Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Президент России В.В. Путин в режиме видеоконференции 5 авуста 2021 гдоа проводит совещание с членами Правительства Российской Федерации
Источник: Президент России
09:49 / 05.08.2021

Шадаев: "100 миллионов к 2024 году пользователей мобильного интернета - это реально"
"У нас сейчас интернетом ежедневно пользуются 87 миллионов наших граждан, при этом девять из десяти выходят в том числе с помощью мобильных устройств, то есть 80 миллионов человек каждый день используют свои планшеты, смартфоны, для того чтобы получить доступ к интернету. К 2024 году эту цифру возможно увеличить до 100 миллионов", - Максут Шадаев

Совещание с членами Правительства (стенограмма)

Президент России В.В. Путин в режиме видеоконференции 5 авуста 2021 гдоа провёл совещание с членами Правительства Российской Федерации. Обсуждались актуальные вопросы социально-экономического развития страны (окончание)

Максут Игоревич, одна из задач этого года – это покрытие высокоскоростным интернетом населенных пунктов, соответствующих по количеству населения, и дорог. Как идет эта работа?

М. Шадаев: Уважаемый, Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

У нас сейчас интернетом ежедневно пользуются 87 миллионов наших граждан, при этом девять из десяти выходят в том числе с помощью мобильных устройств, то есть 80 миллионов человек каждый день используют свои планшеты, смартфоны, для того чтобы получить доступ к интернету.

Основная часть этих абонентов – примерно 80 процентов, даже чуть больше – уже пользуются скоростным доступом к интернету. В целом доля базовых станций стандарта LTE, который обеспечивает такую скорость, уже превышает 50 процентов на сетях операторов связи.

При этом по стоимости мобильного скоростного интернета Россия стабильно входит в число стран с самыми дешевыми тарифами. Это очень важно, потому что мы развиваем инфраструктуру, при этом стоимость для абонентов не растет.

Понятно, что инфраструктура доступа у нас, к сожалению, развивается не совсем равномерно, потому что операторы прежде всего строят сети связи четвертого поколения в крупных городских агломерациях – там, где максимальная концентрация жителей, где экономически эффективно.

Именно по этой причине жители небольших поселков зачастую лишены возможности пользоваться мобильным интернетом. Такая же проблема у нас вдоль федеральных и региональных автомобильных дорог общего пользования: операторам невыгодно строить инфраструктуру, и поэтому мобильный интернет там зачастую недоступен.

Владимир Владимирович, в прошлом году мы внесли изменения в федеральный закон, который обязывает нас обеспечить доступ к мобильному интернету в совсем небольших населенных пунктах с численностью жителей от 100 до 500 человек.

Эти работы финансируются за счет специальных отчислений операторов связи, которые поступают в так называемый фонд универсального обслуживания, и уже в этом году мы обеспечим доступ к мобильному интернету жителям более 1200 населенных пунктов, которые отвечают этим критериям.

В сентябре на портале услуг мы запускаем голосование, для того чтобы сформировать программу приоритетного подключения на следующий год. Все письменные обращения также будут приняты во внимание. Мы в первую очередь будем обеспечивать мобильный интернет там, где есть массовые запросы жителей, и это будет абсолютно прозрачная история.

Дополнительно, Владимир Владимирович, мы при принятии решения – мы в понедельник решение принимали о продлении использования частот, которые используются для мобильного скоростного интернета, – смогли согласовать с операторами связи дополнительные социальные обязательства.

Здесь, честно говоря, очень помогло Ваше поручение, которое Вы обозначили на заседании Совета по стратегическому развитию. Мы смогли договориться, что операторы в 2024 году за счет собственных средств завершат создание инфраструктуры скоростного мобильного интернета во всех населенных пунктах численностью населения более 1000 человек.

Они будут инвестировать собственные средства в рамках социальной ответственности.

Второе. Операторы согласились покрыть своими сетями – тоже за счет собственных средств – более 80 процентов федеральных трасс к 2024 году. Мы можем и больше, Владимир Владимирович, но проблема в том, что ключевым барьером для создания инфраструктуры вдоль дорог является стоимость подключения базовых станций к электричеству.

У нас даже вдоль федеральных трасс иногда стоимость подключения к электричеству базовой станции в десятки раз превышает стоимость самой базовой станции. Поэтому мы, обременяя операторов, конечно, должны им помочь решить проблему с энергетикой.

И конечно, если бы Вы дали поручение регионам (а у них есть соответствующие рычаги влияния) обеспечить техусловия по подключению к электричеству, мы смогли бы в 2024 году, наверное, в полном объеме эту задачу решить.

