Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев
Источник: Яндекс картинки
08:29 / 15.11.2016

"На финансовом рынке нам удалось добиться определенных успехов"
Конечная цель наших новаций – повысить коэффициент замещения при выходе на пенсию. Ведь резкое падение доходов при выходе на пенсию происходит у тех, кто получает заработную плату выше средней по стране. Таким гражданам мы предлагаем поучаствовать в системе добровольной накопительной пенсии, то есть помочь государству обеспечивать им достойную старость

Интервью Заместителя Министра финансов РФ Алексея Моисеева нашему корреспонденту

- Алексей Владимирович, три года назад в интервью нашему журналу на вопрос о возможности создания в России «длинного» инвестиционного ресурса Вы ответили, что Правительство над этим работает. Удалось ли что-то сделать вопреки сложившейся сложной ситуации?

«Идеальный шторм», как мы его называем, обрушившийся на российскую экономику, не способствовал развитию «длинного» инвестиционного ресурса, потому что люди, которые вкладывают в него свои средства, должны быть уверены в завтрашнем дне. А когда цены на энергоносители упали более чем в 2 раза, введены санкции, общая ситуация в экономике усложнилась, граждане осторожничают, предпочитают «короткие» финансовые продукты. Тем не менее, нам удалось достигнуть определенных успехов.

Достаточно активно развивалась структура негосударственных пенсионных фондов. Несмотря на то что бюджетная ситуация ПФР потребовала для его балансировки перечисления трансфертов, состоящих из пенсионных накоплений, мы увидели, что проведенные нами реформы, изменившие институциональную структуру НПФ, дали положительные результаты.

В чем суть этих изменений? НПФ стали акционерными обществами. Была введена система гарантирования. При допуске в нее каждый НПФ был подвергнут Центральным банком очень жесткой проверке. В результате вместо сотни фондов, работавших на рынке, в систему гарантирования вошли около 30.

Кроме того, были запущены новые механизмы регулирования того, как и во что НПФ инвестируют средства клиентов. Уже подготовлен законопроект, модернизирующий систему оплаты услуг НПФ и управляющих компаний. По нашим замыслам, эта система должна стимулировать их вкладывать средства в «длинные» ресурсы, а также вводит дополнительные элементы ответственности управляющих компаний перед застрахованными лицами.

Эти меры привели к тому, что граждане стали более активно переходить из государственной управляющей компании в НПФ, которые в силу своего мандата более приспособлены к инвестированию в «длинные» финансовые ресурсы – покупку акций, облигаций.

Когда три года назад мы начинали преобразования в системе негосударственных пенсионных фондов, им доверяли свои накопления 40% граждан против 60%, отдающих предпочтение ГУК. А теперь более 50% будущих пенсионеров выбирают НПФ.

Еще один инструмент – индивидуальные инвестиционные счета – мы ввели с 1 января 2015 г. для граждан, желающих осуществлять инвестиции самостоятельно. ИИС – это счет внутреннего учета брокерской или управляющей компании, который предназначен для обособленного учета денежных средств и ценных бумаг клиента. Если деньги находятся на финансовом рынке более трех лет, гражданин получает налоговую льготу –13% от вложений на ИИС освобождаются от налогообложения. Кроме того, сейчас в соответствии с поручением Президента готовится законопроект, который освободит от налогов купоны на облигации.

Было отформатировано регулирование брокерской деятельности. Введены segregation и portability. Что это значит? У человека есть счет у брокера, а тот исчез или разорился. В этом случае средства и ценные бумаги клиента этого брокера не идут в конкурсную массу для оплаты его долгов. Счет сегрегируется (т.е. отделяется от конкурсной массы), и потом все, что на нем находится, передается другому брокеру по выбору клиента. Таким образом, для индивидуального инвестора сохранность средств зависит только от его собственного выбора объекта вложений.

Этот инструмент – ИИС – работает только второй год, но в нем уже участвуют более 100 тыс. граждан.

Однако хочу предостеречь тех, кто считает, что правильный выбор акций или других ценных бумаг можно сделать вечером за полчаса. Это работа целого дня. Поэтому Минфин вместе с Центральным банком планирует ужесточить требования к вкладчикам в сложные финансовые инструменты, чтобы к подобным операциям допускались только квалифицированные инвесторы. Если же человек не имеет соответствующих знаний, то лучше ему участвовать в коллективных инвестициях, таких как ПИФы, НПФ, накопительное страхование жизни.

