Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова
Источник: Яндекс картинки
00:14 / 31.08.2016

Где и кому больше платят?
В 2016 году запланированные госрасходы в сопоставимых ценах с 2013 годом будут меньше на 20 процентов, предупреждает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова. Реальные зарплаты медработников устремятся вниз, а значит, кадры продолжат уходить из отрасли, доступность медпомощи для населения будет падать

Почему оклады врачей в разных регионах разнятся в десятки раз

Трудно понять, почему в Гумракской амбулатории (Волгоград) врачу положили 6 тысяч рублей в то время, как заработок врача Волгоградского родильного дома № 4 доходит до 104 тысяч. И почему у врача-стоматолога в Санкт-Петербурге (поликлиника №1) выходит в месяц 100 000 рублей, а стоматологи Тверской стоматологической поликлиники довольствуются 11 000 рублей в месяц.

В то время как в Альметьевске рядовой врач ЦРБ получает 58000, в Анапе 60000, в городской поликлинике №3 Барнаула труд медиков высокой квалификации оценивается в 9 тысяч рублей, меньше всего (7 тысяч рублей) заработки медицинских работников высшего звена в ГАУЗ «Брянская городская больница № 1». А врачи Центральной горбольницы в Коврове (Владимирская область) сидят на окладах 5000 рублей. Такие цифры выдает сайт «Кадровые агентства России» на основе данных, присланных его многочисленными посетителями.

Разумеется, глас народа чиновникам не указ. Ведь отчитываются они на основе «правильных данных», которые исправно присылают им руководители подведомственных учреждений. А «правильные данные» таковы: средняя зарплата российского врача по недавним отчетам составила 46,2 тысячи рублей в месяц, а среднего медперсонала – в среднем 26,3 тысячи.

Их и придерживаются чиновники. Совсем другая статистика у фонда «Здоровье»: 23,6 процента врачей в государственных клиниках имеют зарплату менее 10 тыс. рублей, 24 процента – от 10 до 15 тыс., еще 14 процентов зарабатывают от 15 до 20 тысяч. И только 4,1 процента врачей (в основном, из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Якутии, ХМАО), в анкетах указали, что получают 50 тыс. рублей и более.

Почему должностные оклады бюджетников в разных отчетах формируются так, что могут расходиться чуть ли не в десятки раз? Дело тут не только в стремлении властей в регионах исполнить социальные указы президента РФ любой ценой, сокращая при этом медицинский персонал и возлагая на оставшихся людей обязанности уволенных.

Кстати, по данным Счетной палаты, численность медперсонала за последнее время снизилась до 39,7 на 10 тыс. населения (в 2013 году она доходила до 41) и стала ниже показателя, зафиксированного в госпрограмме «Развитие здравоохранения» – 40,2 на 10 тыс. населения.

Не стоит забывать, что оклад доктора в России во многих регионах официально составляет все еще 5.000 рублей! Это своеобразная точка отсчета. Остальные суммы дают работа на несколько ставок, надбавки и прочие выплаты. Причем существующая система гарантирует только оклад в 5000 рублей, а большая часть налипающей к ним суммы формируется из заработка лечебного учреждения по программе ОМС и становится известной незадолго до получения зарплаты.

Чиновники говорят, что денег на медицину выделяется столько, что должно хватить и на медикаменты, и на достойные зарплаты врачей. Куда же идут выделенные деньги?

Итак, по данным ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), только в 2014 г. коммерческим страховым медицинским организациям (СМО) – читай посредникам между ФФОМС и государственными же лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) – перепало 13,7 млрд руб. на ведение дел, еще 2,7 млрд руб. – на полисы ОМС нового образца и 3,7 млрд руб. – штрафы, наложенные на больницы и поликлиники.

Итого получается 20,1 млрд руб. в год. А на рост зарплат медиков, по данным Счетной палаты РФ, направлено всего 3,28 млрд руб. (в 6 раз меньше, чем посредникам) и то за счет сокращения 90 000 медработников (при дефиците в 143 000 человек). Иными словами, пришлось выгнать десятки тысяч врачей, чтобы на несколько тысяч рублей поднять заработки всех остальных.

Другие деньги

Зарплаты главных врачей – не в счет. Усидевшие на руководящих должностях медики живут на совсем другие деньги. Их оклады намного превышают оклады тех, кем они руководят. И чтобы ни творили с медициной, лично им от этого хуже не будет. Скудость средств обычно не влияет на заработки руководителей медицинских учреждений там, где работодателями главврачей выступают руководители муниципальных образований, ибо они назначают им зарплату.

При этом, с одной стороны, работодатели должны исполнить постановления регионального правительства об оплате труда сотрудников больниц и поликлиник (по этому документу назначаются оклад и компенсационные выплаты). А с другой – могут сами устанавливать главврачам всевозможные стимулирующие выплаты.