Владимир Владимирович, мы предлагаем, чтобы те инвестиции, которые операторы тратят на подключение населенных пунктов от 500 до 1000 жителей (это как раз за пределами их социальных обязательств), – мы могли на суммы этих инвестиций уменьшать плату за [радиочастотный] спектр.

Дело в том, что мы сейчас получаем плату за спектр больше, чем это нам требуется. Поэтому у нас есть свободные средства, из которых мы могли бы мотивировать этих операторов.

Еще очень важный вопрос, решение которого могло бы нам сильно помочь с точки зрения темпов подключения населенных пунктов и обеспечения их мобильным интернетом, – это стоимость размещения кабелей связи вдоль линий электропередач.

Сейчас так называемые подвесы – это наиболее эффективный и быстрый способ строительства инфраструктуры связи.

Понятно, что зачастую энергетики пользуются своим монопольным положением, устанавливая иногда необоснованные тарифы на то, чтобы операторы связи использовали эту инфраструктуру для подключения населенных пунктов и для строительства инфраструктуры мобильного интернета.

Если бы эти тарифы были экономически обоснованы, то это, конечно, сильно упростило бы и ускорило подключение населенных пунктов.

Владимир Владимирович, если мы этот комплекс мер реализуем, то к 2024 году сможем увеличить количество пользователей скоростного мобильного интернета с 80 миллионов сейчас до более 100 миллионов. То есть в принципе у нас потенциал для этого есть.

Еще на один пункт хотел бы обратить Ваше внимание. Когда мы решение ГКРЧ принимали, мы ввели очень жесткое ограничение на поставку начиная с 2023 года в сети связи зарубежных базовых станций.

То есть фактически с 1 января 2023 года на сети связи наших операторов можно будет поставить только российские базовые станции.

К этому решению мы шли долго. Мы провели комплексные переговоры с основными производителями базовых станций и с двумя договорились о локализации производства в России, передаче прав нашим российским партнерам для производства современных базовых станций стандарта LTE для обеспечения скоростного доступа в интернет.

Конечно, нам кажется, что это позволит существенным образом снизить зависимость такой критической телекоммуникационной инфраструктуры от зарубежных производителей, снизить санкционные риски и, самое главное, использовать возможности производства,

которые сейчас создаются в части микроэлектроники, электронной компонентной базы для того, чтобы мы встраивали эти компоненты, наполняли ими те базовые станции, которые будут ставиться на сети связи.

Спасибо большое. Доклад закончил.

В. Путин: Спасибо.

Это оборудование кем производится у нас? У нас, в нашей стране кем должно производиться?

М. Шадаев: У нас целый набор. Ростех, АФК «Система» претендует на то, чтобы производить это оборудование, и USM Group. То есть в этом смысле крупнейшие наши операторы как раз и хотят локализовывать.

И Ростех здесь тоже играет, потому что у Ростеха большая программа по производству 5G-оборудования, поэтому международным вендорам это тоже интересно.

В. Путин: Все, так и надо делать. Надо поддержать это и создать конкурентную среду, если есть несколько отечественных претендентов. Тот самый случай, когда это то, что нам нужно. Так и нужно сделать.

Что касается работы с регионами – первое, и второе, что касается электросетевых компаний, то они же не чужие, и установление оборудования связи на вышках электропередач, конечно, может быть отрегулировано.

Эти цены не могут произвольно устанавливаться, имея в виду, что операторы связи в данном случае выполняют не узковедомственную и не отраслевую задачу, а общенациональную.

Поэтому я Вас попрошу, Максут Игоревич: вместе с Администрацией подготовьте проекты поручений, и я их обязательно подпишу.

М. Шадаев: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

В. Путин: Спасибо.

А. Новак: Владимир Владимирович, разрешите прокомментировать?

В. Путин: Да, пожалуйста.

А. Новак: Спасибо большое.

Максут Игоревич коснулся двух вопросов, касающихся энергетиков.

Что касается использования энергетической инфраструктуры, мы здесь проработаем вопрос. Возможно, мы предложим этот вопрос вообще тарифицировать через Федеральную антимонопольную службу с тем, чтобы не было вопросов по формированию тарифов. Это первое.

А второе по поводу технологического присоединения. Максут Игоревич сказал, что энергетики завышают стоимость техприсоединения и необходимо эти вопросы отрегулировать.

Я просто хотел напомнить, что у нас техприсоединение и стоимость его определяется постановлением Правительства, соответственно, это вопрос уже на сегодняшний день регулируемый.

Кроме того, операторы, которые хотят бесплатного подключения за счет энергетиков, – это коммерческие компании в первую очередь. А в сетевых компаниях, как известно, у нас на сегодняшний день тарифы регулируются государством, и у них дополнительных источников для финансирования нет.

