Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Президент РФ В.В. Путин на заседании Привительства РФ 12 октября 2016 года
Источник: Яндекс картинки
07:40 / 12.10.2016

Путин провёл совещание с членами Правительства РФ
Опыт и знания подсказывают, что манипуляции на рынке, особенно со стороны производителей, да и оптовых поставщиков, как правило, стимулируются недобросовестными чиновниками из соответствующих структур, которые занимаются этими закупками, регулированием, допуском на рынок и так далее. Что‑то не видно никаких здесь дел по этому вопросу

Владимир Путин провёл очередное совещание с членами Правительства. На повестке – проект федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, а также вопросы обеспечения финансирования ряда проектов в регионах страны.

В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый вечер!

Давайте обсудим несколько вопросов. Мы хотели сегодня позаниматься вместе проблемами, связанными с финансированием проектов в регионах Российской Федерации, в том числе на Северном Кавказе.

Но перед этим просил бы несколько слов по основным параметрам федерального бюджета на 2017, плановый период 2018–2019 годов. Мы регулярно с вами этим занимаемся. Хотел бы просто обновить для себя последнюю информацию, где мы сейчас находимся. Спасибо.

А. Силуанов: Владимир Владимирович, мы завтра на Правительстве рассматриваем проект трёхлетнего бюджета на 2017–2019 годы. Это очень позитивно, что мы возвращаемся к трёхлетке. Всё‑таки это и макропрогнозируемость с точки зрения и нашей бюджетной, и налоговой, главное, политики. Потому что это сигнал для бизнеса как мы будем реализовывать бюджетную политику на среднесрочную перспективу.

Основная задача бюджета – это как раз учесть все те изменения внешнеэкономической конъюнктуры, наши новые прогнозы и, соответственно, обеспечить сбалансированный бюджет. И балансировать мы его будем в первую очередь за счёт реализации структурных мер в расходной части бюджета.

Новая трёхлетка предусматривает полное выполнение всех социальных обязательств: предусматривается индексация пенсий в соответствии с законодательством, социальных пособий, учтены деньги на выплату пенсионерам пяти тысяч рублей в январе, как это было и обещано, и заявлено в текущем году. Также предусматривается и увеличение заработных плат в соответствии с майскими указами.

Бюджет предусматривает постепенное сокращение дефицита бюджета. То есть тот разбаланс, который сложился у нас в результате снижения нефтегазовых доходов, будет постепенно сокращаться. И мы предусматриваем снижение дефицитности с трёх с небольшим процентов в следующем году до одного процента в 2019 году.

Для чего это делается? Это, с одной стороны, обеспечивает нам макроэкономическое равновесие и постройку бюджета под макроэкономическое равновесие, это позволяет нам снижать инфляцию, снижать ставки, позволяет нам обеспечить и уже начать формировать реальные источники роста в экономике. Начиная со следующего года, мы планирует уже постепенный выход на рост реальных доходов населения.

Правительство рассматривает подходы к бюджету с учетом снижения, так называемого ненефтегазового дефицита. В соответствии с Вашим поручением он должен быть в течение пяти лет снижен в два раза по сравнению с действующем уровнем. Предстоящий бюджет соответствует как раз этому поручению, этому указанию. И в 2019 году ненефтегазовый дефицит будет составлять 6,6% ВВП.

Самое главное, что в конце 2019 года мы прекратим использование резервов для финансирования дефицита бюджета. Это тоже важно. Для чего нужно сокращение дефицита бюджета? Чтобы мы могли его финансировать за счёт рыночных заимствований, на внутреннем в первую очередь рынке, и тех источников приватизации, которые также будут реализовываться в предстоящей трёхлетке.

Скоординированные действия бюджета, денежной кредитной политики, мы с Центральным Банком находимся в постоянном диалоге, позволили нам минимизировать и пройти сложные периоды прошлого и этого года без серьезных шоков для бюджета.

В отличие от 2008–2009 годов мы прошли без роста безработицы. Сейчас мы видим, что быстро восстанавливаемся и даже в условиях тех ценовых параметров, которые сегодня есть на нефть, они немножко подросли, но это не так как это было в 2008–2009 годах.

