Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Президент России В.В. Путин проводит видеосовещание по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи 10 июня 2020 года
Источник: Президент России
11:55 / 10.06.2020

Путин: "Сбербанк де‑факто стал одним из главных участников рынка информационных технологий"
"Сама жизнь показала, насколько важно быстро и смело использовать широкие возможности цифровизации... Надо .. подхватить эти тенденции, брать пример с компаний – лидеров. Имею в виду, конечно, в том числе и Сбербанк, который де‑факто стал одним из главных участников рынка информационных технологий", - Владимир Путин

Совещание по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи 10 июня 2020 года

В режиме видеоконференции Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития информационно‑коммуникационных технологий и связи.

В. Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Все меня видят, слышат? Отлично.

Сегодня мы обсудим ситуацию в отрасли, которая во многом определяет динамику, стиль, возможности современной жизни человека, уровень деловой и социальной активности, перспективы рынка труда, развитие городов, территорий: речь пойдёт о связи и информационных технологиях.

В этой сфере у нас уже занято более миллиона специалистов, действуют около 60 тысяч организаций, и они добиваются весомых, значимых результатов.

По целому ряду параметров, включая развитие мобильной связи, доступность интернета, Россия уверенно входит в число мировых лидеров. Отечественные компании предлагают надёжные программные решения, которые конкурентоспособны и внутри страны, и на глобальном рынке.

Роль и значимость отрасли особенно ярко проявились в обстановке вынужденных ограничений, связанных с эпидемией, когда многие предприятия, а также образовательные, другие организации перешли на удалённый режим работы, когда нужно было максимально быстро реализовать решения государства по поддержке российских семей и целых отраслей экономики – реализовать с помощью доступных и удобных для людей решений, которые мы вместе все готовили.

Мы, ещё раз хочу сказать, вместе смогли это сделать, в том числе с помощью современных информационных технологий, той инфраструктуры, которая создавалась на протяжении уже многих лет общими усилиями государства, бизнеса, инновационных команд.

Хочу поблагодарить российские телекоммуникационные компании, профильных специалистов, которые в условиях возросшей нагрузки обеспечили непрерывную работу и высокий уровень востребованных сервисов.

При этом отмечу, что текущая ситуация стала не только вызовом для сферы связи и IT. Те компании, которые пошли навстречу растущему спросу, предоставили бесплатные услуги, в конечном итоге выиграли.

Я помню нашу встречу ещё в начале этого пути, что называется, и тогда на встрече с предпринимателями некоторые сказали, что некоторые отдельные сервисы предоставят бесплатно, и действительно выиграли, сумели значительно нарастить свою клиентскую базу.

Кроме того, вынужденные ограничения мотивировали многие предприятия и организации по‑новому взглянуть на привычные бизнес‑процессы, активнее внедрять цифровые решения для увеличения эффективности своей работы.

Сама жизнь показала, насколько важно быстро и смело использовать широкие возможности цифровизации, и не только в бизнесе, но и в сфере государственных услуг, в образовании, в медицине, просто в повседневной жизни людей.

Надо, что называется, подхватить эти тенденции перехода в «цифру», брать пример с компаний – лидеров цифровизации. Вот Герман Оскарович [Греф] у нас тоже сегодня присутствует, мы с ним вчера это обсуждали: имею в виду, конечно, в том числе и Сбербанк, который де‑факто стал одним из главных участников рынка информационных технологий.

И конечно, необходимо создать условия для ускоренной разработки и внедрения отечественных технологий в сфере связи и IT, которые послужат базой для создания качественных, востребованных продуктов и сервисов.

Напомню: многие ключевые решения для развития отрасли информационных технологий и связи у нас уже предусмотрены, в том числе в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Целый ряд конкретных поручений был обозначен и в Послании Федеральному Собранию в январе этого года.

Все они должны быть реализованы. Нужно максимально действовать здесь на опережение, отсекать разного рода архаичные препоны – естественно, учитывая все аспекты обеспечения кибербезопасности, защиты прав, свобод граждан.

При этом важно не упустить из виду трудности, с которыми сейчас столкнулась как сама отрасль, так и экономика в целом.

