Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Выхлопные газы от автомобилей
Источник: Яндекс картинки
08:50 / 17.02.2017

Борьба за воздух: как в российских городах снижают вредные выбросы
Эксперты считают, что решить экологические проблемы в городах может совершенствование природоохранного оборудования. "Сейчас универсальный рецепт мы видим в том, чтобы внедрять на производстве новейшие технологии, которые позволяют снизить негативное воздействие на окружающую среду", - Тимофеева

Жители нескольких российских городов, где ситуация с экологией довольно трудная, вышли на пикеты, отстаивая право на чистый воздух. В последнем государственном докладе о состоянии окружающей среды, опубликованном Минприроды РФ в декабре 2016 года, говорится, что в городах, где уровень загрязнения оценивается как высокий и очень высокий, проживают 17 млн россиян.

Объем выбросов в атмосферу в 2015 году превысил 31 млн тонн. Глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до средины сентября разработать механизмы снижения выбросов и закрепить их законодательно.

Опрошенные нами эксперты считают, что кардинально изменить ситуацию может внедрение на промышленных предприятиях современных технологий и ограничения сферы автомобильного транспорта путем введения платных парковок и перехода на топливо Евро-5.

"У нас на пленарном заседании Госдумы 10 февраля звучал один из таких примеров: жители города Находки в Приморском крае страдают от угольной пыли и требуют прекратить перегрузку угля открытым способом.

От угольной пыли все вокруг черное, но, главное, что статистика уже фиксирует рост заболеваний среди горожан. Та же проблема в "Порту Ванино" Хабаровского края, где жители уже устраивают пикеты", - сказала нам председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы России Ольга Тимофеева.

Наследие советской эпохи

Во многих городах крупные промышленные предприятия находятся в городской черте. Так, в миллионном Красноярске расположены алюминиевый и цементный заводы, три крупных ТЭЦ и угольные котельные.

Уровень загрязнения воздуха в этом городе характеризуется как высокий, отмечается в государственном докладе "О состоянии окружающей среды". Только в 2015 году объем выбросов составил 195 тыс. тонн, из них 34% приходится на автомобильный транспорт, 31% - на алюминиевый завод "Русала" и 23% - на три угольные ТЭЦ Сибирской генерирующей компании (СГК).

"Это во многом наследие минувшей эпохи. Некоторые объекты размещены в городе со времен Великой Отечественной войны, когда все усилия направлялись на достижение победы, и нужно было быстро развернуть производство.

После войны ситуацию не исправили", - отмечает директор института экологии и географии Сибирского федерального университета Руслан Шарафутдинов. Среди других факторов сложный природный рельеф Красноярска, угольная генерация и высокий уровень автомобилизации.

Схожие проблемы отмечают и в Братске Иркутской области. По словам представителя местной природоохранной прокуратуры Дмитрия Петренева, при возведении города были допущены серьезные градостроительные ошибки.

Главная проблема заключается даже не в близости крупных промышленных предприятий, а в том, что по отделяющим их от жилых районов лесным насаждениям проходят крупные автомобильные дороги. Они образуют открытые пространства, эспланады, по которым выбросы направляются в город.

Арктика страдает от транспорта

От транспортных загрязнений страдает и российская Арктика. К таким выводам пришли ученые Томского политехнического университета и Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) ДВО РАН.

По данным исследования, от газовых факелов в атмосферу поступает до 6% черного углерода, от лесных пожаров - до 12%, от тепловых электростанций - до 9%, а основной вклад в загрязнение вносят транспорт (38%) и локальные источники - организации и хозяйства, сжигающие древесину и уголь (35%).

Ученые предполагают, что загрязнение арктической атмосферы происходит из-за переноса загрязненного транспортом воздуха из европейской части России. Выпадение сажи на поверхность снега и льда приводит к пониженному отражению солнечной радиации, а это способствует усилению таяния снежного и ледового покрова.

Виновата погода

"Еще одна острая проблема - загрязнение воздуха промышленными выбросами при неблагоприятных метеорологических условиях, то есть когда безветренная погода и низкая облачность. От этого часто страдают города Красноярского края, Урала", - отметила Тимофеева.