- Источником «длинных» денег для экономики могли бы стать и страховые продукты, в первую очередь – накопительное страхование жизни, которое Вы уже упоминали. Как, на ваш взгляд, сделать его привлекательным для граждан? Как вообще Вы оцениваете инвестиционный потенциал этой отрасли страхования?

Конечно, именно накопительное страхование жизни (но не от несчастных случаев) как инструмент длительных инвестиций имеет высокий потенциал. Кстати, сейчас, после того как были внесены небольшие изменения в законодательство, регулирующее эту отрасль, в ней наблюдается значительный рост – более 100% ежегодно. Правда, у нас был очень «низкий старт» – еще четыре года назад в управлении находилось 20 млрд. рублей. Сейчас эта сумма превышает 100 миллиардов.

Международный опыт показывает, что при накопительном страховании жизни управляющие компании вкладывают средства в более «длинные» инвестиционные инструменты, чем пенсионные фонды.

Мы внимательно следим за этим процессом и надеемся, что ряд страховых компаний станут серьезными участниками финансового рынка. Но для этого нужно, во-первых, провести тщательную проверку компаний, как это было сделано с НПФ. Пока эта процедура даже не стоит на повестке дня. Во-вторых, следует внести законодательные изменения в части гарантирования средств клиентов. Мы хотим выстроить законодательство, касающееся инвестиционных продуктов для граждан, таким образом, чтобы после проведения преобразований на страховом рынке «встроить» страховые продукты в систему накопления. Но это – тема отдельного разговора, связанная с регулированием надзора и системы гарантирования.

- Как в Минфине оценивают состояние страховой отрасли? Как Вы считаете, насколько доступен рынок страховых услуг? Что необходимо сделать, чтобы эти услуги стали более привлекательными для граждан?

В целом мы видим, что ряд отраслей, таких как обязательное страхование ответственности перевозчиков, обязательное страхование опасных производственных объектов и многие другие виды страхования, развиваются очень хорошо. Но мы считаем, что ряд отраслей требуют серьезного реформирования. В первую очередь – ОСАГО.

Когда мы провели реформу ОСАГО в 2013 г., то предполагали, что снимутся многие проблемы. Действительно, сейчас идет активное движение в направлении введения электронных полисов. Оформление примерно 30% аварий происходит в рамках европротокола. Есть еще некоторые положительные изменения. Но всего этого недостаточно.

Сейчас идет активная работа над новым законодательством, касающимся ОСАГО. Его основные элементы – внедрение реального возмещения, т.е. ремонта транспортного средства, как правила, а не как исключения, дальнейшее расширение действия европротокола, а также изменение тарификации. Однако речь идет не о росте тарифов, а о повышении гибкости коэффициентов, о чем мы неоднократно говорили.

ОСАГО – самый востребованный страховой продукт, поэтому он должен быть понятен, доступен, удобен.

Еще одна отрасль страхования, где была проведена реформа, – это страхование граждан, выезжающих за рубеж. Там были введены минимальные стандарты по позициям, которые этот продукт должен в себя включать, и ситуация с медицинской помощью стала намного лучше.

- На Московском финансовом форуме Вы представили предлагаемые Минфином новации, касающиеся дополнительного пенсионного страхования, которые неоднозначно были приняты экспертным сообществом. Какие критические замечания можно признать полезными, а какие основаны на ошибочном восприятии?

Я отвергаю обвинение в том, что мы кого-то насильно собираемся загонять в эту систему. Она абсолютно добровольная. Не согласен и с тем, что мы якобы отменяем накопительную составляющую системы обязательного пенсионного обеспечения. Мы ее модернизируем, добавляем в эту систему больше гибкости, больше возможностей, которые в итоге позволят лучше жить пожилым гражданам.

Конечная цель наших новаций – повысить коэффициент замещения при выходе на пенсию. Ведь резкое падение доходов при выходе на пенсию происходит у тех, кто получает заработную плату выше средней по стране. Таким гражданам мы предлагаем поучаствовать в системе добровольной накопительной пенсии, то есть помочь государству обеспечивать им достойную старость. В связи с этим нас обвиняют, что мы создаем систему для богатых, что абсолютно не соответствует истине.