Хочу сказать, что новый бюджет и новые правила, которые мы обсуждаем в Правительстве, бюджетное правило, позволят избавить бюджет от так называемой «голландской болезни» и избавить нас от тех рисков, которые могли бы возникнуть в результате изменения внешнеэкономической конъюнктуры.

Бюджет должен быть устойчивым, исполнять все обязательства вне зависимости от каких‑то внешних факторов. Именно этой задаче подчинена бюджетная политика на предстоящую трехлетку.

В. Путин: Я сейчас видел Вас на дискуссионной площадке ВТБ, обсуждали вопросы в том числе, связанные с приватизацией. Насколько мне известно «Роснефть» уже перечислила все средства за приобретенную компанию «Башнефть».
Что очень важно (Дмитрий Анатольевич знает об этом), я поручил соответствующим инстанциям проверить наличие ресурсов у «Роснефти» на счетах.

Действительно было подтверждено, что эти деньги на счетах компании есть, и дополнительных средств с рынка – с внутреннего российского финансового рынка – на завершение всех операций, в том числе и по продаже, а если нужно, по временному приобретению, выкупу акций самой «Роснефти», компании не потребуется.

Все средства есть на счетах и в наличии и могут быть использованы не во вред текущим операциям, не во вред текущему денежному потоку и без привлечения дополнительных ресурсов с рынка. Это очень важно, я Вас прошу за этим внимательно наблюдать.

Мы всегда говорили о том, что важнейшей задачей при соблюдении параметров макроэкономической стабильности, что является чрезвычайно важным, самым главным, наверное, но не менее важным является всё‑таки исполнение наших обязательств перед людьми в социальной сфере. Одно из важнейших направлений – это лекарственное обеспечение.

Мы для государственных и муниципальных нужд направляем на эти цели до 400 миллиардов рублей, это 30% российского рынка. Вместе с тем, и мы это тоже хорошо знаем, при анализе контрактов на 2015 год наблюдаются значительные отклонения по ценам – до 20%. Знаю, что министерство этим занималось, и антимонопольное ведомство этим занималось, пожалуйста, я бы хотел услышать ваши оценки.

В. Скворцова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! По вашему поручению с августа Министерством здравоохранения совместно с другими заинтересованными министерствами – связи, экономического развития, финансов, Казначейством, Федеральной антимонопольной службой и при участии государственной корпорации «Ростехнологии» создаётся информационно-аналитическая система мониторинга и контроля по закупкам лекарственных препаратов.

Задачами этой системы являются, прежде всего, оперативный анализ всей информации из каждого региона Российской Федерации по государственным муниципальным закупкам, как на этапе планирования закупок, так и по результатам конкурсных процедур и электронных аукционов.

Кроме того, автоматизированный просчёт средней рыночной цены по каждому международному непатентованному наименованию и по каждому торговому наименованию – по сути дела, переход к новому методу образования начальной цены контракта на рыночной основе, а не по предельной отпускной цене, зарегистрированной производителем.

Таким образом, контроль уже за закупками – фактически создание системы профилактики правонарушений в этой области.

В настоящее время Министерством здравоохранения совместно с государственной корпорацией «Ростехнологии» разработаны технические требования к этой системе. Они согласованы всеми ведомствами, внесены в Правительство, и в ближайшее время на заседании Правительственной комиссии по информационным технологиям этот вопрос будет рассмотрен под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева.

Утверждён план создания данной системы, который состоит из целого комплекса организационных и административно нормативно-правовых мер, построенных таким образом, чтобы в соответствии с Вашим поручением с 1 марта 2017 года данная система уже была введена в эксплуатацию в тестовом режиме.

За 2017 год вся информация по государственным и муниципальным закупкам будет сконцентрирована в системе, и будет отработана система схема нашей реакции на выявленные нарушения в ценообразовании. И с 1 января 2018 года уже постоянно и в полном объеме эта система будет дееспособной.

Это приведет к тому, что уже в 2018 году резко сократится разброс закупочных цен вокруг средневзвешенных рыночных цен, по прогнозам экспертов, не менее чем на 60%.