Прежде всего это возможное вынужденное снижение расходов реального сектора на инновации, на программное обеспечение и сопутствующие услуги. Из‑за объективных финансово‑экономических ограничений – мы это видим, даже в цифрах можно посчитать – у многих предприятий просто не будет хватать ресурсов на такие программы развития.

В этой связи, конечно, обращаюсь к коллегам в Правительстве и в регионах: нужно уделить самое пристальное внимание мерам поддержки спроса на продукцию наших IT‑компаний. Причём это касается как внутреннего рынка – прежде всего, конечно, внутреннего рынка, – но и экспорта.

Здесь нужно постоянно прорабатывать и предлагать дополнительные решения, чтобы обеспечить устойчивую работу и дальнейшее развитие отрасли.

Мы примерно то же самое делаем в других отраслях, по которым проводили отдельные совещания: скажем, в автопроме, в авиации и так далее. Нужно сохранить доходы людей, занятых в этой сфере, и создать новые рабочие места. Рассчитываю сегодня услышать конкретные предложения на этот счёт.

И конечно, ключевой вопрос для развития сферы связи и IT – это подготовка профессиональных кадров. Именно специалисты, их знания и опыт определяют конкурентоспособность российских компаний, успешность отечественных продуктов и разработок на рынке.

Мы все хорошо знаем, что сфера информационных технологий отличается высокой, если не сказать очень высокой мобильностью сотрудников, причём глобальной. Но это не значит, что нужно, как в прежние времена, «хватать и не пущать».

Напротив, нужно создавать открытые, привлекательные, конкурентные условия для работы и воплощения передовых идей именно здесь, у нас, в России, формировать стимулы для сохранения и реализации потенциала отечественных разработчиков программного обеспечения, технологий в области связи, привлекать профессионалов, перспективных молодых людей, молодёжь из других стран.

Так, для поиска талантов и развития специалистов на базе платформы «Россия – страна возможностей» запущен конкурс «Цифровой прорыв».

В прошлом году в нём приняли участие 66 тысяч человек, они предложили свыше тысячи цифровых решений для таких сфер, как здравоохранение, образование, наука, логистика, жилищно‑коммунальное хозяйство и городская среда.

Призываю бизнес, федеральные и региональные органы власти обратить пристальное внимание на этот проект, это действительно масштабное мероприятие, масштабное событие, активно использовать разработки его участников.

В целом хотел бы услышать сегодня и мнение представителей бизнеса о том, какие дополнительные, может быть, решения необходимы для отрасли, в том числе с учётом новой реальности, которая будет формироваться в мире на этапе выхода из эпидемии и после него.

Давайте начнём.

Слово Валентину Леонидовичу Макарову, президенту некоммерческого партнёрства разработчиков программного обеспечения «Руссофт».

Пожалуйста, прошу Вас.

В. Макаров: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!

Для того чтобы представить себе, что произошло в индустрии во время пандемии, несколько цифр о том, с чем подошла индустрия к этому моменту.

В 2019 году, по предварительным данным, объём продаж на зарубежных рынках вырос примерно на 12 процентов, достиг 11 миллиардов долларов, а прямой экспорт из России составил примерно 7 миллиардов долларов, плюс столько же было продано на российском рынке, темпы роста и там, и там были примерно 10 процентов.

Началась пандемия, и мы следим за данными, которые даёт нам ЦБ, и делаем сами такие исследования раз в месяц, в начале каждого месяца. В апреле и в мае вместе с АРПП приходим к следующим выводам.

Первые недели, конечно, были очень тяжёлые: скачки поступлений выручки компаний колебались до 70 процентов, потом некоторая стабилизация, но начиная с середины апреля – апрель, май, первая неделя июня – мы видим, что снижение выручки компаний‑разработчиков программного обеспечения стало примерно 39, 42, 47, 40, последняя неделя – 39 процентов.

То есть стабильно индустрия недополучает из экономики до 40 процентов выручки, которую бы она получала в прошлом году.

Это очень много, потому что, посмотрите, себестоимость нашей разработки включает в себя на 80 процентов фонд заработной платы: это сама зарплата плюс налоги на заработную плату.

