Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Звонарь (фрагмент). 2006 г.
Автор: Трошин Сергей Николаевич
14:38 / 19.02.2020

"Грех человека влечёт кару для всего живого на земле"
В богословской перспективе и в перспективе сакральной истории мы видим своеобразное экранирование и взаимное отражение нескольких этапов грехопадения: падения сатаны и последовавших за ним ангелов; падения Адама; предпотопного падения демонов и вслед за ними людей; вавилонского столпотворения; Содома и Гоморры; Ханаа; нновейшие тенденции духовной деградации

Русский Ковчег. Альтернативная стратегия мирового развития. Часть V (продолжение)

Коллективный труд под редакцией В.В. Аверьянова.

Коллектив авторов:
В. Аверьянов (автор-составитель), В. Багдасарян, С. Баранов, В. Даренский, А. Елисеев, А. Жуков, Л. Ивашов, Максим Калашников, А. Кобяков, А. Комогорцев, Н. Куркин, В. Можегов, М. Моисеев, А. Отырба, К. Черемных.
В работе использованы экспертные материалы и публикации: С. Батчикова, С. Глазьева, Д. Голубовского , М. Делягина, В. Кошкина, С. Кретова, Г. Малинецкого, А. Миняйло, П. Олексенко, В. Симчеры, Т. Фадеевой, М. Чернавского.

Загадка предпотопного растления

В Библии потоп объясняется тем, что «земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11-12).

Из контекста следует, что «извращение», явившееся в конечном итоге главной причиной потопа, каким-то образом связано со следующими событиями: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога)» (Быт. 6, 1-8).

Обращает на себя внимание глубинная связь человека со всей тварью — грех человека влечет кару для всего живого на земле. Однако сказано не только о человеке, сказано именно так: «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12) — от «человека до скотов, и гадов и птиц небесных» (Быт. 6, 7). Это загадочная и наряду с тем чрезвычайно важная деталь.

По всей видимости, с нею связаны не менее загадочные строки из апокрифической Первой книги Еноха, посвященные исполинам: «Исполины замыслили уничтожить людей и пожрать их. И они начали грешить и против всех птиц и зверей земных, и пресмыкающихся, ползающих по земле и животных, обитающих в воде и в небесах, и рыб морских»[30].

В данном контексте «грешить» не означает «убивать» или «пожирать», о чем в тексте книги Еноха говорится отдельно. Здесь может идти речь и о расцветших пышным цветом половых извращениях (в том числе скотоложестве).

Однако, можно предположить, что в Книге Бытия и Книге Еноха подразумевается нечто куда более изощренное. Не имеем ли мы здесь дело с глухими отголосками описания последствий каких-то генетических манипуляций или искусственных мутаций, наложивших неизгладимый отпечаток на всю биосферу планеты?

Отец Даниил Сысоев в своей книге «Летопись начала» по этому поводу заметил: «Видимо, сами животные подвергались изменению из-за грехов людей, или, может быть, тогда люди знали нечто вроде генной инженерии и, научаемые демонами, извращали всю природу.

Эти предположения не просто фантазия. Индейцы майя, уподобившиеся исполинам в бесопоклонстве, сумели удвоить число хромосом в хлопчатнике. Если даже они могли знать такие тайны, то тем более их знали гиганты, которых язычники за обладание бесовской мудростью считали богами»[31].

Главным источником, проливающим свет на эту сложную тему растления и порочности допотопной цивилизации, является псевдоэпиграфическая[32] традиция, связанная с именем прадеда Ноя — патриарха Еноха[33].

Хотя эфиопская, славянская и еврейская версии Книги Еноха различаются по своему содержанию, современные исследователи полагают, что они восходят к общему, неизвестному на сегодняшний момент первоисточнику[34].

В Первой книге Еноха рассказывается о падении «сынов Божиих» (ивр. Bene Elohim, Benei ha’Elohim, букв. «сыны богов», «сыновья благочестивых существ»), называемых также «стражами» или «наблюдателями» (буквально: «те, кто бдит», «бдящие»; на греческом «эгрегоры», бодрствующие), лаконично описанными в 6-й главе Книги Бытия.