У нас индексация тарифов много лет уже идет на уровне ниже инфляции. Соответственно, источников для того, чтобы за счет какой-то прибыли или расходов, которые установлены в тарифах региональными энергетическими комиссиями, – этого нет.

А стоимость техприсоединения определяется также региональными энергетическими комиссиями, здесь завышения никакого быть не может.

Поэтому по первой части мы готовы отработать, а по второй части за счет энергетиков не получится решать вопросы коммерческих компаний и операторов, потому что у нас это регулируется государством и источника этого нет.

Спасибо.

В. Путин: Понятно, мне это все хорошо известно. Вопрос ведь не в том, чтобы за счет энергетиков это делать, а вопрос в том, чтобы энергетики не задирали тарифы на подключение. Я так понимаю, Максут Игоревич? В этом же вопрос?

М. Шадаев: Владимир Владимирович, для операторов глубоко убыточна деятельность по установке базовых станций на дорогах, то есть они несут убытки, для них это неэффективные расходы. Плюс, я не говорю, что завышают энергетики.

Просто на отдельных федеральных трассах, в Якутии, стоимость подведения энергетики даже по согласованному, утвержденному тарифу такая, что оператор и так испытывает убыток в части базовой станции, так он должен еще в 10 раз больше заплатить, чтобы ее подключить к электричеству.

Я понимаю, что мы не можем это делать за счет энергетиков, но мы не можем это делать и за счет операторов тоже. Мы их и так обременили делать это за свои деньги, но хотя бы с электричеством им [надо] помочь.

В. Путин: Речь идет о подключении, о тарифах?

М. Шадаев: О подключении.

В. Путин: Ну вот, Александр Валентинович, речь идет не о том, чтобы за счет энергетиков делать. Речь идет о стоимости подключения – вот о чем речь.

А. Новак: Извините, пожалуйста, я добавлю. Стоимость подключения зависит от расходов на то, чтобы подвести [электричество], допустим, в удаленных территориях, где нет энергоснабжения и энергоинфраструктуры. Она же не бесплатная, ее нужно оплатить, в том числе материалы, работы и так далее.

Если это не делают операторы, а этого нет как источника у энергетиков, тогда нужно либо из бюджета выделять, либо включать в тарифы операторов. У нас техприсоединение бесплатно не производится, потому что это физические расходы – и денежные, и материально-технические ресурсы.

В. Путин: Тогда это нужно просчитать, вынести на Правительство и посмотреть, насколько и где поднять тарифы, если это экономически обосновано, а где и в каком объеме отфинансировать это из бюджета. Но это нужно сделать, понимаете, это же общенациональная задача.

А. Новак: Да.

В. Путин: Михаил Владимирович, я Вас прошу тогда дать соответствующее поручение ведомствам подготовить это, рассмотреть в ближайшее время на Правительстве и найти «золотую середину» между бюджетным финансированием и повышением тарифа – там, где обосновано, конечно.

М. Мишустин: Хорошо, Владимир Владимирович, есть.

В. Путин: Спасибо большое. Но все равно это должно быть отражено в поручении Президента с тем, чтобы это никуда не утекло и не забылось, чтобы все ведомства соответствующим образом отработали. Договорились.

И в завершение вот еще какой вопрос. У нас с 1 января 2022 года должен заработать закон об электронной транспортной накладной. Как идет подготовка к работе в рамках этого федерального закона и что предполагается следующим шагом?

Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

В. Савельев: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Владимирович! Коллеги!

Позвольте поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за поддержку Федерального закона №336, закрепляющего возможность применения с 1 января следующего года электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

Он подготовлен во исполнение Вашего поручения, и с января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы)

будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде на добровольной основе через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

Минтранс России совместно с ФНС России и при участии отраслевых организаций до конца текущего года обеспечит издание подзаконных актов, устанавливающих требования к информационным системам операторов электронного документооборота, а также форматы и порядок передачи электронных перевозочных документов.

Я отдельно хочу поблагодарить руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Вячеславовича Егорова за активное участие и помощь в этом непростом вопросе.

С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года.

То есть если мы в 2022 году будем пытаться пробовать и мягко внедрять, то с 2023 года уже императивная норма: мы заставим всех, будем просить всех это использовать, требовать.

Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту.

Отмечу, что в 2020 году (эти цифры для сравнения я хочу привести) в России было напечатано, Владимир Владимирович, более 3 миллиардов транспортных накладных, из них 1 миллиард 560 миллионов – это первично напечатанные, плюс дубликаты, плюс копии.

