Прокофьев С.С. Опера «Война и мир»
Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С.С. Прокофьева и М.А. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н. Толстого.
Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 года, под управлением С. Самосуда.
Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось.
К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина — «Бал у екатерининского вельможи» и десятая — «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.
В гениальной эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863—1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения.
Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы.
Опера Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью.
Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.
Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра; в ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины «Как пришел к народу наш Кутузов» и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения.
Действующие лица:
Князь Николай Андреевич Болконский (бас),
Князь Андрей Болконский, его сын (баритон),
Княжна Марья, сестра князя Андрея (меццо-сопрано),
Граф Илья Андреевич Ростов (бас),
Наташа, его дочь (сопрано),
Соня, кузина Наташи (меццо-сопрано),
Ахросимова, родственница Ростовых (меццо-сопрано),
Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (бас),
Пьер Безухов (тенор),
Элен Безухова (контральто),
Анатоль Курагин, брат Элен (тенор),
Поручик Долохов, приятель Курагина (бас),
Ямщик Балага (бас),
Цыганка Матреша (контральто),
Подполковник Денисов (бас),
Платон Каратаев (тенор),
Император Александр I (без пения),
Перонская (меццо-сопрано),
Хозяин бала (тенор),
Хозяйка бала (сопрано),
Адъютант на балу (баритон),
Лакей на балу (тенор),
Старый лакей Болконского (баритон),
Горничная Болконских (меццо-сопрано),
Камердинер Болконских (бас),
Дуняша, горничная Ахросимовой (меццо-сопрано),
Лакей Гаврила (баритон),
Тихон Щербатый (бас),
Федор (тенор),
Матвеев (баритон),
Старостиха Василиса (меццо-сопрано),
Тришка (контральто),
Вестовой князя Андрея (тенор),
Мавра Кузьминична, ключница Ростовых (контральто),
Молодой фабричный (тенор),
Лавочница (сопрано),
Иванов (тенор),
Адъютант Кутузова (тенор),
Генерал Бенигсен (баритон),
Генерал Барклай де Толли (тенор),
Генерал Ермолов (бас),
Генерал Раевский (баритон),
1-й штабной (тенор),
2-й штабной (бас),
Император Франции Наполеон (баритон),
Метивье, французский доктор (бас),
Французский аббат (тенор),
Маршал Бертье (бас),
Маршал Коленкур (без пения),
Генерал Бельяр (бас),
Министр двора де Боссе (тенор),
Адъютант Наполеона (бас),
Адъютант маршала Мюрата (контральто),
Адъютант генерала Кампана (тенор),
Адъютант принца Евгения (тенор),
Голос за кулисами (тенор),
Маршал Даву (бас),
Kaпитан Рембаль (бас),
Лейтенант Бонне (тенор),
Жерар (тенор),
Жако (бас),
Французский офицер (баритон),
1-я французская актриса (сопрано),
2-я французская актриса (меццо-сопрано),
Конвойный без (пения),
1-й немецкий генерал (без пения),
2-й немецкий генерал (без пения),
1-й сумасшедший (тенор),
2-й сумасшедший (бас),
3-й сумасшедший (без пения).
Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.
Действие происходит в России с 1809 по 1812 год. Хоровой эпиграф.
Эпиграф, в котором использованы подлинные слова Л. Толстого и Д. Давыдова, вводит в атмосферу Отечественной войны 1812 года, когда «дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой» и разбила нашествие «двунадесяти языков Европы», изгнав оккупантов с Русской земли.
Содержание:
Часть первая
Первая картина.
«Сад в Отрадном».
Весна 1809 года
Князь Андрей Болконский, навестив графа Ростова по делам имения, остановился на ночлег в Отрадном. Он с горечью и разочарованием размышляет о своей жизни. До него доносятся голоса дочери графа Ростова Наташи и ее кузины Сони. Наташа не может заснуть, взволнованная прелестью лунной ночи.
Вторая картина
«Бал у екатерининского вельможи».
31 декабря 1809 года
Первый выход в свет Наташи Ростовой. Среди гостей граф Петр Безухов, которого все называют Пьером, его жена Элен, ее брат Анатоль Курагин с приятелем Долоховым, а также Андрей Болконский. По просьбе Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на вальс.