Согласно апокрифической Книге Юбилеев, «стражи» были первоначально отправлены на землю с тем, чтобы наставлять людей в должном образе поведения. Впоследствии они «осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступили как сыны земли, и родили сынов-исполинов»[35].

Последние, повзрослев, стали пожирать «произведения тяжкого труда всех сынов человеческих», так что люди стали не в состоянии прокормить себя. В этой детали мы видим важное для нас указание на алчность людей Потопа и на то, что «сильные» среди них угнетали «слабых» и даже порождали тем самым нищету и голод.

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) приводит уникальные подробности грехопадения допотопных исполинов: «Если верить халдейской истории, то она повествует, что после развращения сынов Божиих, когда умножилось число исполинов, среди них началось мясоедение еще до потопа, и сии исполины столь были злы, что пожирали и человеческое мясо.

<…> По нраву своему они, как рожденные в беззаконии, были злейшими из всех беззаконных людей, убийцами и насильниками; они были яры, люты, любители войны и кровопролития, горды и властолюбивы; по всей земле они преследовали людей, насилуя их, грабя и убивая.

Сколь же они были неудержимы и пребеззаконны на плотское вожделение, о том нет возможности писать, так как сие нестерпимо для целомудренного уха»[36].

Из этого следует, что святителю Димитрию были известны еще более шокирующие детали, о которых он, однако же, предпочел умолчать.

При этом святитель Димитрий не скрывает источника этих подробностей: «Если же кто желает уведать сие, пусть читает халдейского историографа, называемого Берозом[37], который достаточно хорошо описывает их прескверные нравы и говорит, что не было еще такого беззакония и нечистоты, которых бы не совершили те исполины.

Тот же халдейский историк повествует, что исполины питались человеческим мясом. Убиваемые ими люди были им пищею. Если они ели человеческое мясо, то тем более употребляли скотское, звериное или какое-либо другое. Кроме того, они обращали в свою пищу и тех младенцев, которые выходили из утробы матери мертвыми.

Все сие о них говорит Бероз, если только его сказание истинно. Они столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради их одних навел на землю Потоп, истребляя такое зло с лица всей земли; Он и прежде Потопа многих из них громом и молнией убивал, чтобы прочие убоялись, однако не было в них страха Божия и не исправлялись они, пока совершенно не погибли в Потопе»[38].

В известном на сегодняшний день собрании двадцати двух фрагментов, представляющих собой цитаты или пересказы текстов Бероса (Fragmenta, «Фрагменты») и одиннадцати фрагментов, рассказывающих о нем самом (Testimonia, «Свидетельства»), нет ничего из того, что цитирует святитель Димитрий Ростовский.

Авторы настоящего доклада стали разбираться, как это могло произойти. Удалось выяснить, что многие детали повествования Бероса о потопе дошли до нас в пересказах старинных авторов, которые не попали в современные академические издания, посвященные сохранившимся фрагментам «Вавилоники».

Возникает ощущение, что некоторые мотивы, известные несколько веков назад, и цитированные еще в XVIII — XIX вв., на данный момент по неизвестным причинам выпали из академического оборота.

Наш современник епископ Митрофан (Баданин) предполагает, что святитель Димитрий мог почерпнуть сведения о Беросе из работы итальянского монаха-доминиканца Аннио из Витербо (Джованни Нанни, 1432–1502) «Пять Книг Древностей Италии и всей земли Бероса, священника Халдейского, с комментариями Иоанна Анния из Витербо, просвещенного профессора теологии»[39].

В «Истории Армении Моисея Хоренского» рассказывается, что в III веке до н.э. первый царь Армении Вахаршак I, брат парфянского царя Аршака I, «широко установив свою власть и утвердив свое государство, пожелал узнать, кто и какие мужи владели до него Арменией».