По данным мэрии Красноярска, в 2016 году режим неблагоприятных метеоусловий объявлялся 24 раза, а в 2015 году - 26 раз. Тогда как в 2013 году режим "черного неба" был введен лишь семь раз.

В Челябинске ситуация со смогом и качеством воздуха привела к тому, что экологи предложили использовать специальные туманные пушки. "Конечно, они полностью не избавят Челябинск от смога, но облегчат жизнь населению.

Благодаря распылению, мелкодисперсная вода может улавливать взвешенные частицы размером в 10 микрон и более, прибивая их к земле, а также подавлять запахи", - пояснил председатель экологического фонда "Моя Планета" Виталий Безруков.

Универсальный рецепт

Эксперты считают, что решить экологические проблемы в городах может совершенствование природоохранного оборудования. "Сейчас универсальный рецепт мы видим в том, чтобы внедрять на производстве новейшие технологии, которые позволяют снизить негативное воздействие на окружающую среду. Такие технологии описаны в справочниках наилучших доступных технологий", - сказала Тимофеева.

Промышленные предприятия также сообщают о совершенствовании оборудования и закрытии неэффективных с экологической точки зрения производств.

В заполярном городе Норильске на севере Красноярского края прошлым летом был закрыт устаревший никелевый завод, который ежегодно выбрасывал в атмосферу около 380 тыс. тонн загрязняющих веществ. "Утвержденным Росприроднадзором планом снижения выбросов предусматривалось лишь частичное закрытие двух цехов никелевого завода, но руководство компании приняло решение полностью закрыть завод", - уточнили нам в "Норильском никеле".

По словам директора природоохранных программ общероссийской организации "Зеленый патруль" Романа Пукалова, закрытие завода кардинально сказалась на выбросах в городе. "Это значительно улучшило ситуацию в городе. Объемы выбросов снизились более чем на треть", - отметил он.

В Кемеровской области, которая обеспечивает добычу 60% российского угля, по словам главы региона Амана Тулеева, за последние 19 лет было закрыто 50 экологически опасных производств, что позволило сократить выбросы на 35% или 325 тыс. тонн в год. Одним из важных экологических проектов, реализованных в 2016 году, он назвал запуск электростанции на кемеровском заводе "Кокс". Она работает на "вредном коксовом газе", который до этого сжигался.

"Обрубили так называемый "лисий хвост", который сейчас немного дымит, а в этом году прекратит свое существование. А ведь какая была экологическая нагрузка! Кемерово никто не мог представить без этого факела", - отметил губернатор. Но проблема экологии остается острой "и для Кузбасса, и для России".

В Омской области также отчитываются о сокращении выбросов: за пять лет он сократился на 30 тыс. тонн.

Улучшение экологической обстановки связывают с реализацией промышленными предприятиями программ по уменьшению количества выбросов. Например, омский завод полипропилена "Полиом" запустил установку рекуперации отработанных газов, что позволило вдвое снизить выбросы в атмосферу, а проведение масштабной модернизации Омского нефтеперерабатывающего завода снизило выбросы загрязняющих веществ на 36%.

Непопулярные меры

Как отметил Пукалов, значительный вклад в долю выбросов вносит и автомобильный транспорт. "Доля в городах - разная, и в Челябинске основной загрязнитель - это промышленные предприятия, а в столичных мегаполисах - автомобильный транспорт", - подчеркнул он. По его словам, усугубляет ситуацию передача обязательного прохождения технического осмотра личного автотранспорта от государства в частные руки.

"Это и контроль над общественным транспортом - автобусы, технические характеристики которых не соответствуют современным экологическим стандартам, выходить на линию не должны.

Это и перевод общественного транспорта на стандарты топлива ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Это и такие непопулярные меры, как введение платных парковок в центральной части мегаполисов и ограничение въезда большегрузного транспорта. В Москве все эти меры позволили сократить ежегодный объем выбросов на 100 тыс. тонн", - подчеркнул эколог.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.