Третья картина
«Зала в особняке старого князя Болконского».
Зима 1811 года
Наташа помолвлена с князем Андреем. Вместе с отцом она навещает дом Болконских. Старый князь отказывается принимать Ростовых, считая Наташу неподходящей партией для своего сына. К гостям выходит княжна Марья, сестра Андрея Болконского. Внезапно вошедший старый князь обращается к Наташе с издевкой.
Четвертая картина
«Диванная у Элен Безуховой».
Спустя несколько дней
На приеме у Элен Анатоль Курагин передает Наташе любовную записку. Соня пытается остановить Наташу, но та, оскорбленная приемом у Болконских и взволнованная новой встречей, не слушает предостережений.
Пятая картина
«Кабинет Долохова».
Спустя еще несколько дней
Анатоль Курагин готовится с помощью Долохова похитить Наташу Ростову, которая гостит у своей крестной Ахросимовой.
Шестая картина
«Комната в особняке Ахросимовой».
Тем же вечером
Наташа ждет приезда Анатоля, чтобы бежать с ним. Ахросимова, предупрежденная Соней, предотвращает побег. Пьер Безухов открывает Наташе, что Анатоль Курагин женат.
Седьмая картина
«Кабинет Пьера Безухова».
Поздний вечер того же дня
Пьер заставляет Анатоля вернуть письма Наташи Ростовой и уехать из Москвы во избежание дуэли с Болконским. Входит Денисов с тревожной вестью: Наполеон стянул войска к границе России.
Часть вторая
Восьмая картина
«Бородинское поле перед сражением».
26 августа 1812 года
Русские войска готовятся к сражению. Андрей Болконский, который командует полком, встречает Денисова, некогда сделавшего предложение еще пятнадцатилетней Наташе. Встреча пробуждает у князя Андрея болезненные воспоминания. Появляется Пьер Безухов, который хочет своими глазами увидеть сражение. Фельдмаршал Кутузов проводит смотр войск перед боем.
Девятая картина
«Шевардинский редут во время Бородинского сражения»
Наполеон наблюдает за ходом битвы. Он не в силах понять, почему его доблестная армия на этот раз не может одержать быструю победу.
Десятая картина
«Фили».
1 сентября 1812 года
Военный совет должен решить судьбу Москвы. Чтобы спасти армию и Россию, Кутузов принимает решение оставить город без боя.
Одиннадцатая картина
«Улицы Москвы».
Сентябрь 1812 года
Занятая французами Москва охвачена пожарами. Большинство жителей покидают город. Пьер Безухов, одержимый идеей убить Наполеона, остался в Москве. Он узнает, что князь Андрей тяжело ранен. Французы расстреливают горожан, обвиненных в поджогах. Пьер, которому чудом удается избежать гибели, знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым.
Двенадцатая картина
«Мытищи».
Две недели спустя Бородинского сражения
Наташа Ростова приходит к мечущемуся в бреду князю Андрею. Она просит раненого Болконского простить ее. Прежнее счастье на миг возвращается к Наташе и Андрею.
Тринадцатая картина
«Смоленская дорога».
Конец 1812 года
Французы отступают из Москвы, уводя с собой пленных. Выбившегося из сил Платона Каратаева расстреливают. Остальных пленных, в том числе Пьера Безухова, освобождает партизанский отряд под командованием Денисова и Долохова. Кутузов объявляет о победе русского войска.
Опера Прокофьева — грандиозное историческое полотно, состоящее как бы из двух частей: 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Замысел оперы был во многом обусловлен началом Великой отечественной войны. Несколько раз изменял композитор либретто, пытаясь найти адекватное воплощение темы.
Прокофьев применил здесь речитативно-декламационные принципы в сочетании с ариозными построениями. Важна в опере роль хоров. После ряда сокращенных постановок, сочинение было, наконец, полностью поставлено (1957) в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1953 с успехом состоялась зарубежная премьера в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май» с участием крупнейших певцов — Бастианини, Барбьери и др.
Выдающуюся запись оперы осуществил Ростропович (среди солистов Вишневская, Гедда, Гюзелев, и др., Еrato).