Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Венецианский карнавал во время пандемии коронавируса 2020 года (Италия)
Источник: Яндекс картинки
13:37 / 29.12.2020

"Культурные проекты стали доступнее"
"В Минкультуры России сформирована рабочая группа для совместного обсуждения предложений всех участников, задействованных в создании и распространении цифрового контента, как в целях возможных поправок в уже действующее антипиратское законодательство, так и в целях разработки дальнейших мер по защите авторских и смежных прав в сети интернет"

Пандемия оказала влияние на все сферы жизни, серьезно пострадала и культурная отрасль России. О том, как и чем можно помочь учреждениям культуры, какие проекты обязательно сохранятся в 2021 году, будут ли повышать зарплаты, рассказала журналистам министр культуры РФ Ольга Любимова.

- Ольга Борисовна, вы почти год находитесь на посту министра культуры. Можно ли хотя бы пунктиром обозначить сложности и позитивные истории, с которыми вы за это время столкнулись?

Когда произошло назначение, я думала: "Как подступить? Как быстро разобраться?" — но коронавирус поменял всю повестку. Самыми сложными были первые месяцы.

Целыми днями мы были заняты текущими вопросами: прорабатывали ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. ред.), обсуждали первые решения по системообразующим компаниям, меры поддержки.

А теперь переходим плавно к позитиву. Мы так все сблизились, действительно сдружились. Вы знаете, что по каждому направлению у нас существуют рабочие группы с участием деятелей искусств. Мы начали советоваться друг с другом.

Поддержка со стороны отрасли совершенно невероятная, на которую я и не рассчитывала. Мы привыкли к критике и уже как-то огрубели. Но когда ты чувствуешь неравнодушное отношение к ведомству, я считаю, это главное, чего мы добились в этот сложнейший год.

И благодаря такой сплоченности мы совершили прорыв — культурные проекты стали доступнее благодаря новым технологиям.

Например, с марта 2020 года федеральными музеями проведено порядка 23 тысяч онлайн-мероприятий, а их посещаемость превысила 300 миллионов, что значительно больше итогов посещаемости музеев офлайн в 2019 году.

Только на одном портале культура.рф количество просмотров в день сегодня превышает 1 миллион.

- Да, были ведь и специально под "цифру" запущенные проекты…

Конечно. Появился онлайн-сервис Stay home with Russian Seasons, чтобы обеспечить доступ к культурному контенту из России и продолжить проект "Русские сезоны", несмотря на ограничительные меры.

Уже состоялось более 119 трансляций, набравшие 39 миллионов просмотров. Онлайн-постановки смотрели жители таких стран, как Франция, Германия, США, Испания, Ирландия, Япония, Великобритания, Беларусь, Италия, Украина, Казахстан, Бельгия, Болгария, Израиль, Люксембург, Южная Корея.

Продолжила работу Всероссийская театральная программа "Большие гастроли": с марта по август она проходила в формате онлайн. Это 115 дней трансляций, 119 показанных спектаклей, 89 театров-участников.

За время работы платформы показы посмотрели более 26 миллионов человек. Или, например, общее количество просмотров новых видеоэфиров в социальных сетях Государственного Эрмитажа и разделов сайте музея с весны превысило 66 миллионов.

В период пандемии особую социальную значимость приобрела Национальная электронная библиотека. В период самоизоляции, пришедшийся на конец учебного года, количество обращений к порталу возросло более чем в десять раз. В целом его фонд превысил 5 миллионов изданий по разным тематикам.

- Почему все-таки в Москве закрыли музеи на фоне открытых фуд-кортов, общественного транспорта? Это главный источник распространения коронавируса?

Решение принимается отдельно в каждом конкретном регионе и продиктовано санитарно-эпидемиологической обстановкой. Мы стараемся в этот момент быть рядом и оперативно реагировать. Мы все время говорим: театры, музеи. А у нас еще есть школы искусств, творческие вузы со специальностями, которые дистанционно невозможно преподавать.

И здесь творческие вузы у нас частично продолжают работать офлайн. То есть теорию, лекции слушают дома, а то, что требует очной формы, продолжается в привычном формате. Иначе у нас рухнула бы, например, хореография.

А ведь есть ряд стран, где на актерскую профессию в этом году не набирают людей. Мы бьемся за каждое направление.

