Дмитрий Солунский (Около 1113)
Одежды, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями, исполнены золотой, голубовато-зеленой, розоватой и синей смальтой, передающей блеск золотой брони, глубокий тон зеленого плаща, золотой узор синей ткани штанов и розовую рубаху с коричневыми тенями. Перевязь на груди белая с голубыми контурными линиями. Обувь (кампагии) серая с белым, украшенная желтыми полосами. Фон золотой, позем двухцветный, из зеленой и желтой полос. Композиция обложена по краям рядом белых камней в виде рамки.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень, мрамор. Мозаика. 222 X 129.
Находилась на южной грани северо-восточного столба, под восточной аркой главного нефа церкви Михаила (около 1108-1113 гг.) Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря в Киеве на уровне полатей или хоров. В 1936 году мозаика снята со столба проф. В.А. Фроловым, наложена на цемент и перенесена в Государственный Киевский музей русского искусства. Поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1938 году из Государственного Киевского музея русского искусства.
Неоднократно высказывались соображения о том, что Михайловский собор, стоявший до 1930-х гг. на территории древнего Дмитровского монастыря в Киеве, в действительности представлял собой первую церковь этого монастыря - собор Дмитрия, построенный князем Изяславом-Дмитрием около 1060—1062 гг.
Мозаики Киевской Софии были закончены в 1046 г. Считая фрагменты мозаичного убранства собора Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря частями интерьера собора Дмитрия 1060-1062 гг., необходимо допустить, что исполнение этого убранства отделено от софийских мозаик всего лишь 16 годами. За этот короткий срок стиль древней живописи Киева не мог изменяться так, как это обнаруживают михайловские моваики.
Поэтому представляется правильнее, вслед за Ю.С. Асеевым, считать сохранившиеся до нашего времени мозаики Михайловского Златоверхого (в древности Дмитровского) монастыря, относящимися к той его церкви, которая была выстроена около 1108-1113 гг. князем Святополком, сыном князя Изяслава-Дмитрия, основателя самого монастыря.
Таким образом, рассматриваемая мозаика с изображением Дмитрия Солунского отделена от мозаичного убранства Киевской Софии 69 годами, чем и объясняется иной ее стиль, более изысканный и утонченный, знаменующий собой зрелую эпоху киевской школы живописи. Существенно стилистическое сходство образа Дмитрия Солунского на мозаике с киевской иконой Великой Панагии, относимой мною ко времени около 1114 г.
Мозаика Дмитрия Солунского являлась, быть может, изображением патрона основателя Дмитровского монастыря, князя Изяслава-Дмитрия Ярославича (1024-1078), отца князя Святополка, соорудившего здесь в 1108-1113 гг. церковь Михаила. Этим объясняется положение мозаики относительно хоров - местопребывания сына основателя монастыря и его семьи в Михайловской церкви.