Если отнять 40 процентов, то получится, что мы вынуждены, компании реально вынуждены отправлять своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, снижать зарплату или прибегать к увольнениям. Это очень по‑разному для разных сегментов рынка: для одних компаний 80 процентов потери, для других, может быть, десять.

Есть пять процентов компаний, которые выросли на этом кризисе, потому что предложили новые решения, которых раньше не было. Но в целом падение неизбежно, потому что наши компании являются обслуживающими экономику.

И там, где падает экономика, естественно, компании, которые обслуживают эти сегменты, падают очень сильно – до 80–90 процентов, и есть случаи и банкротства компаний. Как результат, мы считаем, по данным наших опросов получается, что процентов десять, наверное, всех разработчиков, которые работали в 2019 году в индустрии, могут потерять работу, а это примерно 50 тысяч человек.

Безусловно, большая часть [специалистов] будет сразу же перехвачена другими компаниями, которые будут расти, развиваться.

Большая часть пойдёт работать в компании, которые выходят на экспорт, это такая серьёзная возможность выживания. Но тем не менее многие компании пропадут фактически, будут банкротами, и мы потеряем в ряде случаев командные компетенции, то есть те компетенции, которые позволяют делать большие проекты за счёт того, что накоплен большой опыт исполнения таких проектов.

Часть людей к тому же уедет, а это мы наблюдали по 2015 году, когда действительно был всплеск отъезда из России разработчиков, и в принципе сейчас возможен тоже такой вариант: это вообще невозвратные потери.

Что может последовать за этим, если не принимать мер? В первую очередь это, конечно, снижение потенциала индустрии, который сейчас чрезвычайно важен на этапе перехода к новому технологическому укладу.

Потому что в этом переходе именно разработчики софта, те люди, которые создают новые ценности и, главное, инструменты цифровой трансформации, создания новых киберфизических систем, – они должны быть основой потенциала, основой развития всей страны в целом.

Очень важный аспект в этом новом технологическом укладе – уже жизнь показала, пандемия, что новые технологии, которые раньше казались, может быть, немножко технологиями будущего, приходят в жизнь.

Дистанционное образование, дистанционная медицина, то, что появилось во время пандемии, дистанционная мультимодальная биометрическая идентификация человека, – все эти новые технологии стали частью нашей жизни. А за ними, безусловно, последуют другие киберфизические системы: это цифровое производство, «умная» энергетика, беспилотный транспорт.

Все эти технологии придут сюда, поэтому нам нужно иметь необходимый человеческий капитал, чтобы конкурировать с другими странами. А другие страны – Япония, США, Европейский союз, Китай – тратят уже не миллиарды, а триллионы долларов на то, чтобы в этом новом технологическом укладе завоевать лидирующие позиции.

Безусловно, нам ни в коем случае нельзя упускать этот человеческий капитал, с которым мы сейчас можем конкурировать, из страны и делать так, чтобы он терял свою квалификацию.

Мы, к счастью, имеем возможность сравнить последствия, к которым приводит мировой кризис.

По данным 2015 года, по данным 2009 года, можем понять, какие могут быть последствия, а также можем предположить, какие меры могут быть эффективно приняты государством, для того чтобы предотвратить возможные последствия или, может быть, даже – самое главное – содействовать тому, чтобы стратегически индустрия развивалась и была готова занять одну из лидирующих позиций на мировом рынке в этом новом укладе.

Исходя из наших исследований 2015 года можно заметить две важные тенденции. Первая тенденция: во время кризиса и после кризиса не уменьшились продажи за границей.

Это значит, что перегруппировалась индустрия, смогла частично перейти в те компании, которые занимались экспортом, и сохранить темпы роста экспорта, темпы роста зарубежных продаж. А российский рынок очень сильно упал. И отсюда такой вывод.

Во-первых, необходимо, безусловно, в момент кризиса снижать налоговую нагрузку на зарплаты, потому что это самая главная статья расходов для компаний программистов.

А зарплаты очень высокие, они не могут быть низкими из‑за высокой мобильности программистов, которые являются лучшими программистами в мире, это признано в разных рейтингах, и мы, безусловно, должны соответствовать зарплатой и условиями жизни, условиями работы для них.