С этой целью он отыскал знатока халдейской и греческой письменности ученого сирийца Map Aбaс Катину и отправил его к брату с просьбой допустить в царский архив, располагавшийся в городе Ниневия, там, где в VII веке до н.э. располагалась знаменитая библиотека царя Ашшурбанипала:

«Мар Абас, рассмотрев все рукописи, нашел нужную древнюю книгу на греческом языке, носившую название “Книга, переведенная приказанием Александра [Македонского] с халдейского на греческий язык, заключает в себе подлинные стародавние рассказы древних и предков”»[40].

В этой книге упоминались и нечестивые высокомерные исполины, «безобразные, крепкочленные и чудовищные».

Не исключено, что из того же источника происходит следующая цитата-пересказ Бероса, приведенная в книге В.Н. Демина «Тайны русского народа»: «Питаясь человеческим мясом, — пишет Берос, — они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья.

Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие беззакония».

Далее Демин так пересказывает Бероса: «Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и его семейства. От него и пошел по новой род людской»[41].

Любопытное совпадение: в древнегреческой мифологии каннибализм (в т.ч. ритуальный!) называется главной причиной Девкалионова потопа, демонстрирующего чрезвычайно близкое сходство с Ноевым потопом.

Все прочие потопы не представляли собой наказание за те или иные грехи рода человеческого, и только Девкалионов потоп считался наказанием роду человеческому, в частности, за чудовищный грех людоедства. Главный виновник Девкалионова потопа — семейство царя Аркадии Ликаона.

До Олимпа дошли слухи о некоем людоедском культе. Желая проверить справедливость этих обвинений, Зевс под видом странника посетил дом Ликаона, где его угостили супом, в который к другим потрохам были подмешены внутренности человеческого ребенка.

Разгневанный Зевс опрокинул стол с безбожной снедью, а Ликаона вместе с сыновьями испепелил молнией. Согласно другому варианту мифа, Ликаон выскочил из горящего дома и превратился в волка. Тогда на человеческий род Зевс наслал потоп. Культ волка-оборотня, предположительно догреческого происхождения, действительно существовал в районе аркадской горы Ликеона («волчья гора»)[42].

Полемика о «сынах Божиих»


Что касается проблемы «сынов Божиих», христианские авторы и отцы Церкви разделились в этом вопросе на два лагеря. Иустин Философ, Ириней Лионский, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий Медиоланский и другие в соответствии с Книгой Еноха полагали, что «сыны Божии» являлись ангелами, которые воплощались в человеческое тело и сходили в нем на землю.

Другую интерпретацию предлагали Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит Кирский, Кирилл Иерусалимский, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, считавшие, что под «сынами Божиими» подразумевались благочестивые потомки третьего сына Адама — Сифа, которые, смешавшись с дочерьми из потомства Каина, тем самым усилили «каинитскую ветвь» в человечестве и способствовали допотопному растлению[43].

Обе эти точки зрения до сих пор присутствуют в Православной Церкви, и нельзя ни одну из них назвать доказанной. К примеру, версию Иоанна Златоуста поддерживал, хотя и с оговорками, свт. Филарет Московский, а версию Иринея Лионского — свт. Димитрий Ростовский.

Из современных историков-богословов «сифитическую» версию разрабатывал такой авторитетный ученый как Е.А. Авдеенко[44].

Версию «ангелическую», развернуто изложенную в Книге Еноха, достаточно убедительно раскрыл в своем недавнем труде епископ Митрофан (Баданин), показавший, что именование «стражи», или «бодрствующие» (ἐγρἠγοροι), относится к высшим архангельским чинам[45], тем, «кои наречены были именем Стражей, которые должны были наставить сынов человеческих, чтобы творили они суд и справедливость на земле»[46].

Более выпукло, чем в русском синодальном переводе, эти мотивы просматриваются в церковнославянском тексте Священного Писания.

По мнению епископа Митрофана, авторитет сторонников версии, связанной с потомками Сифа, в особенности свт. Иоанна Златоуста на Востоке и блаженного Августина на Западе привел к исчезновению Книги Еноха из большинства церковных канонов к VIII веку. По той же самой причине подвергли остракизму и Книгу Юбилеев, или Малое Бытие[47].