Мы хотим обеспечить достойный уровень дохода пожилым людям за счет накопительной пенсии, причем в системе, которой они доверяют и в которой есть гарантирование, надзор и стандартные продукты.

Что касается конструктивной критики, то мы, вероятно, примем рекомендацию не создавать Центрального администратора, поскольку, с одной стороны, это орган хороший, а с другой – дорогой, так как доходность, которую люди будут получать на свои накопления, станет сокращаться из-за расходов на содержание его аппарата. Сейчас мы ищем возможность без него обойтись.

Второй поставленный вопрос, на который мы обратили внимание, – юридический. Он связан со способом присоединения граждан к этой системе. Лучший вариант – сделать это через коллективные договоры, но в стране они имеют не очень большое распространение. А этот способ нужно делать понятным и широкодоступным.

Очевидно, что договор должен быть заключен между гражданином и НПФ. Но пока не ясно, как его оформлять. Ясно, что работодатель будет выступать агентом своего сотрудника, примерно так, как это сейчас происходит с уплатой профсоюзных взносов.

В случае присоединения к системе добровольного пенсионного накопления для граждан предусмотрена налоговая льгота – из налогооблагаемой базы для целей НДФЛ будет исключаться сумма, направленная гражданином в эту систему, но не более 6%.

- Вхождение в систему добровольного пенсионного накопления обеспечит коэффициент замещения утраченной заработной платы в 40%? И когда планируется запустить этот проект?

Это зависит от выбора работника, т.е. будет ли он самостоятельно софинансировать пенсионные накопления, и от уровня заработной платы. До 40% можно довести коэффициент при зарплате в 50–60 тыс. рублей. Но в зависимости от суммы вносимых дополнительных средств этот коэффициент может быть и выше.

Что касается сроков, то мы хотели бы запустить систему с начала 2018 г., но для этого необходимо принять закон не позднее конца весенней сессии парламента, а в течение второй половины 2017 г. – приводить в соответствие все нормативные акты Правительства и Центробанка, а также готовиться к началу работы системы уже в отрасли.

- Минфин выступил с инициативой строительства доходных домов. Это как-то связано с тем, что в этом году прекращается субсидирование ставок по ипотеке?

Нет, это совершенно разные проекты. Понятно, что кому-то нужна собственность, что не всегда правильно. Например, людям, которые в силу своей деятельности часто меняют место жительства, предпочтительнее арендовать жилье. Мы считаем, что негативное отношение к аренде квартир связано со стихийностью этого рынка – зависимостью от арендодателя, оказываемых им услуг и т.п. Мы поставили задачу – создать на этом рынке новые стандарты качества.

Там не предусматривается никаких субсидий, а экономическая эффективность должна повыситься за счет того, что это будут целые дома (а не отдельные квартиры), выкупленные управляющей компанией на рынке или построенные по ее заказу.

Естественно, там планируются дополнительные услуги, например, наличие прачечной или еще какие-либо, о которых не нужно будет заботиться в квартире. То есть мы хотим возродить концепцию доходных домов, которая существовала до революции в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Что касается субсидирования процентов по ипотеке, то это была антикризисная мера, введенная для поддержки жилищного строительства и граждан, решивших таким образом улучшить свои жилищные условия. Было предусмотрено, что эта программа закончится в 2016 году. Продолжать её намерения нет, но сейчас Правительство совместно с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию работает над другими способами поддержки строительства и покупки гражданами жилья.

- Недавно СМИ сообщили, что арендная плата за однокомнатную квартиру (порядка 35 кв. метров) составит 30 тыс. руб., за двухкомнатную (около 55 кв. метров) – 50 тысяч. Эти цены не ниже, а может быть, даже и выше существующих сейчас на рынке арендного жилья в Москве.

Если сравнивать с «двушкой» в панельном доме где-нибудь за 3-м кольцом, то цена, конечно, выше. Но в данном случае речь идет о доме в центре. Пилотный проект – это квартиры высшего класса, меблированные, рассчитанные на людей, которые приезжают работать в Россию из других стран на высокие должности. Поначалу будут строиться именно такие доходные дома. В дальнейшем предполагается возводить дома эконом-класса. Но это дело будущего.

