перед ним все время грамотное написание слов. Если много читаешь, то и писать будешь хорошо, правильно. Но беда в том, что современные дети вообще ничего не читают,- Галина Левина

В учредительном съезде Ассоциации, который прошел в Москве на площадке Московского государственного педуниверситета, приняли участие более 250 делегатов из 82 регионов страны. Учителя собрались для того, чтобы попытаться выработать единые подходы к преподаванию русского языка и поддержать учителей-словесников, которые оказались в сложной ситуации: грамотность школьников и интерес к русскому языку и литературе катастрофически падают.

- В задачи Ассоциации будет входить также экспертиза учебников, правовая защита педагогов, - рассказала "РГ" делегат съезда из Барнаула завуч школы №59 Ирина Филиппова.- Еще одна цель - создание единого методического пространства. Но о единой концепции учебника по русскому языку или подготовке такого учебника речь не идет. Хотя, безусловно, 250 книг по русскому языку, литературе и литературному чтению, которые сейчас входят в перечень, слишком много, и представители министерства, выступая на съезде, подчеркнули, что список учебников, скорее всего, сократится.

В России сейчас около 100 разных ассоциаций учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у Всероссийской Ассоциации. Ее председателем выбран учитель русского языка и литературы московской школы 1400 Роман Дощинский.

По последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста Россия среди 65 стран заняла 41-е место, хотя еще недавно была на 27-м.  Достаточно взять в руки любое сочинение, а там "хочу умчатся вдаль", вместо "умчаться", "нет не машин, не людей", вместо "ни машин, ни людей", "вазможный" и "чуюствующий"… Даже отличники, которые претендуют на 100 баллов, ЕГЭ пишут с ошибками. Завкафедрой русского языка и литературы Таганрогского пединститута Андрей Нарушевич рассказал "РГ":

- Выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Школьники путают разряды местоимений, служебные части речи. В целом теорию наши школьники знают довольно хорошо, но беда в том, что с реальной грамотностью дела обстоят гораздо хуже.

Зато ЕГЭ они сдают с каждым годом все лучше и лучше. Если в 2012 году в России было 1697 стобалльников, то в 2013-м 100 баллов получили 2523 ученика. Правда, часть работ потом была аннулирована, но значительно это картину не изменило. А вот результаты Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе дают совсем иную пищу для ума. На последней Всероссийской олимпиаде по литературе самую высокую оценку получил десятиклассник из Москвы Михаил Кипнис, который набрал всего 133,5 балла из 150 возможных.

Политики в пылу борьбы за русский язык предлагают отказаться от заимствований. Владимир Жириновский, например, считает, что слово "дилер" надо заменить на "посредник", "перфоманс" - на "представление", "бутик" - на "лавку", "мутон" - на "овчину", а "бар", "ресторан" и "кафе" - на "хорошее русское слово "закусочная".

Школы тоже всячески подчеркивают, что борются за чистоту языка и пытаются всеми силами привить к нему любовь. Сочинения "За что я люблю русский язык" дети начинают писать чуть ли не с первого класса. Разумеется, под диктовку родителей, которые перед этим усиленно копаются в интернете. Ибо порассуждать на эту сложнейшую мировоззренческую тему на одной-двух страницах под силу, извините, далеко не каждому. Сочинения сдаются, дети получают хорошие оценки, а потом пишут: "Жизненный опыт приходит с гадами"…

Комментарии

Галина Левина, проректор Института русского языка им. А.С. Пушкина:

- Единственный путь к грамоте - текст перед глазами. Когда человек читает, то перед ним все время грамотное написание слов. Если много читаешь, то и писать будешь хорошо, правильно. Но беда в том, что современные дети вообще ничего не читают. Заставить их не удается, чтобы заинтересовать чтением, педагогическому сообществу придется искать и пробовать какие-то новые способы.

Надо понимать, что у книги как у способа развлечься очень сильный соперник - интернет, а школа виновата перед детьми в том, что она их перестала учить думать, размышлять над чувствами и судьбами литературных героев, сопереживать. Школу и родителей беспокоит ЕГЭ. Дети больше не учат стихи, так как школьная программа этого не требует. Следствием становится эмоциональное обеднение. Чтение перестало быть удовольствием.

Общие для всех знания по литературе перестают быть общими. Это разобщает нацию. Раньше все знали, что Обломов олицетворяет собой лень и безделье, Коробочка - скупость, а Наташа Ростова - чистоту и юность. А кто сейчас читает Толстого? Мой внук рассказал, что в его классе только треть ребят прочитала "Евгения Онегина" и лишь одна девочка - "Войну и мир".
Как быть? Может, нужны какие- то совсем уж фантастические, на первый взгляд, способы преподавания русского языка и литературы. Допустим, прекращаем в начальной школе зубрить правила, а все освободившееся время читаем книги и обсуждаем их. Или переписываем в тетрадь и учим наизусть отрывки из классических произведений? Если мы хотим сохранить уровень грамотности школьников, придется, наверное, принимать нестандартные решения.

Борис Панов, преподаватель литературы школы для одаренных детей 1199, Москва:

- Очень хорошо, что мои коллеги собрались, чтобы обсудить, как надо преподавать русский и литературу. Но смущает одно обстоятельство. В новостных лентах сообщалось, что новая ассоциация "поможет учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе". Мне не очень ясно, как может быть выработана единая методология преподавания, ведь дети разные и по своей подготовке, и по уровню культуры, и с точки зрения психологии? Единой универсальной системы преподавания быть не может. На уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, как советует Пеннак, в других - заниматься серьезными филологическими исследованиями. В нашей школе в учебные программы и в планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети разные. Сегодня, например, у меня на уроке литературы были живые писатели - участники VIII Московского биеннале поэтов. Естественно, такую встречу можно организовывать только для заинтересованных и подготовленных детей.

Это же касается и русского языка. Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в области непроизвольного запоминания, концентрации внимания и т.п. Причем многое из того, что не востребовано педагогами, освоила реклама.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.