Необходимо отметить, что Книга Еноха имеет как минимум огромное культурологическое значение — многие ключевые концепции, использованные в проповеди Иисуса Христа, очевидно и непосредственно связаны с терминологией и идеями, озвученными в Книге Еноха[48].

В учении Иисуса Христа и в творениях апостолов обнаруживается немало отсылок и сведений, находящих себе опору исключительно в Книге Еноха и отсутствующих в основном корпусе Ветхого Завета. Это обстоятельство породило изрядное смущение в среде европейских богословов XVIII века после возвращения в оборот этого древнего источника.

Многие считали эти мотивы позднейшими вставками. Однако, обнаружение фрагментов Книги Еноха среди Кумранских свитков Мертвого моря доказало ее подлинную древность. Исследователи рукописей кумранской общины также находят немало подтверждений данной «ангелической» интерпретации «сынов Божиих»[49].

Святитель Димитрий Ростовский был уверен в том, что Книга Еноха сохранилась с глубочайшей древности:

«Книгу же ту Енохову во время Потопа Ной сохранил с собою в ковчеге, и таким образом последующим умножившимся по Потопе родам стали известны Еноховы пророчества. (…) И святой Афанасий Великий в своем Синопсисе также говорит, что книга Енохова пророчества была от Потопа сохранена Ноем и им же передана потомкам.

Следовательно, писание началось издревле со времен первых праотцев, бывших прежде Потопа»[50].

Как бы мы ни относились к Книге Еноха, данное мнение святителя верно: в шумерских и вавилонских сказаниях о потопе подчеркивается, что аналогичный Ною персонаж закопал в условном месте таблички с древними писаниями и знаниями, а после потопа они были выкопаны и стали достоянием людей.

Линия преемственности от Адама через Еноха к Ною представляет собой глубинную сущностную и подлинную генеалогию человечества. Не случайно, в преданиях авраамических религий сохранилась такая значимая деталь: самым ценным грузом на ковчеге Ноя были «мощи Адама», взятые по его завещанию:

Адам предвидел как потоп, так и пришествие Спасителя и хотел чтобы его останки не были смыты водами катастрофы а были захоронены в центре земли, на «Лобном месте» (Галгофе), чтобы дождаться суда и спасения.

Другую линию представляли люди Потопа, связанные с исполинами, принявшие их образ жизни и их порядок. Ной в течение 120 лет вел среди них проповедь, но люди Потопа лишь смеялись над ним, как гласят устные предания мусульман и иудеев.

Потоп в контексте Книги Еноха

Священное Писание в его канонических книгах мало говорит о «сынах Божиих», однако достаточно красноречиво говорит об исполинах, погибших в водах потопа: в частности, об их крайней гордыне (Прем. 14,5-6) и о том, что «в надежде на силу свою они сделались отступниками» (Сир. 16,8).

Хотя они были искусны в войне и знамениты, но погибли, поскольку «не имели мудрости, погибли от неразумия» (Вар. 3,26–28), делали беззаконие, понадеявшись на свою силу и дерзость (3 Маккавеев 2, 4).

Перечислим здесь основные мотивы енохической традиции, касающиеся потопа и предпотопного состояния человечества. (Более подробно все эти дискуссионные вопросы изложены в специальном докладе-исследовании А. Комогорцева «Предпотопное состояние человечества в мифах и преданиях. Материалы для обсуждения».)

Вот как пересказывают мотивы «сынов Божиих» или «стражей» святые отцы и учители Церкви. Афинагор писал, что именно в результате падения их народились исполины. Тертуллиан приписывает этим падшим ангелам изобретение астрологии, технологии обработки дорогих камней, металлов, изготовление женских украшений.

Иустин Философ в своей «Первой Апологии» говорит: «Бог вверил попечение о людях и о всем поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили свое назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов.

Затем, наконец, поработили себе человеческий род, частично посредством волшебных писаний, частично посредством страхов и мучений, которые они приносили людям, а частию через научение их жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами падшие ангелы возымели горделивую нужду. Они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутство и вообще всякое зло»[51].