Первое – снижение налоговой нагрузки на компании; второе – создание благоприятных условий, чтобы программистам было удобно работать в компаниях Российской Федерации. Второй вывод: если внешние рынки так хорошо готовы принимать нашу продукцию, то, безусловно, поддержка экспорта в эти моменты – чрезвычайно важный компонент.

И второй вывод, который можно сделать из наших исследований 2015 года. Прямой экспорт из России в 2015 году снизился, темпы роста стали отрицательными – минус семь процентов, а вот зарубежные продажи остались на том же уровне. О чём это говорит?

Это говорит о том, что компании были вынуждены уезжать из России, менять российскую юрисдикцию на чужую юрисдикцию, чтобы остаться на плаву и конкурировать на глобальном рынке.

Вывод такой: необходимо, как Вы правильно совершенно сказали, полностью согласен, создавать благоприятные условия для того, чтобы бизнес‑климат, ориентированный на глобальный рынок, был благоприятный именно в России.

Говоря теперь о том, какие меры мы совместно с АРПП, совместно с Министерством за последние два месяца выработали, исходя из этих двух‑трёх идей, могу сказать следующее.

Первое: срочные меры [поддержки] – тем компаниям, которые на самом деле сейчас испытывают колоссальные проблемы.

Они вынуждены увольнять персонал, потом они его могут не найти, он разойдётся по другим компаниям, они просто пропадут как бизнесы. Первое предложение – отказаться от взимания страховых взносов до конца 2020 года, для того чтобы мы могли за год‑полтора выйти на уровень 2019 года. Может быть, отказаться от страховых взносов и на 2021 год.

Второй вывод – это точечные меры поддержки тем компаниям, которые обслуживали наиболее пострадавшие отрасли и потому имеют сейчас колоссальный спад продаж, до 80 процентов. Точечно поддержать компании, которые обслуживают пострадавшие отрасли, – может быть, им нужна помощь, для того чтобы выжить в этот момент.

Следующее направление, пакет предложений, касается больше стратегического развития. Мы предлагаем бессрочно продлить льготы по страховым взносам, они у нас заканчиваются в 2023 году. Спасибо Вам большое, с 2008 года мы эту льготу имеем.

Но сейчас, для того чтобы планировать развитие бизнеса на два‑три года вперёд, а это, безусловно, нужно, когда ты рассчитываешь на то, чтобы занять достойное место в этом новом технологическом укладе, нужно быть уверенным в благоприятных условиях для бизнеса.

Поэтому [предлагаем] снизить размер страховых взносов до семи процентов, 7,5 процента, и бессрочно продлить льготы после 2023 года.

Важный момент, связанный с НДС. Когда в 2000‑х годах к нам приезжали представители «Майкрософта», они добились того, что под предлогом борьбы с пиратством мы отказались от взимания НДС с программных продуктов и вообще во многом способствовали тому, чтобы американский софт американских монополистов занял практически весь рынок системного софта в России.

Сейчас, когда идёт процесс импортозамещения, мы замещаем довольно много, по крайней мере, по данным Минкомсвязи, два миллиарда долларов Россия тратит на приобретение импортного софта. Видимо, нужно придумать какие‑то новые инструменты, которые могли бы уравнять российские компании с глобальными монополистами с точки зрения конкуренции на российском рынке.

Потому что импортозамещение – это ведь в первую очередь информационная безопасность и технологическая независимость, и здесь какие‑то инструменты нужны, для того чтобы уравновесить позиции российских и зарубежных компаний. Так оставить, как сейчас, мне кажется, было бы не очень разумно.

С другой стороны, «Майкрософту» было неинтересно снижать НДС для сервисных компаний, а сервисные компании, по нашим данным, потеряли сейчас примерно 20 процентов своих оборотов, 10 процентов персонала, а они являются основой для цифровой трансформации.

То есть цифровая трансформация, из‑за того что они снижают оборот на 20 процентов, снижается на 20 процентов. Если они снимают своих разработчиков и их увольняют, значит, в будущем экономика не сможет развиваться с точки зрения цифровой трансформации так же быстро, как она развивалась.

То есть сейчас снять с них НДС означает фактически, не применяя других мер, увеличить рынок цифровой трансформации на 20 процентов. Это очень хорошие, правильные меры, которые мы просили бы поддержать.