- На днях стало известно, что Правительство признало утратившей силу Дорожную карту по созданию в Москве Международного финансового центра. Как Вы считаете, это означает закрытие проекта, или все-таки МФЦ в Москве нужен?

Действительно, все, что предполагалось когда-то сделать в рамках Дорожной карты – от улучшения стандартов корпоративного управления и функционирования рыночной инфраструктуры до прокладывания велосипедных дорожек, – выполнено. Это, действительно, продвинуло наш финансовый рынок далеко вперед по сравнению с тем, где он находился в 2013 году.

Сейчас, особенно после размещения на нем в последние месяцы акций АЛРОСЫ и еврооблигаций Российской Федерации, мы видим, что, несмотря на все настойчивые пожелания иностранным инвесторам «не ходить в Россию», именно они с большим желанием покупают российские ценные бумаги на российской же инфраструктуре.

То есть наш финансовый рынок функционирует как полностью интегрированный высококачественный элемент международного финансового рынка. Таким образом, в этом задача достигнута.

Другое дело, что нужно двигаться дальше. Надо развивать институты коллективных инвестиций, о чем я уже говорил. Надо совершенствовать систему мотивации граждан инвестировать средства на финансовом рынке.

Надо обеспечивать достойную защиту интересов таких вкладчиков через элементы солидарного гарантирования (по аналогии с банковской сферой компании будут создавать соответствующий фонд). И, конечно, необходим надзор, исключающий появление на рынке мошенников, потому что они очень сильно подрывают доверие инвесторов.

И хочу отметить, что сейчас идет работа над планом по созданию МФЦ, идет на новом, более детальном этапе.

- Алексей Владимирович, не так давно к Вашим полномочиям добавились еще два – Вы теперь курируете валютный контроль и оборот драгоценных металлов. Расскажите, пожалуйста, какие новации Минфин будет осуществлять на этих направлениях.

Наш тезис – он касается и валютного контроля, и рынка драгметаллов – законопослушным гражданам жить легче, а мошенникам – тяжелее. Вот этот тезис мы стараемся и реализовывать.

Вместо того чтобы делать «паркетный» контроль за всеми, мы фокусируемся на операциях с признаками мошенничества и злоупотреблений. Потому что если такие признаки появляются, значит, существует общественная опасность.

Например, мы сейчас работаем над тем, чтобы освободить от валютного контроля малый бизнес, который продает свои изделия через интернет-сайты. С одной стороны, общественная опасность минимальная, а с другой – большая нагрузка на бизнес. Зато это расширит фокус с точки зрения возможности контролировать гораздо более серьезные вещи.

Другой пример из области оборота драгметаллов. Мы освободили от обязательного клеймения изделия из серебра весом до 3 граммов – крестики, колечки и т.п. Но столкнулись с тем, что граждане не хотят покупать эти изделия без клейма Пробирной палаты.

Поэтому она сейчас буквально в осаде производителей этих изделий, которые добровольно, за свой счет (это платная услуга), хотят поставить государственную пробу. И мы рады, что для людей клеймо Пробирной палаты является свидетельством качества.

Еще один пример либерализации – разрешение ювелирным заводам самим производить аффинаж – очистку отходов драгметаллов от примесей. То есть на каких-то направлениях очевидна либерализация контроля, а на каких-то, наоборот, ужесточение.

Во-первых, это введение обязательного пробирного надзора на всех ювелирных производствах. Там будут находиться наши посты, которым вменяется в обязанность контролировать все там происходящее.

Во-вторых, переходя к валютному контролю, сейчас принимаются меры (разработан законопроект и внесен в Правительство), чтобы банки в случае если они видят нарушение валютного законодательства, имели право отказывать в проведении таких операций с указанием нормы, которая нарушается.

Президент сделал достаточно резкое заявление о том, что валютный контроль – это рудимент, от которого нужно отказываться. Мы считаем, что контроль в том виде, в котором он есть, действительно не нужен. Но при этом следует концентрироваться на тех моментах, где мы видим высокую степень риска – для платежного баланса, для ввоза и вывоза драгоценных металлов, чтобы у нас на рынке больше не появлялось подделок.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.