Св. Ириней Лионский пишет, что «сыны Божии» «научили жен силам корней и трав, равно как красильному искусству и румянам и производству дорогих тканей, волшебным средствам для возбуждения ненависти, любви, пылкой страсти и любовных обольщений, магическим повязкам, всякому фокусничеству и богоненавистному идолослужению».

«И во дни Ноя Бог справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними»[52].

В раннехристианской церкви енохическая традиция обладала достаточно большим весом, поэтому и суждения о предпотопном состоянии человечества отчасти черпались из тех же источников, которые сохранялись в иудейских архивах.

Согласно Первой книге Еноха, «стражи» открыли своим женам недозволенные тайны, хранящиеся на небесах «с тем, чтобы наиболее сведущие из сынов человеческих смогли применять их на практике»[53]. Благодаря этим знаниям, их потомки получили колоссальную власть над природой.

В частности, как утверждается в иудейских толкованиях, они умели «охватывать небесный свод, способствуя низведению дождей» (Берешит Рабба 26:17; Сота 34б). Способность управлять дождями и водной стихией находится в достойной удивления симметрии с орудием кары, которая их постигла — Потопом.

Согласно православному преданию, следующая глобальная катастрофа, которая еще не произошла, будет не «водной», а «огненной».

Метафизическое прелюбодеяние «сынов Божиих» повлекло за собой овладение знаниями, к которым человечество не было готово и которыми не умело распорядиться себе во благо.

Вот как передает Енох упрек Господа, адресованный «стражам»: «Вы были на небе, и хотя сокровенные вещи не были еще вам открыты, однако вы узнали незначительную тайну и рассказали ее в своем жестокосердии женам, и через эту тайну жены и мужи причиняют земле много зла»[54].

Среди знаний, переданных человечеству, в иудейских и арамейских источниках называются: лекарственные растения, но также яды и зелья, косметика, ювелирное искусство, письмо, изощренные магические практики и техники, колдовство, гадание и чародейство, техника абортов, астролого-астрономические сведения, а также промышленность и металлургия.

Особое значение в поколении исполинов имело искусство войны и изготовление оружия. Потопу предшествовали жестокие взаимоистребительные войны.

В дошедших до нашего времени фрагментах из Книг Сивилл, о которых с большой благосклонностью отзываются отцы Церкви[55], представлен такой перечень знаний, принесенных на землю «стражами»:

Третий — как по морю плавать,
Как по птицам гадать, и на небе
Судьбы по звездам четвертый умел распознать.
Про яды и травы знал пятый.

Магия делом была еще одного. Все ремесла
Разным поручены были умельцам.
Звали бессонными их Хлебоедами[56].

Епископ Митрофан высказывает небезосновательное предположение, что именно эти обстоятельства во многом заложили основы того «странного состояния человеческого общества», которое в научном мире впоследствии получило определение матриархата, в рамках которого мужчины считались презренным полом[57].

Ведь именно «дочери человеческие», супруги падших ангелов и матери исполинов — держали в своих руках нити тайного знания, полученного «с небес».

Согласно Первой книге Еноха, за свои прегрешения «стражи» лишились возможности возвратиться обратно на небеса, потеряли свое бессмертие[58].

Что же касается исполинов, в Первой книге Еноха и в Книге Юбилеев говорится, что они были обречены на взаимное уничтожение: ангел Гавриил должен пойти к исполинам и заставить их уничтожить друг друга, и прибавляется: «Так, чтобы их родители смотрели» (Юб. 5, 10).

“Иди к незаконным детям, и любодейцам, и к детям любодеяния и уничтожь детей любодеяния и детей стражей из среды людей; выведи их и выпусти, чтобы они сами погубили себя чрез избиения друг друга”.

И Михаилу Бог сказал: “Когда все сыны их взаимно будут избивать друг друга и они увидят погибель своих любимцев, то крепко свяжи их под холмами земли на семьдесят родов до дня суда над ними и до окончания родов, пока не совершится последний суд над всею вечностью”»[59].

Уцелевшие во взаимоистребительных войнах исполины, по одной из версий, приговариваются к заточению «в глубине преисподней» (шеола), в некоторых случаях интерпретируемой в качестве подземного или подводного мира: «Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них» (Иов 26, 5)[60].