Это, можно представить, примерно эквивалентно 700 железнодорожным вагонам, заполненным бумагой. И ещё один интересный показатель, который дают эксперты, – это стоимость затрат на один бумажный документ – около 100 рублей.

Это с учётом оплаты труда, бумаги, краски, электричества и сопутствующих расходов. То есть это миллиарды рублей, которые мы сэкономим.

Перевод документов в электронный вид обеспечит сокращение транзакционных издержек, что, в свою очередь, приведёт к снижению конечной стоимости товаров, так как в стоимости каждого товара присутствует так называемая транспортная составляющая.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции меры по цифровизации документооборота особенно важны, на наш взгляд. Практически к нулю будет сведено количество личных обращений перевозчиков в органы власти.

Это не только упростит и ускорит процесс получения соответствующих документов, но и значительно снизит вероятность распространения инфекции через общение между людьми.

Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод путевых листов в электронную форму.

Так, в соответствии с Вашим поручением мы уже проработали вопросы и подготовили законопроект, закрепляющий возможность формирования путевых листов в электронной форме при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Учитывая необходимость прохождения регламентных процедур – оценка, регулирующая воздействие, публичные консультации, межведомственное согласование и прочее, – законопроект будет внесён в Правительство до конца текущего года.

Уважаемый Владимир Владимирович, я просил бы Вас поддержать наши инициативы по изменению федерального законодательства в этой части, которые позволят перевести более 2 миллиардов путевых листов в электронный вид, то есть 3 миллиарда накладных плюс 2 миллиарда путевых листов.

Их перевод обеспечит цифровизацию 90 процентов всех перевозочных документов на автомобильном транспорте. Это позволит, в свою очередь, увеличить коммерческую скорость движения товаров к 2024 году практически вдвое.

Если сейчас у нас груз движется примерно 300 километров в сутки, то после перевода документов в электронную форму, к 2024 году груз будет двигаться как минимум 600 километров в сутки, что очень важно.

Все эти меры позволят охватить более 7 миллионов активных участников перевозочного процесса – это перевозчики, водители, грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, что выведет из «серой зоны» недобросовестных участников рынка и увеличит налоговые поступления в бюджет Российской Федерации.

Данные задачи реализуются в рамках приоритетных инициатив Минтранса России, вошедших в стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли, которая утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию 25 июня текущего года.

В дальнейшем цифровизация документооборота позволит обеспечить создание единой информационной среды для обмена документами между участниками перевозочного процесса на всех видах транспорта, а это автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской.

Это является первым реальным шагом к развитию бесшовных мультимодальных перевозок как внутри страны, так и по международным транспортным коридорам ЕАЭС, и внедрению технологий самореализуемых контрактов для обеспечения взаиморасчётов между всеми участниками транспортного рынка.

Доступность сервисов цифрового документооборота для населения России и в дальнейшем будет обеспечена посредством реализации информационного взаимодействия между Государственной информационной системой электронных перевозочных документов и Единым порталом государственных и муниципальных услуг.

Нам всю необходимую поддержку в этом вопросе оказывает Министерство цифровизации [Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций] и лично Максут Игоревич Шадаев, за что его лично благодарю.

Мы всё выполним, Владимир Владимирович, в нужные сроки. Я думаю, эффект будет наглядный, и мы все это увидим.

Благодарю за внимание. Доклад закончил.

В. Путин: Виталий Геннадьевич, то, что Вы сейчас доложили, это подготовлено уже Министерством?

В. Савельев: Так точно. Мы сейчас уже идём подзаконными актами в части накладных. Надеемся, что до конца года мы всё это сделаем. Это будет постановление Правительства.

И с 1 января 2022 года мы начнём уже в мягком режиме – примерно 60 процентов всех участников рынка будут работать с накладными.

Параллельно мы внесём законопроект, где нужна будет Ваша поддержка, о двух миллиардах путевых листов, с тем, если мы не успеваем в осеннюю сессию, то в весеннюю сессию мы примем (также будет 1,5 года на мягкое внедрение), и где-то уже с середины 2024 года путевые листы и накладные будут работать вместе.

Это огромный объём документов, которые мы просто уберём с рынка.

В. Путин: Понятно.

Виталий Геннадьевич, что касается проекта этого закона и всего, что с этим связано, а также работы с подзаконными актами, подъезжайте прямо сейчас ко мне, доложите мне лично, мы с Вами просто поговорим. Я в Кремле сейчас.

В. Савельев: Я понял.

В. Путин: Прямо сейчас, после заседания Правительства подъезжайте.

Спасибо большое. Всего хорошего.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.