С учетом того, что уже сейчас рыночные цены существенно ниже предельно зарегистрированных цен производителей по разным группам препаратов от 10% до 30% разницы. Это высвободит достаточно большие бюджетные ресурсы для увеличения охвата населения лекарственными, жизненно важными препаратами без привлечения дополнительных средств.

У нас уже такой положительный опыт есть. Мы за последние три года перешли полностью на этот метод при федеральных закупках, и это позволило нам на 33% снизить цены на группы высоко затратных препаратов, таких как «7 нозологий», антиретровирусные препараты, которые покупаются на федеральном уровне, и сэкономить в этом году достаточно большую сумму денег.

Федеральным заказчиком этой системы является Министерство здравоохранения, она планируется к созданию, как подсистема единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая в настоящее время активно создается и поддерживается Минздравом и государственной корпорацией «Ростехнологии».

В перспективе, мы думаем, что эта система может быть одним из сегментов более крупного масштабного проекта по мониторингу и контролю за закупками других социально значимых продуктов, товаров и так далее. Пока всё идет четко по плану, и мы все сделаем, чтобы Ваше поручение было выполнено абсолютно в срок.

В. Путин: Хорошо. Игорь Юрьевич [Артемьев], пожалуйста. Ваши оценки.

И. Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства! Спасибо большое за поручение по ценам.

Хотел бы сказать, что ещё до того, как мы стали тарифным регулятором, мы с помощью Министерства экономики и торговых представительств России за рубежом провели довольно масштабные исследования рынков разных стран и референтных цен, из которых нам было понятно, что многие цены на российском рынке относительно этих стран были завышены, даже до девальвации всё это происходило.

Поэтому, когда произошла двукратная девальвация, все эти компании пришли к нам с предложением зарегистрировать цену соответственно в два раза более высокую, чем была зарегистрирована, они получили отказ.

Кроме того, соответствующая методика, которая была своевременно утверждена, тоже ещё до того, как мы стали тарифным регулятором, мы им предложили по методике соответствующее повышение на инфляционную составляющую, которая фактически сложилась на тот период.

Параллельно мы провели ещё дополнительные исследования, выполняя ваши поручения, и выявили 48 препаратов, по которым цены сегодня выше в Российской Федерации, чем в других референтных странах. Этим компаниям были направлены соответствующие представления о том, что они должны прийти и снизить соответствующие цены.

Мы зарегистрируем более низкую цену, либо мы будем стремится к тому, чтобы даже разрегистировать, устранить их с рынка, но таким образом, чтобы наши граждане не пострадали, чтобы была соответствующая замена для тех, кто нуждается в этих лекарствах.

Кроме того, нам удалось пресечь манипуляции с дозировкой. Как повышались цены, и каков был механизм (им пользовались иностранные компании довольно часто). Они меняли соответствующую дозировку одного и того же лекарства. Обычно в схеме это выглядело так: если упаковка в 1 миллиграмм была 100 рублей, то они делали упаковку в 2 миллиграмма, казалось бы, это должно стоить 200, нет, это стоило 500, 1000 и даже больше.

Мы изменили правоприменение по этой методике и сегодня мы отказываем в регистрации цен на лекарства уже в порядке 40 процентов случаев. Это и есть то сдерживание цен, которое осуществляется, помимо того, что я сказал выше. Мы не даем им через дозировку или через изменение способа введения фактически повысить цену на нашем рынке. Нас поддержали в этом суды в соответствующих спорах, эта практика как судебная сложилась, она может быть закреплена.

К сожалению, мы также установили, что лекарства, когда происходила локализация путём просто замены упаковки, когда само лекарство и сами ампулы оставались прежними, производились за рубежом, а изменялась упаковка, в соответствии с нашими стандартами такие лекарства признавались российскими и не проходили эту сложную процедуру регистрации цен, о которой я сказал, и поэтому были зарегистрированы по очень высокой цене.

Соответственно, мы сейчас думаем, как с этим справиться, но смысл в том, что, конечно же, нужно пересматривать ситуацию с этими ценами и опять же переходить в режим сопоставимости и заставлять компании снижать. Это как бы домашнее задание, которое мы уже делаем, и надо обязательно его делать.

