Деисус: архангел Михаил, Спас Еммануил, архангел Гавриил (Около 1150)
Одежды исполнены плотным слоем красок. У Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Еммануила охряной, с золотым ассистом. У Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий. В волосах у архангелов - голубые тороки с красными камнями, оправленными в золото.
Нимбы были розовые, фон золотой. Фрагменты нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами архангелов. На фоне - разновременные вставки нового левкаса, внизу - доделка XVIII века. На полях нет левкаса. В левом углу на поле - красная сургучная печать Большого Успенского собора.
Доска липовая, шпонки вертикальные, загнанные снизу вверх. Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 72 X 129. Происходит из Успенского собора в Московском Кремле, где находился над северными дверями иконостаса. Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1936 году. Поступила в Государственную Третьяковску галлерею из Государственной Оружейной палаты в 1936 году.
Деисус с греческого означает моление, прошение. В композиции воплощается идея заступничества святых людей перед Христом. В центре композиции изображается Спас Вседержитель (Христос), по сторонам обращенные к пему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в деисусах часто изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые.
Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные (изображение одних голов), оплечные, поясные и во весь рост, как на одной доске, так и на многих. Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в ХII - XIV вв.
Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции также часто изображалась на верхних полях икон и входили в состав сложных композиций, таких, как „Страшный суд".
Это изображение - древнейший тип Троицы, восходящий к VII—VIII вв. В то время самое изображение иногда заменялось монограммой ХМГ (начальные буквы имен Христа, Михаила и Гавриила).
Сопоставления, например: лица Спаса - с головой Еммануила на груди Богоматери в Устюжском Благовещении; архангелов - с мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (общий характер и движения, подобные ритму апостолов в Евхаристии); колорита - охра с золотом на хитоне Спаса - с архангелом Гавриилом Устюжского Благовещения; с хитоном архангела Гавриила ХII века, в так называемом "Ангеле златые власы" (ГРМ) и др. - позволяют отнести эту икону ко времени не позднее середины ХII века, и связать ее с памятниками Великого Новгорода Киевской Руси.