Кроме того, важно сказать, что сервисная индустрия сейчас становится смешанной, и те компании, которые продавали раньше продукты в виде лицензий, предоставляют эти продукты уже в виде услуг, это предоставление Software as a Service.

При этом потребители тратят меньше денег, а государство будет недополучать меньше в виде НДС, который не взимается с программных продуктов, тем самым будет экономиться бюджет. То есть это движение в сторону снятия НДС по отношению к сервисной индустрии, к предоставлению IT‑услуг – это очень важные, правильные меры, которые бы предложили принять.

С точки зрения поддержки экспорта и создания благоприятных условий для ведения бизнеса в России, конечно, есть разные факторы: антироссийские санкции, антироссийская пропаганда, – которые сильно влияют на работу российских компаний за границей; есть недостаток в финансах и недостаточная защита прав, и так далее.

Но очень важный фактор – это налоги: если мы сейчас сможем снять налог на прибыль, снизить его до двух процентов для компаний, которые экспортируют из России, и сможем снять НДС с расходов на зарубежный маркетинг, мы создадим очень правильные и хорошие условия, сравнимые с условиями в Сингапуре, например, для того чтобы не только наши компании производили в России и экспортировали по всему миру, но чтобы и чужие компании приезжали в Россию, становились российскими юридическими лицами и экспортировали из России, как это сделано в Сингапуре.

Это всё касается финансовых инструментов поддержки индустрии. А есть ещё небольшой, но очень важный блок нефинансовых мер поддержки.

Дело в том, что, создавая новый технологический уклад, фактически мы создаём, а потом внедряем в России и в других странах технологии, которых раньше не было, и они не имеют сегодня регулирования – ни нормативного, ни правового.

Регулировать их старыми методами просто нельзя в принципе. Значит, нужно обязательно создавать новое регулирование, отвечающее требованиям новых рынков, которых пока ещё нет, для того чтобы эти рынки быстро занять.

Это регулирование должно быть очень оперативным. Вряд ли можно сегодня сказать, что по всем рынкам можно однозначно выдать какой‑то закон, который будет их регулировать.

Нужно скорее принимать закон о «регуляторных песочницах», чтобы эти новые технологии регулировать новыми методами, пробовать, быстро конструировать, изменять правила игры, с тем чтобы они быстрее внедрялись.

Потому что чем быстрее мы внедрим эти правила у себя, тем быстрее сможем занять те 10–20 процентов мирового рынка, который пока ещё не существует, он только формируется.

Поэтому очень важно сейчас заниматься тем, чтобы конструировать регулирование и менять даже, я бы сказал, регуляторов, потому что регуляторы должны соответствовать новым требованиям. Они должны изменить своё отношение, свои подходы к тому, как происходит регулирование этих новых рынков, которые пока только формируются.

В частности, можно сравнить, как идёт регулирование в квантовой криптографии, например, где регулятор сам является инициатором всех изменений, и, например, в финансовых технологиях, где законопроект, который вышел на второе чтение в Госдуме, о цифровых активах, фактически напрямую запрещает компаниям разрабатывать технологии нового финансового уклада.

То есть мы не можем под угрозой тюрьмы, под угрозой уголовного преследования заниматься разработками, которые мы сейчас делаем для чужих рынков.

Мы их разрабатываем в большом количестве: что квантовая криптография, что квантовые вычисления, что блокчейн или сочетание блокчейна и квантовой криптографии – всем этим наши компании занимаются по заказу зарубежных компаний.

Это сфера критической конкуренции, конкурентной борьбы России с другими странами. Именно здесь нужно помогать, а вместо этого закон или группа законов по цифровым активам, напрямую запрещая разработку и сдерживая внедрение этих технологий в России, конечно, никак не способствует нашей конкуренции на мировом рынке.

Это очень похоже на то, что было с генетикой, кибернетикой: потом приходилось быстро навёрстывать. Но просто нет смысла сейчас повторять такой опыт, лучше сейчас потратить силы на то, чтобы стимулировать регулирование, стимулирующее производство и потребление в России, чтобы лидерство наше завоевать.

Спасибо большое за внимание.

Доклад закончен.