Но то, в чём нам помогала прежняя методика сдерживания цен для оригинальных препаратов, в основном иностранных, нам это всё мешало в отношении дешёвых российских препаратов.

Поскольку методика говорила, что можно только повышать на инфляцию, допустим, на 10 процентов, то дешёвые препараты, которые стоили от рубля до десяти рублей, все российского производства, если к ним применить 10 процентов, фактически это не давало им ничего, потому что активные вещества они, к сожалению, в большинстве своём закупают за рубежом, у иностранных компаний.

Там всё в долларах, и всё не получалось выйти на соответствующую положительную рентабельность. Поэтому здесь нужна определённая индексация, потому что они сейчас исчезают с рынка и замещаются препаратами уже не по 10–50 рублей, а по 100–150, именно иностранными. Это происходит буквально последние месяцы на глазах по очень большой номенклатуре лекарств, к которым россияне привыкли.

Все эти меры, безусловно, уже позволили и позволят удерживать рост цен на лекарства. По статистике Министерства здравоохранения, соответствующий рост за девять месяцев составил около одного процента. То есть был определённый скачок в период девальвации, а сейчас нет, цены на лекарства стабильны.

Вместе с тем я хотел бы отметить, что вся система, которая сложилась, вся система правоприменения и законодательства, она, конечно, нуждается в серьезном реформировании. Сегодня она, к сожалению, направлена не столько на интересы потребителя, то есть граждан и государства, сколько на производителей, среди которых очень много иностранных производителей.

Мы готовы подготовить ваши дополнительные поручения, при этом часть этих вопросов должна войти в новую дорожную карту развития конкуренции в здравоохранении. О чем уже распорядилось Правительство, заслушав доклад Федеральной антимонопольной службы – о состоянии конкуренции в стране.

Некоторые меры, которые являются исключительно важными – это, прежде всего, параллельный импорт лекарств и его введение. Здесь мы зависим от позиции стран Таможенного союза, они пока не принимают нашу позицию. Скорее всего, потому что просто ее не понимают.

Речь идет о закупке у официальных дилеров, не абы у кого, а у официальных дилеров в странах, где эти лекарства дешевле, с тем чтобы ушел переток этих лекарств в Россию, и происходило соответствующее снижение цен, прежде всего на самые дорогостоящие препараты.

Это конечно приведение в нормальное состояние новелл законодательства о принудительном лицензировании при злоупотреблении интеллектуальными правами. Это все есть в странах БРИКС. Но, к сожалению, у нас эта система не работает. Об этом тоже, наверное, можно было бы думать. И то, что сказала Вероника Игоревна, конечно, с госзакупками.

Максимальная взаимозаменяемость, максимальное участие препаратов с одинаковыми формулами в одних и тех же аукционах и конкурсах, что позволяет очень существенно снизить цену. И конечно, то что было сказано о работе с корпорацией «Ростех». Создание системы автоматизированного мониторинга. За этим, безусловно, будущее.

И, прежде всего, оно будет заключаться в том, что мы откажемся от абсолютно ложных сведений о себестоимости производства лекарств. И сможем их по современным методам сопоставимости с помощью электронных систем анализировать так, как это полагается делать в XXI веке.

В. Путин: Как известно, знания умножают скорбь. А опыт и знания подсказывают, что такие манипуляции на рынке, особенно со стороны производителей, да и оптовых поставщиков, как правило, стимулируются недобросовестными чиновниками из соответствующих структур, которые занимаются этими закупками, регулированием, допуском на рынок и так далее.

Что‑то не видно никаких здесь дел по этому вопросу. Думаю, что наши соответствующие структуры – спецслужбы и правоохранительные органы здесь явно недорабатывают, но Вы работайте с ними, пожалуйста, в тесном контакте.

И значит нужно продолжить эту работу, не допуская этих перекосов. У нас некоторые цены – в справках у меня здесь, – дороже, чем в Австралии, а производится где‑то рядом с нами в Европе. Это говорит о том, что явно недобросовестная работа на на нашем рынке, дороже, чем в европейских странах в несколько раз. Не на проценты, а в несколько раз, в разы. Пожалуйста, эту работу нужно продолжить.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.