- Интересует следующий год. Есть ли какие-то планы или это будет ручное управление на фоне пандемии?

Невозможно жить только ближайшей неделей — все-таки мы распределяем бюджетные средства. Конечно, мы стараемся учитывать повестку и, например, международную деятельность стараемся перенести на лето-осень, и будем смотреть, как развиваются события.

По выставочной деятельности все программы уже сверстаны, но мы закладываем некий люфт на форс-мажоры и на то, что появляются новые творческие проекты.

Тем не менее крупные мероприятия рассматриваются всеми учреждениями. Весной традиционно состоится "Интермузей", в течение года пройдут "Большие гастроли" и "Русские сезоны". Естественно, формат их проведения будет варьироваться в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.

Среди продюсеров уже идет битва за длинные праздники: за 23 февраля и за 8 марта. Даже спрашивают уже про кинотеатральный показ майских праздников. Тем не менее мы стараемся обратить внимание, что в январе и феврале еще точно придется следить за ситуацией в регионах.

- Есть сферы, на которые меньше влияет обстановка?

По графику проводятся работы по реставрации, реконструкции и ремонту объектов. В 2021 году продолжится программа консервации объектов культурного наследия, которая позволит сохранить памятники от дальнейшего разрушения и полной утраты. Со следующего года мы увеличим ее финансирование до 500 миллионов рублей ежегодно.

- Можно ли уже оценить потери учреждений культуры из-за пандемии? Вице-премьер Дмитрий Чернышенко летом, когда еще курировал сферу культуры, говорил, что сумма превысит 8 миллиардов рублей.

Конечно, нужно будет просчитать по факту все выпадающие доходы по каждому региону и каждому учреждению.

Вот, например, кинотеатры по всей стране закрылись на период от четырех до семи месяцев, в пяти из 85 регионов страны до настоящего времени не возобновлена кинотеатральная деятельность. Музеи лишились до 80% своих внебюджетных доходов.

- В этой связи рассматривает ли ведомство возможность дополнительного финансирования для учреждений культуры, чьи доходы сократились из-за пандемии?

Потеряв в чем-то, мы постарались оперативно помочь нашим учреждениям. В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии коронавируса, включена деятельность театров, музеев, зоопарков и деятельность в области демонстрации кинофильмов.

Постановление правительства от 3 апреля позволило не уменьшать учреждениям культуры объем финансирования государственного задания в текущем году, несмотря на невыполнение по нему основного показателя — числа посетителей.

В апреле также принято постановление, предусматривающее возврат денежных средств гражданам за купленный билет в случае отмены зрелищного мероприятия в течение шести месяцев со дня обращения посетителя за возвратом билета.

Правительством одобрено выделение 4,2 миллиардов рублей на предоставление Фонду кино субсидии в целях оказания поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат и показ национальных фильмов.

Мы планируем расширение программы грантовой поддержки творческой деятельности организаций отдельных видов искусств: с 2021 года будут предоставляться гранты в объеме 100 миллионов рублей ежегодно.

Кроме того, обеспечиваем участие системообразующих организаций в сфере культуры в программе льготного кредитования. В этот перечень, между прочим, включены 67 организаций в сфере культуры: 29 театрально-концертных, 22 кинокомпаний, 14 музеев, две организации по сохранению объектов культурного наследия.

Самое главное, мы не планируем снижать финансирование наших подведомственных учреждений. Более того, проиндексирован их фонд оплаты труда и со следующего года он будет увеличен с учетом инфляции.

В тяжелейший год, когда все были обеспокоены тем, что зарплата может снижаться, она была проиндексирована. Это одно из главных подспорий

- Когда выделенные правительством 4,2 млрд рублей будут доведены до представителей киноотрасли, обратился ли уже кто-то за помощью?

Правила предоставления субсидии утверждены правительством, сейчас Фонд кино и Минкультуры России уже работают с отраслью и проведено большое мероприятие, где рассказали, как будет распределяться эта сумма.

Половина средств будет направлена кинотеатрам, вторая — российским продюсерам. Причем кинотеатрам в декабре 2020 года, а распределяться средства будут в соответствии со сборами от показов российского кино в I квартале 2020 года.