В. Путин: Благодарю Вас, Валентин Леонидович.

Мы дадим сейчас возможность коллегам высказаться, а потом я попрошу представителей Правительства прокомментировать некоторые вещи и в завершение скажу тоже несколько слов.

Сейчас хочу предоставить слово Нуралиеву Борису Георгиевичу. Пожалуйста.

Б. Нуралиев: Большое спасибо, Владимир Владимирович.

Я представляю фирму «1С», и для отечественного рынка, наверное, самое важное, что мы делаем, – это система «1С:Предприятие». Это комплексная автоматизация предприятий – то, что сейчас называется ERP.

Такие системы очень важны для обеспечения эффективности предприятий и учреждений, и следовательно, для эффективности экономики в целом. И поскольку это тема очень важная, то ей занимаются самые серьёзные мировые компании.

По данным международной исследовательской службы IDC, по итогам 2019 года в деньгах SAP, немецкая компания, занимала больше 45 процентов российского рынка ERP, «Майкрософт» – 7,5, Oracle – 4,5.

Доля «1С» постепенно растёт. В 2019 году мы доросли до 36,7 процента, но цена лицензии у нас гораздо ниже, чем у SAP, поэтому важно, что в количестве ежегодно автоматизированных рабочих мест сейчас наша доля перевалила за 80 процентов, то есть многие миллионы людей пользуются нашими программами ежедневно.

Триста тысяч IT‑специалистов программируют на языке «1С», и мы гордимся, что это пример успешной конкуренции отечественных высокотехнологичных разработок с продукцией ведущих международных компаний

Валентин [Макаров] уже упомянул, что на сегодня разработка компьютерных программ имеет большую поддержку от государства в виде освобождения от НДС и в виде льготного размера социальных взносов – 14 процентов.

Действительно, это освобождение – только до 2023 года пока – желательно продлить, сделать бессрочным, и желательно несколько расширить состав IT‑организаций, которые могут им пользоваться.

В частности, есть пятый пункт статьи 427 Налогового кодекса – чтобы не только разработчики программ, но и те, кто их внедряет, могли получить льготы по взносам; и примерно то же самое в главе 149 Налогового кодекса – чтобы они могли тоже быть освобождены от НДС.

Вы правильно сказали, что информационные технологии важны не столько сами по себе, как то, что они позволяют вывести на новый уровень конкурентоспособности отечественные предприятия и учреждения.

Считаем очень эффективной и надо продолжить практику частичного субсидирования [затрат на цифровизацию] из бюджета российским предприятиям. В ОПК есть – там Минпромторг в основном занимается – 529‑е постановление [Правительства], 1275‑е постановление – им частично субсидируют затраты на автоматизацию, на цифровизацию.

Но желательно также выделить в доступной форме гранты или субсидии на покупку и внедрение информационных технологий предприятиям малого и среднего бизнеса, потому что они тоже должны быть конкурентоспособны.

У них сейчас денег не очень много, а нужно, чтобы после кризиса они стали предприятиями мирового уровня. Причём желательно, чтобы был ограничен максимальный размер субсидий, но чтобы им не диктовали конкретные марки и производителей, а чтобы они выбирали то, что им действительно нужно, и это очень важно.

По специалистам: действительно, специалисты информационных технологий, Вы уже упомянули, имеют очень хороший экспортный потенциал, то есть программисту гораздо легче найти работу за границей, даже не уезжая, чем парикмахеру, например.

На сегодня это одна из наиболее дефицитных специальностей, которая просто жизненно необходима для совершенствования эффективности хозяйственных предприятий и для учреждений бюджетной сферы.

Сейчас есть решение на Вашем уровне – увеличить приём на бюджетные места в региональные вузы. Очень хотелось бы, чтобы информационные технологии получили в этом увеличении существенную долю.

В программе «Цифровая экономика», которую Вы упоминали, есть очень важный показатель: в 2021 году, как там записано, должно быть 80 тысяч бюджетных мест на IT‑специальности.

Но, к сожалению, в текущем приказе Минобрнауки № 395 от 13 марта [2020 года] только 70 тысяч пока выделено. Есть риск, что показатель цифровой экономики в 2021 году будет недовыполнен, а это очень важно, так как специалисты – это главный актив IT‑индустрии.