Цивилизация нечестивцев

Хотя мы и не можем быть уверены в достоверности всех сведений, передаваемых енохической традицией, в то же время в ее контексте с учетом данных из других источников предпотопная история выстраивается в единую стройную картину — она дает возможность своего рода реконструкции состояния перед Потопом.

Крупные, существенные черты этой картины состоят в следующем:

1. Фундаментальной причиной Потопа не является перенаселение земли, хотя недостаток ресурсов действительно ощущался, но происходило это из-за алчности и неумеренности господствовавшего тогда «класса» исполинов, угнетавших остальное человечество и «пожиравшего» плоды его трудов.

Предпотопной цивилизации свойственны были социальный гнет, несправедливая организация общества, унижение и попрание слабых, в том числе более слабых народов и племен.

(Как мы уже отмечали в первой части, миф о перенаселении земли и о необходимости ограничения рождаемости — насаждается «сильными», то есть субъектами глобального грабежа, чтобы ввести всех в заблуждение относительно настоящей причины нужды).

2. Фундаментальной причиной потопа было «поврежденное» состояние человечества а также всей твари. Здесь допустимы и нравственная, и биологическая (генетическая) трактовки, поскольку крайняя степень нравственного беззакония неминуемо ведет и к генетическим последствиям.

Нельзя исключать, что в допотопной цивилизации владели технологиями генной модификации, скрещивания видов и выведения новых гибридных существ, границы между биологическими видами нарушались, так называемый «закон лемино» (ненарушимости границ рода, породы) систематически попирался.

Генетическая мутация «заражала» всю тварь, так что через какое-то время уже могло не остаться людей и животных, не подвергшихся искусственным мутациям.

Важно отметить, что Ной назван не только праведным, но и непорочным. «Ной был человек праведный и непорочный» (Быт. 6, 9), что, по замечанию епископа Митрофана, «дословно подразумевает не только высокие моральные качества, но и отсутствие внутреннего физиологического изъяна — крови исполинов».

3. Конкретно порочность допотопного человечества проявлялась в том, что был широко распространен каннибализм, в том числе поедание человеческих эмбрионов и плодов, цена человеческой жизни была невысокой, войны были очень жестокими.

4. Это было время крайней сексуальной распущенности, практически ничем не ограниченной. Более всего были распространены содомия[61], инцесты и педофилия.

Подробностей об этой стороне допотопной жизни сохранилось не так уж много, однако о них можно судить по косвенным признакам (Содом и Ханаан в ближневосточной культуре считались «наследниками» допотопной цивилизации).

5. Первопричина всех этих пороков, согласно мнениям авторитетов всех авраамических религий, достаточно очевидна — это гордыня, отвержение Бога, нежелание служить Ему.

Что касается Содома, то уже в самом Священном Писании и в раннехристианской традиции сложилась устойчивая ассоциация между допотопным растлением и развратом Содома и Гоморры. Параллелизм двух «мерзостей» неоднократно подчеркивается (Сирах 16, 8; 3 Маккавеев, 2, 4-5).

Особенно ярко это видно в Новом Завете, в том числе в словах Самого Христа (Лук. 17, 26-30), а также в посланиях апостолов, где параллель касается и содомлян, и исполинов, и падших ангелов: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуды 1, 6-7).

«Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; и города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Петра 2, 4-6).

Иными словами в богословской перспективе и в перспективе сакральной истории мы видим своеобразное экранирование и взаимное отражение нескольких этапов грехопадения:

падения сатаны и последовавших за ним ангелов; падения Адама; предпотопного падения демонов и вслед за ними людей; вавилонского столпотворения; Содома и Гоморры; Ханаана; как увидим в дальнейшем, контринициатических организаций, направляющих новейшие тенденции духовной деградации и ожидающих приближающейся катастрофы как высшего блага и финала истории («новая Атлантида»).

Между всеми этими фазами духовного вырождения, некоторые из которых были радикально прерваны (Потоп, сожжение Содома и Гоморры), существует внутренняя связь, родство и преемство.

(Продолжение следует)



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.