Кинопродюсеры получат субсидии по окончании I квартала следующего года с учетом сборов от показов российского кино со II квартала 2020 года по конец I квартала 2021 года.

- Планировалось, что продюсеры, которые собираются выпускать релизы в ближайший месяц-два, получат поддержку. В связи с чем два вопроса: какие декабрьские и январские картины стоит ожидать и как Минкультуры будет поддерживать национальные фильмы, прокат которых намечен на это время?

Фильмы, выходящие в прокат на новогодних каникулах, будут поддержаны в рамках выделения 4,2 млрд рублей, а также с помощью субсидий на поддержку проката, рекламного продвижения фильмов, полученных через Фонд кино.

Из самых ожидаемых релизов — "Огонь" про героических пожарных, мультфильмы "Конь Юлий и Большие скачки" и "Барбоскины на даче", вторая часть фэнтези на основе русских сказок "Последний богатырь: Корень зла". Уже можно посмотреть в кинотеатрах комедию с "Квартетом И" — "Обратная связь" и историческую мелодраму "Серебряные коньки".

- Какая доля российского кино прогнозируется по итогам года?

Крайне высокая — около 50%, в том числе и потому, что крупные голливудские релизы перенеслись на 2021–2022 годы и не вышли на экраны.

- Очень тревожная ситуация с частными театрами и музеями. Как думаете, выживут ли они?

Ситуация непростая, и мы это понимаем. В реестре порядка 500 частных музеев. Впервые в сотрудничестве с музейным сообществом разработана программа развития частных музеев на 2021–2023 годы.

Пока мы ждем реакцию от Союза музеев России и Ассоциации частных музеев России на документ, который позволит нам выстроить взаимодействие на совершенно ином уровне. Ключевая идея — интеграция частных музеев в единое музейное пространство страны.

Реестр частных театров на текущий момент насчитывает 366 институций, в которых работают 5,5 тысяч человек. Наибольшее количество частных театров в Москве (101) и Санкт-Петербурге (79).

С 2021 года частные театры впервые смогут подать заявку на участие в программе "Большие гастроли" наряду с федеральными и региональными театрами. Это чрезвычайно важно для популяризации их творчества и дальнейшего развития.

- Вернемся к цифровизации, столь актуальной в период пандемии. С онлайном связана проблема пиратства.

Министерство культуры уже несколько лет выступает с инициативой досудебной блокировки сайтов с пиратским контентом, был подготовлен проект нового антипиратского законодательства. Когда ожидать вступления изменений в силу?

В Минкультуры России сформирована рабочая группа для совместного обсуждения предложений всех участников, задействованных в создании и распространении цифрового контента, как в целях возможных поправок в уже действующее антипиратское законодательство, так и в целях разработки дальнейших мер по защите авторских и смежных прав в сети интернет.

В ее состав вошли представители заинтересованных федеральных органов власти, правообладателей, распространителей цифрового контента, в частности музыкальных, аудиовизуальных и литературных произведений, представители операторов поисковых систем, а также представители организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности и креативной экономики.

- После "дела Серебренникова" Минкультуры поставило вопрос о разделении сфер управления театром между директором и художественным руководителем. Могли бы вы пояснить логику такого разделения? И на какой стадии сейчас соответствующая законодательная инициатива?

Эта мера действительно обсуждается. Мы думали, какие возможны изменения со стороны ведомства в действующее законодательство, чтобы подобные ситуации не возникали. Такой вариант был предложен профессиональным сообществом. Но и тут оказалось, что в каждом случае надо действовать индивидуально.

Есть совершенно уникальные личности, которые являются и директорами, и художественными руководителями. Есть примеры уже действующие, как в Александринском театре в Петербурге, где функции худрука и директора разделены между Валерием Фокиным и Ринатом Досмухамедовым.

Я полагаю, что, исходя из ситуации в каждом учреждении, мы будем дорабатывать это предложение. Документ пока сырой. Пока нет коллегиального решения, которое можно было бы вынести для серьезного обсуждения. Это нам еще предстоит обсудить вместе с регионами.

- В учреждениях, в частности в театрах, зачастую очень долго происходит поиск преемника после ухода мэтров с руководящих постов.

Есть ли у Минкультуры кадровый резерв, который сможет прийти на смену немолодым худрукам? Есть ли в отрасли проблема нехватки профессиональных руководящих кадров?

