Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Никола, со святыми на полях. Средник - XII век. Киев (?). Изображения на полях - XIII век. Великий Новгород
Автор: Неизвестный иконописец XII века
Источник: Государственная Третьяковская галерея
13:26 / 09.12.2014

Никола, со святыми на полях (1150-1250)
Эту живопись нужно отнести к новгородской школе. Вохрение без санкиря желтой охрой с красной подрумянкой и белыми мазками-движками. Вверху поясные "Казна" и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине
Никола изображен по пояс с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным.

Плечи Николы как бы сжаты полями доски, а боковые части фигуры срезаны ими. Это увеличивает значительность продолговатой с высоким лбом головы Николы и его покрытого морщинами аскетического лица. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты.

Вохрение жидкой охрой по светло-охряному санкирю. Темно-красные и оливково-зеленые тени приплеснуты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин - красновато-коричневые. Губы темно-красные. Волосы исполнены белильными мазками (почти не сохранились), лежащими поверх зеленоватой рефти. Фелонь темно-коричневая, с черными описями складок и серебряным ассистом, расходящимся лучеобразно от сплошных серебряных пятен-бликов. От живописи белого омофора уцелели следы.

Сохранились также фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез его киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку. На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия.

Эту живопись нужно отнести к новгородской школе. Вохрение без санкиря желтой охрой с красной подрумянкой и белыми мазками-движками. Вверху поясные „Казна" и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника.

Первыми представлены князья: слева - Борис, справа - Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева -"Флур", справа - "Лавр", в синих и красных одеждах. Внизу слева - преподобная "Овдокия" в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее - зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа - мученица До[мн]а (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе.

На нижнем поле слева - поясная Параскева (?) в красном мафории, справа - поясная "Фотинниа", в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные. Доска липовая. Древние набивные торцовые шпонки утрачены. Их заменяют более поздние шпонки, скрепляющие планки. Кроме того, на обороте четыре более поздние врезные короткие шпонки, из которых одна утрачена.

Паволока, левкас, яичная темпера. 140 X 93. С доделками 145 X 94. Происходит из Новодевичьего монастыря в Москве, куда по монастырскому преданию икона Николы была привезена из Новгорода Иваном Грозным вместе с иконой Ярославской Богоматери 1564 года, и теперь находящейся в этом монастыре.

Икона Николы раскрыта в 1919 году в Комиссии И.И. Сусловым, В.А. и М.И. Тюлиными, В.К. Тарыгиным и П.И. Цепковым. В Государственную Третьяковскую галерею поступила в 1930 году из ГИМ.

По-видимому, икона Николы, написанная в ХII веке киевским мастером, была реставрирована в ХIII веке в Новгороде. Именно тогда были добавлены изображения на полях.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.