Большое спасибо.

В. Путин: Спасибо, Борис Георгиевич, что обратили на это внимание.

Пожалуйста, Тигран Оганесович Худавердян, «Яндекс».

Т. Худавердян: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Спасибо за приглашение.

В. Путин: Здравствуйте!

Т. Худавердян: Здравствуйте, участники совещания!

Я бы, наверное, постарался быть на более позитивной ноте.

Сегодня в целом IT‑отрасль пережила коронакризис сравнительно лучше, чем многие другие компании. Всё же нас всех спасло то, что мы безболезненно смогли перейти на удалённую работу, и большинство компаний, которые участвуют в IT‑секторе, могут продолжать полноценно работать.

Возможно, – мы тут до совещания обменивались опытом – некоторые процессы даже улучшились, из‑за того что решения быстрее принимаются, потому что не надо время тратить на переходы из переговорки в переговорку.

У крупных компаний были запасы прочности, конечно, накопленная подушка, и поэтому крупные компании меньше в целом пострадали. При этом, конечно, по разговорам с коллегами понятно, что малые и средние IT‑компании, возможно, нуждаются в некоторой поддержке, и здесь надо исследовать.

Вы уже перечислили некоторые цифровые прорывы, которые – не было бы счастья, да несчастье помогло – произошли благодаря цифровизации.

Вы перечислили в начале онлайн‑образование: в действительности все мои трое детей продолжили бесперебойно учиться в школе даже несмотря на то, что они были дома, у меня даже есть фотография, как они физкультурой занимаются с преподавателем физкультуры. Это и онлайн‑медицина: мы все знаем о консультациях врачей, анализах снимков.

Я бы хотел особое внимание обратить на особую роль логистических IT‑платформ. Десятки миллионов посылок были доставлены в период коронакризиса, все сервисы доставок, сервисы такси, и компания «Яндекс», и компания Mail.ru, перегруппировались, переквалифицировали свои флоты, и таксисты по всей стране помогали развозить врачей, развозить продуктовые наборы.

И онлайн‑кинотеатры тоже оказались как нельзя кстати к ситуации. В России есть конкурентный рынок, несколько онлайн‑кинотеатров, которые не только предоставляют доступ к фильмам и сериалам, но и уже начали производить собственные фильмы, собственные сериалы и показывать аудитории.

Если отвечать на вопрос, нужна ли этим направлениям, которые сейчас себя особо проявили, какая‑то материальная помощь, я бы, наверное, лично ответил, что, скорее, нет. Но если задать вопрос, какая помощь нужна, то я здесь поддержу Валентина Леонидовича по помощи в регуляторике.

Мне кажется, что такая системная помощь от государства в правильном, сбалансированном регулировании в конкретных отраслях, которые становятся всё более цифровыми, это очень важно. Нужно создать такие регуляторные условия, чтобы российские IT‑компании могли бы быть конкурентными на внутреннем рынке и на внешнем рынке, и здесь я полностью это поддерживаю.

На самом деле многое уже сделано. Первое, что приходит на ум: за последние несколько лет это и режим самозанятых, и «облачные» онлайн‑кассы, это дистанционная торговля лекарствами, о которой недавно было принято решение, и создание кодекса [этики использования] больших данных, по сути, для саморегулирования искусственного интеллекта, что тоже было большим прорывом, и все эти изменения были важны.

Я бы хотел заметить, и Вы сами это упомянули, что IT‑технологии развиваются настолько быстро, что если даже бежать, то всё равно остаёшься на месте. Это относится как к IT‑индустрии, так и к регуляторике, поэтому и в регуляторике нам надо всем – и нам, и регулятору – заглядывать за горизонт, для того чтобы предугадывать, каким образом нужно адаптировать законодательство, чтобы снимать максимально барьеры.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за поручение по беспилотному транспорту, которое было дано Вами 1 апреля. Из‑за коронакризиса, к сожалению, исполнение отложилось до 31 августа, но это один из примеров снятия регуляторных барьеров для развития технологий.

Большое спасибо.

В. Путин: Спасибо, Тигран Оганесович.

(Окончание следует)

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Власть", подраздел "Президент"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.