Мы прекрасно понимаем, что это одна из главных проблем в современном театре. Это понимают как профессионалы, так и многие зрители нередко высказывают свои опасения.

Есть ряд удачных примеров. Один из них — РАМТ, который готовится отмечать 100-летие. Алексей Бородин аккуратно, так нежно, заботливо передает театр Егору Перегудову, объясняя все особенности работы с труппой. Коллектив спокойно привыкает. Есть замечательные примеры в учебных заведениях.

Самое страшное, когда мы резко теряем дорогих нам мэтров, которые годами руководят учреждениями. Остается выжженное поле, мы не знаем, что делать дальше. И честно могу вам сказать, нет скамейки запасных — ни в театре, ни в музейном пространстве. Мы понимаем, что яркая, профессиональная молодежь в спину, к сожалению, не дышит.

Порой бывают совершенно фантастические решения. Смоленская крепость: молодой руководитель из Вологды Сергей Пиляк победил в открытом конкурсе. Коллеги говорили, что конкурс не закончится решением, будет какой-то промежуточный вариант. И вдруг — такой успешный итог.

Мы все время говорим, что нет достойного художественного руководителя и директора. А что, у нас есть достойные заведующие литературной частью? Это креативный менеджер внутри театра, который может подсказать и оригинальное репертуарное решение, и кого пригласить на роль. Таких заместителей художественного руководителя тоже не хватает.

Это одна из важнейших проблем, которые нужно решать с творческими вузами, где мы должны актуализировать преподавание, когда к нашей замечательной классической системе, теории будет добавляться больше практики, возможности поработать, набраться опыта.

- Индустрия кино сейчас претерпевает значительные изменения. К чему идет отрасль: к появлению большего числа онлайн-проектов, которые будут сниматься сразу для онлайн-платформ, или, например, уменьшится прокатное окно между выходом картины в кинотеатрах и выходом в онлайне?

Несмотря на пандемию и расцвет онлайн-платформ, большое кино у нас снимается в основном для показа в кинотеатрах. Понятно, что растет сериальный рынок, сами платформы становятся соинвесторами проектов, и это позитивно для киноиндустрии, ведь дает возможность талантливым режиссерам и командам реализовываться.

Уменьшение прокатного окна ударяет по кинотеатрам, а в настоящее время им тяжелее, чем многим игрокам индустрии, поэтому надеемся, что продюсеры будут выдерживать этот промежуток между выходом в кинотеатрах и на платформах, ведь это на руку всей отрасли.

- Много мнений звучало о создании единой федеральной кинокомиссии, которая могла бы помочь компаниям организовывать съемки в регионах. Что уже предпринято в этом направлении?

Федеральная кинокомиссия действительно нужна, в планах запустить ее работу в начале следующего года.

Она будет содействовать организации съемок в России как для отечественных съемочных групп, так и иностранных, консультировать кинопроизводителей, помогать с согласованиями и локациями, координировать работу региональных кинокомиссий, разрабатывать регламенты и правила, инициировать изменения в законы для упрощения киносъемочной деятельности, а также продвигать российские локации для съемок на международном рынке.

Что касается региональных кинокомиссий, то сегодня они работают уже в 18 субъектах и еще в 16 создаются.

- Министерство ведет работу над созданием стратегии развития киноотрасли, а также стратегии развития библиотечной отрасли на десятилетний период. Когда оба документа могут быть приняты и что будут включать?

Концепция развития кинематографии до 2025 года должна учитывать результаты влияния пандемии на отрасль в 2020 году, в начале года мы оценим потери индустрии, так как понимаем, что поддержка отрасли в 2021–2023 годах должна быть антикризисной. И планируем принять документ в первой половине следующего года.

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года официально внесена в Правительство.

В документ включены все основные задачи: совершенствование законодательства в части развития библиотек, запуск новых федеральных, ведомственных и региональных проектов по комплектованию и сохранности библиотечных фондов, конечно же, развитие цифровых решений в этой сфере и многое другое.

Кстати, чтобы повысить эффективность реализации стратегии, мы проведем масштабную исследовательскую работу и сформируем единую систему мониторинга деятельности библиотек страны. Результаты исследования станут основой для разработки плана реализации стратегии.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.