Так, например, в Самарской области в трудовом договоре одного главврача предусматривалась премия за организацию предпринимательской деятельности в 50 тысяч рублей. Ее выплачивали вне зависимости от того, получило ли прибыль медучреждение или нет. А главврачу другой поликлиники платили 20 процентов к окладу и только от прибыли за оказанные больницей платные услуги.

После того, как все муниципальные больницы и поликлиники перешли под контроль областного минздрава, выяснилось, что заработные платы большинства главных врачей городских и районных больниц никак не укладывались в принятую правительством систему оплаты.

А она основана на том, что оклад любого врача, в том числе и главного, должен зависеть от его квалификационной категории, а также мощности учреждения. В зарплату главврачей также закладываются ежеквартальные и ежегодные премии. Так на бумаге, а на деле в договорных муниципальных отношениях с руководителем лечебного заведения могут быть любые исключения.

У главного врача одной из районных больниц Самарской области месячная зарплата составляла 200 тысяч рублей. И это притом, что средняя зарплата по больнице не дотягивала до 15 тысяч рублей.

Один главврач, бывший руководитель департамента здравоохранения Самары, помимо своего заработка (за год его доход составил более 2,9 млн рублей) задекларировал 13 земельных участков общей площадью 20 тысяч квадратных метров, автомобиль УАЗ 31512, три автоприцепа, несколько мотолодок, катер, снегоход, доставшиеся ему в качестве вознаграждения за непосильный труд.

Отнять и поделить

Самарский губернатор Николай Меркушкин как-то заметил, что если зарплату главврача и его ближайшего окружения в больнице им. Семашко сделать такой же, как в Пензенской, Ульяновской области, Мордовии, и отдать эти деньги среднему медперсоналу, то можно на 40 процентов увеличить их зарплату.

Другой губернатор, глава Челябинской области Михаил Юревич заявил, что собирается свести к минимуму разницу в зарплатах руководителей и подчиненных в учреждениях образования и здравоохранения. По его словам, не дело, когда руководитель бюджетного учреждения получает в 5–6, а иногда и в 7 раз больше, чем рядовой сотрудник.

Конечно, стоит порадоваться тому, что кто-то из глав регионов, наконец, решил навести порядок с зарплатами. Ведь сколько уже было возмущений по поводу заоблачных зарплат на фоне откровенно нищенского существования их подчиненных.

С другой стороны, стоит вопрос: а имеет ли вообще право (моральное и юридическое) директор получать настолько больше подчиненного?

И какова должна быть разница в их зарплатах? Когда врачу или учителю начисляют жалкие 9000 рублей в месяц, а директору все 250000.

Как заставить руководителей бюджетных организаций, заключивших с администрациями долгосрочный договор, отказаться от повышенных заработков?

Каждому – по труду

Несколько лет назад Минздрав РФ выступал с предложением установить максимально возможную разницу в зарплатах между руководителями медучреждений и рядовыми врачами – в восемь раз.

Такое соотношение подвергли сомнению. Расставить все точки над «и» призван одобренный правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций», подготовленный Минтрудом России.

Суть документа в том, чтобы максимальную заработную плату руководителя государственного учреждения поставить в прямую зависимость от средней зарплаты его подчиненных. Привязать ее к выполнению государственного задания. При этом ничего о соотношении не говорится, кроме того, что оно должно быть приемлемой.

Конкретные цифры будут устанавливаться подзаконными актами и решениями органов власти всех уровней, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, унитарных предприятий и фондов.

В то же время будут и исключения из правил. Появится перечень организаций, на которые данные предельные размеры не распространяются. Словом, все, как и раньше, будет зависеть от того, сколько пожалуют руководителю государственного учреждения чиновники.

По мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, такой подход вряд ли что изменит. Во всяком случае, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда, потому что в показателе «средняя зарплата» зачастую и зарплата самого руководителя.

И было бы, наверное, правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых.

Прислушаются ли к такому предложению чиновники и какие соотношения зарплат пропишут, пока не ясно?

Зато ясно другое: в этом году ситуация будет еще хуже. В 2016 году запланированные госрасходы в сопоставимых ценах с 2013 годом будут меньше на 20 процентов, предупреждает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова. Реальные зарплаты медработников устремятся вниз, а значит, кадры продолжат уходить из отрасли, доступность медпомощи для населения будет падать.

При скудости финансирования городским медицинским учреждениям ничего не остается, как расширять сферу платных услуг. Впрочем, руководители, привыкшие получать высокую зарплату, всегда смогут пополнить свой кошелек за счет занятия бизнесом. Никаких ограничений на сей счет в законопроекте не предусмотрено.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.